Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВИЗМА, ВЗАИМОПОМОЩИ И ТРУДОЛЮБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Крикун Е.В. 1 Белозерова И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина»
В статье исследуется отношение современного студенчества, выходцев из сельского социума, к ценностям коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия. Опираясь на собственные исследования, авторы отмечают высокий уровень сохранности данных ценностей в жизни студенчества сельскохозяйственных вузов. В ходе исследования было зафиксировано, что 82 % респондентов относят коллективизм к черте своего характера и, положительно оценивая его, видят в нем возможность для сохранения самобытности и независимости нашей страны. Взаимопомощь в студенческой среде играет роль демаркационной линии, обозначившейся при делении окружения на «свой – чужой». После формирования студенческого коллектива 88 % респондентов выбирают взаимопомощь как вид общения с однокурсниками. На свое трудолюбие рассчитывают 88 % студентов. По их мнению, именно трудолюбие способствует формированию карьерного роста. Авторы считают, что сохранение данных ценностей может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, коллективизм формирует чувство ответственности и самоотдачи, а с другой стороны, ставит индивидуальность человека на второе место. Взаимопомощь в студенческой среде распространяется только на членов своего коллектива, а его формирование выступает как процесс длительный и в условиях дистанционного обучения крайне затруднительный. Трудолюбие является позитивной чертой характера студенчества, однако отношение к трудолюбию как главному залогу своей будущей карьеры приводит к недооценке важности креативного мышления, инициативности личности. Все это приводит к необходимости гибкого подхода к данным феноменам в ходе учебно-воспитательного процесса сельскохозяйственных вузов, основанного на принципе гуманитаризации образования.
коллективизм
взаимопомощь
трудолюбие
образовательный процесс
личностные качества студента
сельскохозяйственный вуз
гуманитаризация образования
1. Короткова Г.В., Коротков А.А., Руднева Н.И., Хабаров С.А. Модернизация агрообразования: концептуальные основы опорных университетов // Наука и образование, 2019. Т. 2. № 3. С. 25.
2. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Аграрное образование: вчера и сегодня // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–2. С. 396–401. DOI: 10.17513/snt.38946.
3. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://molochnoe.ru/resources/files/sveden/document/raznoe/proect_strat_fgr_obr_2030_20.12.2017.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 30.06.2023).
5. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Азбука, 2022. 416 с.
6. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая Гвардия, 1991. 445 с.
7. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. 235 с.
8. Сухова Е.И. Педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников // Педагогические науки. 2010. № 2. С. 63–68.
9. Авдеева В.Н. Трудовое воспитание в современных условиях // Молодой ученый. 2023. № 36 (483). С. 35–37.
10. Белозерова И.А., Давитян М.Г., Крикун Е.В. Отношение современной студенческой молодежи к духовно-нравственным ценностям в сельском социуме // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 115–119. DOI: 10.17513/snt.39276.
11. Жизненные силы русской культуры / Пути возрождения в России начала ХХI века: коллективная монография / Ред. С.И. Григорьев. М.: Магистр-Прогресс, 2003. 379 с.
12. Andreeva N.V., Belozerova I.A., Davityan M.G., Krikun V.G., Krikun E.V. Friendship as a phenomenon of interpersonal relations in modern society // Webology. 2022. Т. 19, № 1. С. 7452–7464.
13. Быкова Л.В., Медведева М.В. Педагогические возможности технологии модульного погружения в формировании отношений взаимопомощи у обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14417 (дата обращения: 19.06.2023).
14. Баранников К.Ю. Взаимопомощь в трудовом коллективе как способ маркирования // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. № 2. С. 339–348.
15. Николаев А.Н. Основные средства воспитания трудолюбия у подростков: от теоретического к экспериментальному исследованию // Вестник Псковского государственного университета. 2022. Вып. 14. С. 3–10.

