Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SYSTEM OF HIGHER EDUCATION AS THE MAIN FACTOR OF INTELLECTUAL RESOURCES DEVELOPMENT IN INNOVATION CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Vetelkina A.G. 1 Shorr P.A. 1 Nikolaenko A.S. 1
1 Belarusian State University
One of the major factors in the development of intellectual resources is system of education. The main purpose of scientific and innovation activity of the education system is to ensure the training of specialists, scientific and scientific-pedagogical staff at international qualification requirements, the effective use of educational, scientific, technological and innovation potential for economic development and social objectives of the country, which is in turn relevant. The higher education system is the most perspective to build on its base Belarusian innovation and investment network, which should serve as a bridge connecting science and production in all regions and sectors. This is determined by the capabilities of the national high school: the distribution of higher education institutions in all regions, high scientific and technical potential, the versatility of the system of higher education. We have studied the structure of the education system in the Republic of Belarus. It shows the development of the education system, which provides training to a wide range of professionals ready to work effectively in the modern world.
intellectual resources
innovation
education system
higher education
international activities
cooperation

Ключевым моментом современной рыночной экономики должна стать эффективная национальная инновационная система, способная максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции науки, образования и производства. Приоритет следует отдать производству новых знаний и инновационных идей, осуществляемому в рамках фундаментальных исследований академического и университетского сектора науки, что позволит изменить существующую структуру экономики, которая не соответствует нашим национальным природным возможностям.

Как следствие этих процессов современное управление экономикой должно осуществляться с учетом аспектов интеллектуальной собственности, патентно-правовых характеристик рынков и основываться на использовании инструментов охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности с целью ее коммерциализации.

На современном этапе национальная система интеллектуальной собственности является действенным механизмом инновационно-ориентированной экономики Республики Беларусь. Она включает развитое законодательство и инфраструктуру, обеспечивающую реализацию государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности, решение широкого спектра задач в области охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

Республика Беларусь имеет собственную систему образования как один из элементов инновационной инфраструктуры, и государство, в свою очередь, гарантирует каждому гражданину возможность получения образования. Развитие системы образования в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования. Система образования Республики Беларусь включает в себя множество видов образования, что является целью исследования и будет рассмотрено в данной статье.

Интеллектуальная составляющая социально-экономического уклада общества, базирующаяся на новейших знаниях, становится основополагающим фактором устойчивого развития экономики Беларуси, поскольку определяет возможность страны в кратчайшие сроки извлекать из них коммерческую выгоду и обеспечивать максимально глубокое проникновение инноваций в жизнь общества [3].

Формирование и развитие интеллектуальных ресурсов в контексте инновационной деятельности Республики Беларусь осуществляется в рамках системы образования. Система образования РБ представлена дошкольным образованием, общим средним образованием, специальным образованием, профессионально-техническим образованием, средним специальным образованием, высшим образованием, послевузовским образованием, научно-исследовательской деятельностью, дополнительным образованием, международным сотрудничеством. Высшее, послевузовское образование, дополнительное образование, а также научно-исследовательская деятельность и международное сотрудничество являются теми основными звеньями, которое обеспечивает наивысший уровень развития интеллектуальных ресурсов.

Получение высшего образования в Республике Беларусь в 2014 году обеспечивают 45 государственных и 9 частных учреждений высшего образования. Из них: 34 университета и 7 академий. Обучение представлено 15 профилями: из них 384 специальности высшего образования первой ступени и 229 специальности высшего образования второй ступени. На начало 2014–2015 года обучалось 363 тыс. студентов, из них: на дневной форме обучения – 185 тыс. студентов, заочной – 176,7 тыс. студентов, вечерней – 1,2 тыс. студентов. Численность магистров – 8 855 учащихся. Выпущено специалистов с дипломом магистра – 3 761 человек. Всего в системе высшего образования работает около 16 тыс. ППС и научных работников. В том числе штатных преподавателей, имеющих степень доктора наук, – 75 человек и 391 кандидат наук [5].

Послевузовское образование осуществляется в двух направлениях: аспирантура и докторантура. В 2014 г. в 118 аспирантурах Республики Беларусь обучались 4990 человек. В этом же году принято в аспирантуру – 1 342 человек, выпущено – 1 148 человек (67 человек защитились). В 56 докторантурах обучались 240 человек, из них 197 – за счет средств республиканского бюджета. В 2014 году принято в докторантуру – 105 человек, выпущено – 51 (защитились – 9 человек) [6].

В соответствии с законом Республики Беларусь «О научной деятельности» от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ (с изменениями и дополнениями) научная деятельность может осуществляться физическими лицами, временными научными коллективами, научными организациями, учреждениями образования [4]. По секторам деятельности организации, выполняющие научные исследования (фундаментальные и прикладные) и разработки (экспериментальные), делятся на государственные и коммерческие организации, сектор высшего образования. В Беларуси по статистическим данным в 2014 году в научных исследованиях и разработках участвовало 457 организаций, из них государственных научных организаций – 94; в предпринимательском секторе научной деятельностью занято 294 организации; в секторе образования – 66 организаций.

Программы дополнительного образования обеспечивают 402 учреждения образования, из них 139 учреждений дополнительного образования взрослых, 52 учреждения высшего образования, 46 учреждений среднего специального образования, 165 учреждений профессионально-технического образования, в которых повысили свой образовательный уровень и переобучились более 610 тысяч работников.

