Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Главная цель образовательной политики города Москвы в сфере дошкольного образования - является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе [ 1, С.1].

В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Вместе с тем, проблема формирования здоровьесберегающей среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальной для системы дошкольного образования.

Между тем, недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию, учету психоэмоционального состояния ребенка в формировании здорового образа жизни средствами физической культуры. Поэтому данные направления являются приоритетным векторами развития и нашли свое отражение в Городской Программе «Столичное образование-5», на федеральном уровне - в Национальной Доктрине образования, которая ставит задачу создания целостного здоровьесберегающего пространства.

Изучение современных разработок в данной области позволило определить проблему нашего исследования следующим образом: Какова роль игровых педагогических ситуаций в активизации здоровьесберегающей среды в ДОУ, в частности, в ходе организации физкультурных занятий c детьми дошкольного возраста?

В процессе данного исследования мы провели обобщение теоретической литературы по проблеме создания здоровьесберегающей среды в ДОУ[2,С.103]. Оказалось, что это направление работы относится к междисциплинарному направлению, которое воплотило в себя идеи разных ученых: педиатра Ю.Ф. Змановского, физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, Э.Б. Эльконина, В.П. Зинченко, педагогов В.Т. Кудрявцева, В.Г. Алямовской, В.Н. Зимониной и других. При этом нами были определены критерии оценки формирования здоровьесберегающей среды и разработана методика изучения особенностей формирования здоровьесберегающей среды в детском саду и в семье.

На следующем этапе мы провели экспериментальное исследование на базе Д/с комбинированного вида №500. При этом мы изучали наиболее эффективные технологии здоровьесбережения применяемые в условиях детского сада и семьи, разработав специальную анкету для педагогов ДОУ и родителей детей посещающих дошкольное учреждение. В результате было выявлено следующее.

По мнению родителей, наилучшее оздоровительное воздействие на организм ребенка оказывает плавание (67,7%). На второй лидирующей позиции оказался комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психического и психологического здоровья детей набравший 61%, что доказывает необходимость создания коррекционно - развивающей среды, связанной с использованием педагогических ситуаций и их обыгрыванием как перспективного средства активизации здоровьесберегающей среды. На предпоследнем по значимости месте оказались профилактика и общий массаж, и различные виды закаливания (32%). Самую низкую позицию - 19,3% - отстояли занятия на тренажерах.

При ранжировании компонентов здоровьесберегающей среды и технологий воспитателями выявились следующие тенденции. Высшая оценка педагогов здоровьеукрепляющей среды составила (88,8%) как комплекса средств и мероприятий, направленных на укрепление психического и психологического здоровья детей. Коррекционно-развивающая и оздоровительная среда являлись, по мнению педагогов ДОУ менее эффективными. В них вошли три компонента (и набрали одинаковое число процентов (77,7%)):

  • специально разработанные упражнения, оказывающие, тренирующие и коррекционные воздействия на кору больших полушарий мозга;
  • упражнения на укрепление органов дыхания профилактики заболеваний;
  • плавание.

Предпоследнее место, набрав по (33,3%), одновременно разделили три вида здоровьесберегающих технологий:

  • это система специальных упражнений, производимых органами зрения с целью профилактики нарушения и улучшений зрительной функции,
  • профилактика и общий массаж;
  • различные виды закаливания.

Малоэффективными компонентами, по мнению, как педагогов, так и родителей воспитанников, оказались занятия на тренажерах. Ответы воспитателей составили 22,2%.

Делая выводы о рациональности использования здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада, можно сказать, что, все технологии, набравшие высокие баллы, действительно достаточно эффективно реализуются в дошкольном учреждении, что оказывает положительное воздействие на психофизическое здоровье детей. При этом в основном, используются потенциал здоровьеукрепляющей среды. Что касается родителей, участвующих в анкетировании, среди них пользуются спросом здоровьеукрепляющие и здоровьеформирующие технологии и, по их мнению, они наиболее эффективны и доступны в применении в домашних условиях.

Учитывая это, нами был разработан семинар-практикум, где была приведена в качестве образца система работы по формированию здоровьесберегающей среды и проведен иллюстрирующий ее цикл обучающих мастер - классов. Для повышения качества данного процесса были разработаны специальные методические рекомендации для воспитателей

  • по использованию дыхательных упражнений в процессе активизации здоровьесберегающей среды в домашних условиях и в условиях детского сада,
  • по активизации здоровьесберегающей среды ДОУ посредством игровых педагогических ситуаций (на примере ситуаций - иллюстраций, ситуаций - упражнений, ситуаций - оценок и проблемных ситуаций);
  • по использованию театрализованных игр в активизации и формировании здоровьесберегающей среды в детском саду.

На третьем этапе исследования был проведен контрольный эксперимент. Для этого использовался специально разработанный опросник для педагогов ДОУ, который позволил отметить положительную динамику в активизации здоровьесберегающей среды ДОУ (на 40%), определить особенности использования игровых педагогических ситуаций в процессе формировании здоровьесберегающей среды на физкультурных занятий в разных возрастных группах. Кроме того, было выявлено влияние подключения педагогов к данной проблеме на формирование у них потребности в самообразовании и на активизацию сотрудничества с родителями по вопросам формирования здоровьесберегающей среды посредством игровых педагогических ситуаций дома.

Таким образом, в методическом пособии были раскрыты теоретические основы формирования здоровьесберегающей среды в условиях семьи и детского сада описана методика диагностики потенциалов здоровьесберегающей среды ДОУ. Большое практическое значение имеет представленная программа семинара - практикума с воспитателями и родителями воспитанников ДОУ по использованию педагогических ситуаций в качестве средства активизации здоровьесберегающей среды ДОУ. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, руководителям по физической культуре, старшим воспитателям и сотрудникам научно-методических центров дошкольного образования.


Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 11-13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 02.04.2010.