Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF ECOLOGICAL RESPONSIBILITY IS AWARE «GEOGRAPHY OF RUSSIA»: PROCEDURAL AND TECHNOLOGICAL ASPECT

Vinokurova N.F. 1 Loschilova A.A. 2 Spiridonova S.O. 1
1 The Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university)
2 Municipal budget educational institution secondary school № 32
In article the actual problem of formation of ecological responsibility means of school geography reflecting tendencies of development of geographical education in line with ideas of a koevolyution and sustainable development is opened. The purpose of article consists in disclosure of an associativity of stages of formation of ecological responsibility as sets of informative, emotional, valuable and standard and praksiologichesky components and pedagogical technologies adequate to them promoting development of all structural components of ecological responsibility. The following technological triad is developed: «system personally – the focused geoecological tasks – methods of heuristic training – system of responsible affairs.» The moral and ecological potential of the course «Geography of Russia» which is key in system of school geographical education is stated. The procedural component of formation of ecological responsibility reflecting objective logic of an interiorization of socially significant requirements and norms in structure of an inner world of the personality is presented. The technology of formation of ecological responsibility aimed at the development of all structural components of this quality of the personality is opened. The interrelation of stages and technologies of formation of ecological responsibility with the maintenance of the basic school course «Geography of Russia» is considered. Concrete methodical recommendations of formation of ecological responsibility at pupils are offered by means of the course «Geography of Russia» (the 8th class). In article importance of interrelation of fixed and extracurricular activities in the course of formation of ecological responsibility is emphasized. Materials of article are of practical value for school practice, providing implementation of requirements of FGOS and strategic directions of modernization of domestic education.
ecological responsibility
the course «Geography of Russia»
system of responsible affairs
system of the personal focused geoecological tasks
methods of heuristic training
stages of formation of ecological responsibility
geographical formation
greening
technology of formation of ecological responsibility

Школьное географическое образование в условиях перехода на новые ФГОС основного общего образования второго поколения претерпевает серьезные изменения. Ключевыми векторами его модернизации становятся духовно-нравственная направленность, ориентация на воспитание личностных качеств, экологизация в русле идеологии устойчивого развития и коэвоюционных ценностей [8].

Данные инновационные ориентиры развития школьной географии детерминируют использование ее нравственно-экологического потенциала для формирования у учащихся такого важнейшего личностного качества, как экологическая ответственность. В его определении мы придерживаемся позиций И.Т. Суравегиной. Как нравственное качество личности, экологическая ответственность выражается в форме принятия системы ответственной зависимости человека и природы, представляющей собой высшую степень проявления ответственного отношения к требованиям экологической этики и права и предполагающей внутреннее действие личности, развитое самосознание. В структурном плане она представляет собой единство эмоционального, познавательного, ценностно-нормативного и праксиологического компонентов [10].

Значительными возможностями в формировании данного качества личности обладает курс «География России». В нем наиболее широко нашли отражение идеи экогуманизма, «сотворчества» человека и природы (И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, М.В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков). Комплексный характер содержания курса «География России», включающего знания о природе, населении, хозяйстве, способствует изучению школьниками взаимодействий и противоречий в целостной системе «природная среда – общество – человек». Содержащиеся в курсе понятия экогуманистического характера содействуют осознанию «включенности» человека в социоприродную среду и личной ответственности за ее сохранение. Вместе с тем, анализ практики школьного географического образования выявил ряд методических проблем, связанных с отбором и структурированием содержания, определения последовательности и технологий формирования экологической ответственности. Представленная проблема определила цель нашей работы.

Целью исследования является обоснование и раскрытие процессуально-технологического аспекта формирования экологической ответственности, сопряженности этапов и технологий формирования экологической ответственности с содержанием базового школьного курса «География России».

Определено, что формирование экологической ответственности в курсе «География России» осуществляется в контексте культурно-экологического, аксиологического, личностно-деятельностного и средового методологических подходов и соответствующих им принципов. Использование данных подходов обуславливает переосмысление образовательных целей, содержания, технологий, методов и планируемых результатов.

На основе исследований Г.Н. Каропа [6] выявлено, что процесс формирования экологической ответственности отражает объективную логику интериоризации социальных норм и требований в компоненты внутренней структуры личности и включает в себя четыре этапа:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

II. Интеллектуально-ценностный этап.

III. Деятельностно-поступочный этап.

IV. Рефлексивно-преобразующий этап.

Реализация данных этапов предполагает использование совокупности технологий и методов, способствующих развитию всех структурных компонентов экологической ответственности. В этой связи, на основе исследований А.В. Хуторского, В.В. Серикова, Н.Ф. Винокуровой, И.П. Иванова нами была сконструирована следующая технологическая триада: «система личностно-ориентированных геоэкологических задач – методы эвристического обучения – система ответственных дел», которая реализуется на каждом этапе формирования экологической ответственности (таблица).

