Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

METAMETHODICAL APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS


В статье рассматривается одна из основных проблем современной системы школьного образования – разобщенность предметных методик, которая проявляется как в нестыковке содержания, так и методов обучения. Это препятствует решению основных целей модернизации образования, которое направлено на создание учениками целостной картины мира и развитие личности ученика. В статье описывается один из возможных путей решения этой проблемы – метаметодический подход к обучению школьников.
This article deals problems of the modernization of the educational system in Russia. The main goals of the education at school are 1) forming by the student of the whole image of the world, 2) development of any student.The basic difficulty of reaching these goals is separation of the methods of teaching and content of different subjects at school. The solution of this problem requires such approach to an educational system which we named metamethodical. It suggests integration of the methods of teaching and content of different subjects at school.
В настоящее время в обществе происходят значительные изменения. Эти изменения коснулись и системы школьного образования. Модернизация системы образования направлена на развитие каждого ребенка, что предполагает создания целостной образовательной среды. Это требует решения такой проблемы как разобщенность существующих предметных методик. Сложилась парадоксальная ситуация: одного учащегося учат многим предметам при достаточно серьезной рассогласованности используемых при их изучении стратегий и тактик воспитания, развития и формирования знаний и умений, ценностных и мировоззренческих ориентиров.

К настоящему времени методистами выполнены десятки исследований, опирающихся на многоуровневую методологию, обеспечивающую комплексное отражение реалий учебно-воспитательного процесса, позволяющих достигать существенного развивающего воздействия на личность учащегося в обучении конкретным предметам. В то же время, эффективному внедрению достижений современного развития предметных методик (наряду с прочими причинами) в огромной степени препятствует их разобщенность, отсутствие согласованности и достаточно глубокого взаимоучета специфики образовательного, развивающего воздействия на учащегося, происходящего при изучении разных учебных дисциплин.

Для достижения целей школьного образования не хватает тех самых конкретных методик обучения, которые бы в едином ключе, реализуя специфические возможности каждого учебного предмета, обеспечивали бы полноценное развитие и обучения каждого ребенка. Решение этой проблемы требует такого подхода к процессу обучения, который предполагает создание в обучении целостной развивающей среды - обоснование и построение единой организационно-деятельностной стратегии и программы развития школьника при обучении всем основным предметам, а также интеграции в содержании школьных предметов, но носящий не внешний (как было принято ранее), а внутренний характер. Такой подход мы назвали метаметодическим.

Метаметодика строится на основе интеграции предметных методик с целью выделения специфики каждой. Ее построение предполагает выход конкретных методик на «философский уровень» через установление связей между методиками конкретных дисциплин как в содержательном (через установление связи значений понятий, обозначенных одним и тем же термином в разных предметах), так и деятельностном аспектах.

Создание единой организационно - деятельностной стратегии развития личности учащегося, разработка внутренней интеграции содержания учебных предметов в существующих (и сохраняющихся) условиях классно-урочной системы предметного обучения - сложная задача, требующая привлечения широкого круга спецалистов: философов, педагогов, психологов, методистов различных профилей. Достижение ценностного воспитания и формирование целостной среды развития, воспитания и обучения ребенка подразумевает также учет субъектного опыта ребенка и построение учебного процесса на его основе.

Актуальность метаметодического подхода диктуется, с одной стороны, необходимостью ориентации ребенка в окружающем мире (на деятельностном уровне), а с другой стороны, - необходимостью развития ребенка и самопознания.

Эта бифункциональность процесса обучения определяет два основных направления разработки метаметодики:

предметно-педагогическое:

  • овладение общественно-историческим опытом, отраженном в разных учебных дисциплинах через создание у учащихся «образов мира» на разных этапах развития ребенка и через рассмотрение понятий как философских категорий, что способствует решению такой задачи образования как формирование целостной картины мира и формированию компетентностей,

психологическое:

  • осознание ребенком своего места в этом мире через его развитие средствами учебных предметов в единой системе, самопознание, самоутверждение (способствует развитию интеллектуальных, исследовательских умений, творческих способностей)

Первое направление включает (реализует):

  • интеграционный содержательный аспект, реализуется через

а) установление различных связей между содержанием учебных предметов на основе отражения в них определенных исторических периодов (в одно время),

б) выделение понятий - категорий, обозначаемых одним и тем же термином, но имеющих разное значение в разных учебных дисциплинах, и установление связей между ними по горизонтали (изучение в разных учебных дисциплинах почти в одно время) и по вертикали (изучение в разных учебных дисциплинах в разное время)

  •  единообразный организационный аспект, реализуется через

а) использование общих форм предъявления учебного материала, но с учетом специфики каждого предмета,

б) использование общих приемов организации деятельности учащихся на разных учебных дисциплинах, в том числе, установление обратной связи между учителем и учащимся через использование тренажеров, различных дидактических игр, имеющих обущую структуру на разных предметах,

в) выделение общей структуры урока (с включением в эту структуру этапа создания учебной доминанты)