Рассмотрение специфики феномена духовно-нравственной жизни студенческой молодежи сельскохозяйственных вузов, своеобразия существования ее компонентов, как то: коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие – позволяет определить современное состояние личностных качеств обучающихся и наметить пути их оптимизации, что может стать основой разработки концептуальных положений процесса модернизации аграрного образования [1, 2].

Значимость формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе сельскохозяйственных вузов подчеркивается на государственном уровне. Так, «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации на период до 2030 года» приоритетной задачей ставит «переориентацию системы аграрного образования на преобразование и развитие человеческого капитала». Данный процесс подразумевает повышение производительности труда посредством развития знаний, способностей, навыков и умений специалистов аграрного звена; рост национального богатства и личного благосостояния сельских тружеников; оптимизацию духовно-нравственного развития граждан.

В Стратегии отмечается, что высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля должны уделять немалое внимание воспитательному процессу, основным направлением которого обозначено «формирование у молодежи системы базовых ценностей, чувства патриотизма и интернационализма, воспитания личности, ориентированной на здоровый образ жизни, трудовое воспитание» [3]. В документе указывается, что большая часть студентов сельскохозяйственных вузов проживает на территории сельских поселений. В связи с этим в подобных образовательных учреждениях должны формироваться дополнительные цели и задачи, направленные на воспитание любви к Отчизне и малой Родине, гордости за сельскохозяйственный труд, бережного и ответственного отношения к родной земле, как к невозобновляемому природному ресурсу.

«Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации на период до 2030 года» сопряжена с другой разработкой – «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В данном документе указано, что «приоритетной задачей в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [4].

Уже сегодня в образовательных организациях наблюдаются элементы реализации названных выше Стратегий. С конца лета 2022 г. Администрация Президента обсуждает с Министерством науки и высшего образования РФ и профильными экспертами проект пересмотра содержания гуманитарного блока вузовских дисциплин в сторону гуманитаризации и гуманизации образования. Гуманитарный блок планируется усилить духовно-нравственными ориентирами. Данная инициатива получила название «ДНК РОССИИ».

В этой связи становится целесообразным рассмотрение специфики и потенциала развития ценностей коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия в среде современных студентов сельскохозяйственных вузов, которыми, как правило, являются жители сельских территорий, где сильно влияние русских культурных традиций.

Коллектив, взаимопомощь и трудолюбие – явления многогранные и многофакторные. В отечественной педагогике и психологии во все времена пониманию данных феноменов, выявлению структуры и специфики их развития уделялось особое внимание (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Ю.П. Платонов, Л.И. Уманский и др.). Большую значимость имеют основные положения системы образования и воспитания, представленные в трудах И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Методики данных педагогов основаны на личном педагогическом опыте и связаны с принципами коллективной ответственности, трудового воспитания, уважения и взаимопомощи.

В педагогической литературе под коллективом понимается общность воспитанников, отличающаяся рядом существенных признаков: единая социально значимая цель, общая совместная деятельность, благоприятный социально-психологический климат. Одним из важных условий формирования чувства коллективизма выступает социальная среда, в которой родился и вырос человек. Говоря о студентах, как выходцах из сельской местности, необходимо понимать, что в русской традиции сознательное первенство интересов коллектива над интересами отдельной личности присутствовало изначально. Однако индивидуальность русского человека не отбрасывалась, а переплавлялось в духовное единство свободных личностей на основе единых нравственных ценностей. Именно о таком коллективизме писал Н.А. Бердяев, когда говорил, что «русский народ любил жить в тепле коллектива» [5].

Многочисленные примеры распространения духа коллективизма в жизни русского крестьянства приводит М.М. Громыко в своей работе «Мир русской деревни», основанной на архивных материалах XVIII–XIX вв. Один из примеров – это «мироплатимые» наделы, когда «община (мир) брала на себя оплату всех податей и выполнение повинностей, которые полагались за использование… надела», если он принадлежал вдовам или сиротам [6, с. 73]. Общинный менталитет русской деревни не смогла разрушить даже аграрная реформа П.А. Столыпина (1907–1916 гг.), и такая форма менталитета плавно перетекла в колхозное движение. Коллективная форма собственности, влияя на сознание россиянина, превратилась в убеждение, что общенародные интересы важнее личных ценностей.

