Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

В настоящее время во всех развитых странах мира остро стоит вопрос деофшоризации экономики. Это реальная проблема государственного уровня, для решения которой необходимы манипуляции законодательного характера, в том числе и в Российской Федерации.

Офшорные зоны, как экономическое явление, начали формироваться в 30-х гг. XX века. Первыми стали Панама, Люксенбург, Нидерландские Антильские острова. Дальнейшее и более широкое распространение данное явление получило после Второй мировой войны. В результате распада колониальной системы образовавшиеся независимые государства нуждались в притоке иностранного капитала в экономику. Офшоризация стала для них необходимостью, а они, в свою очередь, - привлекательностью инвесторов, стремящихся минимизировать налоговые выплаты с доходов. [4]

Сейчас офшор – это финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Используют офшорные зоны для ведения бизнеса или конкретных его операций бизнес-гиганты на законных основаниях. Известно, что в момент образования льготных зон на их долю приходилось лишь 5% от оборота мирового капитала. Сегодня же 60-70% от мирового капитала, проходя через «дыры» в законодательстве, прямиком устремляется на счета владельцев офшорных компаний. Другими словами, офшоры – это мировой тренд. Крупнейшие компании всех стран мира (Google, Apple, Amazon, Microsoft) пользуются их услугами.

Что побуждает таких гигантов бизнеса пользоваться столь обтекаемыми методами? Все зависит от целей: это может быть желание снизить налоговую базу, также многие компании стремятся не раскрывать конечного бенефициара, т.е. скрывают истинного собственника активов, не стоит забывать и о возможности вывода капиталов за границу, которые также имеют место быть.

Если рассматривать данный вопрос через российскую призму действительности, то мы видим расхождение в причинах использования офшорных зон у российских компаний и зарубежных. Иностранные собственники в первую очередь стремятся смягчить налогообложение, а наши соотечественники выводят в офшоры активы и прибыль, что подтверждается опросом 140 собственников и бизнес руководителей, проведенным в рамках конференции «East+West=Invest» 30 мая 2013 года. К вниманию респондентов был представлен следующий вопрос: «Каковы причины использования офшорных зон российскими компаниями?». По данным опроса чаще всего опрашиваемые выбирали ответ «защита собственности», это обусловлено тем, что за последнее время участились случаи экономических преступлений, связанных с рейдерством. Второй причиной по популярности оказалась возможность конфиденциально владеть бизнесом, и только на третьем месте респонденты склонялись к версии оптимизации налогов.

Если говорить вообще о движении активов в России, то начиная с 2006 года наша страна взяла вектор на либерализацию в сфере трансграничного перемещения капитала, что должно было привести к увеличению притока инвестиций в экономику, а также уменьшению оттока активов через обходные пути. В результате достигнуты: рост неустойчивых инвестиций, появление сомнительных фондов, снижение курса рубля, что привело к снижению конкурентоспособности российского производителя. На фоне кризисного периода приток капитала сменился его оттоком (см. таблицу 1) [2], что мы видим и в последующие годы, хотя экономические условия улучшились.

Таблица 1

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (млрд. долл. США)*

Годы

Банки

Нефинансовый сектор

Всего

2006

27,5

13,9

41,4

2007

45,8

35,9

81,7

2008

-56,9

-76,8

-133,7

2009

-30,4

-25,7

-56,1

2010

15,9

-49,5

-33,6

2011

-26,2

-57,9

-84,2

2012

23,6

-80,4

-56,8

 

*(-) – вывоз капитала; (+) – ввоз капитала

В своем послании Федеральному собранию 12.12.2012 года Президент РФ объявил курс на деофшоризацию экономики, что актуально и своевременно. «По оценке экспертов в прошлом году через оффшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – это 5 часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны» - заявил В.В. Путин. [1] Таким образом, Россия оказалась в мировом тренде.

Саммит G-8 , который прошел в Северной Ирландии 17-18 июня 2013 года, на 2/3 был посвящен офшорам: на повестку дня подняли вопросы налогов, прозрачности и торговли. К подписанию двусторонних соглашений об обмене конфиденциальной информацией со странами, именуемыми оффшорными зонами, призывал премьер-министр Великобритании.

Подобный документ уже существует и прият он был несколько лет назад в США – это закон «О налогооблажении иностранных счетов», в полной мере он вступил в силу 1 января 2013 года. Суть данного документа сводится к возможности передачи банковской информации налоговым службам штатов для дальнейшего взимания налогов с граждан США не зависимо от того, где совершаются сделки. Многие страны уже присоединились к соглашению о передачи сведений в штаты, в том числе и Швейцария, которая славится на весь мир своей конфиденциальность в вопросах банковской тайны. Что же стоит предпринять нам в свою очередь для возврата капитала в страну?

В.В. Путина предлагает следующие направление решения проблемы: облагать налогом доходы компаний, прошедших процедуру регистрации в офшорной юрисдикции, но принадлежащих российскому лицу, по правилам российского законодательства. Также Президент считает возможным ужесточение критериев выбора компаний для государственных контрактов или контрактов с государственным участием, а точнее одним из критериев станет то, где претендент на тендер зарегистрирован (предпочтение будет отдаваться российским собственникам). Помимо государственных заказов таким компаниям не будет доступа к государственной поддержке: кредитам ВЭБа и госгарантиям, отмечает Президент.

На что заметна реакция бизнеса, так, например, "РусГидро" планирует перевести все кипрские офшоры под российскую юрисдикцию к концу 2014 года, РУСАЛ, крупнейший в мире производитель алюминия, в соответствии с поручением Президента России разработал план поэтапного переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России. Соответствующие заявления сделали и представители других компаний - КамАЗ, "Металлоинвест".

На наш взгляд, важно на законных основаниях ввести обязательную процедуру оповещения органами таможни о вывозе капитала, а также облагать налогом кредиты и займы от иностранных источников.

Таким образом, с целью осуществления деофшоризации экономик страны, на наш взгляд, необходимо решить три основные проблемы: это совершенствование законодательства, пересмотр налоговой политики и укрепление института собственности, что позволит гарантировать сохранность капитала. Но даже решение поставленных задач не гарантирует полную капитуляцию офшор. Это лишь усложнит их работу и сделает существующие схемы вывода капитала более прозрачными и менее выгодными.

В этой связи, в настоящее время Минфин России тщательно готовит законодательные инициативы по деофшоризации российской экономики и надеется, что в первом полугодии 2014 года соответствующие инициативы будут внесены в Госдуму. При этом глава Минфина, А. Силуанов, оценивает эффект от реализации разрабатываемого комплекса мер по деофшоризации экономики в десятки миллиардов рублей.