Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF CURATOR’S EDUCATIONAL WORK IN THE FORMATION OF STUDENT PERSONALITY (FROM THE EXPERIENCE OF FOREIGN STUDENTS’ CURATORS OF KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY)

Alikova E.A. 1 Ibragimova L.G. 1 Svetlova R.M. 1
1 Kazan State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation
The curator is a direct participant of the educational work with students. This article discusses the different sides of curatorial activity on an example of international students’ curators at Kazan State Medical University. There is described the role of curator in the process of students adaptation to the educational process and conditions of student life, the formation of aesthetic culture of students, the organization of youth’s leisure as well as in resolving non-standard situations in student groups (interpersonal conflicts, psychological support during the preparation for exams, etc.). The study focuses on the concept of «educational process» for the successful implementation of which the curator creates conditions for the disclosure of the potential student’s abilities. The basic methods of scientific research are the method of observation and pedagogical experiment.
curator
personality
foreign students
adaptation
education

Институт кураторства – неотъемлемая составляющая в организации и функционировании структуры каждого вуза. Его огромная роль для процесса адаптации студентов к учебному процессу, к новым незнакомым условиям, социализации, формирования нравственных норм и ценностных установок значима и неоспорима. С функциональной точки зрения работа куратора весьма разнопланова. Об этом свидетельствует классификация типов кураторов, разработанная В.П. Зелеевой [2], которая выделяет «куратора-информатора», «куратора-организатора», «куратора-психотерапевта», «куратора-родителя», «куратора-приятеля», «куратора-администратора» и др.

С момента поступления в университет подросток не становится в одночасье зрелой личностью. Студенчество – это ключевой и во многих отношениях решающий этап в процессе становления. На наш взгляд, формирование личности происходит наиболее активно именно в это время, когда подросток обретает уже большую самостоятельность, начинает гораздо более осознанно относиться к ответственности, к своим действиям и поступкам. Он не перестает нуждаться в моральной поддержке и советах наделенных опытом людей. Кроме того, он может столкнуться с конфликтными ситуациями, бытовыми сложностями, подстерегающими в общежитии или на съемной квартире. Всё это обусловливает необходимость постоянного курирования и контроля учащихся со стороны понимающих и сильных духом наставников, ответственных за гармоничное и всестороннее целостное развитие личности, готовых в любой момент встать на защиту, умело и компетентно отстаивать права и интересы студентов. Для достижения подобных задач и решения иных проблемных ситуаций в Казанском государственном медицинском университете уже много лет из числа профессорско-преподавательского состава руководством вуза назначаются кураторы академических групп, которые на протяжении всего учебного года следят за успехами своих студентов и помогают им справиться со всеми возникающими трудностями. Чрезвычайно значимо то, что курированию подлежат и группы иностранных студентов, обучающихся на языке-посреднике. Именно они, на наш взгляд, в большей степени, нежели остальные учащиеся, нуждаются в помощи и опеке. В Казанском государственном медицинском университете на протяжении ряда лет осуществляется курирование студентов-иностранцев первого курса. С мая 2015 года руководством вуза было принято решение о назначении кураторов для иностранных учащихся 2 и 3 курсов. Большое содействие в решении этого вопроса было оказано деканом по работе с иностранными студентами, Кошпаевой Еленой Святославовной, которая 22 января 2015 года в ходе расширенного заседания Ученого совета факультета социальной работы и высшего сестринского образования выступила с инициативой увеличения количества кураторов и пожеланием введения кураторства для иностранных студентов последующих курсов.

Приехав получать высшее образование в чужую страну, подростки, не зная действующих законов, общепринятых норм, устоев и традиций, практически сразу же сталкиваются с рядом сложностей и проблемных ситуаций, поэтому куратору иностранных групп следует как можно раньше уделить значительное внимание процессу социализации: приобщению студентов к социальной и культурной жизни представителей другой страны. Именно куратор помогает учащимся как можно быстрее адаптироваться не только к условиям студенческой жизни (учебный процесс и правила внутреннего распорядка), но и к новым условиям жизни, к иной культуре, традициям, климату и т.д.

