Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE TOWARDS PERSONS WITH DISABILITIES THROUGH THE EYES OF THE DISABLED

Evtushenko I.V. 1 Gotovtsev N.G. 2 Sleptsov A.I. 2 Sergeev V.M. 2
1 Moscow Pedagogical State University
2 Regional Society of Disabled People «Strong Active Young People with Disabilities»
2588 KB
One of the pressing issues of modern education is the need for development and testing of the content of educational programs of vocational training of future teachers on mastering techniques of formation at students with regulatory developments and stores health-tolerant attitude towards people with disabilities, making it possible to form the competencies required in the interaction persons with disabilities in various organizations in education, health and social protection. The author presents important for the successful functioning of a modern society the existence of an integrated approach to solving the problems of health, development and education, training and socialization of children and adults with disabilities and special needs, which involves including the formation of a tolerant social environment, its subordination to the new goals of society without barriers and the inclusion of people with disabilities. The authors suggest a program aimed at increasing awareness of the future teachers, students, institutions of higher education on the legal, social, psychological and pedagogical aspects of disability; the inclusion of higher education in the content information on the rights, needs and concerns of people with disabilities; the formation of a positive approach to disability among students; the introduction of the course, improve representation at the future teachers and students about disability; the formation of the student government, public associations, volunteer-tutors from students to provide daily care for persons with disabilities in the process of co-education and life; establish partnerships with parents and people with disabilities, associations of persons with disabilities.
formation
tolerance
persons with disabilities

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованный процесс формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья способен предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала социального развития общества, а для значительной части лиц с инвалидностью обеспечить возможность включения в общественную жизнь (интеграция) на различных этапах возрастного развития.

Для успешного формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья важной становится разработка педагогических и организационных условий включения будущих педагогов и родителей в реализацию модели формирования толерантного отношения к лицам данной категории. Практическое воплощение данного условия было осуществлено Региональной общественной организацией инвалидов «Сильные Активные Молодые Инвалиды» (Москва, Россия), которая разработала пилотную программу дисциплины по выбору: «Формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью», успешно реализованную в тестовом режиме с февраля по май 2015 г. в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. В обучающих мероприятиях приняли участие 23 студента и трое преподавателей с инвалидностью.

Актуальность разработки учебной программы. Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет и потребности социального заказа: необходимость междисциплинарного, межведомственного и комплексного подхода к решению проблем здоровья, развития и воспитания, обучения и социализации детей и взрослых с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает в том числе, формирование толерантного социального окружения, подчинения его новым целям общества без барьеров и включение в него всех людей, для чего необходимо: повышение информированности будущих педагогов, студентов организаций высшего образования о правовых, социальных, психолого-педагогических аспектах инвалидности; включение в содержание высшего образования информации о правах, потребностях и проблемах людей с инвалидностью способствует формированию позитивного подхода к инвалидности среди обучающихся; создание условий для формирования и развития устойчивой коммуникации между педагогическими работниками, представителями общественных объединений и специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и их семей, реализующих услуги по лечению, реабилитации, социальной и правовой защите населения; введение учебного курса, направленного на совершенствование представлений у будущих педагогов, студентов об инвалидности, способствует формированию органов студенческого самоуправления, общественных объединений волонтеров-тьюторов из числа студентов для оказания повседневной помощи лицам с инвалидностью в процессе совместного обучения и жизнедеятельности (помочь открыть дверь, преодолеть порог и т.п.); установление партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, общественными объединениями инвалидов.

Цель учебной программы: теоретическое обоснование, разработка и внедрение модели процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Объект учебной программы: процесс формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у будущих работников сферы образования, здравоохранения и социальной защиты в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при их комплексном сопровождении.

Предмет учебной программы: содержание учебного курса, обеспечивающего овладение обучающимися профессиональными компетенциями, знаниями и навыками в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Задачи учебной программы: овладение обучающимися представлениями об основах законодательства Российской Федерации в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; овладение обучающимися профессиональными компетенциями в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; овладение обучающимися содержанием и технологиями формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Научная новизна и практическая значимость разработки учебной программы обусловлены острой необходимостью в подготовке будущих специалистов к процессу формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Методология разработки на основе определения общеметодологических и конкретно-научных подходов. Начиная с 90-х годов XX века целью государственной социальной политики в области инвалидности является создание общества, открытого и доступного для всех. Существующие в настоящее время определенные социальные «болевые точки», такие как неготовность образовательных организаций высшего образования к приему лиц с инвалидностью для осуществления инклюзивного образования; отсутствие преемственности в психолого-педагогическом сопровождении и трудоустройстве после обучения; трудности в реализации безбарьерного досугового общения существенно препятствуют формированию нравственно-психологической основы для построения гуманного и толерантного современного общества.

