Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Golubeva G.N.

Разработанная нами модель педагогической системы формирования активного двигательного режима состоит из трех уровней (прямая связь, технология решения, обратная связь): первый уровень системы составляют такие компоненты, как цель, задачи и принципы; второй уровень системы, или технология решения, включает в себя такие компоненты, как двигательный режим, периоды адаптации, развивающая среда, физкультурно-оздоровительные технологии; третий уровень системы характеризует обратную связь (результат) и показатели эффективности.

Подсистема «Периоды адаптации» включает: антенатальный период; первый год жизни; период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ); процесс обучения в ДОУ. Подсистема «Развивающая среда» характеризуется как: пассивная среда; активная среда. Подсистема «Физкультурно-оздоровительные технологии» состоит из видов: «Гимнастика до рождения»; методика Г. Домана; экспрессивная динамическая гимнастика; программа адаптации к ДОУ; методика «Динамические позы». Подсистема «Показатели эффективности» включает следующие критерии адаптации к условиям внешней среды: двигательный режим и его характеристики (объем, интенсивность, продолжительность); двигательная активность в антенатальном периоде (тест Пирсона, УЗИ, КТГ, доплерография); шкала Апгар; темпы формирования статических и динамических функций; мышечный тонус; заболеваемость; физическое развитие; уровень и тип двигательной активности; речевая плотность занятия.

Формирование потребности в движениях наиболее эффективно в антенатальный период. Эффективность снижается при переходе от одного периода адаптации к другому по мере роста ребенка. С каждым новым периодом возрастает роль физкультурно-оздоровительных технологий, к которым можно отнести: физкультурно-оздоровительные методики; развивающую обстановку; стимулирование двигательной активности; параметры организованной и самостоятельной двигательной активности.

Экспериментально апробированная в ходе исследования педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка оказала эффективное положительное влияние на развитие процессов адаптации к условиям среды.