Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT UNDERGRADUATE STUDENTS IN TODAY EDUCATIONAL PROCESS

Chuprova L.V. 1 Mullina E.R. 1 Mishurina O.A. 1 Ershova O.V. 1
1 Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov
Статья посвящена решению проблемы развития самостоятельности студентов бакалавриата в условиях современного образовательного процесса. Авторы исследования на основе теоретического и практического материала отмечают, что разработка обозначенной проблемы сложна и многообразна и, несмотря на огромный интерес исследователей к вопросу формирования и развития самостоятельности студентов различных направлений подготовки, на сегодняшний день сохраняется актуальность поиска новых педагогических подходов к решению этой проблемы в условиях современного образования. В статье приводится комплекс педагогических подходов для развития самостоятельности студентов, описываются виды и формы занятий, способствующих приобретению соответствующих качеств. Также отмечается, что развитию самостоятельности будет способствовать вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и без его участия; а также участие студентов в различных конкурсах, конференциях и научных форумах. Описывается методическое сопровождение самостоятельной работы.
The article is devoted to solving the problem of the independence of undergraduate students in the modern educational process. The authors of the study on the basis of theoretical and practical material notes that the development of the designated problem is complex and diverse, and despite, the huge interest of researchers to the formation and development of independence of students from different areas of training, to date, saved the urgency of finding new pedagogical approaches to solving this problem, conditions of modern education. The article provides a range of pedagogical approaches for the development of independence of students, described the types and forms of study, promoting the acquisition of relevant skills. It is also noted that the development of self-reliance will promote the involvement of students in research work under the guidance of a teacher, and without his participation; as well as the participation of students in various competitions, conferences and scientific forums. It describes the methodical support of independent work.
educational process
the independence of the quality of the individual
independent work of students
competitive graduates

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, привели к кардинальным изменениям в системе высшего профессионального образования. В этих условиях перед высшей школой ставится задача подготовки специалистов, способных самостоятельно и творчески мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, находить пути их решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества, постоянно пополнять свои знания и использовать их в профессиональной деятельности [16, 21].

Проведенный анализ требований к выпускникам, отраженных в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования, позволил сделать вывод о том, что самостоятельность для студентов является профессионально значимым качеством личности. Как показали исследования, степень сформированности компонентов самостоятельности у студентов находится на низком уровне. Осознание обучающимися значимости самостоятельности как качества личности в своем профессиональном становлении происходит лишь к 4–5 курсу, что сказывается на качестве профессиональной подготовки студентов, способности ориентироваться и адаптироваться в изменяющихся общественных условиях. Поэтому развитие самостоятельности студентов является одной из основных целей обучения [9, 11].

Разработка проблемы формирования и развития самостоятельности студентов в процессе обучения сложна и многообразна. Различные аспекты рассматриваемой проблемы постоянно находятся в поле внимания ученых и практиков. Например, И.Я. Лернер, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова исследовали вопросы активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности на методологическом и методическом уровнях; М.С. Каган, А.К. Осницкий изучали психологические основы развития познавательной самостоятельности; В.П. Беспалько, Ю.В. Карякин и др. рассматривали возможности современных технологий в развитии самостоятельности личности; в работах В.А. Балюк, Д.Б. Богоявленской, Е.Ф. Мосина и др.; выделению уровней сформированности данного качества посвящены диссертации Т.Н. Кулагиной, С.И. Марченко, Р.В. Олейник и др.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по обозначенной проблеме позволил отметить многообразие педагогических приемов, предлагаемых педагогами и психологами для развития самостоятельности, что свидетельствует о сложности данного феномена и возможности разработки новых путей и средств формирования и развития данного качества личности.

Таким образом, несмотря на огромный интерес исследователей к вопросу формирования и развития самостоятельности студентов различных направлений подготовки, на сегодняшний день сохраняется актуальность поиска новых педагогических подходов к решению этой проблемы в условиях современного образования.

Целью данной работы является рассмотрение педагогических подходов, способствующих развитию самостоятельности как профессионально важного качества каждого студента в условиях современного образовательного процесса.

Многие исследователи выделяют самостоятельность как одно из основных свойств творческого мышления и качеств личности [2, 3, 7, 8]. Н.Н. Лемешко, Я.Ю. Сергиенко считают, что в современных условиях учебное заведение должно обеспечивать не только систему общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, но также формировать и развивать у них потребности самостоятельно приобретать знания [10].

С.Л. Рубинштейн утверждал, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность. «Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельности воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе» [12, с. 119].

Ф.Я. Байков считает, что самостоятельность в обучении проявляется в том, что студент:

– активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;

– умело применяет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;

– мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформулировать эти связи в виде нового закона;

– выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её;

– сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия; открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;

– при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения [3].