В связи с принятием и внедрением в России модели инклюзивного образования в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования, активно проводится поиск адекватной модели социальной политики, включающей комплекс мер по адаптации, культурной трансформации общества и установлению равенства всех членов общества, независимо от ограничений по здоровью, возрасту. Действующая в образовательном процессе система психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории о создании общества, предоставляющего равные права для всех, возникшие на протяжении XX–ХХI века (С.В. Алехина, И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, О.Н. Смолин, Е.А. Ямбург и др.). Однако изучение практики процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья позволяет прийти к выводу о ее ограниченной роли в системе образования в современной России. Инклюзивное (включающее) образование предполагает развитие системы общего образования, доступного для всех, приспособленного к различным образовательным потребностям обучающихся и обеспечивающего равные возможности для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

Совместное обучение охватывает глубокие социальные процессы современной образовательной организации: создается правовая, идеологическая, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого обучающегося. Такую среду можно организовать лишь при тесном взаимодействии различных категорий обучающихся, всех участников образовательного процесса. Идея инклюзивного образования заключается в том, что многообразие потребностей обучающихся лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья требует создания такой образовательной среды, которая не имеет ограничений («безбарьерная среда»). В организациях, реализующих модель инклюзивного образования необходимо создать благоприятные условия для всех обучающихся, а не только для лиц с инвалидностью, где все обучающиеся обеспечены поддержкой, позволяющей им быть успешнее, ощущать комфорт, безопасность и заботу [2; 3].

Основная проблема функционирования инклюзивного образования связана с тем, что образовательная организация, будучи социальным институтом, ориентирована на обучающихся, способных к усвоению нового учебного материала в темпе, предусмотренном Федеральными государственными образовательными стандартами, в условиях фронтального обучения. Общее образование, опирающееся на традиционную модель обучения, консервативную концепцию, заключающуюся в создании однородных по возрасту, степени подготовки, успешности учебных групп, с установкой нормативного оценивания учения и межличностного сравнения, создает затруднения в реализации идеи инклюзивного образования [4]. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования установлены требования к личностным качествам обучающихся, включающим «уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать».

Уже на начальных этапах развития инклюзивного образования обращает на себя внимание неготовность обычных обучающихся к общению с лицами с особыми образовательными потребностями, наличие психологических барьеров и негативных стереотипов, среди которых страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, нежелание изменяться, психологическая неготовность к взаимодействию с «особыми» людьми [1]. Для преодоления подобных отрицательных явлений обучающиеся нуждаются в получении специализированной информации от представителей общественных объединений инвалидов, специалистов в области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

Известны негативные причины, препятствующие совместному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников – это:

1) психологическая и методическая неготовность педагогов, не владеющих специальными знаниями о причинах возникающих нарушений и путях их преодоления, отсутствие представлений о характере коррекционно-развивающего образовательного процесса;

2) отсутствие необходимого материально-технического оснащения (звукоусиливающая аппаратура, тифлотехника, приспособления, рабочие учебные места для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, облегчающие мобильность таких обучающихся, лаборатории, производственные мастерские, обеспечивающие профильную профессионально-трудовую подготовку);

3) отсутствие в образовательных организациях адаптированных основных образовательных программ;

4) отсутствие специальных требований к организации образовательного процесса;

5) психологическая неготовность обычных обучающихся к принятию и совместной деятельности с обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

Последняя причина является ключевой, поскольку коллективное взаимодействие выступает в роли ведущего фактора успешной социализации всех обучающихся. Данное положение обосновывает проведение специальной работы по формированию у всех обучающихся ценностного отношения к инвалидности и отклонениям в развитии в виде терпимости и толерантности. Работа в данном направлении проводится уже несколько лет Е.А. Ямбургом в школе № 109 города Москвы, который утверждает, что чем раньше у детей будет возможность сотрудничать между собой (младший, старший дошкольный возраст), тем успешнее формирование толерантности к наиболее негативно воспринимаемым обществом лицам с инвалидностью и отклонениями в развитии [5].