Рассмотрим сопряженность этапов и технологий формирования экологической ответственности с содержанием базового школьного курса «География России» (УМК «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева).

I. Мотивационно-ориентировочный этап соответствует Введению и первому разделу курса «Россия в мире». У учащихся происходит развитие представлений об особенностях экологической ответственности, ее роли в решении экологических проблем и обеспечении «сотворчества» человека и природы. Реализация содержания осуществляется посредством мотивационных личностно-ориентированных геоэкологических задач, которые решаются посредством методов образного видения и эвристической беседы. Также учащимся предлагается выбрать и реализовать наиболее интересное для них мотивационно-стимулирующее ответственное дело.

Проиллюстрируем данный процесс на примере изучения первой темы курса «Мы и наша страна на карте мира».

Этапы и технологии формирования экологической ответственности

Этапы

Система личностно-ориентированных геоэкологических задач

Методы эвристического обучения

(по А.В. Хуторскому)

Система ответственных дел

(на основе КТД И.П. Иванова)

Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивационные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод образного восприятия, эвристическая беседа

Мотивационно-стимулирующие ответственные дела

– Операция «Юный оратор»;

– Рассказ-эстафета

– Интернет-операция «Поиск»;

– Интернет-операция «Погружение»

Интеллектуально-ценностный этап

Информационно-познавательные и эмоционально-ценностные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод смыслового видения; метод символического видения; метод «исследование»; метод эвристических вопросов; метод конструирования правил

Ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела

– Интернет-операция «Найди и оцени», «Я социолог»;

– «Эстафета «Составим вместе»;

– Операции: «Реклама» «Мультимедийная презентация» «Осмысление», «Листовка», «Книжка-малышка»

Деятельностно-поступочный этап

Поисково-творческие личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод «мозгового штурма»; метод синектики;

метод «Если бы…»

Практико-созидательные ответственные дела

– Экологический проект;

– Экологическая акция

Рефлексивно-преобразующий этап

Нравственно-оценочные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод рефлексии; метод нормотворчества; методы самооценки

Рефлексивно-оценочные ответственные дела

– Операция «Знаки»;

– Операция «Погружение в себя»;

– Эстафета достижений;

– Эстафета «Письмо по кругу»

Педагог предлагает учащимся решить следующую мотивационную личностно-ориентированную геоэкологическую задачу «Россия: экологические парадоксы»:

Россия имеет ключевое значение для обеспечения экологически устойчивого развития. Это связано с сохранившимися сплошными массивами ненарушенных территорий, которые составляют 65 % площади нашей страны. В то же время в рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), подготовленном американскими учеными в 2012 г., Россия из 132 стран мира занимает 106 место, располагаясь рядом с такими государствами, как Марокко и Монголия. В исследовании утверждается, что даже Китай и Индия со своими гигантскими выбросами оказались в рейтинге выше России. С чем связано такое низкое место нашей страны в рейтинге? Как вы представляете себе экологически ответственного россиянина, какова его роль в улучшении экологической ситуации в стране?

Для решения данной задачи используется метод эвристической беседы и метод образного видения. Используя первый метод, учитель вовлекает учащихся в беседу, задавая им следующие вопросы:

– С чем для Вас ассоциируется экологическая ответственность? Попробуйте определить ее особенности? Какую роль играет экологическая ответственность в сохранении экологического равновесия и создании экологически чистой экономики страны?

– Влияют ли размеры страны на ответственное отношение ее граждан к природе? Какие виды безответственной деятельности могли привести к ухудшению экологической ситуации в стране? Приведите примеры природоохранной деятельности, проводимой в России, эффективна ли, на ваш взгляд, данная деятельность?

– Можете ли вы повлиять на улучшение экологической ситуации и способствовать решению экологических проблем вашего края?

Затем педагог применяет метод образного видения, предлагая школьникам составить образ «Экологически ответственного россиянина».

После решения мотивационной личностно-ориентированной геоэкологической задачи учитель в качестве домашнего задания поручает учащимся выбрать и выполнить наиболее интересное для них мотивационно-стимулирующее ответственное дело.

Мотивационно-стимулирующие ответственные дела:

1. Операция «Поиск». Используя Интернет-ресурсы, найдите высказывания ученых и известных общественных деятелей об экологической ответственности. Результаты оформите в виде мультимедийной презентации.

2. Операция «Юный оратор». Подготовьте сообщение на тему «Мой выбор – экологическая ответственность за родной край».

