Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN CONCEPTS OF THE ACADEMIC STAFF IMAGE IN MEDICAL UNIVERSITY

Plotnikova I.E. 1 Moiseeva N.S. 1 Filozop A.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Voronezh N.N. Burdenko State Medical University
Nowadays, there is a considerable amount of data, which cover different aspects of students’ perception of the image of the academic staff. At the same time, in the absence of a teacher’s evidence-based image, the basic conditions for its directed formation affecting the personality of a medical student have not been established. In the current context, the image of an organization is determined by the image of its research and teaching staff and it cannot be competitive without that. There are several types of the image of the teaching profession in a medical school formed in the group mind of students of which the predominant is the image of a teacher who is an educated strong personality. Besides, in the students’ perception, a research and teaching fellow does not only have the necessary professional skills but also knows how to interact with students; he is able to maintain discipline and order; he is engaged in self-education and self-development in order to make lessons interesting, which should also be considered in the teacher’s image evaluation and formation.
the image of a research and teaching fellow of a medical school
students
competitiveness

В настоящее время сложившаяся ситуация в образовательной сфере указывает на необходимость формирования новых тенденций в области качественных характеристик преподавательского состава. Схожий уровень образовательных технологий, аналогичные методы обучения, общие подходы к обучающимся студентам обеспечивают примерно равные условия работы для научно-педагогических работников медицинских учреждений. Современная политика в области качества в данном случае обеспечивается способностью педагога гибко следовать изменениям «рынка». В этих условиях имидж научно-педагогического работника начинает играть ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения и его устойчивости в целом [1].

Понятие «имидж» от (лат. imago – образ и от англ. image – образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии и др. [2].

На сегодняшний день накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия студентами образа научно-педагогического работника. В то же время пока отсутствует научно обоснованный имидж преподавателя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющие на становление личности обучающегося медицинского вуза [3, 4, 5].

Общекультурные компетенции (ОК) подразумевают определенные требования к подготовке специалиста высшей школы. Имидж неразрывно связан с саморазвитием, самореализацией, самообразованием и использованием творческого потенциала, способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК). Неотъемлемыми качествами специалистов, освоивших программу обучения, является готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования (универсальные компетенции – УК) [6].

В результате освоения программы обучения у будущего педагога должны быть сформированы: универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции, определяемые профилем программы.

Имидж научно-педагогического работника медицинского вуза заключается в способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в полученной области; способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способности к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития.

Целью исследования является представление результатов эмпирического исследования имиджа научно-педагогического работника медицинского вуза.

Исследовательской базой стал Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. В целом в работе участвовало 300 студентов.

Для изучения представлений студентов об имидже научно-педагогического работника медицинского вуза использовался метод анкетированного опроса. Анкета состояла из 15 вопросов, включающих анонимные сведения об отвечающем респонденте, такие как пол, возраст, курс и факультет, а также вопросы, относящиеся к личности научно-педагогического работника медицинского вуза: профессионально привлекающий имидж; имидж педагога как преподавателя по предмету; имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной; негативный имидж, а также ряд вопросов, относящихся к профессиональным требованиям и компетенциям педагога). Данные анкетного опроса проанализированы с помощью стандартных процедур статистического анализа в Exсel.

Основной эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 3, 4 и 5 курса стоматологического факультета Воронежского государственного медицинского университета. Выборочная совокупность была представлена 300 респондентами, среди которых: 195 человек (65 %) опрошенных являются лицами женского пола и 105 человек (35 %) – мужского пола. Возраст опрошенных составлял от 18 до 24 лет. Из общего числа студентов 62 % опрошенных респондентов учатся на платной основе, а 38 % на бюджетной (табл. 1).

Таблица 1

Распределение обучающихся по полу и возрасту

Возраст

Пол

Мужчины

Женщины

18–20 лет

30 (10 %)

60 (20 %)

20–22 года

45 (15 %)

60 (20 %)

22–24 года

30 (10 %)

75 (25 %)

Итого

105 (35 %)

195 (65 %)

Всего

300 (100 %) человек

Для выявления профиля стереотипного современного научно-педагогического работника, соответствующего представлениям и ожиданиям обучающихся ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (3–5 курсов) было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих педагогов.

Анализ результатов исследования позволил сформулировать имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, соответствующие следующим структурным компонентам (табл. 2):

– профессионально привлекающий имидж;

– имидж педагога как преподавателя по предмету;

– имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной;

– негативный имидж.

