Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Biserova A.G. 1 Baybolatova L.M. 1 Rosliakova E.M. 1 Baizhanova N.S. 1 Shaykhynbekova R.M. 1
1 The Kazakh National Medical University of S.D. Asfendiyarov
1434 KB
Article is devoted to studying of opportunities of application of modern pedagogical technologies, and their influence on training of competent experts in a higher educational institution.The analysis of use in educational process of innovative methods (electronic methodical grants, the electronic training programs, quizes) the providing updating of creative potential and independence of the trained is carried out.Innovative methods enrich training process, allow to make training by more effective, involving the student to more active role in independent studying of material, allows to optimize educational process, opens the student’s potential, increases motivation to training and aims the student at the end result of assimilation of knowledge within a subject matter.
innovative methods
computer technologies
educational process

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике [1]. Интеллектуальный потенциал общества играет первостепенную роль в освоении мирового пространства, и одним из ключевых моментов здесь, прежде всего, является совершенствование сферы науки и образования. Компетентно-ориентированная Модель медицинского образования Казахского Национального Медицинского Университета им. С.Д. Асфендиярова способствует оптимизации профессионального становления и личностного роста студента. В реализации этой программы большую роль играет внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновации являются одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и студентов. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Цель исследования

Методологический анализ и обоснование научных основ, и использование интерактивных методов обучения студентов в вузах. Основной задачей является подготовка специалистов, способных нестандартно, квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Это сочетание образованности и поведенческой культуры. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения.

Материалы и методы исследования

1. Изучение литературы по теме исследования;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогическая беседа;

4. Изучение и обобщение опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире [3]. Сущность такого обучения состоит в ориентации всего учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Инновационные методы – методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, электронные методические пособия, электронные обучающие программы, викторины) предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся [4]. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления познавательной информации, позволяет усилить мотивацию студента к получению знаний [5]. Применение мультимедиатехнологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиапрограммы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала [9, 10].

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения студентов с разным уровнем подготовки [6, 7]. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции (операциональная, когнитивная, коммуникативная и самообразование), необходимые для адаптации в современном обществе. При изучении любой учебной дисциплины есть особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение более сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. Модуль «нормальная физиология» широко внедряет интерактивные методы в учебный процесс [6, 7]. В зависимости от темы занятия нужно применять различные интерактивные методы обучения. Нами разработано электронное учебное пособие «Физиология кроветворной системы», оно представляет собой программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному модулю, позволяющий студенту самостоятельно освоить материал данного модуля. Электронное учебное пособие включает в себя теоретический материал данного раздела, актуальность темы, цель занятий, что студент должен знать, уметь, вопросы для самоподготовки, информационно-дидактический блок с аннотациями и методиками проведения практических работ. Контроль исходного конечного знания студентов проводится с использованием тестов и ситуационных задач. В электронное учебное пособие включены видеофильмы, в которых показаны методики выполнения практических работ по определению групп крови в системе АВО, и резус-фактор с помощью цоликлонов, форменных элементов крови и их функции. Электронное учебное пособие способствует самостоятельному обучению студента, совершенствованию процесса преподавания, выработке определенных умений и навыков. При использовании электронного методического пособия учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования студента, заключающаяся в том, что усвоение программного материала, из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития студента, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию [2].

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих врачей является применение различных активных форм и методов обучения [8]. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий. Преподавателями модуля «нормальная физиология» разработана электронная обучающая программа «Рефлексы спинного мозга» с обратной связью для студентов 3 курса факультета «Общая медицина» обучающихся по модульной системе дисциплине «Физиология-2». Данная электронная обучающая программа использовалась впервые по модулю физиологии «Нервная система» на практическом занятии по теме «Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга». Электронная обучающая программа состоит из трех блоков: квантованного текста, включающего основные положения рефлекторной теории, викторины, в которой предлагается рассмотреть фрагменты рефлекторных дуг и затем собрать различные виды рефлекторных дуг, ситуационных задач по теме.

Целью программы является освоение студентами основных положений рефлекторной теории, диагностического значения проприорецептивных спинномозговых рефлексов.

Электронная обучающая программа «Рефлексы спинного мозга» с обратной связью обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая студента к более активной роли в самостоятельном изучении материала, позволяет оптимизировать учебный процесс, раскрывает потенциал студента, повышает мотивацию к обучению и нацеливает студента на конечный результат усвоения знаний в рамках учебной дисциплины.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творчески инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. При использовании вышеперечисленных методов обучения у студентов формируются следующие компетенции:

1. Операциональная – студент самостоятельно работает с информацией, интерактивные свойства компьютера способствуют повышению мотивации и активности обучающегося.

2. Когнитивная – формирование знаний, умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Студент приобретает навыки рефлексии и самоанализа выполненных действий.

3. Комуникативная – формирование навыков общения.

4. Самообразование (самосовершенствование и развитие) – самостоятельная работа студента способствует тому, что студент учится анализировать не только изучаемый материал, но и свою деятельность по работе с материалом [7, 8].

Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов, пробуждает у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности.