Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

В наши дни проблемы воспитания толерантности становятся наиболее актуальными на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике.

Сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Нельзя отрицать, что у каждого народа свой менталитет. Но при всех различиях человеческих сообществ, их ментальности, их религиозных или политических предпочтений, существуют некие общие для всех ценности, которых в той или иной мере придерживаются все. Такие ценности просто не могут не существовать, поскольку все люди имеют куда больше общего, чем различий. Но именно сфера образования способна целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума, формировать менталитет толерантности.

Толерантность - это качество, необходимое как внутренняя установка каждому человеку, социальной группе, каждой социальной структуре, каждому мыслителю и политику.

Следует признать, что в разных культурах толерантность констатируется и интерпретируется по-разному. Термин «толерантность» латинского происхождения и имеет свое начало в глаголе «tolero», который означает «переносить», «терпеть», «выдерживать» и передает смысловые коннотации страдательных оснований человеческого существования. Эта страдательная основа человеческой жизни в термине «толерантность», несомненно, несет на себе отпечаток религиозного, в частности христианского, сознания. Известно, что терпение является одной из основных добродетелей христианина.

По мнению М.В. Шугурова, 2001, ставшее практически интернациональным слово «толерантность» имеет большие преимущества по сравнению с русским словом «терпимость». В русской терпимости больше вынужденности, необходимости, но не свободы. Несмотря на то, что толерантность - это некая способность и одаренность человека, в ней помимо дара прослеживается и плод неимоверных усилий предшествующих поколений, пришедший к нам из прошлого в виде «коренящейся в сопереживании традиции, взаимного претерпевания друг друга».

Терпение, точнее терпеливость, является добродетелью и античной культуры. В греческой терпеливости терпение ценно не само по себе, как в христианском сознании, а «во имя» и «ради» чего-либо, что явно указывает на ориентированность человеческой жизни.

Оксфордский словарь определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь». Советский энциклопедический словарь дает одно из определений как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

По утверждению В.А. Тишкова, 1997, толерантность это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. «Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия».

В.Н. Железняк, 2001, определяя толерантность как терпимость, утверждает, что «терпимость предполагает терпение, терпение - стойкость по отношению к нашей жизненной драме и сострадание к жизненной драме другого».

В основополагающем международном документе «Декларация принципов терпимости», принятом ООН в 1995 году, толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» (Гершунский Б.С., 2002).

Сфера образования может и должна инициировать развитие человеческих контактов на всех уровнях, в различных сферах человеческой деятельности. Необходимо систематически изучать, обобщать, оценивать и распространять международный инновационный опыт в сфере образования. Это относится, прежде всего, к проблемам целеполагания, отбора содержания образования, использования эффективных технологий и методик преподавания различных учебных предметов на разных образовательных уровнях, организации психолого-педагогических и междисциплинарных исследований, ориентированных на повышение качества образования.

Поскольку именно сфера образования формирует способность жить и трудиться в принципиально новых условиях, в мире толерантности, взаимопонимания, сотрудничества, можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в ХХI веке.