Построение типологии имиджа профессии педагога может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным группам. Испытуемые респонденты каждой группы имеют сходные особенности восприятия и характеризуются восприятием определенного вида имиджа профессии преподавателя. Соотношение различных видов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированных в групповом сознании обучающихся, представлено на рисунке.

Таблица 2

Виды имиджа, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения

Курс

Профессионально привлекающий имидж

Имидж педагога как преподавателя по предмету

Имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной

Негативный имидж

Всего

3 курс

21 (7 %)

15 (5 %)

48 (16 %)

6 (2 %)

90 (30 %)

4 курс

11 (3,7 %)

20 (6,7 %)

70 (23,3 %)

4 (1,3 %)

105 (35 %)

5 курс

25 (8,3 %)

19 (6,3 %)

50 (16,7 %)

11 (3,7 %)

105 (35 %)

Всего

57 (19 %)

54 (18 %)

168 (56 %)

21 (7 %)

300 (100 %)

pic_85.wmf

Соотношение различных видов имиджа профессии педагога у современных студентов

Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных видов имиджа неодинакова: в групповом сознании обучающихся вузов у 168 (56 %) человек преобладает имидж педагога как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у 21 (7 %) студента. Примечательно, что 57 (19 %) обучающимся свойственен «Профессионально привлекающий вид имиджа профессии педагога».

Для выявления уровня компетенции научно-педагогических работников медицинского вуза обучающимся было предложено проанализировать характеристики педагога и проранжировать перечисленные качества (от 1 – «наиболее важно» и так далее до 10 – «наименее важно») (табл. 3).

1. Взаимодействует с обучающимися.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Рассказывает обучающимся о своей личной жизни, успехах и неудачах.

4. Занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете.

5. Открыто признается, что делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью обучающихся, расспрашивает их о доме и пытается помочь, если это возможно.

7. Заставляет обучающихся учить, чтобы они отлично знали его предмет.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными.

10. Помогает обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Таким образом, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися (1); способен поддерживать дисциплину и порядок (2); занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете (4), а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными (9), что необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.

Таблица 3

Характеристики педагога, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения

Курс / Характеристики

3 курс / балл

4 курс / балл

5 курс / балл

1

1

1

1

2

3

3

3

3

10

10

10

4

2

4

4

5

8

9

8

6

7

7

7

7

4

5

9

8

6

6

6

9

5

2

5

10

9

8

2

Немаловажным для студентов является умение педагога обучать, чтобы они отлично знали его предмет (7); а также быть доброжелательным с коллегами (8); помогать обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение (10).

Таким образом, имидж представляет собой сложный феномен, в котором содержатся разнообразные характеристики. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идет по разным каналам и по каждому из них надо вести определенную работу. При этом главным для имиджа становится его коммуникативная функция. Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.

Заключение

В современных условиях имидж организации определяется имиджем научно-педагогических работников и без этого невозможно быть конкурентоспособным.

Установлено следующее соотношение различных типов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированное в групповом сознании обучающихся, в котором преобладает имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной. Профессионально привлекающий имидж сформирован в сознании 19 % человек, а имидж педагога как преподавателя по предмету у 18 % опрошенных.

Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у незначительного числа студента (7 %).

Кроме того, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися; способен поддерживать дисциплину и порядок; занимается самообразованием и саморазвитием, а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными, что также необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.

Феномен имиджа стал предметом исследования в различных отраслях научного знания. Это обстоятельство позволяет определить феномен имиджа в качестве личностноориентированной структуры, которая является эквивалентом субъективного отношения человека к тем или иным социальным процессам, явлениям, вещам, людям и т.д. Возможно, имидж уже стал частью нашей культуры.

Особое значение для педагога приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту, необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества.

Профессиональный имидж преподавателя медицинского вуза – образ, который полностью соответствует специфике профессии, который формирует отношения между специалистом и его студентами, пациентами, коллегами, руководителями.

Имидж педагога включает не только внешний вид, но и владение нормами социального взаимодействия и знание профессиональной корпоративной культуры, клинического этикета, а также наличие тактичности и эмпатии.

Таким образом, имидж научно-педагогического работника медицинского вуза является одним из главных атрибутов его деятельности. Создание профессионального имиджа должно быть осознанным и основываться на соблюдении принципов организационной культуры, необходимых для формирования положительного впечатления у студентов и коллег, а забота государства о благополучии представителей данной профессии повышает ее респектабельность.