Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

При исследовании вопроса об отношениях между успешностью человека в профессиональной деятельности и установкой необходимо учитывать функциональный аспект. Д.Н. Узнадзе (1966) высказывает свои соображения о функциональной тенденции установки как движущей силе развития поведения субъекта, определяющей функциональный статус личности, ее социальное выражение и реальную позицию в конкретной деятельности. В функциональном аспекте установка личности, сформировавшись в период профессиональной подготовки, представляет интегральное образование, обеспечивает специалисту успешность в профессиональной деятельности.

В структуре установки личности на успешность в профессиональной деятельности мы выделяем гностическую функцию, которая связана с динамическим аспектом установки, является сложным образованием, поскольку в деятельности личность осуществляет постоянный поиск и смену информации (функция актуализации). Гностическая функция направлена на использование активности типологических особенностей личности, психофизиологических процессов в выработке стратегии получения положительного результата деятельности (функция побуждающая). Она создает предпосылки формирования установки личности как предвосхищения (прогнозирования) будущего результата (функция целемоделирующая); регулирует приобретаемые и усвоенные знания (функция управляющая); выражается в стремлении личности привести в систему содержащиеся смыслы личностных знаний, норм, ценностей (функция целенаправляющая).

Функция актуализации установки заключается в организации определенной активности личности, что обеспечивает достижение результата. Являясь компонентом самой деятельности, установка личности (Имедадзе В. И., 1986) способна осуществить гибкое целесообразно-адаптивное управление всей актуально протекающей деятельностью (Прангишвили А. С., 1975). Активность управляющей функции позволяет подготавливать, осуществлять и упорядочивать специально организованную деятельность по формированию установки личности на успешность в профессиональной деятельности. Как считает А. С. Прангишвили (1973), организация процессов, имеющих место при осуществлении деятельности в целом, предетерминирована установкой действующего субъекта, как определенным образом организованной системы в соответствии с ситуацией и таким путем определяет все течение поведения сообразно данной ситуации.

Функция целенаправленности исходит из предметного содержания деятельности и связана с направленностью, отнесенностью установки. Цель является одним из ведущих функциональных элементов в деятельности. Д. А. Леонтьев (1999) выделяет среди функций установки функцию обеспечения целенаправленности деятельности личности. При формировании установки личности на успешность в профессиональной деятельности представляется необходимым учитывать позицию Д.Н. Узнадзе (1966), что для установки важнейшим является то, на что она направлена и, отмечена возможность установки, определять направление соответствующей деятельности. У представителей Вюрцбургской школы (Мессер, Кюльпе, Ватт) установка также получила своё функциональное определение как направляющая протекание психических процессов. А.Г. Асмолов (1996. С. 373) указывает на то, что следует учитывать направленность личности на уровне ее осознания, понимания. Осознанность является основой формирования активности, самостоятельности, успешности личности в разных видах деятельности и в целом в жизни. Направляющую функцию установки личности А.Г. Асмолов (1996) обозначает как интегральную и генерализованную.

Побуждающая функция установки, по мнению Оллпорта, А.С. Прангишвили заявляет о себе в ходе осознания личностью причинной связи любого сильного желания, мотивирующего формирование успешности в профессиональной деятельности. Она тесно взаимосвязана с регуляторной функцией установки, обеспечивающей возникновение побуждения успехом деятельности, результат которого выступает важным психологическим механизмом установки. Мотивирующая функция установки раскрывается в ходе деятельности, когда формируются новые мотивы и потребности. По мнению Д.Н. Узнадзе мотивирующая функция установки позволяет найти новое поведение, которое обладает большей ценностью, при этом создается возможность реализации определенной деятельности с большим успехом.

Целемоделирующая функция установки задает активность сознанию личности по построению «образа желаемого». Поэтому целемоделирующей функции отводится соответствующее место в ситуации формирования установки личности на успешность в профессиональной деятельности. А.Г. Асмолов выделяет функцию достижения субъективно значимого как обеспечение согласованного поведения человека (Фримен 1939 по Асмолову А.Г., С.357). Осознаваемый образ предвосхищаемого результата деятельности, обеспечивается смыслообразующей функцией, которая представляет собой присвоение человеком значений, смыслов, в том числе понятия успешность в профессиональной деятельности и превращение их в личностные, эмоционально наполненные побудители. Смыслообразующая функция установки личности на успешность в профессиональной деятельности связана с регулятивной функцией, как в самом отношении установки к цели. Иначе говоря, регуляторное воздействие установки непосредственно включено в смысловое воздействие. Функция выражения ценностей заключена в смысле поведения человека, направленного на успешность в профессиональной деятельности в соответствии со своей установкой, помогает ему самоопределиться в достижении своих профессиональных и личностных успехов, понять себя, оценить свои возможности, обеспечить регуляцию социального поведения, необходимым условием которого является участие человека в трудовой деятельности

Таким образом, совокупность психологических функций определяет смысл понятия установки личности, поскольку можно теоретически и эмпирически доказать взаимосвязь установки с параметрами психологических факторов; обеспечивает структурную организацию деятельности вуза в виде логически обоснованного плана, намеченной программы и психологического сопровождения целостного процесса формирования установки студента на успешность в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
  2. Имедадзе М. В. Проблема структуры установки / Д. Н. Узнадзе - классик советской психологии. Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1986.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.
  4. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии.- Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  5. Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка // Экспериментальные исследования по психологии установки. - Тбилиси: Мецниереба, 1958. - Т.1
  6. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки Грузинской психологической школой / Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1973.
  7. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.