Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF ELECTRONIC TRAINING

Yaschuk E.V. 1 Zankova E.Y. 1
1 A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics
In article the existing features of system of continuous pedagogical education caused by introduction of electronic training in educational process are analysed. The considered system of continuous pedagogical education includes the following participants: 1. The students who are trained in the Pedagogical education direction. 2. Teachers of the general education organizations, averages and the highest professional educational institutions. 3. Faculty of pedagogical higher education institution. The requirement of different level of possession of competence of area of introduction of electronic training for each participant of system of continuous pedagogical education has to be provided with the appropriate educational program, technology and a technique. The main part of article is devoted to a technique of realization of educational programs in training center at A.P. Chekhov Taganrog Institute , the modularity and which variability is based on data of monitoring researches.
electronic training
remote technologies
electronic course
system of continuous pedagogical education
quality of education
electronic multimedia educational editions

Тот, кто прекращает учиться, готовится жить в мире, которого не существует.

Эрик Хоффер

Изменение парадигмы образования (концепции «Образование на всю жизнь» на концепцию «Образование в течение жизни») в условиях стремительного внедрения информационных технологий обозначило острую необходимость разработки новых траекторий взаимодействия, обучения, повышения квалификации и актуализации знаний всех участников образовательного процесса.

Непрерывное образование «обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [3].

В современной системе непрерывного педагогического образования повышение качества подготовки педагогов невозможно без системной информатизации, включающей в себя:

– использование ИКТ в учебном процессе;

– создание условий для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий;

– совершенствование отбора содержания образования, методов и средств обучения, соответствующих многоуровневым задачам развития ИКТ-компетенций обучаемых: студентов – будущих педагогов, педагогов общеобразовательных организаций и ППС института;

– внедрение в учебный процесс инновационных технологий без отрицания лучших традиций российского педагогического образования;

– разработка стандартов для электронных курсов, электронных мультимедийных учебников и электронных учебно-методических комплексов (е-УМК).

Постановка проблемы

Интенсивный процесс информатизации образования, появление и активная популяризация электронного обучения [1] определяют необходимость качественного использования технологий в системе непрерывного педагогического образования на всех уровнях обучения.

На сегодняшний день существуют два направления развития электронного обучения, обладающие как общими характеристиками и используемыми методами, так и отличительными чертами в силу специфики целей, задач, потребностей целевой аудитории и т.д.

1. Корпоративное обучение (для сотрудников различных организаций, от небольших компаний, банков до крупных ритейлеров), реализуемое посредством технологий электронного обучения: адаптационные и обучающие курсы; курсы, направленные на формирование корпоративной культуры; тренинги; мастер-классы; вебинары и т.д. Цели, задачи и формы их реализации определяются руководством и внутренним распорядком компании.

2. Обучение в образовательных организациях (общеобразовательные организации, средние и высшие профессиональные заведения, институты/ факультеты повышения квалификации). В этом случае образовательный процесс строится четко в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными образовательными программами.

Учитывая стремительные темпы развития системы корпоративного обучения и востребованность специалистов (педагогов, методистов и программистов, владеющих технологиями педагогического дизайна) для разработки образовательного контента и сопровождения учебного процесса, в задачи педагогических вузов входит подготовка профессионалов-педагогов, способных к эффективной работе в образовательной системе любого направления.

Методика решения проблемы

В Таганрогском институте имени А.П. Чехова функционирует Совет по информационным технологиям, научная и практическая деятельность членов которого направлена на решение следующих задач:

– проведение научно-исследовательской работы в области электронного обучения;

– разработка и внедрение инновационных программных продуктов в учебный процесс по дисциплинам и направлениям подготовки института;

– разработка электронных курсов для системы дистанционного обучения;

– разработка, апробация, коррекция и использование электронных мультимедийных учебных изданий по дисциплинам института, формирование соответствующих библиотек;

– обучение преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных организаций возможностям использования технологий электронного обучения в профессиональной деятельности;

– обучение студентов направления «Педагогическое образование» возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;

– проведение консультаций для профессорско-преподавательского состава по вопросам внедрения технологий электронного обучения в учебный процесс.

Рассмотрим внедрение технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования, распределив участников образовательного процесса в три основные группы [5] (рисунок).

1. Студенты очной и заочной формы обучения (направление «Педагогическое образование»).

Использование инструментов и технологий электронного обучения направлено в первую очередь на повышение эффективности обучения и формирование системы профессиональных компетенций за счет:

– повышения доступности учебных материалов за счет разработки электронных курсов для системы дистанционного обучения и библиотек электронных мультимедийных учебных изданий (например, для студентов с индивидуальной траекторией обучения или для студентов заочной формы обучения в случаях, когда отведенных аудиторных часов недостаточно для представления учебного материала в полном объеме);

– возможности постоянной актуализации учебного контента с учетом последних достижений науки и техники в соответствующих предметных областях;

pic_36.wmf

Система непрерывного педагогического образования

– возможности разработки фонда оценочных средств и проведения электронного тестирования, которое позволяет оценивать качество освоения учебного материала на любом этапе обучения (промежуточное, итоговое тестирование);

– повышения интереса студентов к изучаемому материалу благодаря возможности размещения мультимедийных материалов (презентации, видео-, аудиоматериалы, анимации) в структуре электронных курсов и электронных мультимедийных учебных изданий;

– предоставления студентам доступа к дополнительным источникам информации (ресурсы, размещенные в сети Интернет на различных образовательных порталах, открытые образовательные ресурсы, дополнение содержимого электронных учебных изданий хрестоматийными материалами).

