Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Акмурзиева Г.Б. 1
1 Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
Цель: определить педагогические условия, которые способствуют развитию социально-культурной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности. В статье использовались методы анализа научных исследований, в которых акцентируется внимание на необходимости интеграции социально-культурных аспектов в образовательный процесс, метод проектов и метод опроса по разработанной авторской анкете. В исследовании эффективности развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива», приняли участие 90 старшеклассников. Авторы, подчеркивая их значимость для формирования активной гражданской позиции и социально ответственного поведения у старшеклассников, выделяют ключевые педагогические условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности, направленной на развитие социально-культурной активности старшеклассников. Совокупность педагогических условий социально-культурной активности старшеклассников в процессе выполнения проектов включает организацию открытого и стимулирующего учебного пространства, применение мультидисциплинарной стратегии, интеграцию экспертов и институций из внешней среды, внедрение последних информационно-коммуникационных инноваций, обеспечение методической поддержки для усиления способности критически анализировать информацию и эффективно работать в коллективе, акцент на развитие самостоятельности и лидерских качеств у обучающихся. В статье сделан вывод о том, что развитие социально-культурной активности старшеклассников посредством проектной деятельности является стратегически важным направлением, которое имеет многогранное значение для общества и страны в целом.
педагогические условия
развитие
социально-культурная активность
проект
проектная деятельность
экология
старшеклассники
1. Шарковская Н.В. Социально-культурная активность – понятие современной социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. 2016. № 3 (71). С. 116-121.
2. Малкова Е.М. Феномен познавательной активность старшеклассников в современной теории и практике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3. C. 38-40.
3. Кунакбаева А.М. Развитие лидерских качеств у старших школьников // Концепт. 2015. Т. 10. С. 196-200.
4. Разбегаева Л.П., Горностаева Е.Е. Культурное самоопределение старшеклассников: диагностический аспект // Известия ВГПУ. 2016. № 7 (111). C. 20-23.
5. Палаткина Г.В., Шаронов А.А., Джангазиева А.С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. № 64. C. 14-19.
6. Фролова Л.А., Петрушина И.А. Организация проектной деятельности старшеклассников // Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/6001/6047 (дата обращения: 26.06.2024).
7. Данильянц Э.И. Педагогические условия формирования проектной активности у старшеклассников // Вестник. 2023. № 3. С. 18-24.
8. Фетисов А.С., Пешкова И.А. Здоровьесбережение в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 353-356.
9. Безрукова А.В. Формирование социальной активности старшеклассников путем вовлечения в добровольческую деятельность // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика. 2023. С. 131-134.
10. Рагимова Д.Г., Лактионов А.П. Формирование экологической культуры старшеклассников через организацию проектной деятельности // Экологические проблемы природных и урбанизированных территорий. 2023. С. 75-77.
11. Петрова О.А., Пономарева А.С. Социально-культурная деятельность молодёжных общественных объединений как фактор самореализации личности старшеклассников // Мир педагогики и психологии. 2020. № 3. С. 112-118.
12. Мосина О.А., Данильянц Э.И. Целевые ориентиры формирования проектной активности учащихся в условиях профильного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 1 (202). С. 58-65

Введение

Развитие социально-культурной активности старшеклассников является важным компонентом образовательной стратегии, направленной на создание устойчивого, процветающего и сплоченного общества. Это не только способствует личностному росту обучающихся в старших классах, но и укрепляет социальные и культурные основы государства, что является залогом его успешного будущего.

Социально-культурная активность рассматривается как «целостное и полифункциональное явление в педагогической системе социально-культурной деятельности, которое формируется в ходе освоения личностью социального опыта, вбирающего спектр культурных ценностей, для удовлетворения духовных потребностей и любительских интересов в педагогическом процессе ведущих институтов социально-культурной сферы» [1, c. 121].

Социально-культурная активность способствует осознанию старшеклассниками своих гражданских прав и обязанностей, формированию активной гражданской позиции [2]. В современном мире это необходимо для становления демократического общества, где каждый гражданин понимает свою роль в обществе и ответственность за его благополучие. Участие в социальных проектах и культурных инициативах в ходе проектной деятельности помогает обучающимся в старших классах стать активными участниками общественной жизни, что в долгосрочной перспективе укрепляет демократические институты и способствует социальному прогрессу, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.