Международная деятельность Республики Беларусь осуществляется посредством участия во многих международных договорах и соглашениях. Здесь можно отметить Лиссабонскую конвенцию 1997 г. о признании квалификаций, которые относятся к высшему образованию в Европейском регионе [6].

Стабильно осуществляется и расширяется признанная практика «академической мобильности». Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Реализуются международные программы Темпус, Тасис, Эразмус Мундус, Молодежь в действии. Взаимообмен между студентами и предодавателями составляет около 16 тысяч человек в год. Система приема на обучение иностранных граждан – гибкая система, и полностью учитывает их интересы в специальностях. Те иностранные граждане, кто не владеет русским языком, могут воспользоваться возможностью обучения на подготовительном отделении.

Количество иностранных граждан, которые обучаются в вузах страны, за последние 5 лет выросло более чем в два раза и в данный момент превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Казахстан, Индия, Китай, Швейцария, Венесуэла, Германия. А также активно развивается международное сотрудничество в рамках Союзного государства, СНГ, ЕврАзЭС.

С учетом составляющих современной образовательной системы: базовое, послепрофессиональное, дополнительное образование – основными системообразующими функциями университета можно считать обучающую, исследовательскую, культурную, инновационную. Наряду с традиционными современному университету присущи инновационно-проектные функции: функция обеспечения условий для профессионального становления обучающихся – получение новых знаний, создание новых технологий, подготовку специалистов, бакалавров, магистров, переподготовку и повышение квалификации; функция формирования личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию компетенций обучаемых; научно-методическая, проектировочная, коммуникативная, креативная, экспертная функции, а также дистанционная, реализующая информационно-педагогическую поддержку и сопровождение образования.

Современный университет может быть реализован только как исследовательский университет и современный научно-образовательный комплекс. Модель университета исследовательского типа, которую взяли за основу развития ведущие университеты мира, имеет две основные модификации: академический исследовательский университет и предпринимательский (инновационный) университет. Эти модели вузов нельзя не использовать в белорусской практике.

За последнее десятилетие многоуровневая система образования в Республике Беларусь прошла ряд структурных и качественных изменений: обновилась материально-техническая база на всех ступенях получения образования, созданы новые типы учебных заведений – колледжи, лицеи и гимназии, а также сделаны большие шаги к международному сотрудничеству высших учебных заведений. В 2015 году Республика Беларусь принята в Болонский процесс на следующих условиях: в ближайшее время необходимы структурные изменения в системе высшего образования, повышение роли студенческого самоуправления, а также создание программ мобильности для студентов и преподавателей. Все эти мероприятия и условия их проведения прописаны в так называемой Дорожной карте, результаты выполнения условий которой Беларусь должна предоставить на конференцию министров образования в 2018 году.

Для дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство Беларусь делает значительные и значимые шаги, сохраняя свою культурную и национальную идентичность.

Конечно, недостаточный уровень проектной культуры вузов Беларуси затрудняет реализацию Болонского процесса. И именно это нацеливает на необходимость более серьезной системной работы в области подготовки и реализации инновационной политики. Заимствование опыта зарубежных стран является по своему значению резервом, к которому необходимо прибегать избирательно и творчески после тщательных взвешиваний и ответственного выбора.

Некоторые ученые подчеркивают, что Болонский процесс – это, прежде всего, унификация, стандартизация, господство стереотипов и общих схем. Но белорусские вузы способны внести в него свой творческий вклад, исходя из собственного опыта и ценностей. Поэтому важную роль в судьбе Болонского процесса может сыграть правовая культура, особенно та ее часть, которая формируется национальными традициями. А как известно, средством формирования правовой культуры выступает образовательная деятельность современного вуза. Именно она и должна быть последовательной и профессиональной.

Построение национальной инновационной системы современного университета, развивающегося в рамках реализации Болонского процесса, невозможно без защиты прав интеллектуальной собственности. Сегодня необходимо защитить право каждого на качественное образование, которое может обеспечить только современный предпринимательский (инновационный) университет.

Все эти преобразования способны благоприятно воздействовать не только на уровень республиканского образования, но и на качество жизни населения в целом. Конкурентоспособная система образования позволит подготовить необходимых специалистов, способных работать в наукоемких отраслях хозяйства. Именно эти отрасли хозяйства обеспечивают развитие интеллектуального ресурса как ключевого ресурса инновационной экономики Республики Беларусь.

Заключение

Систему образования Республики Беларусь можно охарактеризовать как многоуровневую. Она представлена дошкольным образованием (3972 учреждения по состоянию на 2014 год), общим средним образованием (3077 учреждений), специальным образованием, профессионально-техническим образованием (185 учреждений), средним специальным образованием, высшим образованием (54 учреждения, в том числе государственные и частные), послевузовским образованием, научно-исследовательской деятельностью, дополнительным образованием, международным сотрудничеством.

В условиях быстро развивающегося мирового экономического сообщества образование должно отвечать на изменяющиеся запросы общества. В нашей стране за это отвечают программы дополнительного образования и переквалификации, предоставляемые 402 учреждениями образования, в которых повысили свой уровень образования более 610 тысяч работников. Международная деятельность в области высшего образования в будущем будет регулироваться условиями и правилами вступления в Болонский процесс, а именно принципами самоуправления и мобильности студентов и преподавателей.

Грант БРФФИ-РГНФ № Г15Р-004.