3. Операция «Погружение». Подумайте и определите зоны своей личной ответственности (за что вы отвечаете). Что бы вы лично смогли сделать для сохранения природы родного края?

II. Интеллектуально-ценностный этап соотносится со вторым разделом курса «Россияне» и нацелен на более глубокое осмысление и осознание школьниками правового и этического содержания экологической ответственности, важности коэволюционного взаимодействия в системе «общество – природа – человек». Учащиеся усваивают систему геоэкологических понятий и экологических ценностей, являющихся важнейшими регуляторами экологически ответственного поведения личности в окружающей среде. На данном этапе реализуются информационно-познавательные и эмоционально-ценностные личностно-ориентированные геоэкологические задачи. Решение учащимися задач осуществляется посредством следующих методов эвристического обучения: смыслового и символического видения, метода «исследование», метода конструирования правил. Школьникам предлагается выбрать наиболее интересные для них ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела.

Реализацию данного этапа рассмотрим на примере темы «Расселение и урбанизация». Вниманию учащихся предлагается следующая информационно-познавательная личностно-ориентированная геоэкологическая задача «Урбанизация через призму экоответственности».

Современная урбанизация при всех своих плюсах сопровождается ухудшением состояния окружающей среды и здоровья человека. Например, загрязнение городской среды диоксидом серы повреждает респираторную систему человека, вызывая кашель, боль в груди, одышку. Во многих городах из-за загрязнения воздуха резко ухудшилось качество зеленых насаждений. И это далеко не полный список последствий урбанизации. Подумайте и назовите причины негативных последствий урбанизации? Связаны ли данные негативные последствия с качествами личности жителей городов? Как каждый горожанин может проявить свою экологическую ответственность, используя профессиональный и личный ресурс?

Решение задачи происходит посредством эвристического метода «Исследование». Педагог предлагает учащимся следующий алгоритм действий:

1) цель решения задачи (зачем ее решаем, что необходимо найти);

2) план решения (что необходимо сделать);

3) версии ответов, гипотезы;

4) систематизация собранных фактов;

5) выводы.

Далее учитель предлагает учащимся решить эмоционально-ценностную личностно-ориентированную геоэкологическую задачу «Экологически ответственные традиции россиян»:

Познакомьтесь с материалами этно-экологической экспедиции на Алтай и оцените отношение малочисленных алтайских народов к природе, выявите смысл данного отношения. «...Наша молодежь – парни двадцати-тридцати лет – договариваются между собой и ездят каждый год на родовое место и там, где деревни наши стояли, чистят реку, и озеро, и родники. Пока живо это место, жива связь с ним рода, жив и род». «...У наших предков существовал строгий запрет на рубки в лесу возле реки. Есть даже поговорка: если срубишь лес возле реки, то твоим внукам негде будет напиться» [4].

Для «включения» учащихся в решение задачи учитель использует методы смыслового и символического видения. Педагог предлагает школьникам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»:

– Является ли отношение к природе малых народов экологически ответственным? Оцените его значение с вашей точки зрения.

– Как вы понимаете понятие «родовое место», с чем оно у вас ассоциируется? Зачем необходимо охранять и заботиться о родовом месте?

– Объясните смысл запрета на рубку леса возле реки?

– Во всех ли районах России в процессе урбанизации сохраняются традиции гармоничных взаимоотношений человека и природы? Разрывает ли урбанизация «связующие нити» между человеком и природой? Приведите примеры.

Затем используя метод символического видения, педагог просит учащихся подумать и изобразить в виде схемы или рисунка символы, с которыми у них ассоциируется экологическая ответственность, русская природа, родовое место. Перед выполнением задания учитель поясняет школьникам характер отношений символа и его объекта (например, свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира).

В конце урока в качестве домашнего задания педагог предлагает школьникам выбрать и выполнить наиболее интересные для них ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела:

1. Интернет-операция «Найди и оцени». Воспользуйтесь интернет-источниками и справочной литературой и оцените последствия изменений природы, вызванные урбанизацией, для человека.

2. Операция «Листовка». Разработайте листовку «Экологическая ответственность горожанина».

3. Операция «Мультимедийная презентация». Создайте мультимедийную презентацию на тему «Причины и последствия экологических проблем городов».

III. Деятельностно-поступочный этап соответствует разделам «Природа» и «Хозяйство». На данном этапе происходит реализация усвоенных учащимися знаний, ценностных отношений, методов решения экологических проблем в практической деятельности. Школьники проявляют самостоятельность в планировании, реализации, оценке собственной деятельности, выражают свою позицию по различным вопросам экологического характера. Данному этапу соответствуют поисково-творческие личностно-ориентированные геоэкологические задачи, решение которых происходит посредством таких методов эвристического обучения, как «Если бы…», мозговой штурм, метод синектики. Учащимся поручаются практико-созидательные ответственные дела.

