Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

TECHNICAL WORKS – RESERVE PERSONNEL

Voronkov Y.S. 1 Voronkov O.Y. 1
1 Coordinating COUNCIL ONTTE «Juvenal»
В России сегодняшнего дня обеспечение кадровой безопасности наукоемких отраслей промышленности, повышение их конкурентоспособности должно быть обеспечено формированием универсальной системы подготовки кадров основанной, в том числе, на использовании возможностей раннего технического творчества школьников, переходящего в научно-техническое творчество молодежи (НТТМ).
In Russia today, ensuring staff safety knowledge-intensive industries, increasing their competitiveness must be ensured the formation of a universal system based training, including on the use of early opportunities and technical creativity of schoolchildren, rolling in scientific and technical creativity of youth (NTTM).
technical creativity
scientific and technical creativity
preparation of functionally competent professionals
science
engineering
production

В условиях завоевания российского рынка западными товарами отечественный потребитель товаров и услуг во многом переориентирован на использование импортной продукции. Именно она содержит в себе наибольший объем мировых научно-технических достижений, а также многообразие умений и навыков иностранных специалистов, творческим трудом которых она создана. Права на интеллектуальную собственность, как и рабочие места, также принадлежат производящим её зарубежным фирмам, имеющим высокий технический уровень и конкурентоспособность на мировом рынке…

Сегодня в зарубежных странах, на фоне бурно развивающихся рыночных отношений, уделяется особое внимание кадровой политике. Одной из оптимальных форм подготовки кадров является научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность молодежи, которая осуществляется в «Технопарках» и «Бизнес-инкубаторах». Эти структуры решают следующие задачи: организуют участие молодежи в продуктивной творческой деятельности и одновременно включают молодежь в сферу экономики через «малое предпринимательство», «малый бизнес». Новые объединения вводятся в среднем каждую неделю, а большое количество их «выпускников» стали организаторами и владельцами новых научно-технических фирм. Очень продуктивным для их работы является стремление сочетать развитие технического творчества учащихся и получение дохода путем предоставления максимального количества услуг населению прямо на рабочем месте. Основная идея заключается в воспитании в среде учащихся высоких стандартов бизнеса самым удобным для них ненавязчивым образом. Эти организации зарекомендовали себя как инструменты вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе познания и внедрения новых, прогрессивных технологий.

Истоки

Когда в СССР в 1957 году был запущен первый искусственный спутник земли, в Америке был шок. Американцы поняли, что отстали на 3–4 года и потеряли свою недосягаемость. Вскоре авиамодельная Академия Соединенных штатов выступила с инициативой провести слушания в Конгрессе США на тему о том, что такое авиамодельный спорт и как он может помочь в ликвидации отставания. Такое сообщение состоялось. Конгресс США дважды его выслушал, принял соответствующую резолюцию, которая была передана в Юридическую комиссию Конгресса с последующим включением в официальный протокол Конгресса США и с обращением к Президенту объявить неделю авиамодельного спорта США с 27 июля по 2 августа 1959 г., что и было сделано. По сути это означало возведение авиамоделизма (как одного из направлений технического творчества) в ранг государственной политики. На этот период все военно-воздушные базы США распахнули свои двери для свободного посещения всеми американцами. Базы посетило огромное количество американских юношей, и эффект от этой акции превзошел все ожидания: тысячи и тысячи американских юношей пошли в технические университеты с тем, чтобы потом пойти в авиационную промышленность. Авиационная отрасль США начала получать высококлассных молодых специалистов, многих из числа авиамоделистов, мотивированных желанием вернуть величие Америки. А в следующей программе по освоению космоса, направленной на создание кораблей многоразового использования, американцы догоняют нас и затем уходят вперед. И те мальчишки, которые полвека назад посетили военно-воздушные базы США, сегодня являются золотым фондом американской науки, и заслуга в этом принадлежит их увлечению авиамоделизмом.

