Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAJECTORY CONTINUOUS INCLUSIVE EDUCATION IN MODERN TERMS

Kudarinova A.S. 1 Achimkhanova G.S. 1 Tebenova K.S. 1 Sadvakasova N.A. 1 Tuganbekova K.M. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Кaraganda State University»
The process of development of universal education is examined in this publication, that implies availability of education for all, in the plan of adaptation to the different needs of all children, that provides access to education for children with the special necessities. For a successful correction and socialization of children with the special educational necessities it is necessary to create such terms realization of continuous inclusive education is possible in that. Inclusive education tries to work out going near teaching and educating, that will be more flexible for satisfaction of different requirements in educating. The basic results of inclusive education it is been increase of tolerance after attitude toward people with limit possibilities, social adaptation of children with the special educational necessities, and their psihology-pedagogical and medical support, and also correction of defects.
inclusive education
limit possibilities
special educational necessities
complex support
including
integration

В Республике Казахстан, согласно основополагающим международным документам в области образования, принят принцип равных прав на образование для всех категорий детей. Это закреплено в Конституции РК, Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» [1].

Наиболее полно этот принцип отражает инклюзивное образование. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении [2].

В настоящее время в Республике насчитывается 138513 детей с особыми образовательными потребностями. Из них детей школьного возраста – 93740; детей дошкольного возраста – 44773 [3].

Для успешной коррекции и социализации детей с ООП необходимо создать такие условия, в которых возможна реализация непрерывного инклюзивного образования по типу детский сад – школа – учреждения профессионального обучения.

Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой: сегодня нет единого определения применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях.

Наиболее распространенной формулировкой является определение инклюзии в дошкольных учреждениях как процесса создания надлежащей среды для всех детей, что, в свою очередь означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями – в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада.

Основными результатами инклюзивного дошкольного воспитания являются: повышение толерантности по отношению к людям с ОВ, социальная адаптация детей с ООП, их ранняя поддержка и коррекция недостатков.

В настоящее время инклюзивным дошкольным образованием охвачены такие категории детей с ООП, как дети с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями слуха и зрения. Но количество детских садов, имеющих инклюзивные группы, очень мало.

Школьное инклюзивное образование имеет гораздо большую правовую и финансовую базу. Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.

Главными условиями для реализации успешного инклюзивного образования в общеобразовательных школах являются:

1. Принятие всех принципов инклюзивного образования и готовность к его внедрению.

2. Включение детей в общий учебный процесс, а не создание специальных классов.

3. Адаптированный учебный план, адаптированная система выставления оценок, адаптированное преподавание.

4. Признание права детей с ООП на образование всеми участниками учебного процесса (одноклассники, учителя, родители).

5. Всесторонняя комплексная поддержка со стороны всех специалистов (дефектолог, логопед, психолог).

6. Обеспечение специальными техническими средствами детей с ООП.

Третью ступень непрерывного инклюзивного образования составляют профессиональные учреждения образования. В нашей республике распространена практика подготовки детей с ОВЗ в средних специальных образовательных учреждениях. Подготовку кадров из числа лиц с ограниченными возможностями ведут 178 колледжей. Контингент данной категории студентов составляет около 3 тысяч человек [4].

Огромный потенциал в плане реализации реабилитационных возможностей детей с ООП принадлежит высшему образованию. Преимуществами высшего образования для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, является широкий выбор профессий и специальностей, высокий уровень профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников. Кроме всего прочего, учеба в университете расширяет кругозор, развиваются интеллектуальные способности, формируются навыки социальной ориентации и общения. В результате трудовая деятельность в качестве дипломированного специалиста дает возможность людям с ограниченными физическими возможностями самореализовываться в жизни, преодолевать социальную обособленность, интегрироваться в коллектив, в общество.

Успешной интеграции в студенческую среду студентов с ООП способствуют качественные новообразования, приобретенные ими в результате профориентационной работы в период довузовской подготовки: знания по дисциплинам довузовской подготовки, базовые общепедагогические и общепсихологические знания, знания в области психологии труда и профессий, общая ориентировка в мире профессий, владение терминологией, необходимой для освоения профессией, мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к профессиональной деятельности, осознание необходимости в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, развитые отдельные способности, умения, навыки, необходимые при овладении учебной и трудовой деятельностью и др. [5].

На основе анализа содержания государственного образовательного стандарта подготовки будущих педагогов-дефектологов сформулированы профессиональные ценностные ориентации, лежащие в основе профессиональных компетенций будущих педагогов специального образования, а именно:

– равное отношение к каждому ребенку независимо от его недостатков;

– вера в ребенка как стремление к положительному (продуктивному) результату;

– толерантность и индивидуальный подход ко всем детям;

– личная ответственность к образованию детей с ОВР;

– создание и поддержание коррекционно-образовательной среды для развития ребенка с ОВР;

– творческий подход к организации коррекционно-образовательного пространства;

– адаптация к работе в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений;

– сотрудничество и диалог с детьми, родителями и родственниками;

– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

– эрудированность в вопросах психолого-педагогического консультирования;

– уважение к личности собеседника независимо от состояния здоровья;

– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

– достижение объективного результата обследований ребенка;

– развитие профессиональных знаний, умений и навыков;

– стремление к истине (научно-исследовательская деятельность);

– помощь и поддержка детей с ОВР и их семей в процессе социализации;

– открытость в профессиональной деятельности.

Активное их включение в вузовскую жизнь наравне с остальными сверстниками демонстрирует студентам с ООП в процессе общения с одногруппниками их собственный реалистический образ. Сравнивая свои возможности, мотивы и успехи в учебной деятельности с чужими достижениями, они имеют возможность развить самооценку и уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессионального пути.

Также кроме обеспечения детей с ООП обязательным образованием необходимо развивать такие направления, как дополнительное образование в виде кружков, курсов, клубов по интересам и т.д.