Значимой и едва ли не первой задачей куратора является оказание студентам необходимой помощи в решении проблем, возникающих в общежитиях. Так, например, он активно участвует в расселении иностранных студентов по комнатам и последующем переселении из комнаты в комнату, осуществляет контроль над соблюдением учащимися правил проживания. Всё это свидетельствует о том, что работа куратора иностранных групп проходит в тесном контакте с администратором и комендантами всех общежитий. Кроме того, постоянно поддерживается связь с проректором по общим вопросам, с начальником управления по воспитательной работе, деканом факультета и Студенческим советом. К примеру, кураторы посещают собрания, организуемые Студенческим советом и администрацией университета, а это значит, принимают активное участие в жизни вверенных им подростков и работе вуза. В ходе подобных встреч появляется возможность разобрать на месте волнующие студентов конфликтные ситуации, обозначить проблемные вопросы и прийти к их решению. Важным моментом при этом является проведение воспитательной беседы. Куратору необходимо как можно чаще напоминать студентам о правилах совместного проживания, об общепринятых нормах поведения, соблюдении моральных устоев, толерантном отношении друг к другу, способствуя формированию уважительного и внимательного отношения к людям.

Большое внимание кураторам следует уделять организации досуга студентов. Времяпровождение учащихся должно быть направлено на достижение их всестороннего и гармоничного физического, умственного и духовного развития. Подростки не должны быть предоставлены сами себе. Куратору следует приобщать учащихся к разным видам деятельности. Самый простой и удобный способ – любимый многими подростками спорт. Студентам следует предлагать посещать спортивные секции, стать частью команды, включать их в актив по направлению пропаганды спорта и здорового образа жизни, призывать к регулярному выполнению физических упражнений, систематическому посещению спортзала / бассейна. Приобщение к спорту способствует развитию в студентах таких значимых для формирования личности качеств, как выносливость, терпение, неустанное стремление к лидирующей позиции. В статье М.А. Родина [4], посвященной влиянию спорта на старших подростков, находим, к примеру, следующее: «…Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств…». Л.И. Лубышева [3] говорит о социализирующей силе спорта: «…Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой». Рассмотрению влияния спорта на формирование психических свойств личности студента посвящена статья И.А. Журовой [1] «Влияние спорта на формирование личности», в которой, в частности, читаем: «В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать и воздерживаться от риска».

Периодически куратору желательно посещать со студентами спортивные мероприятия (массовые катания на коньках, лыжах, соревнования: матчи, чемпионаты), стараясь пробудить в них интерес к различным видам спорта, акцентируя внимание на конкретных примерах достижения высоких результатов и побед.

Важнейшей составляющей работы куратора является формирование у студентов эстетической культуры. Ее становлению и развитию способствует ряд педагогических условий. К числу таковых относятся организация и проведение с учащимися социокультурного практикума посредством организации экскурсий, посещения музеев, выставок и достопримечательностей города, а также создание такой эстетической среды, которая предусматривала бы участие студентов в тематических творческих вечерах и мероприятиях, расширяющих представление о культуре России. Индивидуальный план воспитательной работы куратора должен включать в себя систематическое посещение со студентами исторически значимых памятников города, при этом всегда должна поддерживаться связь задуманной экскурсии со знаменательными датами и праздниками. Так, например, в Казанском государственном медицинском университете кураторами были запланированы и проведены экскурсия-прогулка по городу в ознаменование Года парков и скверов в РТ, а также знакомство с памятниками великим русским и татарским писателям по случаю празднования юбилейных литературных дат. На экскурсии, посвященной Татарстану как месту соприкосновения двух цивилизаций, студентам после посещения Национального музея РТ было предложено ознакомиться с внешним и внутренним убранством религиозных храмов – мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора, образующих одно культурно-историческое пространство.

Для формирования у студентов эстетической культуры необходимо больше внимания уделять такой важной составляющей, как эстетическая среда, под которой принято понимать создание особой творческой атмосферы в процессе подготовки и проведения тематических мероприятий, располагающих к определенной культуре поведения. При создании эстетической среды куратору необходимо всегда учитывать предметный ансамбль. Каждая вещь должна дополнять другую и должна быть уместна при оформлении и отвечать функциональному назначению помещения. Так, на мероприятиях, посвященных празднованию 70-тилетия Победы в Великой Отечественной войне, организованных в КГМУ кураторами и преподавателями-филологами, созданию особой атмосферы способствовала насыщенная разноплановая программа выступлений студентов (доклады с экскурсом в историю, исполнение военных песен, стихотворений и т.д.), а также применение декоративных элементов в оформлении зала (создание стендов, презентаций, подборка книг о войне, иллюстративного материала, предметов военного времени, армейской атрибутики и т.д.).