Лидерские качества и навыки командной работы являются важными составляющими успешной будущей профессиональной и личной жизни старшеклассников [3]. Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможности для развития этих качеств через участие в проектной деятельности, которая включает различные проекты и инициативы. Через это происходит их подготовка к будущей профессиональной деятельности, в которой востребованы умения координировать действия, принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими.

Участие в проектной деятельности посредством реализации культурных проектов и социальных инициатив способствует всестороннему развитию старшеклассников, повышению их общей и культурной образованности [4]. Такой подход закладывает фундамент для развития общества, обладающего интеллектуальным и культурным богатством, способного адаптироваться к современным вызовам и способствующего устойчивому развитию страны. Вовлеченность в культурные мероприятия расширяет кругозор учащихся и углубляет их знания в различных областях, что положительно сказывается на общем культурном уровне населения.

Важным аспектом социально-культурной активности являются изучение и популяризация истории страны, ее национальных культур, включая традиции, фольклор, обряды, ценности. Это способствует развитию у старшеклассников патриотических убеждений, любви к Родине и гордости за свою страну. В условиях глобальных вызовов и изменений укрепление национальной идентичности и патриотических ценностей играет важную роль в сохранении культурного наследия и единства нации, способствуя сбережению культурного кода страны и ее права на независимость [5].

Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможность получить практический опыт и развить навыки, необходимые в их будущей профессиональной деятельности. Участие в проектной деятельности по организации социальных мероприятий или управлению общественными инициативами развивает у старшеклассников навыки планирования, организации и коммуникации, которые востребованы на современном рынке труда [6, 7]. Это способствует подготовке социально ответственных граждан, что важно для экономического и социального развития страны.

Активное участие старшеклассников в социальной и культурной проектной деятельности способствует их всестороннему развитию, формированию ответственных и социально активных граждан, готовых вносить вклад в общественное благо и экономическое процветание страны.

Развитие у старшеклассников социально-культурной активности, включающей самостоятельность планирования, критическое мышление, лидерские качества и командную работу, повышает уровень их общей и культурной образованности, укрепляет чувство патриотизма и социальной ответственности за свои действия.

Целью данного исследования является обоснование педагогических условий развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности.

Материал и методы исследования

В работе использовался метод науковедческого анализа педагогических, психологических, политологических и культурологических исследований, который помог выявить педагогические условия развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности. Применение проектного метода в образовании, направленного на апробацию на практике теоретических знаний, стимулирование старшеклассников к проявлению социально-культурной активности способствовали реализации проекта «Культурная эко-инициатива». В этом проекте старшеклассники включались в разнообразную проектную деятельность, содержащую созидательные активности, реализованные через интерактивные методы, которые включались в праздничные мероприятия, акции, выставки, презентации, что позволило комплексно воздействовать на воспитание, обучение, развитие старшеклассников и повысить их мотивацию к участию в различных социальных и культурных мероприятиях.

В исследовании эффективности развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива», приняли участие 90 старшеклассников из СОШ 32 и СОШ 56 г. Астрахани. Для проверки эффективности проведенного исследования был применен метод опроса по разработанной авторской анкете. Анкета позволила получить информацию о восприятии и участии старшеклассников в культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, оценить влияние этих мероприятий на развитие их социально-культурной активности.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективное развитие социально-культурной активности старшеклассников происходит в процессе применения разнообразных методов, в том числе в проектной деятельности [8].

При выполнении проектов старшеклассники применяют полученные в школе знания на практике, что способствует их более глубокому усвоению и осознанию значимости изучаемого материала в реальной жизни. Развитие социально-культурной активности старшеклассников предполагает использование социальных [9] (волонтерские инициативы, благотворительные акции и др.), экологических [10] (акции по озеленению школьной территории, очистке местных парков и рек, образовательные кампании по сохранению окружающей среды и др.), культурных (организация культурных мероприятий, фестивалей, выставок, театральных постановок), образовательных (проведение мастер-классов и тренингов для младших школьников, подготовка информационных материалов по актуальным вопросам) проектов.

Развитие социально-культурной активности старшеклассников имеет свои особенности, связанные с переходом от детства к взрослой жизни. В этот период формируются их ценностные ориентации, укрепляются социальные связи и происходит активное включение в культурную жизнь общества [11]. Осознание этих уникальных черт позволяет выявить педагогические условия, направленные на поддержание и поощрение этой активности.