Целью русского человека выступает служение общественным интересам, а средством достижения этой цели выступает не только дух коллективизма, но и тесно связанное с ним чувство взаимопомощи. Взаимопомощь можно определить как взаимодействие людей друг с другом, основанное на общности целей и их совместной реализации в процессе жизнедеятельности. Роль взаимопомощи в становлении человечества нельзя недооценивать. Можно согласиться с мнением П.А. Кропоткина, что в развитии этического прогресса ей принадлежит главенствующая роль, не меньшая, чем борьба видов [7, с. 227]. Именно с этих позиций с 1970-х гг. введенное в научный обиход новое понятие «коэволюция» как совместное, сопряженное развитие биологических видов, стало успешно проникать в философское мировоззрение и распространяться на общественную жизнь, подразумевая движущим фактором эволюции внутривидовую поддержку в противовес дарвиновской внутривидовой борьбе.

Однако историческая судьба данной духовной ценности у разных народов складывалась различно. Представители западноевропейского общества отбросили практику коммун и общин периода Реформации и стали на путь индивидуализма, а Россия сохранила коллективизм и взаимопомощь как массовое явление. О том, что помощь односельчанам была обыденным явлением в жизни русской деревни, пишет М.М. Громыко, проявлялась она в так называемых «помощах», когда хозяин для выполнения определенных работ приглашал всех соседей [6, с. 73, 76]. Желающих поучаствовать в подобном мероприятии всегда было достаточно, так как помощники понимали, что когда-то им тоже потребуется подобная помощь. Поэтому взаимопомощь близка к таким понятиям, как сотрудничество, товарищество, солидарность.

Коллективизм и взаимопомощь русского народа находят свое продолжение в понятии «трудолюбие». Следует отметить, что в современной педагогической литературе наиболее полно понимание трудолюбия раскрывается для школьных программ учебно-воспитательного процесса [8, 9]. Кроме того, ярко представлена роль трудолюбия и в православной догматике, согласно которой данный феномен понимается не только как любовь к труду, но и как желание добросовестно трудиться на благо ближнего. С позиции православной традиции трудолюбивым является тот человек, который трудится не только для себя, но и для своего коллектива.

В сельском социуме трудолюбие ценится очень высоко, и подрастающее поколение расценивает его как залог жизненного успеха и отдельной личности, и общества в целом. О трудолюбивом человеке всегда говорят с уважением. Уважение как признание достоинств личности со стороны трудового коллектива в сельском социуме – это очень значимое явление.

Сельские труженики понимают, что их трудовые усилия могут не принести ожидаемого результата, поэтому они испытывают необходимость в положительной оценке своего труда со стороны земляков. Для сельских жителей очень важна мотивация трудовой деятельности. Без мотивации появляется безразличие к результатам труда, что невозможно в сельском хозяйстве, которое требует огромных затрат жизненной энергии. Однако сельский работник даже после неудач может вновь продолжать свою трудовую деятельность на земле, тем самым проявляя свое трудолюбие.

Часто трудолюбие соседствует с трудоголизмом. Однако между этими явлениями существует ряд принципиальных отличий. Для трудоголика труд выступает как самоцель, действие ради действия, а трудолюбие предполагает достижение желаемой цели. Трудоголик трудится усиленно и чрезмерно, что может выходить за рамки естественного трудолюбия. Трудоголик испытывает некую «трудозависимость», переходящую в болезненное психологическое состояние, в то время как трудолюбие подразумевает позитивное отношение к процессу трудовой деятельности, связанное с получением настоящего наслаждения от работы и ее результата. Для сельского труженика очевидным является трудолюбивое отношение к своей сельскохозяйственной деятельности, не переходящее в трудоголизм.

