Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Игра является естественной средой общения для ребёнка, представляет его самовыражение и способ приспособления к собственному миру. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, по этой причине игра выступает для детей, прежде всего, средством коммуникации.

Главная функция игры состоит в том, что она является символическим языком для самовыражения ребенка. С помощью игры он получает возможность превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации.

Значение игры в жизни ребенка определяет то, что игровые методы играют ведущую роль в психологической работе с детьми. При этом наряду с индивидуальными методами широко используются групповые игровые методы.

Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, и отношения эти являются краеугольным камнем психокоррекциооной работы. Групповая игровая терапия представляет собой психологический и социальный процесс, в котором дети, взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания не только о других, но и о себе. В процессе взаимодействия они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные способы поведения в различных жизненных ситуациях. Впоследствии дети переносят эти способы взаимодействия за пределы группы в повседневную жизнь.

В работе с тревожными детьми наиболее эффективной является директивная групповая терапия, которая базируется на теории социального научения. Её основной задачей является обучение детей адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, психологу). Для коррекции тревожности у детей методом директивной групповой игротерапии проводится цикл занятий, которые наполнены содержательными играми, предлагаемыми детям, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними.

Нами было проведено исследование возможностей групповой игровой терапии при работе с тревожными детьми. Объектом исследования были дети младшего школьного возраста, отличающиеся повышенной тревожностью и проходившие ранее лечение в неврологическом отделении детской психиатрической больницы. Дети, принимавшие участие в исследовании были разбиты на две группы: экспериментальная - дети, участвовавшие в групповой игротерапии; контрольная - дети, участвовавшие в индивидуальной игротерапии.

В ходе исследования выдвигалась гипотеза о том, что групповая коррекционная работа с детьми является более эффективным методом коррекции тревожности, нежели индивидуальная коррекционная работа.

На первом этапе исследования проводилась диагностика тревожности с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, которая предназначенная для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. В результате диагностики у участников экспериментальной и контрольной групп был выявлен повышенный уровень тревожности по каждому из девяти факторов тревоги.

Далее в экспериментальной группе была проведена групповая игротерапия по программе коррекции тревожности, которая включала в себя 4 основных блока по 3 занятия каждый. По окончанию групповой игротерапии было проведено повторное тестирование детей, которое показало, что уровень тревожности детей экспериментальной группы приблизился к значениям нормы.

В контрольной группе была проведена индивидуальная работа с каждым ребенком. Коррекционная программа включала в себя два основных блока по 6 занятий каждый. Занятия представляло собой набор игр, направленных на снижение уровня тревожности у детей. Исследование тревожности после проведения индивидуальной коррекционной работы показало незначительное снижение уровня тревожности у детей данной группы.

Таким образом, данные проведенного исследования показали, что уровень тревожности у детей, принимавших участие в игровой групповой коррекционной работе, значительно снизился. В то время как у детей, посещавших индивидуальные занятия, тревожность понизилась незначительно, а у двоих детей она осталась на повышенном уровне. Это позволило сделать вывод о том, что в работе с тревожными детьми более эффективной является групповая игротерапия.

Можно предположить, что эффективность групповой игротерапии обусловлена следующим. Основными трудностями детей с повышенной тревожностью являются неумение адекватно взаимодействовать с окружающими и правильно интерпретировать эмоциональные состояния свои и других людей. Дети, принимавшие участие в групповой работе, получили возможность отработать навыки социального взаимодействия на своих сверстниках и перенести новые знания в реальную жизнь. Посредством групповой игротерапии происходило устранение дефицита в поведенческом репертуаре и укрепление адаптивного поведения. Дети же, с которыми психолог занимался индивидуально, в основном воспринимали занятия как игру и впоследствии испытывали трудности с переносом полученных навыков в повседневную жизнь, что не способствовало снижению уровня тревожности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. - М., 2001. -229 с.
  2. Костина Л. М., Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб., 2001. - 159 с.
  3. Лэндерт Г. Л., Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - 365 с.