Проиллюстрируем данный этап на примере изучения темы «Зима и лето в нашей северной стране».

Учащимся предлагается поисково-творческая личностно-ориентированная геоэкологическая задача «Моя позиция»:

Немецкие ученые Ш. Рамсторф, Х.И. Шельнхубер выделяют три главные стратегии отношения к потеплению климата:

а) смягчение последствий, с целью удержания повышения средней глобальной температуры на уровне 2 градусов по Цельсию, что предусматривает снижение концентрации углекислого газа и применение технологий энергосбережения;

б) адаптация к последствиям за счет экологизации всех сфер хозяйственной деятельности человека (сельского хозяйства, медицины, регулирования стока рек и т.д.), инвестиции в здравоохранение, образование, безопасность;

в) невмешательство – игнорирование процесса изменения климата. Эта стратегия рассматривается как самая опасная и аморальная. «…Отказавшись от борьбы с изменением климата, мы фактически превратим атмосферу в бесплатную помойку, расплачиваться за которую предстоит нашим потомкам» [9].

Какая стратегия отношения к потеплению климата вам наиболее близка? Предположите возможные климатические изменения, которые могут произойти на территории России, если:

а) ледники Гренландии и Антарктиды растают;

б) климат на большей части территории России станет субтропическим.

В ходе решения задачи используются методы «Если бы…» и «мозговой штурм».

После решения задачи педагог предлагает школьникам выбрать и принять участие в практико-созидательных ответственных делах:

1. Разработайте экологическую акцию на темы: «Скажем «Нет!» парниковому эффекту», «Лента жизни».

2. Разработайте информационный проект, целью которого станет создание видеотеки о климате России.

IV. Рефлексивно-преобразующий этап соотносится с пятым разделом курса «Наше наследие». Педагог создает условия для проявления учащимися самооценки и самоанализа, готовности брать на себя ответственность за полученный результат, осуществлять прогноз собственной деятельности в социоприродной среде. На данном этапе применяются нравственно-оценочные личностно-ориентированные геоэкологические задачи. Их решение подразумевает использование следующих методов эвристического обучения: рефлексии, нормотворчества, самооценки. Также учащимся предлагается на выбор наиболее интересное для них рефлексивно-оценочное ответственное дело.

Реализацию данного этапа рассмотрим на примере темы «Все связано со всем».

На одном из этапов урока педагог предлагает учащимся решить нравственно-оценочную личностно-ориентированную задачу:

В 70-х годах XX в. американский эколог Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии:

1. Все связано со всем. В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным.

2. Все должно куда-то деваться. Любые загрязнения вернутся к человеку обратно согласно первому закону.

3. Природа знает лучше. Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы, поэтому нужно не завоевывать природу, а по возможности адаптироваться к ней.

4. Ничего не дается даром. Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущим, но и их потомкам.

Приведите примеры проявления представленных законов в природно-территориальных комплексах? Учитывает ли экологически ответственный гражданин законы Б. Коммонера в своей жизнедеятельности, дайте собственную оценку данным законам? Составьте инструкции, в которых отразите нормы экологически ответственного поведения в природной среде.

В конце занятия в качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать и решить наиболее интересное для них рефлексивно-оценочное ответственное дело.

1. Операция «Самооценка». Японист, историк и литератор Александр Мещеряков отмечал: «Я лучше многих понимаю, насколько ничтожны мои личные силы, но я стараюсь как только могу, даже переступая через себя... Главное – по возможности облагораживать окружающую тебя среду и подавать пример другим, если ты считаешь себя образованным человеком». Можно ли автора данных строк назвать ответственным гражданином? Согласны ли вы с позицией автора? Проанализируйте собственную деятельность и поступки в социоприродной среде с позиции экологической ответственности?

2. Операция «Эстафета достижений». Т. Карлейль утверждал: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Оцените данное утверждение. Согласны ли вы с позицией автора? Составьте сообщение, в котором обобщите свой опыт экологически ответственного поведения.

Подчеркнем, что сформировать экологическую ответственность как качество личности в рамках базового курса «География России» довольно сложно, здесь важна взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, интеграция геоэкологического содержания. Эта проблема нами раскрыта в ряде статей [1, 7] и реализована в учебных пособиях, опубликованных в центральных издательствах [2, 3, 10].

Разработанная методика формирования экологической ответственности прошла апробацию в ряде школ Нижегородской области, в результате которой была установлена ее эффективность.