Рассмотрев специфику феномена духовно-нравственной жизни русского человека, своеобразие существования ее компонентов, можно сказать, что дух коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия исторически пронизывал всю духовную жизнь русского народа на селе, выстраивал духовно-нравственное содержание всей его трудовой деятельности. Однако в условиях современности замечается некая трансформация и модификация традиционных ценностей русской культуры, что отражается и на феномене духовности в образовательном пространстве сельскохозяйственных вузов [10].

Цель исследования состоит в диагностике отношения современной студенческой молодежи сельскохозяйственного вуза к ценностям коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, что позволит поставить вопрос о корректировке системы образования для профессионального и личностного роста молодых людей.

Материалы и методы исследования

Для рассмотрения проблемы становления в русской культуре таких духовных компонентов, как коллективизм, взаимопомощь и трудолюбие, привлекались труды выдающихся педагогов, психологов, философов, социологов.

При диагностике современного состояния и дальнейшего развития образования в сельскохозяйственных вузах использовались материалы документов государственного уровня: «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; основные положения проекта «ДНК России», разработанного на базе Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Методологической базой исследования послужили: методы анализа и синтеза, наблюдения; социологический опрос; сравнительный анализ; изучение и обобщение передового педагогического опыта. Эмпирической базой исследования стали результаты собственных социологических опросов, не имеющих стандартизированный характер. Период эмпирического исследования составлял 2020–2023 гг. Для обработки мониторингового анализа применялись методы статистического анализа данных.

Среди респондентов были студенты младших и старших курсов ФГБОУ ВО «Белгородский государственный университет имени В.Я. Горина», обучающиеся очно и заочно. Большинство этих студентов проживает в сельском социуме и связывает свою будущую профессию с аграрным профилем. Общее число участвовавших в опросе студентов составило 300 чел. в возрасте 18–22 лет.

Разработка анкет из 15 вопросов проводилась с учетом поставленной цели исследования. Среди основных вопросов были: «Что Вы относите к традиционным ценностям россиян?», «Какие факторы влияют на формирование духовных предпочтений россиян?», «Какой тип взаимодействия с однокурсниками вы предпочитаете?», «Какие духовные ценности сформировали основные черты Вашего характера?», «С какими ценностями Вы связываете адаптационный процесс в вузе?», «Назовите характерные черты ценностей коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия», «Что необходимо для достижении карьерного роста?». Остальные вопросы конкретизируют представления студентов о коллективизме, взаимопомощи и трудолюбии, в соотнесении с такими понятиями, как «конкуренция» и «кооперация», «помощь» и «солидарность», «самодисциплина» и «старание».

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведенного социологического опроса можно сделать вывод, что основная масса студенчества сельскохозяйственных вузов сохраняет традиции коллективизма. Так, 97 % респондентов относят коллективизм к традиционным российским ценностям, а 82 % из них считают коллективизм чертой своего характера и рассматривают это явление как положительное, позволяющее сохранить самобытность и независимость России, а также сформировать чувства ответственности и самоотдачи.

Характерной чертой русского коллективизма, по мнению респондентов, является прежде всего уважение к другой личности и развитое чувство самоуважения (89 %). Отрицательная сторона коллективизма, как утверждают опрошенные, – это отбрасывание индивидуальности и самобытности человека. Однако респонденты согласны с тем, что русская культура «органически соединяет принципы индивидуализма и коллективизма, снимает противоположность и ограниченность каждого из них» [11, с. 247].

Особенно часто проявление чувства коллективизма наблюдается у представителей сельскохозяйственной деятельности, так как получить положительный результат в одиночку здесь очень трудно. Это можно сделать только общими усилиями. Ответственность за полученный результат делится на всех субъектов деятельности, что приводит к формированию чувства социальной значимости своей работы, своей важности для коллектива, так считают 91 % опрошенных.

