Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Павлова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
Целью исследования является определение тех методических умений, которые эффективнее формируются у будущих учителей математики в ходе педагогической практики, и определение влияния практики на готовность студентов работать в школе. Многие методические умения, которые необходимы учителю математики в его профессиональной деятельности, могут развиваться только в ходе активной педагогической практики. При этом эти умения могут быть различными для определенных категорий студентов, поэтому они были выявлены до практики в ходе опроса и беседы со студентами Псковского государственного университета – будущими учителями математики. Это необходимо, чтобы эффективно организовать реализацию педагогической практики в школе и разработать методические задания, направленные на эффективное формирование этих умений. Такие методические задания направлены на отработку умений учителя-предметника, включают в себя развитие умений: разрабатывать сценарий урока, эффективно распределять время на каждый этап урока, объяснять материал и решать задачи у доски, поддерживать дисциплину на уроке и др. Учитывая дефицит учителей математики в современной системе образования, важно, чтобы студенты педагогических вузов были мотивированы работать в школе и при этом не испытывали сложностей в профессиональной деятельности. Поэтому в ходе беседы и опроса студентов до практики, а затем анализа отчетов студентов по практике было определено ее влияние на готовность будущих учителей математики к профессиональной деятельности. В результате было выявлено, что правильно организованная практика повышает интерес к профессии учителя.
будущие учителя математики
методические умения
методические задания
педагогическая практика
профессиональная деятельность
1. Gavaza T.A., Lebedeva S.V., Pavlova L.V. Methodical practice model of future teachers of mathematics // SHS Web of Conferences. 2023. № 164. 00065. URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2023/13/contents/contents.html (дата обращения: 10.10.24).
DOI: 10.1051/shsconf/202316400066.
2. Батыршина А.Р., Зайниев Р.М. Подготовка учителя как одно из важнейших направлений в образовании // Вестник УРАО. 2020. № 5. С. 28–38.
3. Сеитова С.М., Тасболатова Р., Гаврилова Е.Н. Диагностические исследования методической подготовки учителей математики // The Scientific Heritage. 2021. № 71–4. С. 25–30. DOI: 10.24412/9215-0365-2021-71-4-25-30.
4. Туканова Л.Е. Ретроспектива, реальность и перспектива методической подготовки будущих учителей математики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–4. С. 272–274.
5. Войнова Ж.Е., Сергина Е.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной готовности бакалавров // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 72–76.
6. Павлова Л.В. Методическая подготовка в области математики бакалавров направления «Математика и компьютерные науки» // CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. 2023. № 2 (30). С. 26–34.
DOI: 10.24888/2500-1957-2023-2-26-34.
7. Галиева Е.В., Евелина Л.Н. Профессионально-ориентированные задания для студентов в период практики // Поволжский педагогический вестник. 2022. № 3 (36). С. 15–21.

Введение

На современном этапе развития общества школьная система образования испытывает серьезный дефицит педагогических кадров. В школах недостаточно учителей по многим дисциплинам, в том числе по математике. При этом молодые педагоги в первый год работы в школе испытывают много различных профессиональных проблем: недостаток практического опыта организации учебного процесса; распределение времени на подготовку к уроку и на этапы урока; сложности и неуверенность при общении с родителями, которые зачастую старше педагога; психологическое давление со стороны родителей и руководства школы; необходимость оформления большого числа отчетной документации; отсутствие методической поддержки более опытного педагога, к которой они привыкли в вузе, и др. Все эти сложности приводят к тому, что многие молодые специалисты уходят из профессии.

Следовательно, еще при обучении в вузе необходимо строить процесс подготовки будущего учителя таким образом, чтобы он был готов к решению этих профессиональных задач в ходе первых лет работы в школе. Поэтому важно, чтобы методическая подготовка была не только теоретической (что, безусловно, важно!), но и практической, которая будет направлена на знакомство с работой учителя непосредственно в учебном заведении. Это возможно в ходе различных практик, которые организованы в вузе: учебной, методической и производственной (педагогической).