Второе направление включает

  • методику развития интеллектуальных умений средствами различных учебных предметов, реализуется через

а) отбор основных интеллектуальных умений, формируемых средствами учебных предметов,

б) выделение предметов, обучение которым направлено на развитие этих умений,

в) выявление уровней развития определенного умения,

г) установление иерархии учебных предметов, отвечающих за определенный уровень развития какого-либо умения,

д) разработка общей стратегии развития определенного умения с учетом уровней развития умения и специфики учебных предметов, выполняюших приоритетную роль в развитии этого умения на разных этапах его становления,

е) определение критериев сформированности определенного уровня развития какого-либо умения средствами разных предметов на основе общих требований;

  • способы выявления и учета субъектного опыта ребенка, реализуется через

а) рассмотрение различных смыслов одного понятия на разных предметах,

б) выявление житейских представлений ребенка, связанных с данным понятием,

в) установление случаев (той части объема понятия), в которых житейские и научные представления об изучаемом объекте не совпадают, и разработка методики перехода житейских представлений в научные,

г) разработка приемов (общих и специфических для учебных предметов) перехода научных представлений в опыт ребенка, т.е. введение их в психическую структуру ребенка.

  • методику развития исследовательских умений средствами различных учебных предметов,
  • способы учета когнитивных стилей в процессе обучения, реализуется через

а) выделение когнитивных стилей, значимых в обучении разным предметам,

б) разработка общих требований к способам диагностики когнитивных стилей на разных предметах, коррелирующих с психологическми диагностиками,

в) разработка общих и специфических (для каждого предмета) приемов работы с учащимися с разными когнитивными стилями на разных этапах урока.

Реализация метаметодической модели в школе требует перестройки управления образовательным процессом школы, содержания учебных дисциплин и организации их изучения и подчиняется принципам построения метаметодической модели, которые рассмотрим ниже.

Реализация принципа целостности

Реализация такой составляющей этого принципа как видение всего образовательного процесса в единстве учебных предметов, дающих картину мира, кроме привычных структур управления в школе требует создания временных научных коллективов (ВНИКов), объединяющих как учителей разных предметов на одной параллели, так и учителей разных предметов или одного и того же. Все эти учителя работают над одними и теми же проблемами реализации метаметодики, но в своих учебных дисциплинах. Эти проблемы решаются при разработке соответствующих методических тем, выбранных каждым учителем.

Управление образовательным процессом организуется на основе математической модели, разработанной в результате применения метода математического моделирования, которая позволяет от управления ситуативного перейти к управления в рамках определенных правил оптимального управления.

В содержательной составляющей процесса обучения принцип целостности реализуется через

  • установление различных связей между содержанием учебных предметов на основе отражения в них определенных исторических периодов (в одно время),
  • выделение понятий - категорий, обозначаемых одним и тем же термином, но имеющих разное значение в разных учебных дисциплинах, и установление связей между этими значениями ними по горизонтали (изучение в разных учебных дисциплинах почти в одно время) и по вертикали (изучение в разных учебных дисциплинах в разное время) в рамках методики, разработанной с учетом специфики интеграции разных значений в одном понятии.
  • методику развития интеллектуальных умений средствами различных учебных предметов.

В организационной составляющей процесса обучения принцип целостности реализуется через

  • разработку общей структуры урока в метаметодической модели и модели его анализа,
  • разработку общих форм организации деятельности учащихся, например, одних и тех же дидактических игр, используемых на разных уроках.

Реализация принципа гуманистической направленности осуществляется через:

  • выявление субъектного опыта ребенка, связанного с этими понятиями (жизненных представлений об этом понятии, представлений, приобретенных при изучении других учебных дисциплин) - разработка методов, средств, форм, используемых на каждом предмете - (осуществляется учителями, методобъединениями (МО), ВТК),
  • выделение общих методов выявления субъектного опыта ребенка (осуществляется МО),
  • определение направлений работы с субъектным опытом ребенка (осуществляется на методическом семинаре (МС))
  • диагностика особенностей когнитивного стиля ученика (осуществляют учителя, психолог, педагог)
  • выделение основного (для процесса обучения) когнитивного стиля класса - (осуществляет ВТК),
  • разработка способов учета особенностей когнитивного стиля на разных предметах (осуществляется МО),
  • отбор и разработка заданий, позволяющих создать «учебную» доминанту (настроить на урок) (осуществляют учителя, МО).

Реализация принципа ценностного знания осуществляется через:

  • разработку фрагментов уроков, позволяющих формировать ценностное отношение к знанию (мотивация как учебно-предметная, так и «жизненная», выделение человеческого фактора при рассмотрении открытий, знакомстве с их авторами, изучением представителей искусства, применение знаний в различных областях) (осуществляют МО и ВТК),
  • разработку личностно-значимых заданий (требование, форма заданий позволяют учесть интересы детей определенного возраста, специфику деятельности), методики работы с ними (осуществляют учителя, МО).