Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Pachurin G.V.
В работе исследовались широко применяемые в автомобильной промышленности стали 08кп, 20кп, 07ГСЮФТ, 08ГСЮТ и их сварные (стыковые и Т-образные) соединения Усталостные многоцикловые испытания проводились на воздухе (при температурах -50, +20 и +70 оС) и в среде 3%-ного водного раствора морской соли по жесткой схеме симметричного консольного изгиба частотой 25 Гц, а малоцикловые - по жесткому отнулевому изгибу частотой 0,83 Гц при относительной деформации 0,25 и 0,5%.

Установлено, что механические характеристики исследованных материалов зависят как от температуры испытания, так и от степени их предварительной деформации. У образцов без сварки и со сваркой из стали 20кп с повышением температуры испытания прочностные характеристики монотонно уменьшаются, а пластические - практически не изменяются. Предварительная деформация растяжением для всех температур испытания приводит к незначительному увеличению пределов прочности и текучести, уменьшению относительного удлинения и практически не влияет на относительное сужение.

Предварительная объемная с разной степенью или поверхностная пластическая обработка сталей и их сварных соединений неоднозначно влияет на их сопротивление усталостному разрушению на воздухе при разных температурах и в коррозионной среде в зависимости от амплитуды циклического нагружения.

Структура стали 08кп состоит из феррита с небольшим количеством перлита, а характер усталостного разрушения образцов, испытанных при температурах -50, +20 и +70 оС, в основном вязкий. Низколегированные стали 08ГСЮТ и 07ГСЮФТ имеют карбидные включения, которые препятствуют движению дислокаций и приводят к повышению прочностных свойств при статическом нагружении. Однако карбидные включения являются также источниками образования микротрещин при растяжении, что отрицательно сказывается на параметрах пластичности. Под действием циклических нагрузок эти трещины активируют развитие процессов усталостного разрушения и инициируют продольное растрескивание образцов, а, следовательно, способствуют понижению их долговечности. Поэтому образцы стали 08кп со сварным швом, так же, как и без него, независимо от режимов предварительной технологической обработки имеют более высокие эксплуатационные характеристики при исследованных температурах, чем низколегированные стали 08ГСЮТ и 07ГСЮФТ.

Коррозионная долговечность конструкционных материалов как правило ниже (в 1,5...2,0 раза) долговечности на воздухе и также зависит от амплитуды приложенного напряжения: чем ниже амплитуда, тем сильнее эффект среды.