Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROGRESS STATE AND TENDENCIES OF TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET IN RUSSIA

Sazhneva O.A.
In article the condition and the basic tendencies of telecommunication services market development on an example of Group of Companies "Svyazinvest" is considered.

В настоящее время рынок телекоммуникационных услуг в Российской Федерации активно развивается. Для реализации услуг продолжают появляться новые технологии, вызывающие интерес со стороны предприятий и населения.

Основными сегментами рынка телекоммуникационных услуг являются услуги телефонной связи, мобильной связи, передачи данных через Интернет, спутниковое телевидение.

Для рынка телекоммуникаций характерны высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями, активное внедрение новых технологий, изменение структуры предоставляемых услуг.

Сегодня всё чаще отмечается перенос объемов пользования с традиционных телекоммуникационных услуг к новым видам, таким как предоставление услуг на основе мультисервисных транспортных сетей, широкополосный Интернет-доступ, технологию мобильной связи третьего поколения, включающую набор услуг, которые объединяют как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети, так и технологию радиосвязи, которая создает канал передачи данных.

Отчеты крупных операторов связи за 2008 год подтверждают главную тенденцию развития отечественного рынка телекоммуникаций. Количество пользователей скоростного Интернета увеличилось более чем в два раза, по сравнению с предшествующим годом, соответственно и доля доходов в этом сегменте также возросла.
В то же время несколько замедлилась миграция абонентов из сетей фиксированной связи в сети мобильной связи, но усиливается миграция голосового трафика в сети Интернет-телефонии, развитие получают технологии виртуализации и аутсорсинг - создание веб-ресурсов, разработка, установка, сопровождение программного обеспечения, обслуживание техники специальными компаниями. Несмотря на складывающуюся макроэкономическую ситуацию, ожидается увеличение числа подключений, повышение скорости и качества передачи данных при сохранении и, возможно, снижении ценовых показателей.

Докризисная активность почти всех операторов по развитию новых услуг существенно снизилась. Сейчас большинство операторов делают акцент на наиболее дешевых и проверенных услугах, расширяя абонентскую базу при минимуме инвестиций. Но в то же время есть операторы, использующие снижение темпов развития конкурентов в своих интересах, таким образом, привлекая клиентов новыми качественными услугами и разумными ценами.

Отрасль телекоммуникационных и информационных технологий является одним из важнейших секторов экономики, обеспечивающих функционирование других отраслей хозяйства и государства в целом. Без современной телекоммуникационной инфраструктуры в России невозможно ее вхождение в мировое экономическое и информационное пространство. Поэтому правительство Российской Федерации рассматривает дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры страны как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе. Дальнейшее качественное развитие услуг операторов связи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. Несмотря на бурное развитие услуг связи за последние пять лет, рынок телекоммуникационных услуг России все еще далек от степени насыщения.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития России, к
2020 году объем услуг связи по инерционному варианту развития отрасли возрастет в 6 раз, а по инновационному - в 10 раз по сравнению с 2007 годом. Наибольшая доля в общем объеме услуг сохраняется за мобильной связью, но так же продолжают свой рост доли услуг документальной связи, что обусловлено потребительскими предпочтениями в сторону использования мобильной телефонии.

При анализе уровня использования услуг фиксированной связи, который в России сегодня ниже, чем в большинстве развитых стран, следует учитывать территориальный фактор. Несмотря на то, что Россия является крупнейшей страной, занимающей 1/8 часть суши, нетелефонизированными остаются всего 685 населенных пунктов.

 Уровень проникновения Интернета сегодня около 27%, но по мнению аналитиков, в 2010 году этот уровень достигнет 50%. Это во многом обуславливается государственной поддержкой отрасли, так как телекоммуникационная система, так же как транспортная, является системообразующей, базовой отраслью экономики, и при рассмотрении национальных телекомов развитых стран, предпочтение отдается схеме, в которой главная роль остается за государством. Но в России к 2009 году уровень государственных активов на телекоммуникационном рынке снизился до критического уровня, соответственно снизился контроль государства над развитием данного сегмента. Поэтому сейчас главной задачей становится усиление государственного участия на рынке телекоммуникаций, создание национального лидера, предоставляющего под государственным контролем широкий спектр телекоммуникационных услуг.

Основой, на котором стоит вся телекоммуникационная сеть России является Группа Компаний «Связьинвест», включающая в свои активы семь межрегиональных компаний - «ЦентрТелеком», «Дальсвязь», «Северо-Западный Телеком», «ВолгаТелеком», «Южная телекоммуникационная компания», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком» и оператор дальней связи «Ростелеком». «Связьинвест» является крупнейшим государственным активом в телекоммуникационном секторе, так как основным акционером данной группы является государство, в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В настоящее время Группа Компаний «Связьинвест» находится в стадии реорганизации, цель которой состоит в увеличении конкурентоспособности и эффективности этой группы, что в конечном итоге приведет к усилению роли государства в отрасли.

Основными задачами развития национального лидера телекоммуникаций являются: выход в число лидеров в мобильном секторе национального рынка, достижение лидирующих позиций в сегменте корпоративных клиентов, то есть предоставление полного спектра услуг для основных клиентов федерального уровня, в том числе госорганов в целом на российском рынке, а так же лидерство в секторе качества новых услуг и продуктов, включая широкополосный доступ и комплекс современных информационно-коммуника-ционных услуг.

К стратегической задаче относится создание компании мирового уровня, что предполагает выход единого оператора за пределы страны.

Российский рынок телекоммуникаций, являясь крупнейшим в Восточной и Центральной Европе, всё же отстает от самых крупных компаний, таких как Vodafone или Deutsch Telekom, но остается самым быстрорастущим в мире, сохраняя высокий потенциал развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисова, А.Л. Реинженеринг бизнес-процессов: аспекты качества / А.Л. Денисова, С.А. Ахриев, А.В. Гуськов. - Назрань:
ООО «Пилигрим», 2005.- 168 с.

2. Институт технической эстетики. Разработка концепции качества жизни. http://www.advtech.ru/vniite/lifequal.htm.

3. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты упрвления качеством: учеб. пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко,
Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тенх. ун-та. 2005. - 80 с.