Элементы, которые способствуют выделению образовательных условий для такого процесса, включают в себя новейшие тенденции в области образования, запросы общества, психолого-педагогические открытия и трансформации в социокультурном контексте.

Запросы общества, выражающиеся в необходимости подготовки активных и ответственных граждан, предполагают стимулирование личной инициативы и самостоятельности учащихся [12].

Исследования в сфере психологии и педагогики демонстрируют, что обучение становится наиболее результативным, когда обучающиеся чувствуют личное вовлечение и активно участвуют в образовательном процессе. Происходит подтверждение важности создания поддерживающего образовательного пространства и методического сопровождения развития критического мышления.

Динамично изменяющийся мир, процессы глобализации и цифровизации общества требуют от старшеклассников умения пользоваться новейшими технологиями и быть в контакте с различными культурами и сообществами. Это акцентирует важность привлечения внешних экспертов и применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Старшеклассники все чаще выражают стремление к обучению в интерактивной, динамичной и поддерживающей атмосфере, которая бы способствовала развитию их уникальных способностей и интересов. При этом подчеркивается значимость создания такой атмосферы и предоставления возможностей для самовыражения, что позволит существенно повысить результативность процесса формирования социально-культурной активности.

Современный рынок труда ожидает от выпускников не только глубоких знаний, но и умений, которые формируются через междисциплинарное обучение, командную работу и развитие критического мышления.

Педагогические условия, которые способствуют развитию социокультурной активности старшеклассников в рамках проектной деятельности, включают в себя организацию открытого и стимулирующего учебного пространства, применение мультидисциплинарной стратегии, интеграцию экспертов и институций из внешней среды, внедрение последних информационно-коммуникационных инноваций, обеспечение методической поддержки для усиления способности критически анализировать информацию и эффективно работать в коллективе, акцент на развитие самостоятельности и лидерских качеств у обучающихся.

Для оценки вышеуказанных условий был инициирован проект «Культурная эко-инициатива», целью которого стало поощрение социально-культурной активности старшеклассников через участие в культурных и экологических мероприятиях, ориентированных на сохранение окружающей среды и продвижение устойчивого развития.

При реализации данного проекта создавалась открытая и поддерживающая образовательная среда, использовался междисциплинарный подход, привлекались внешние эксперты и организации, применялись современные информационно-коммуникационные технологии, методическая поддержка развития критического мышления и навыков командной работы, стимулировались инициативы и самостоятельность старшеклассников.

Проект включал исследовательскую деятельность по изучению экологических проблем (изучение экологических проблем своего региона и мира, культурных особенностей народов, традиционно бережно относящихся к окружающей среде), организацию экологических мероприятий (акции по очистке территории, посадке деревьев, участие в экологических кампаниях и мероприятиях, направленных на сохранение природы), культурные мероприятия (культурные мероприятия, посвященные экологии, выставки фотографий, литературные вечера, концерты, посвященные природе и окружающей среде), создание информационных материалов (разработка информационных роликов, презентаций, буклетов о важности сохранения окружающей среды и культурных особенностях народов, бережно относящихся к природе), оценку результатов и выводы (анализ результатов проекта, выявление полученного опыта и уроков для будущих мероприятий, оценку влияния проекта на социально-культурную активность старшеклассников).

Анкета уровня участия старшеклассников в социально-культурных мероприятиях

Вопрос

Ответ

 

Как часто вы участвуете в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием?

Очень часто

Иногда

Редко

Никогда

 

Какие виды экологических мероприятий вас наиболее заинтересовали?

Экологические акции

Мастер-классы

Очистка территории

Посадка деревьев

Другое (укажите)

 

Изменилось ли ваше понимание важности сохранения окружающей среды после участия в этих мероприятиях?

Очень сильно

Средне

Незначительно

Не изменилось

 

Изменилось ли ваше отношение к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях?

Да, стало более серьезным

Да, стало более критичным

Нет, не изменилось

Затрудняюсь ответить

 

Какие социально-культурные навыки вы развили благодаря участию в культурно-экологических мероприятиях?

Коммуникативные умения

Способность к коллективной работе

Организационные способности

Лидерские качества

Другое (укажите)

 

Какие предложения по улучшению организации экологических мероприятий вы бы хотели предложить?

