Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Одним из многих условий обеспечения качества образовательного процесса в высших учебных заведениях является учебник. В прошлом знания представлялись преимущественно в напечатанной типографским способом книге. В настоящее время в связи с увеличением объема исторических знаний и многовариантностью их методологической интерпретации, появлением новых средств накопления и использования информации явно проявляется потребность в создании нового поколения учебников. Наряду с традиционными печатными изданиями возрастает потребность в компьютерных учебно-методических комплексах.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ. Во-первых, мультимедийные ресурсы практически безграничны, что дает возможность размещения в нем различных видов информативных материалов: текстов, рисунков, фотографий, схем, исторических карт, видеосюжетов и т.д., этим самым позволяет наиболее полно и оптимально представить изучаемый материал. Во-вторых, электронный вариант учебника позволяет эффективно вести обучение со студентами различного уровня подготовки. В-третьих, электронный учебник, размещенный в Интернете, становится более доступным для студентов-заочников.

При разработке концепции электронного учебного пособия для студентов, авторский коллектив исходил из следующих положений. Во-первых, содержание учебного пособия должно соответствовать Государственному стандарту и рабочей программе, разработанной на кафедре. Во-вторых, электронное учебное пособие не является заменой преподавателя и традиционных форм освоения учебного материала по истории (лекции, практические занятия, работа с книгой). В-третьих, он должен помочь преподавателю организовать учебную деятельность студентов таким образом, чтобы они глубоко освоили фактический материал, получили дополнительную информацию по интересующим их вопросам, навыки логического мышления, развили творческие способности, почувствовали интерес к предмету. В-четвертых, электронное учебное пособие является открытой структурой. При его помощи студент может войти в мир исторических знаний и осваивать его самостоятельно. В-пятых, главным критерием выбора авторских решений должно быть удобство работы с материалом для обучающегося.

В разрабатываемом на кафедре истории и культуры ИГЭУ учебном пособии материал сгруппирован по разделам в соответствии с проблемно-хронологическим принципом.

Структура каждого раздела следующая: 1) Фрагмент из учебной программы, разработанной на кафедре, соответствующий конкретной теме. 2) Словарь понятий и терминов по данной теме. При этом каждое понятие разъясняется достаточно подробно, прослеживается его история. 3) Персоналии. 4) Хрестоматия. В нее включены как источники, так и тексты других авторов по этой теме. 5) Схемы. 6) Исторические карты. 7) Основные даты. 8) Список литературы. При этом из каждого раздела существуют перекрестные гиперссылки на другие темы и разделы, что позволяет вернуться к непонятному термину, восстановить сведения о том или ином историческом персонаже в процессе изучения всего материала. Учебник снабжен большим количеством иллюстраций (портреты исторических деятелей, картины известных художников на исторические темы, фотографии исторических документов, и т.д.)

Для того, чтобы студент имел возможность выбора методической схемы освоения материала, к каждой теме и в целом ко всему материалу имеется развернутый справочный аппарат. Это позволяет получить представление о всех материалах учебника и быстро найти нужную информацию, что делает учебное пособие самостоятельным справочником.

Электронное учебное пособие по истории России является частью компьютерного учебно-методического комплекса. Разработаны также задания предварительного (входящего) тестирования и промежуточного контроля знаний. Электронный контроль знаний апробирован в 2005/2006 учебном году и получил положительную оценку как у преподавателей, так и у студентов. Вместе с тем, принципиально важным считаем, что сочетание традиционных и электронных форм обучения и контроля должно быть разумным, они должны дополнять, но не заменять друг друга.

Насколько нам известно, научные коллективы ряда вузов работают над созданием электронных учебников, в том числе и по гуманитарным дисциплинам. Было бы интересно обменяться с ними мнениями о «плюсах» и «минусах» использования в учебном процессе электронных обучающих средств.