Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Проблема мотивации учебной деятельности является одной из самых важных в современной психологии и педагогике обучения. Показано, что для успешного обучения большую роль играют социальные мотивы получения знаний и мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью. При этом важным компонентом в структуре учебной деятельности является мотивация достижения, которая включает два относительно независимых мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Анализ литературы показал, что имеются определенные различия в поведении и объяснении своих успехов и неудач людьми с выраженным мотивом достижения успеха или с мотивом избегания неудачи. Для первых типичным является направленность на достижение социального успеха, построение карьеры, относительная независимость от внешнего одобрения или порицания, устойчивость планов, толерантность по отношению к неуспеху, сочетание адаптивности и устойчивости в формировании жизненной стратегии. В основе стратегии поведения людей с мотивацией избегания неудач лежит недооценка достигнутого успеха и интенсивное переживание неудач. Особенностью их деятельности является выраженная ее зависимость от успешности. В отличие от людей с мотивацией достижения они ориентируются скорее на сам факт успешности, чем на высокий уровень достигнутого успеха. В ситуации стабильности, умеренной успешности деятельность этих людей достаточно стабильна, хотя и не связана с высокими достижениями. Нестабильные ситуации дезорганизуют их деятельность, возникает неспособность к постановке и решению даже простых задач. В результате на фоне эмоциональной напряженности возникают хаотические, неорганизованные формы поведения.

Все перечисленное позволяет утверждать, что эффективность учебной деятельности студентов, которые имеют мотив достижения или мотив избегания, может быть на практике обеспечена по-разному. В связи с этим целью настоящего исследования явилось определение ведущего мотива в структуре мотивации достижения у студентов на начальном этапе обучения. Однако анализ литературы показал отсутствие единого подхода к оценке мотивации достижения успеха. Традиционно она оценивается с помощью проективных методик (ТАТ), опросников, методики «рискового выбора» (выбор и решение задач различного уровня сложности). Они и были положены нами в основу разработки методики экспертной оценки мотивации достижения в учебной деятельности. В результате было отобрано 12 критериев (попарных сравнений), характеризующих отношение студента к учебной деятельности, к достигнутому результату, его самооценку, эмоциональное состояние. По каждому из критериев выставлялась оценка от 1 до 10 баллов. Всего было обследовано 250 студентов I-II курса. Ввиду важности экспертных оценок не только как источника информации о личности, но и как внешнего критерия при проверке валидности опросника, отметим, что нашей постоянной заботой было сопоставление и контроль экспертных оценок с помощью объективной информации.

На основании оценок, выставленных преподавателями-экспертами, все студенты были разделены на три группы: с преобладанием мотивации достижения успеха (НУ) - с оценкой 97 баллов и более; мотивацией избегания неудач (ИН) - менее 49 баллов и средняя группа, в которой трудно установить преобладание одного из мотивов - от 50 до 96 баллов. В первую группу было отнесено 22% всех обследованных, во вторую - 17%. Наиболее многочисленной оказалась средняя группа (61%).

Корреляционный анализ установил средние корреляционные связи большинства вопросов с данными самооценки и уровня притязаний. Кроме того, экспертная оценка мотивации достижения коррелирует с оценкой учебной успеваемости (r=0,685), что позволяет использовать данную методику для прогноза успеваемости студентов с мотивом достижения и мотивом избегания.

В дальнейших исследованиях будут изучены личностные и психофизиологические характеристики студентов. В результате будет установлена взаимосвязь личностных и психофизиологических характеристик с уровнем мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач у студентов с различной эффективностью учебной деятельности. Это позволит разработать методики для коррекции мотивации путем воздействия на "когнитивные оценки человека" (представление человека о целях деятельности, трудностях их достижения, о себе и своих способностях) с целью повышения успешности обучения студентов.