Открытый вопрос для текстового ответа

 

Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях в будущем?

Да, обязательно

Возможно, если будет интересная тема

Вряд ли

Нет, не интересно

 

Что мотивирует вас участвовать в экологических и культурных мероприятиях?

Желание внести вклад в сохранение окружающей среды

Интерес к экологическим вопросам

Желание развивать свои навыки и знания

Влияние друзей или учителей

Другое (укажите)

Было проведено исследование, диагностирующее эффективность развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива». Для этого использовалась авторская анкета, которая содержала вопросы, направленные на оценку уровня участия старшеклассников в экологических и культурных мероприятиях, изучение их отношения к экологическим проблемам и мотивации к участию в таких мероприятиях (таблица).

В результате диагностирования были получены следующие результаты.

Большинство старшеклассников (63 человека, 70%) сообщили, что они участвуют в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, «очень часто» или «иногда». Наибольший интерес вызвали экологические акции и мастер-классы, что указывает на желание старшеклассников быть активными участниками, а не только наблюдателями.

Большинство старшеклассников (72 человека, 80%) отметили, что их понимание важности сохранения окружающей среды «очень сильно» или «средне» улучшилось благодаря участию в мероприятиях. Более половины (54 человека, 60%) старшеклассников сообщили об изменении своего отношения к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях.

Важно отметить, что подавляющее большинство (64 человека, 71,1%) старшеклассников утверждают, что участие в культурно-экологических мероприятиях способствовало развитию их социально-культурных навыков, включая коммуникативные умения и способность к коллективной работе. Обучающиеся высоко оценили мероприятия, отметив, что наибольшее впечатление на них произвели акции по очистке территории и посадке деревьев. Были предложения по улучшению организации мероприятий, включая увеличение числа интерактивных и практических заданий, что указывает на желание учащихся быть более вовлеченными в процесс.

Желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем выразили 86 старшеклассников (95,6%), что свидетельствует об их заинтересованности и поддержке проекта. Стимулом участия в активностях старшеклассники чаще всего называли стремление внести вклад в сохранение окружающей среды и интерес к экологическим вопросам.

Анкетирование показало, что проект «Культурная эко-инициатива» оказался эффективным в плане повышения осведомленности старшеклассников о вопросах экологии и устойчивого развития как комплекса мер, удовлетворяющих текущие потребности человека и сохраняющих окружающую среду и ресурсы, без ущерба для будущих поколений. Обучающиеся не только стали более информированными, но и проявили желание активно участвовать в соответствующих мероприятиях, что свидетельствует о развитии их социально-культурной активности.

Мотивационные факторы включения в созидательные активности, указанные старшеклассниками, включают стремление внести личный вклад в охрану окружающей среды и углубленный интерес к экологическим проблемам. Это подчеркивает, что проект успешно стимулирует активное и осмысленное участие старшеклассников в социально значимых действиях.

Таким образом, можно утверждать, что проект «Культурная эко-инициатива», реализованный на основе выявленных педагогических условий, является успешным и вносит весомый вклад в формирование ответственного отношения к окружающей среде среди старшеклассников, способствует развитию их культурной и социальной активности.

Выводы

При формировании социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности следует учитывать следующее. Социально-культурная активность старшеклассников способствует:

1) развитию понимания ими своих гражданских прав и обязанностей;

2) формированию лидерских качеств и навыков командной работы, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности и личностного роста;

3) всестороннему развитию и повышению уровня общей и культурной образованности;

4) воспитанию в выпускниках школы любви и уважения к Родине;

5) получению прикладных умений и компетенций, актуальных для их последующей профессиональной и личной жизни.

Работа над проектами служит эффективным средством усиления креативного потенциала старшеклассников, формирования их социальной ответственности и активного участия в жизни общества, создавая базу для развития их гражданской активной позиции и полноценного участия в жизни страны.

Практически включаясь в жизнь социума, старшеклассники способствуют формированию политической культуры и экономической инициативы, обеспечивая стабильное устойчивое развитие государства.

Дальнейшее развитие данной темы предполагает углубленное изучение принципов, педагогических подходов, методов развития социально-культурной активности старшеклассников и построение на их основе моделей исследуемого процесса.


Библиографическая ссылка

Акмурзиева Г.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 106-111;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40120 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674