Каждая практика позволяет формировать определенные умения и навыки, связанные с профессиональной деятельностью будущего учителя математики. Например, в ходе методической практики [1], когда студенту необязательно проводить уроки, можно знакомиться с процессом обучения в целом, анализировать деятельность учителя и учеников на уроках, знакомиться с документацией (дневниками, электронным журналом, программами, УМК, отчетами и др.), разрабатывать материалы для уроков.

Активная педагогическая практика позволяет студенту почувствовать себя в роли учителя. В ходе этой практики студент проводит уроки, работает с классом в роли классного руководителя, проверяет тетради и проводит оценку знаний и умений учащихся, решает различные учебные и воспитательные проблемы. И на данном этапе важно организовать процесс прохождения практики таким образом, чтобы будущий учитель не потерял интерес к профессии. Именно поэтому руководителю практики необходимо понимать, какие задания помогут студенту разобраться с работой учителя, увидеть возможности для реализации и развития, научиться эффективно решать различные профессиональные задачи и сформируют интерес к профессии.

Целью данного исследования является определение методических умений, которые эффективнее формируются у будущих учителей в ходе педагогической практики, и определение влияния практики на готовность студентов работать в школе.

Материалы и методы исследования

В современных условиях подготовка учителя становится приоритетным направлением в образовании [2–4] и немаловажное значение уделяется методической подготовке студентов. Методическая подготовка будущих учителей математики в вузе включает в себя теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая подготовка направлена на формирование знаний в области методики обучения предмета посредством лекционных занятий, индивидуальных заданий, информационных ресурсов и самостоятельной работы студентов. Отработать изученную теорию позволяют практические занятия, где студенты выполняют методические задания, которые направлены на формирование умений: составлять календарно-тематическое планирование, планировать уроки математики, составлять конспекты (сценарии) различных видов уроков, разрабатывать дидактические, обучающие и проверочные материалы, оценивать знания учащихся по готовым материалам, прописывать критерии оценивания и выставления отметки и т.д.

Однако сформировать методические умения в рамках аудиторных занятий сложно, а многие из умений и невозможно. Умение работать на уроке с понятием, с теоремой или задачей формируется только тогда, когда студент в качестве учителя математики приходит в класс и работает с реальными учащимися. При этом он учится работать у доски, объяснять теоретический материал, задавать наводящие вопросы, работать с классом, распределять время для каждого этапа урока и его контролировать, отвечать на вопросы учащихся, следить за дисциплиной и др. Если перечисленные выше умения не сформированы в процессе обучения в вузе, то молодому учителю в первый год работы в школе приходится самостоятельно этому учиться, что создает определенные трудности, требует временных затрат, вызывает психологический дискомфорт. Поэтому очень важно сформировать эти умения на достаточном уровне еще в ходе педагогических практик под руководством опытного методиста.

Поэтому можно говорить о важности правильной организации педагогической практики [5], в ходе которой будущий учитель математики и будет формировать важнейшие методические умения, которые позволят ему проводить уроки математики эффективно и качественно, что позволит школьникам приобретать необходимые знания и умения по математике, соответствующие требованиям стандарта.

Педагогическая практика в ПсковГУ у студентов направления Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Информатика и Математика, Физика и Математика) реализуется в двух семестрах (на 4 и 5 курсах). Каждая из этих практик длится в течение 6 недель и включает в себя задание по методике обучения математике.

Чтобы выявить, какие методические задания необходимо предлагать практикантам по методике обучения математике, проводился опрос студентов 4 курса после первой педагогической практики для составления списка методических умений, которые недостаточно сформированы в ходе аудиторных занятий в вузе. В результате исследования был составлен список умений, которые требуется развивать в ходе педагогической практики:

– распределять время на уроке математики, чтобы успевать реализовать все этапы урока (отметили 90 % опрошенных студентов);

– удерживать внимание класса в течение всего урока (отметили 75 %);

– работать с классом при повторении материала, доказательстве теорем, решении задач на доске учителем, через наводящие вопросы (отметили 70 %);

– проводить оценку знаний учащихся (объективно оценивать проверочные и контрольные работы, ответ у доски и т.д.) (отметили 54 %);

– разрабатывать материалы для уроков с применением интерактивных и других современных технологий (отметили 50 %);

– оценивать знания и умения учащихся, выставлять отметки за работу на уроке (35 %).