Отечественный опыт и эффективность

В Советском Союзе одной из эффективных форм ранней профессиональной подготовки молодежи зарекомендовало себя хорошо известное техническое творчество школьников, переходящее в научно-техническое творчество молодежи (НТТМ). Техническое творчество – не только средство профориентации. Нередко оно становилось тем универсальным «золотым ключиком», который был способен открыть «потайную дверь» к истокам технического прогресса – изобретательству, рационализаторству. Именно техническое творчество способствовало раннему приобретению необходимых знаний, умений, навыков и опыта нашими известными авиаконструкторами А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым, О.К. Антоновым, основоположником отечественной космонавтики С.П. Королевым. Именно этот вид творческой деятельности обеспечил их первые шаги к выдающимся достижениям в науке, технике, к их бесценному вкладу в дело укрепления мощи и обороноспособности нашего государства. Техническое творчество позволяло выявлять, развивать и совершенствовать природные задатки и способности учащихся, обеспечивая получение с юных лет знаний, умений и опыта, прокладывать им путь в науку и технику. После окончания школы перед такими ребятами не стоял вопрос, кем быть. Занимаясь техническим творчеством, они получали четкое представление о профессиях и могли легко выбирать для себя подходящую. Коллективная работа в технических кружках и лабораториях создавала условия не только для ранней профессиональной ориентации ребят, но и для их подготовки к службе в Вооруженных Силах.

В Ростовской области в 1983 г. техническим творчеством занимались 83 тысячи человек, или каждый пятый учащийся. Из них 20 тысяч – активные члены областной организации изобретателей и рационализаторов – школьники. В области было 20 станций и 21 клуб юных техников, 3 Дворца и 41 Дом пионеров, 40 комнат школьников по месту жительства, 1867 технических кружков. За годы 10-й пятилетки в городах Ростове-на-Дону, Красном Сулине, Сальске, Таганроге, Шахтах были построены новые станции юных техников общей площадью 8 тысяч кв.м. Открыто дополнительно 136 лабораторий, на 800 увеличено число технических кружков, удвоен станочный парк до 400 единиц оборудования. Все это привлекло к занятиям еще 11 тысяч учащихся.

Сегодня, на удалении прошедших лет и событий, известно множество успешных предпринимателей, бизнесменов, основы творческого начала которых были заложены при увлечении техническим творчеством еще в те далекие годы их детства и юности. Широчайший кругозор, жажда знаний, порядочность и смекалка позволяют им правильно ориентироваться в волнах рыночной стихии. Именно таких людей и их воспитанников, в большинстве своем, мы видим в качестве участников Международных бизнес-форумов, салонов, венчурных ярмарок, выставок инноваций, конкурсов и конференций, в числе учредителей и руководителей разнообразных форм предприятий в научно-технической сфере, владеющих патентами разных стран мира. Однако необходимых условий для ранней практической подготовки специалистов такого уровня у нас в стране пока еще недостаточно.

По сообщению газеты «Академия» от 19.11.2011 г. №35, «Сегодня в Ростовской области действуют 23 учреждения дополнительного образования технической направленности по 36 направлениям. В них занимается 22 тысячи детей». Это по сравнению с 83-мя тысячами в 1983 году!

Истоки эффективности

Правильно организованные занятия по техническому творчеству школьников в приспособленных для этого условиях позволяют развивать воображение, смекалку, любознательность, трудолюбие и интерес к конструкторской работе, освоению новых технологий и оборудования, созданию рукотворных объектов, активно влияют на формирование всесторонне развитой личности. Подобные качества молодых людей, прежде всего, востребованы в таких передовых отраслях, как авиация.

Как известно, авиация – это всегда самые современные технологии и конструкционные материалы, в ней сочетаются красота и прочность конструкции при минимальном весе, но летательный аппарат – одно из самых сложных, дорогих, наукоемких творений рук человеческих.

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой, и он, как сказано выше, популярен во всем мире. О пользе занятий авиамоделизмом хорошо сказал Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий О.К. Антонов: «Модель самолета, даже самая маленькая – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить хорошую модель, нужно «кое-что» знать. Постройка модели сталкивает моделиста не с разносторонними науками, а с их взаимодействием. Тот, кто строил модели и не потерял к ним интерес, никогда не станет бюрократом в науке. Вот почему в нашем коллективе особенно ценят тех, кто занимался авиамоделизмом, кто с юности почувствовал технику с разных сторон, хотя бы и на первой ступени сложности. А за первой идут новые ступени, все выше, все дальше, для каждого, кто хочет шагать вперед».

Примером высших ступеней в авиамоделизме являются радиоуправляемые модели-копии самолетов. Так, трудоемкость постройки модели-копии самолета Ан-26 составляет 25000 человеко-часов, а изготовление ее деталей и агрегатов обеспечено работой авиамоделистов по более чем 60-ти специальностям.

Оценка же стоимости одного килограмма высокотехнологичной авиационной техники, которая составляет 1000 – 3000$, справедлива как для радиоуправляемой модели-копии самолета или радиоуправляемой пилотажной модели, так и для боевого самолета-истребителя поколения 4+.

