Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду огромно и зависит от: износа и старения парка подвижного состава, модернизации авто- и моторостроения, использования некачественных сортов моторного топлива, значительно отличающихся от европейских стандартов, уровня технологичности и технической оснащенности транспортных предприятий, состояния и покрытия улично-дорожной сети города, недостаточного количества мест для стоянки транспортных средств индивидуального пользования, эффективности контроля за выбросами загрязняющих веществ.

Выхлопные газы двигателей содержат сложную смесь, состоящую из более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

Какой же выход из создавшегося положения? Естественно, цивилизацию не заставишь отказаться от автомобилей, самолетов и ракет. Радикальными мерами борьбы с загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом являются: перевод автомобилей на газовое топливо, расширение парка и использование муниципального электротранспорта, улучшение качества дорожного покрытия, вывод из центральной части города автобусных маршрутов и ограничение движения легкового транспорта, строительство подземных пешеходных переходов, контроль и регулировка токсичности и дымности отработавших газов при выезде автомобилей из автопредприятий, при техническом осмотре, а также на автодорогах.