Проведённый теоретический анализ сущности и содержания категории «самостоятельность» позволил сделать вывод, что самостоятельность как качество личности понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории, но можно выделить перечень качеств, имеющих отношение к профессиональной деятельности, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности. Это такие качества, как:

– инициативность, умение ставить цели, видеть проблемы и задачи, находить способы их решения;

– умение находить решения в изменяющихся или новых условиях;

– умение анализировать, мыслить нешаблонно, осуществлять выбор способа решения проблемы;

– умение критично анализировать и оценивать результаты профессиональной деятельности [1, 13].

Многолетний опыт работы со студентами позволил предположить, что проблема развития самостоятельности как качества личности требует комплексного подхода к её решению на практическом уровне, а именно необходимо:

– формирование опыта самостоятельной учебной и познавательной деятельности;

– развитие умений и навыков самостоятельной работы с современными информационными источниками;

– развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению профессиональных задач;

– разработка методики организации самостоятельной деятельности с элементами творчества студентов;

– управление и самоуправление рассматриваемой деятельностью на разных этапах самостоятельной работы;

– разработку системы планирования и организации самостоятельной деятельности студентов в ходе осуществления курсового и дипломного проектирования [5, 14, 18].

Основными формами организации учебных занятий, способствующих формированию и развитию самостоятельности студентов, являются:

– аудиторная самостоятельная работа студентов, которая выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

– внеаудиторная самостоятельная работа, которая сопровождается методическими рекомендациями и указаниями, разработанными преподавателем, но выполняется без его непосредственного участия [17].

Также считаем, что развитию самостоятельности будет способствовать вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и без его участия; а также участие студентов в различных конкурсах, конференциях и научных форумах [15].

Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим требованиям:

– дифференцированная и многоуровневая организация самостоятельной работы;

– соблюдение определённого времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания;

– инструктирование обучающихся о целях и задачах работы;

– наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы, выполняемой студентом, и оказание ему необходимой помощи при возникновении затруднений;

– проверка и оценивание выполнения самостоятельных работ.

С учётом специфики содержания дисциплины предлагаем студентам на различных этапах обучения различные виды самостоятельной работы:

– репродуктивная, выполняемая на первом курсе обучения – самостоятельное изучение учебной и научной литературы; подготовка тезисов, сообщений по теме; конспектирование; составление таблиц и схем; работа с нормативными документами, используя интернет;

– поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором и третьем курсе, – аналитическая обработка текста (написание реферата, контент-анализ, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; подготовка аналитических обзоров; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

– творческая (научно-исследовательская), характерная для студентов старших курсов, – написание научных статей и докладов, участие в научно-исследовательской работе; участие в разработке проектов, в конференциях, олимпиадах, конкурсах; выполнение курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т.д. [6].

Для выполнения самостоятельной работы студенты обеспечиваются: заданиями, раскрывающими цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы; методическими указаниями по проведению самостоятельной работы, направленными на повышение ее эффективности; информационными ресурсами, в том числе электронными (УМК, учебниками, учебными пособиями, руководствами, практикумами, обучающими программами, пакетами прикладных программ и др.).

Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями, может быть представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР [20].

Например, для выполнения курсовой и дипломной работы студентов по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства» студентам предлагается проработать методические указания, разработанные преподавателями кафедры. В документе рассмотрен порядок выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам: «Процессы и аппараты», «Производство полимерной упаковки», «Основы упаковочного производства». Приведены требования к оформлению пояснительной записки и графического материала, а также примерные темы курсовых проектов и работ.

Работая самостоятельно с предложенными методическими указаниями, студенты приобретают опыт проведения необходимых расчётов, оформления нормативных документов, библиографического списка, а также развивают умения формулировать цели, задачи проекта, анализировать данные и формулировать выводы по проделанной работе.

Темы курсовых и дипломных проектов выбираются в соответствии с программой дисциплины и направлением подготовки бакалавров. Темы могут быть выбраны студентами самостоятельно, если они глубоко изучили технологию производства и представляют пути дальнейшего развития отрасли и должны соответствовать следующим критериям: быть актуальными; отражать реальные задачи и современные тенденции совершенствования и развития производства в исследуемой области; содержать элементы научных исследований и анализа.

Для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов проводится следующая работа: разработка методических пособий, рекомендаций и указаний, направленных на обеспечение самостоятельной работы студентов; формирование фонда учебной и учебно-методической литературы на бумажном и электронном носителях; использование современных информационных технологий [19].

Таким образом, в современных условиях среди особо востребованных качеств личности можно выделить такие, как активность, инициативность, предприимчивость, способность достигать поставленных целей при решении жизненно важных проблем и профессиональных задач. Перечисленные качества успешно формируются при развитии у студентов самостоятельности в результате систематического применения преподавателями вузов комплекса инновационных педагогических подходов.