Большинство из этих умений можно сформировать только в процессе профессиональной деятельности, то есть в ходе активной педагогической практики. Поэтому были разработаны методические задания, часть из которых студенты выполняют в ходе аудиторных занятий (например, составление плана урока и распределение времени на каждый этап; разработка материалов для урока с применением различных технологий; формулировка наводящих вопросов при решении задачи на доске и др.), часть в рамках методической практики (анализ урока учителя математики, разработка дидактических материалов по определенной теме, проверка домашних заданий), и также задания, которые студенты выполняют на педагогической практике.

Рассмотрим примеры методических заданий для педагогической практики.

Задание 1. Написать сценарий урока по теме «_________» по плану:

1. Тема урока (информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие).

2. Цель урока (указание на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся).

3. Планируемые задачи (указывается минимальный набор знаний и умений, который учащиеся должны приобрести по окончании занятия).

4. Вид и форма урока (указывается вид урока (ознакомление, закрепление, контрольная и др.) и в какой форме он проходит (лекция, игра, беседа и др.)).

5. Ход урока (этот раздел является самым объемным и трудоемким и включает в себя подпункты, которые соответствуют элементам урока (приветствие, опрос, проверка домашнего задания и т.д.); все этапы урока должны быть озаглавлены, указано количество отведенного на них времени).

6. Методическое обеспечение урока (указывается все, что будет использоваться в ходе урока (учебники, рабочие листы или тетради, раздаточный материал, карты, инструменты, технические средства и т.д.)).

Сценарий (или план-конспект) урока нужно оформить следующим образом:

Класс, предмет, учебник (название и автор).

Номер урока в теме. Дата проведения урока.

Тема урока. Тип урока.

Цели и задачи урока. Оборудование (что приготовить к уроку).

План-конспект урока (можно в произвольной форме или в виде таблицы «Конспект урока») (таблица).

Конспект урока

Этапы урока, время

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный, 2 мин

   

2. Актуализация знаний, 5 мин

   

3. Изучение нового материала, 15 мин

   

….

   

Задание 2. Конспект урока из задания 1 показать учителю математики, к которому прикреплены в школе, обсудить замечания и внести правки в него. Правки и исправления выделяем в конспекте другим цветом.

Выявить и записать трудности, с которыми Вы столкнулись при подготовке к данному уроку и разработке сценария. Составить список недостающих методических умений, которые, на Ваш взгляд, помогли бы избежать этих трудностей.

Задание 3. Провести урок математики по разработанному сценарию. Выполнить самоанализ данного урока по схеме:

1. Особенности класса, которые были учтены при проектировании урока.

2. Место урока в изучаемой теме, характер связи урока с предыдущими и последующими уроками. Как это повлияло на проектирование и проведение урока.

3. Характеристика целей и задач урока. Планируемые результаты обучения. Развивающий характер урока.

4. Как был построен урок исходя из его замысла и задач.

5. На каком содержании, на каких знаниях и умениях делается главный акцент и почему.

6. Использование современных технологий обучения математике в данном уроке.

7. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Как было запланировано при проектировании урока и как удалось это реализовать. Все ли получилось.

8. Что оказало наибольшее влияние (положительное и/или отрицательное) на формирование конечного результата.

9. Выводы. Успешность познавательной деятельности учеников и обучающей деятельности учителя. Оценка конечного результата (успешность усвоения понятийного содержания урока, формирования умений и навыков). Достижение целей урока. Вывод и самооценка. Что удалось на уроке лучше всего, какие коррективы нужно внести в урок?

Такие методические задания, направленные на формирование и развитие профессиональных умений, уже были представлены автором [6] и предлагаются и другими исследователями [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Вторая часть исследования заключалась в определении уровня готовности будущих учителей математики работать в школе до выхода на педагогическую практику и после прохождения практики. Опрос студентов показал, что только 28 % опрошенных уверены, что выбрали профессию правильно и готовы работать учителем математики; еще 18 % студентов не уверены, что будут работать учителем после окончания вуза, но не исключают такую возможность; остальные, 54 %, ответили, что не готовы быть учителем и работать в школе (рис. 1).

