Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Жизнь каждого человека не мыслима без профессиональной деятельности. К концу об­учения в школе вопрос выбора профессии ста­новится для старшеклассника первостепенным.

Часто для молодых людей, поступивших в выс­шее профессиональное учебное заведение, про­блема выбора профессионального пути оконча­тельно не решена. Многие разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения. А дальше возникают все новые и но­вые проблемы...

Процесс профессионального становления чрезвычайно сложен и многогранен; он изуча­ется многими отечественными (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер и др.) и зарубежными (H. Borow, J.O. Crites, H.A. Hesse, J.L. Holland, D.E. Super и др.) учеными. Их работами пока­зано, что профессиональное становление  это большая часть онтогенеза человека, которая ох­ватывает период с начала формирования профес­сиональных намерений до завершения профес­сиональной жизни; это гетерохронный процесс, который сопровождается кризисами, конфлик­тами и деструктивными изменениями. В ис­следованиях профессионального становления как процесса выделены его стадии. Например, Е. А. Климов предлагает периодизацию развития человека как субъекта труда, включающую ста­дии предигры, игры, овладения учебной деятель­ностью, «оптации», адепта, адаптанта, интерна­ла, мастера, авторитета, наставника [4, с. 12]. А. К. Маркова выделяет уровни профессиона­лизма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессиона­лизм, послепрофессионализм [6, с. 4954]. Из­вестна также периодизация Б. Ливехуда [5, с. 49]. Критерии личностного и в том числе про­фессионального становления были выделены Э. Эриксоном [8], А. Адлером [1], Э. Берном [2] и др. Вне зависимости от позиций разных авто­ров все же большинством показано, что темп и траектория процесса профессионального ста­новления детерминированы биологическими и социальными факторами, в немалой степе­ни  собственной активностью личности, а так­же случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально об­условленными инцидентами. В целом можно принять в качестве исходных несколько общих позиций, позволяющих развертывать углублен­ное изучение проблемы психологопедагогиче­ского сопровождения профессионализации сту­дентов вуза, формирующих свою личность.

Профессионализация  это процесс станов­ления профессионала, который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собствен­ных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала; обогащение опыта профессии за счет личного вклада; разви­тие своей личности средствами профессии и др.

Профессионализация, направленная к пер­спективному развитию студента как личнос­ти  это привитие и углубление интереса к про­фессии, формирование знаний, умений и навы­ков по избранной специальности, совершенство­вание личности будущего выпускника вуза; это диалектический процесс возникновения и разре­шения противоречий, перехода внешнего во вну­треннее, спонтанного самоизменения, активной работы над собой, профессионально направлен­ного самообразования и самовоспитания.

В рамках этих двух позиций можно увидеть, что психологическое сопровождение выступает как целостный процесс изучения, формирова­ния, развития и коррекции профессионально­го становления личности, это, вопервых. И, вовторых, психологическое сопровождение профессионализации обучающейся молодежи предстает как метод формирования личности, обеспечивающий создание условий для приня­тия личностью как субъектом развития своего потенциала ответственных решений в ситуациях жизненного выбора, требующих проявить граж­данскую активность. При этом важно учиты­вать, что ситуация жизненного выбора рождает множественные проблемные ситуации, при раз­решении которых субъект развития (саморазви­тия) определяет для себя тип ответственности, в зависимости от которого развитие приобрета­ет прогрессивный или регрессивный характер. Отсюда сопровождение профессионализации студенческой молодежи теснейшим образом свя­зано с организацией психологопедагогическая поддержки самоопределения, самореализации, формирования обучающимся своей личности на основе выбора гражданской позиции, в рамках которой принципиальным требованием высту­пает осознание потребности в самостоятельном преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство, взаимодей­ствовать с другими людьми и действовать среди них подлинно ответственным образом. Представ­ляется, что реализация социальнопсихологи­ческого сопровождения и поддержки возможны при наличии целостной комплексной програм­мы, учитывающей особенности 3 этапов [3]:

1. Адаптации первокурсников к новым усло­виям жизнедеятельности (диагностика готовно­сти к учебнопознавательной деятельности, мо­тивов учения, ценностных ориентации; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; психологическая поддерж­ка первокурсников преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении ком­фортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; коррекция профессионального самоопределе­ния при компромиссном выборе профессии).

2.   Интенсификации: развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоциональноволевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности (диагностика личностного и интеллектуального развития, оказание помощи, под
держки в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Технологии: развивающая диагностика, психологическое
консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля).

3.  Идентификации: формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой
специальности (финишная диагностика профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации
себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности).

Неотъемлемыми компонентами психологопедагогического сопровождения на всех его эта­пах мы видим: (1) социально  психологический тренинг как метод воздействия, основанный на активных методах групповой работы (решение вопросов развития личности, формирование коммуникативных навыков и др.); (2) создание ситуации успеха  проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Назначе­ние ситуации успеха  в инициировании физи­ческих и духовных сил личности, в максималь­ном развитии ее способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.  342 с.

2.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн.  Мн: ООО «Харвест», 2003.  576 с.

3.  Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов.  М.: Академи­ческий Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.  336 с.

4.  Климов Е. А. Введение в психологию тру­да.  М., 1988.  254 с.

5.  Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жиз­ни.  Калуга, 1994.  225 с.

6.  Маркова А.К. Психология профессиона­лизма.  М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.  312 с.

7.  Эриксон Э. Детство и общество.  Изд. 2е, перераб. и доп./Пер. с англ.  СПб.: Ленато, 1996.  592 с.