Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

COMPETENCE-BASED MODEL OF THE TEACHER – THE EXPERIENCE OF KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY

Nurmanbetova F.N. 1 Sarsenbayeva S.S. 1 Yusupov R.R. 1 Ramazanova S.H. 1
1 Asfendiyarov Kazakh National University
Кардинальные качественные изменения в системе образования Республики Казахстан способствовали интеграции образовательной системы в международное образовательное пространство, выразившейся в подписании государством Болонской декларации. Казахский национальный медицинский университет (КазНМУ) имени С.Д. Асфендиярова – один из вузов, подписавших Великую Хартию Университетов. Основное направление развития образования в КазНМУ – формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении. В свою очередь, это требует высокой квалификации и компетентности от преподавателей медицинских вузов, которые должны сочетать профессиональные и педагогические навыки. Во многих странах мира разработаны и используются модели компетенций обучающихся и преподавателей. В последнее десятилетие государством уделяется большое внимание развитию человеческого потенциала с учетом наилучших международных практик. В статье предлагается собственный опыт построения модели компетенций преподавателей в системе медицинского образования с учетом интеграции образования, науки и практики.
Profound qualitative changes in the educational system of the Republic of Kazakhstan contributed to the integration of the educational system in the international educational sphere by the signature of the Bologna Declaration. Asfendiyarov Kazakh National Medical University (KazNMU) is one of the universities which signed The Magna Charta Universitatum. The main direction of education development in KazNMU is the formation of a new model of a specialist on the basis of a qualitatively new systematic approach to teaching. This in turn requires a high qualification and competence of teachers of medical schools combining their professional and pedagogical skills. The competence models of students and teachers are developed and used in many countries. Over the last decade the state has been paying great attention to the human potential development, taking into account international best practice. The article offers experience of building a competence-based model of faculty in the system of medical education based on the integration of education, science and practice.
medical education
competence of teachers
competency model
an effective teachers
leadership
academic English
research in medical education
communication skills

Стратегическими целями медицинского вуза является достижение лидерства в системе медицинского образования, подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов, обеспечивающих единство образования, науки и практики.

Длительная практика использования компетентностного подхода структурами, отвечающими за развитие персонала за рубежом, демонстрирует эффективность этого инструмента в повышении конкурентоспособности компаний в реальном секторе экономики. В современных условиях экономического и социального прогресса общества, глобализации образовательного пространства, внедрения принципов европейского высшего образования (Болонский процесс) и наилучших мировых практик медицинского образования (США, Великобритания, Сингапур, Япония, Южная Корея и др.) яснее становится понимание важности профессионального развития преподавателей медицинского вуза [1]. В то же время, особенностью преподавателей медицинского вуза является отсутствие дипломированного педагогического образования. Как правило, большинство преподавателей медицинских университетов и колледжей являются выпускниками профильного вуза, а в дипломах об окончании университета написана квалификация – «врач». Несомненно, обладание высоким уровнем врачебных знаний и навыков играет ключевую роль в подготовке специалиста-медика, но владение технологиями и методами эффективного доведения этой информации до обучающегося, является искусством педагога. Ранее применяемые на постсоветском пространстве подходы в обучении и совершенствовании педагогического мастерства в медицинских вузах включали прохождение курса педагогики по программе факультета повышения квалификации. Обычно продолжительность обучения не превышала 1–2 недель, где рассматривались вопросы общей педагогики, без учета элементов обучения взрослых и специфики медицинского образования. Многие преподаватели использовали заимствованные у своих же учителей навыки преподавания, применяли их бессистемно и без учета конечного результата обучения. Научно обоснованные системные подходы в подготовке преподавателей медицинских вузов были применены в лучших университетах Канады, США и ряда стран Европейского Союза [2, 4, 6].

В 2010 г. в Казахском национальном медицинском университете (КазНМУ) им. С.Д. Асфендиярова впервые среди медицинских вузов республики Казахстан (РК) была сформирована модель выпускника, которая предусматривает формирование ключевых компетенций, которые позволят стать выпускнику КазНМУ конкурентоспособным и востребованным на современном рынке труда (свидетельство об авторском праве № 266 от 28.02.2012 г. Комитета интеллектуальной собственности Министерства Юстиции РК). Внедрение данной модели обосновало возрастающие требования к педагогу по уровню профессионального мастерства, формированию специфических компетенций преподавателя медицинского университета [2]. В 2011 г. началась работа по разработке модели профессиональной компетентности преподавателя КазНМУ, в основу которой были положены международные стандарты улучшения качества образования Всемирной Федерации медицинского образования (ВФМО, 2008 г.) [5]. В дальнейшем эта модель была модернизирована с учетом предложений инвестиционного проекта Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан 2009–2013 гг.» и Партнерского взаимодействия с Канадским обществом по международному здоровью (Canadian Society for International Health(CSIH)) по улучшению медицинского образования. По заданию «Повышение потенциала преподавателей медицинских организаций образования Республики Казахстан» профессором Блаем Франком (Blye Frank) и профессором Льюисом Томалти (Lewis Tomalty) представлены рекомендации на основе международной практики и многолетнего опыта Канадских медицинских школ [3]. Изучив требования к профессиональной деятельности преподавателя, ожидания руководства вуза в целях реализации миссии и целей и ожидания обучающихся, разработчики пришли к выводу, что преподаватель медицинского вуза выполняет следующие роли – преподаватель, исследователь, медицинский эксперт и администратор. Для выполнения этих ролей преподаватель медицинского ВУЗа должен обладать соответствующими 6 ключевыми компетенциями:

1. Эффективный преподаватель;

2. Эксперт в оценке знаний и навыков/образовательной программы;

3. Преподаватель с эффективными коммуникативными навыками;

4. Эффективный пользователь информационно-коммуникационными технологиями;

5. Исследователь в медицинском образовании;

6. Лидер/менеджер в медицинском образовании [4, 7, 8, 9].