Среди причин неготовности работать в школе были названы следующие:

– неуверенность, что справятся с профессиональными обязанностями учителя математики;

– сложность и ответственность работы с детьми и подростками;

– отношение к профессии учителя в современном обществе;

– низкий уровень оплаты труда учителя;

– необходимость оформления большого количества отчетной документации и др.

Большинство из этих причин связаны с отсутствием практического опыта работы учителем, мнением окружающих (особенно тем, что пишут в социальных сетях) и собственным опытом обучения в школе. Студенты еще не готовы рассматривать деятельность учителя с профессиональной точки зрения, видят в ней только сложности, большую ответственность и не понимают, как применить на практике тот объем теоретических знаний, которые они получают в вузе. При этом на рынке труда много других вакансий, которые рекламируются работодателями с описанием хороших условий труда, высокой заработной платы, возможности карьерного роста и т.д. Поэтому у студентов педагогических направлений в вузе низкий уровень мотивации для выбора школы в качестве места работы.

missing image file

missing image file

Рис. 1. Готовность студентов работать в школе до прохождения педагогической практики

Следовательно, в ходе практики в школе необходимо показать студентам возможности профессионального роста и развития для учителя, организовать поддержку и сопровождение таким образом, чтобы студент самостоятельно справлялся со всеми задачами, создать условия для самореализации.

После прохождения студентами первой и второй педагогических практик им было предложено ответить на эти же вопросы о готовности работать в школе. При этом отметим, что практика была организована с учетом выявленных дефицитов в знаниях и умениях конкретных студентов и для них были разработаны методические умения, направленные на изменение этой ситуации. Результаты опроса представлены на рис. 2.

missing image file

missing image file

Рис. 2. Готовность студентов работать в школе после прохождения педагогической практики

Из рис. 2 видно, что число тех, кто готов работать в школе после окончания вуза, увеличилось до 35 % (на 7 %). В эту категорию перешли студенты, которые были не уверены, что выберут работу учителя в школе, но и не отрицали такую возможность, и один студент, который был уверен до практики, что «никогда не пойдет работать в школу учителем». Однако уже после первой практики этот студент согласился работать в школе, где проходил практику (правда, учителем информатики).

В категории «не уверен, но возможно» число студентов увеличилось (стало на 23 % больше) за счет тех, кто был уверен, что не пойдет работать в школу. А студентов, которые «точно не будут работать в школе», стало меньше.

Беседы со студентами и их отчеты по практике показали, что такие изменения произошли в связи с тем, что студенты увидели на практике все возможности и плюсы профессии учителя, применили свой «багаж» знаний. Ниже приведены цитаты из отчетов студентов:

− «нас очень хорошо встретили, были рады, что мы пришли на практику…»;

− «опытные учителя и методисты школы помогали готовиться к урокам, отвечали на вопросы, помогали решать проблемы…»;

− «приглашали работать учителем математики, предлагали удобный график …»;

− «мы чувствовали себя нужными и полезными в школе…»;

− «сложились добрые и доверительные отношения с учащимися, они были рады, что у них новый молодой учитель…»;

− «учащимся нравились мои уроки, мои методы преподавания с применением современных технологий обучения…»;

− «мой класс не хотел меня отпускать…»;

− «было жаль, что практика закончилась и нужно расставаться с ребятами и учителями…».

Заключение

Если заранее выявить необходимость формирования и развития определенных методических умений для группы студентов и разработать для них задания (при необходимости даже индивидуальные) для педагогической практики, то это позволит отработать эти умения на практике в ходе выполнения профессиональных обязанностей учителя. При этом если студент справляется со всеми задачами практики, то это способствует повышению мотивации студентов работать учителем в школе.

Проведенное исследование позволило выявить методические умения, которые можно эффективно развивать в ходе педагогической практики, и это позволило разработать методические задания для педагогической практики, которые этому будут способствовать. Также было выявлено, что правильно организованная педагогическая практика положительно влияет на готовность будущих учителей математики работать в школе после завершения обучения в вузе.


Библиографическая ссылка

Павлова Л.В. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 12. – С. 197-201;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40263 (дата обращения: 23.01.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674