Кадры для инноваций

Отток молодежи привел некоторые научно-технические структуры и даже целые отрасли к состоянию, при котором их кадровая безопасность оказалась у критической черты. Однако из числа молодежи, подготовленной методами технического творчества, может быть сформирована достойная смена изобретателям, рационализаторам, ученым, инженерам, высококвалифицированным рабочим и служащим. При этом надо иметь в виду, что инновационно мыслящие люди формируются в возрасте 12 – 17 лет. Если молодого человека в это время не погрузить в техническое творчество, то он никогда инноватором не станет.

Таким образом, назрела необходимость формирования универсальной системы подготовки кадров, основанной в том числе на использовании возможностей раннего технического творчества школьников, переходящего в научно-техническое творчество молодежи (НТТМ), с практическим изучением основ патентной грамотности. В дальнейшем эти молодые люди должны быть охвачены научно-исследовательской, изобретательской, рационализаторской и инновационной деятельностью.

Возможные риски

К сожалению, реализация таких задач сталкивается с противоречиями:

• лавинообразное нарастание объема информации о достижениях науки, техники и одновременное снижение количества учебных часов в общеобразовательной школе по предметам естественнонаучного и производственно-технического направлений;

• возрастание интереса молодых людей к новым направлением науки и техники и неотвратимое старение, а то и сокращение материально-технической, технико-технологической базы структур образования для развития и деятельности молодежи по научно-техническому профилю;

• стремление педагогов к инновационной деятельности и отсутствие у них опыта творческой, научно-исследовательской продуктивной деятельности в области науки, техники и производства.

В последние годы в нашей стране возникают малозатратные кружки начального технического моделирования примитивного уровня, которые из-за недостатка средств и педагогических кадров, вопреки мировому опыту, идут на упрощение технологий и уровня подготовки ребят. После такой подготовки взрослеющие ребята остаются без дальнейшего научно-технического развития. Потому техническое творчество школьников для ребят старшего школьного возраста в существующем сегодня виде является малопривлекательным.

Краткое описание предлагаемого решения

Возникает необходимость создания нового поколения центров, лабораторий и кружков научно-технического развития, которые должны быть обеспеченны достойной финансовой поддержкой, современным оборудованием и оснащением, укомплектованы педагогическими кадрами с инженерным опытом.

Городская общественная организация Благотворительное общество научно-технического творчества и экологии «Ювенал» города Таганрога (ОНТТЭ «Ювенал»), анализируя ситуацию с техническим творчеством в городе и регионе, подготовила проект «Центр подготовки кадрового резерва» (ЦПКР). В соответствии с проектом предусмотрено создание условий для совместной работы разновозрастной молодежи: учащихся школ, студентов колледжей и ВУЗов, аспирантов и добровольных участников. Проект нацелен на раннюю практическую подготовку будущих высококвалифицированных специалистов, творческих инженеров и техников, изобретателей и рационализаторов, людей со смелым творческим мышлением, развитым воображением и смекалкой, которые будут способны работать в инновационной сфере. В соответствии с проектом, Центр наделен возможностями использования создаваемой базы как для подготовки добровольных участников младшего возраста, так и для переподготовки участников старшего возраста. Его планируется оснастить современной материально-технической и информационной базой для исследований, разработки, строительства и применения беспилотных малоразмерных летательных аппаратов невысокой стоимости, управляемых дистанционно и в автоматическом режиме. В основе работы такого Центра будет лежать техническое творчество школьников, переходящее в научно-техническое творчество молодёжи (НТТМ) с углублённой проектно-конструкторской и технологической подготовкой, в том числе с освоением 3D-проектирования и 3D-изготовления проектируемых объектов. Основной целью разработанного проекта является формирование и отработка механизма генерации новой волны функционально-грамотных предпринимателей в области высоких технологий из числа подготовленных выпускников, способных создавать малые предприятия – производители наукоёмкой продукции, реально способствующие переводу экономики города Таганрога и Ростовской области на путь устойчивого инновационного развития.

Заключение

Предлагаемая форма организации «Центра подготовки кадрового резерва» может стать эффективным, доступным широкому кругу молодёжи средством пополнения багажа знаний, умений и опыта, необходимого для функционально грамотных специалистов, инженеров и учёных. Научно-техническое творчество как «универсальный инструмент в умелых руках» молодой смены способно решать актуальные проблемы фундаментального и прикладного характера в наукоёмких отраслях промышленности на высоком конкурентоспособном уровне.