КазНМУ, изучив результаты отчета международных экспертов и их рекомендации, проведя всесторонний анализ опыта внедрения подобных моделей за рубежом, а также, основываясь на процессах повсеместного внедрения в учебных заведениях республики полиязычного обучения с упором на изучение английского языка как иностранного, разработал собственную «Модель компетенций преподавателя КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» (далее – Модель) (рисунок). Помимо вышеуказанных шести компонентов, в модель была включена еще одна, седьмая компетенция «преподаватель с академическим английским языком». Она подразумевает лингвистическую (языковую) и речевую компетенции преподавателя, способного преподавать и обучаться самому, используя знания системы английского языка. Это обосновано с учетом тенденций в образовательной среде Казахстана: повсеместное внедрение обучения на английском языке как в школах, так и в университетах; интернационализация высшего образования; ежегодное увеличение количества иностранных студентов; внедрение программ обмена студентами и преподавателями с ТОП университетами мира; рост числа международных исследовательских программ.

Каждая из вышеуказанных составляющих Модели включает основные компоненты, которыми должен овладевать преподаватель и совершенствовать их в процессе своей деятельности. Например, эффективным преподавателем может являться тот, кто использует современные методы и технологии обучения с учетом фоновых знаний, среды обучения в соответствии с контекстом и целями обучения для распространения знаний и навыков. При этом преподаватель с наличием данной компетенции в контексте медицинского образования обязан эффективно использовать методы и технологии клинического обучения. Компонент Модели «эксперт в оценке знаний и навыков/образовательной программы» характеризует эффективность выбора и применения методов и критериев оценки в соответствии с задачами обучения. Преподаватель обязан правильно интерпретировать и использовать результаты оценок для планирования и улучшения образовательных программ, а также обеспечивать обратную связь, оценку эффективности и достижения результатов в обучении. Немаловажной особенностью преподавателя медицинского вуза является наличие коммуникативных навыков. Поэтому преподаватель с эффективными коммуникативными навыками, как правило, эффективно использует коммуникационную модель поведения, устную форму языка, языка жестов и профессионального языка для создания взаимодействия между преподавателями, студентами, социальной средой и учебными материалами. В век интенсивного расширения интернет-сетей, появления новых средств коммуникации особую ценность получает компетенция «эффективный пользователь информационно-коммуникационных технологий». Знания и навыки в этой области позволяют широко применять IT-технологии для достижения целей обучения в предметной области, проводить оценку, реализовывать исследовательские работы [4]. Учитывая интеграцию образования, практики и науки, в последние годы пристальное внимание уделяется исследовательским навыкам преподавателя медицинской организации. Преподаватель новой генерации должен использовать принципы научного подхода в планировании, проведении, представлении результатов исследований в медицинском образовании, обладать способностью применять результаты исследований и доказательства для внесения изменений и улучшения медицинского образования соблюдением этических принципов. Компетенция «лидер/менеджер» ставит перед преподавателем условия, а именно: обладание личностными качествами, ценностями и способностями, умение работать в команде, демонстрация эффективности в управлении организацией, способность формировать стратегию и цели [9, 10, 11].

nur1.tif

Модель компетенций преподавателя КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

 

С целью системной и планомерной реализации Модели была разработана программа развития потенциала преподавателей КазНМУ, включающая формирование и развитие компетенций как по основным направлениям (знания, навыки, отношение), так и по уровням обучения (1, 2, 3), а также этапы реализации программы. С учетом компонентов Модели в университете созданы и получили развитие инновационные образовательные и исследовательские подразделения: Центр коммуникативных навыков им. Джулии Драпер, Центр образовательных технологий им. В.С. Аванесова, Школа общественного здравоохранения им. Х. Досмухамедова, Научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной медицины им. Б. Атчабарова, Учебный департамент профессиональных языков. Каждое из этих подразделений разработало программы по развитию отдельных составляющих Модели компетенций преподавателей КазНМУ, а наряду с обучением преподавателей, координирующую роль реализации программ выполняет Школа педагогического мастерства им. Х.С. Насыбуллиной. В настоящее время развитие потенциала преподавателей КазНМУ осуществляется в стратегическом партнерстве с международными Ассоциациями и Центрами Медицинского Образования Медицинских школ ведущих зарубежных университетов: Association of Medical Education in Europe (AMEE); Association of Medical School in Europe (AMSE); Организация PhD образования по биомедицине и науках о здоровье в Европейской системе (ORPHEUS); Gordon Center for Research in Medical Education (GCRME) University of Miami Miller School of Medicine, USA; Centre for Medical Education University of Dundee, UK; University of Southampton, UK; National University of Singapore; University of Hong Kong; Kyung Hee University, South Korea. В перспективе рассматривается возможность сотрудничества с The Centre for Faculty Development, University of Toronto, Canada; School of Health Professions Education Maastricht University School of Health Professions Education, Netherlands.

Таким образом, внедрение Модели компетенций преподавателя КазНМУ в практику университета позволяет осуществить развитие компетентности преподавателя медицинского вуза на основе приобретения навыков, способности изучать и планировать свою деятельность, направленную на непрерывное обучение и индивидуальное, профессиональное развитие, умение реагировать на изменяющиеся потребности общества, управлять изменениями в медицинском образовании.