Формирование личности студента неотделимо от контроля куратора за дисциплиной студента и его успеваемостью. Наставник должен не только быть в курсе результатов аттестации, но и владеть информацией относительно текущих оценок и пропусков занятий. С этой целью регулярно проводится мониторинг посещаемости, а также анализ итогов сессий. Такая работа наиболее эффективна при совместной деятельности сотрудников деканата и преподавателей-предметников. «Именно целостная система управления процессом воспитания в вузе, скоординированность всех основных служб, выполняющих воспитательные задачи (от ректората, деканатов, кафедр до кураторов студенческих групп), определяет эффективность и качество воспитания студентов» [5, 82].

Куратору необходимо помнить о том, что он является организатором работы по повышению уровня успеваемости студентов. Он осуществляет взаимодействие между преподавателями и студенческой группой. Куратору необходимо регулярно проводить индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования и последующего поддержания у подростков необходимой мотивации к учебе, создания небольших подгрупп для совместной подготовки к экзаменам и контрольным работам, а также для информирования о сроках ликвидации академической задолженности по предметам. Беседа может носить характер подбадривания в преддверии экзамена. В таком случае она поможет студентам преодолеть страх и неуверенность в себе. Подобная психологическая поддержка прежде всего необходима студентам, способным хорошо учиться, но по ряду причин не проявляющим себя в процессе обучения (к примеру, мешает излишняя неуверенность в себе, низкий уровень адаптации в условиях чужой страны, наличие языкового барьера, неумение самостоятельно организовать рабочее время и т.д.).

Контроль кураторами посещаемости осуществляется путем координации усилий старост групп, комендантов общежитий (так как большая часть студентов-иностранцев проживают в общежитиях), лидеров студенческих сообществ (они избираются студентами ежегодно путем открытого голосования) и преподавателей. Так, кураторы иностранных студентов Казанского государственного медицинского университета прибегают к практике ведения журнала посещаемости учебных дисциплин, в котором на каждом занятии старосты групп отмечают отсутствующих, а преподаватель заверяет данные своей подписью. В последующем куратор групп анализирует поступающую информацию. По результатам учебной недели куратором проводится беседа со студентами, регулярно пропускающими занятия. В случае отсутствия положительного эффекта от бесед в известность ставится деканат, который в дальнейшем ведет работу с родителями обучающегося.

Особую работу следует вести с талантливыми и заинтересованными подростками, поддерживая в них тягу к получению знаний. Необходимо привлекать таких студентов к работе в СНО, к посещению научных кружков в вузе, к участию в научных конференциях, семинарах и олимпиадах. Кроме того, важно поддерживать связь с преподавателями-предметниками.

Для последующего роста эффективности деятельности куратора и повышения качества воспитательной работы нами было принято решение о проведении анкетирования. В нашем исследовании согласились принять участие иностранные студенты 2 курса. Им была предложена анкета, в которой предлагалось анонимно ответить на вопросы, расположив по степени значимости личностные качества куратора.

Проведенный анализ результатов данных следующей анкеты «Оценка личностных качеств куратора глазами студентов» позволил сделать вывод о том, что студенты видят куратора энергичным и мобильным, а также уважающим интересы учащихся. Все респонденты выделили эти качества как первостепенные и наиболее значимые для наставника. Большое количество опрашиваемых обозначили желание видеть своего куратора современным и идущим в ногу со временем. Наименее значимыми при анализе личностных качеств куратора оказались у респондентов пункты 5 и 10 (см. анкету «Оценка личностных качеств куратора глазами студентов»).

Каким вы видите куратора своей группы?

1–10

1. Современный; идущий в ногу со временем

 

2. Энергичный, мобильный

 

3. Оптимистически настроенный, жизнерадостный

 

4. Умело планирующий работу

 

5. Коммуникабельный, продуктивно сотрудничающий с людьми

 

6. Умеющий отстоять свое мнение и позицию

 

7. Легко ориентирующийся в различных ситуациях

 

8. Опрятный и аккуратный

 

9. Уважающий интересы студентов

 

10. Поддерживаемый руководством вуза

 

Куратору в процессе воспитательной работы необходимо помнить о своей роли в жизни каждого вверенного ему подростка, о своей высокой миссии: способствовать формированию личностных качеств студента, его развитию и духовному росту. Развитие личности студента в высшей школе – это не только получение знаний, но и готовность учащегося к насыщенной проблемами взрослой жизни, умение находить контакт не только с однокурсниками в группах, но и с преподавателем, формирование уверенности в себе, способности к принятию самостоятельных и ответственных решений.