Установление гуманных межличностных отношений в коллективе обучающихся способствует развитию толерантности обучающихся по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006) обусловливает необходимость воспитания восприимчивости к правам инвалидов; поощрение позитивных представлений об инвалидах и более глубокое понимание их обществом; воспитание у всех обучающихся, начиная с раннего возраста, почтительного отношения к инвалидам; создание воспитательных и ознакомительных программ, посвященных правам инвалидов. Данное положение обосновывает введение специального учебного курса и организации внеучебной работы по формированию у обучающихся ценностного отношения к инвалидности и отклонениям в развитии в виде терпимости и толерантности. Чем раньше у детей будет возможность сотрудничать между собой (младший, старший дошкольный возраст), тем успешнее формирование толерантности к лицам с инвалидностью и отклонениями в развитии.

Создание атмосферы взаимопомощи, понимания проблем сверстников с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, ответственности, готовности практического применения приобретенных правовых понятий и представлений в реальных ситуациях взаимодействия, ненавязчивой шефской помощи способствует достижению наиболее значимых результатов в формировании толерантного отношения к лицам с инвалидностью. Накануне проходивших в Сочи Паралимпийских игр, одним из наследий которых стало создание безбарьерной среды, распространяемой на всей территории России, с обучающимися-волонтерами обсуждались различные проблемные ситуации взаимодействия с лицами с инвалидностью, разыгрывались ролевые игры о возможных вариантах действий волонтеров в рамках Паралимпийских игр. Модель формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью позволяет значительно снизить степень социальной напряженности в коллективе обучающихся, достичь максимально возможного для обучающегося уровня профессионального и личностного развития.

В содержание дисциплины по выбору «Формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», рассчитанной на 36 часов, вошли четыре темы.

Тема 1. Основы законодательства Российской Федерации в области образования и социальной защиты лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

1.1. Международные и государственные законодательные акты, регламентирующие толерантное отношение к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция о правах инвалидов. Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза. Закон об обязательном социальном страховании. Инклюзивное образование в России: понятия, цели проблемы. Трудоустройство инвалидов. Трудовой кодекс о защите прав инвалидов. Обустройство рабочего места для инвалидов. Динамика занятости инвалидов. Оплата труда инвалидов. Проблемы межличностного общения на работе. Квотирование рабочих мест.

1.2. Региональные законодательные акты в области формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Программы трудоустройства инвалидов. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Доступная среда. Основные направления организации доступной среды. Нормы и правила. Программа «Доступная среда». Реализация доступной среды.

1.3. Анализ нормативного обеспечения моделей обучающих мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Тема 2. Актуальные проблемы образования и социальной защиты лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Виды и формы инвалидности. Определение инвалидности. Инвалиды с физическими нарушениями. Инвалиды с ментальными нарушениями. Особенности различных видов инвалидности.

2.2. Реабилитация инвалидов. Сущность, понятие, основные виды. Роль педагогических и социальных работников в реабилитации инвалидов. Технические средства реабилитации инвалидов в России. Социально-культурная реабилитация инвалидов. Роль общественных организаций в реабилитации инвалидов. Арт-терапия как форма психологической реабилитации инвалидов. Спорт в системе реабилитации инвалидов.

2.3. Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни. Интеграция инвалидов через спорт. Методы физического воспитания инвалидов. Основные средства и формы физического воспитания инвалидов.

Тема 3. Современные технологии процесса формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

3.1. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями слуха. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями зрения. Культура межличностного общения. Становление современного стандарта межличностного общения. Нормы, правила и рекомендации межличностного общения. Национальные особенности межличностного общения в России.

3.2. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями двигательной сферы. Особенности взаимоотношений с лицами со сложными недостатками развития.

3.3. Особенности взаимоотношений с лицами с ментальными нарушениями. Особенности взаимоотношений с лицами с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Особенности взаимоотношений с лицами с нарушениями речевого развития.

Тема 4. Современные модели формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

4.1. Цели, задачи, организационные и теоретико-методологические основы модели формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и к их семьям.

4.2. Цели, задачи и содержание комплексной модели помощи лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Модель формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в паре «мать – ребенок».

4.3. Программа формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и к их семьям.