2. Педагоги общеобразовательных организаций, средних и высших профессиональных образовательных учреждений.

Действующий Закон об образовании в Российской Федерации дает право использовать в образовательном процессе современные способы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и сетевого взаимодействия различных образовательных организаций. Для учащихся расширились возможности получения знаний – закреплено право на различные формы получения образования, в том числе семейное, с использованием дистанционных, электронных и сетевых технологий [4].

Эти факторы предъявляют новые требования к уровню квалификации современного педагога.

Новые возможности, закрепленные на законодательном уровне, создают необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности в области применения технологий электронного обучения и актуализации имеющихся компетенций, необходимых и достаточных для эффективной и комфортной работы педагогов в среде электронного обучения.

3. Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза.

К преподавателям высших педагогических учебных заведений предъявляются самые жесткие требования, так как они должны владеть:

– системой компетенций для работы в среде электронного обучения, необходимых при организации и проведении учебного процесса;

– системой компетенций в своей предметной области, высоким уровнем педагогической рефлексии [2];

– системой компетенций, необходимых для обучения студентов использованию технологий электронного обучения в будущей профессиональной деятельности.

Мониторинговые исследования, проводимые сотрудниками института, позволяют получать достоверную информацию о предпочитаемой форме проведения курсов, интересующих и проблемных темах и др., необходимую для построения оптимальной траектории обучения педагогов общеобразовательных и средних и высших педагогических организаций навыкам работы в среде электронного обучения.

Педагогам было предложено ответить на следующие группы вопросов:

– опыт и частота применения ИКТ на уроках;

– уровень доступа к Интернету для учащихся и учителей;

– опыт разработки собственных образовательных продуктов для электронной среды;

– необходимость в дополнительном обучении для работы в среде e-learning;

– предпочитаемая форма обучения на курсах повышения квалификации и др.

Исследования показали, что более 50 % опрошенных педагогов применяют информационно-коммуникационные технологии более 3 лет и 25 % от 1 года до 3 лет. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что 75 % (2/3) учителей используют в своей работе компьютер и мультимедийный проектор. 93 % проводят уроки с использованием ИКТ не менее одного раза в месяц.

Около 20 % педагогов имеют опыт разработки электронных учебников, тематических интернет-ресурсов, авторских обучающих программ. Из 80 % опрошенных, выбравших в качестве варианта ответа «другое», 30 % указали разработку презентаций и электронных тестов, 70 % – отсутствие необходимого опыта.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что педагоги предпочитают проводить обучение посредством:

– смешанной модели, чередуя аудиторные занятия с занятиями в системе дистанционного обучения и вебинарами;

– электронных курсов, реализуемых через систему дистанционного обучения, и видеоконференций;

– серии тематических вебинаров.

Разрабатываемые для центра повышения квалификации Таганрогского института имени А.П. Чехова курсы обладают высокой степенью вариативности (модульная структура), что позволяет комбинировать модули в зависимости от начального уровня компетентности и потребности целевой аудитории.

С 2013 года на основе смешанной модели обучения (аудиторные занятия (лекции, практические) и работы с электронным курсом в системе дистанционного обучения на платформе Moodle), для студентов направления «Педагогическое образование» проводится курс «Преподаватель в среде электронного обучения». Цель курса: обучение будущих педагогов работе в среде электронного обучения. Основные задачи:

– сформировать представление об электронном обучении;

– ознакомить с нормативно-правовой базой применения технологии электронного обучения в российском образовании;

– рассмотреть способы использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

– рассмотреть схемы добавления и наполнения контентом электронного курса;

– познакомить с требованиями к разработке тестовых заданий;

– показать варианты тестовых заданий, представленных в Moodle;

– рассмотреть возможности контроля и оценки знаний в среде Moodle;

– рассмотреть современные технологии разработки электронных мультимедийных средств обучения;

– сформировать представление об основах педагогического дизайна.

Наш подход к формированию профессиональной компетентности в области электронного обучения заключается в комплексном и систематическом мониторинге всех групп, входящих в систему непрерывного профессионального образования. Такой подход позволяет:

– оценить начальный уровень компетентности в области электронного обучения каждой группы целевой аудитории (студенты, педагоги общеобразовательных учреждений и преподаватели педагогического вуза);

– определить потребности в повышении имеющихся и приобретении новых компетенций, необходимых для реализации технологий электронного обучения на более высоком уровне;

– организовать обучение, основываясь на модульности и разноуровневом построении учебных курсов;

– использовать принципы непрерывности и преемственности для организации процесса обучения и повышения квалификации в области использования технологий электронного обучения для организации образовательного процесса;

– системно учитывать характеристику и пожелания целевой аудитории при организации обучения (начальный уровень знаний в области электронного обучения, возраст, предметно-профессиональную направленность, занятость, пожелания в выборе формата обучения (традиционного, дистанционного, смешанного или on-line).

Заключение

Электронное обучение дает возможность использовать различные технологии на всех уровнях в системе непрерывного профессионального образования, позволяя:

– визуализировать учебный материал;

– организовать дистанционное обучение;

– проводить вебинары, форумы, on-line конференции;

– демонстрировать работу виртуальных лабораторий;

– создавать образовательные порталы,

– использовать открытые образовательные ресурсы и т.д.

При грамотном и профессиональном применении технологий электронного обучения, учитывая принципы целесообразности и оптимальности, современный педагог получает инструменты, с помощью которых процесс преподавания и обучения становится более эффективным, интересным и качественным.