Подрастающее поколение сельских жителей с детства воспитывается на принципах коллективизма, и это помогает в жизни сельского социума. Эгоизм не приветствуется среди селян. Эгоизм не достоин уважения. О сохранении коллективистских начал у молодежи, выходцев из сельской местности, говорит то, что, выбирая тип взаимодействия со сверстниками в ходе адаптации к учебной среде на первом курсе обучения, 75 % респондентов отметили кооперацию и только 25 % отдали предпочтение такому типу взаимодействия, как конкуренция, когда каждый «за себя». На старших курсах сторонников кооперации становится еще больше – 91 %. Это связано с тем, что происходит формирование студенческого коллектива, студенческой дружбы. 70 % респондентов отмечают, что за годы студенческой жизни, они расширили круг своего общения и обзавелись новыми друзьями [12].

Большое влияние на сохранение чувства коллективизма сегодня оказывает Русская православная церковь. Православная установка на восхваление коллективного образа жизни продолжает объединять наших современников. Надо отметить, что в России XXI в. православные заповеди все больше оказывают влияние на духовные предпочтения россиян, о чем заявило 92 % опрошенных студентов.

Говоря о другой ценности – взаимопомощи, следует сказать, что объединение усилий разных людей вокруг нее возможно лишь при наличии единой цели у всех ее участников. Процесс урбанизации XX в. нанес удар по развитию взаимопомощи. Жители мегаполисов чувствуют свою разобщенность и не могут рассчитывать на действие принципа «услуга за услугу». Отсутствие единых интересов приводит к формированию безразличия и безучастности. Вследствие этого разрушается связь человека с внешним миром, что проводит к отсутствию уважения к ценностям других людей. А если нет единых интересов, ценностей, то развитие взаимопомощи невозможно.

В ходе специальной военной операции положение изменилось. На вопрос, адресованный студентам, «Как Вы оцениваете действия россиян по оказанию поддержки военным РФ в ходе специальной военной операции: как помощь или как взаимопомощь?», ответ был однозначным – как взаимопомощь. В данном случае феномен взаимопомощи сопрягается с явлением солидарности. При этом принцип «обмен услугами» не является главенствующим, доминирует общая цель у участников. Наличие внешней угрозы привело к тому, что у россиян появилась единая цель. Это демонстрируют массовые примеры взаимопомощи как в городской, так и в сельской среде.

Можно согласиться с мнением Л.В. Быковой и М.В. Медведевой, что и в образовательном процессе чувство взаимопомощи представляет собой «такую форму солидарного взаимодействия обучающихся, при которой достижение результата… обеспечивается объединением усилий детей» [13]. Однако в педагогической практике приветствуются солидарные взаимоотношения только во время внеучебной деятельности, а в традиционном образовательном процессе проявление взаимопомощи, например, в виде подсказок не приветствуется.

В отличие от городов, в сельском социуме взаимопомощь всегда оставалась распространенным явлением. Взаимопомощь в сельской местности, по мнению К.Ю. Баранникова, выступает в качестве демаркационной линии «свой – чужой», позволяя помогать «своим» и отказывать «чужим» [14]. Новые люди на селе должны заработать уважение, доказать, что им можно доверять. Взаимопомощь, выступая как взаимодействие, позволяет ждать ответного действия в течение неопределенного времени и здесь не обойтись без чувства доверия к земляку.

Если «новичку» на селе потребуется помощь, то, несомненно, он ее получит. Сельские жители различают понятия «взаимопомощь» и «помощь». Понятие «помощь» близко к понятиям «милосердие», «благотворительность» и широко присутствует в ментальности русского народа, в том числе и сельских жителей. В процессе оказания помощи активен тот, кто ее оказывает, а тот, кто ее принимает, занимает пассивную позицию. Тот, кто принимает помощь, самостоятельно не решает проблему, хотя и улучшает свое благополучие. В ходе взаимопомощи активны все участники взаимодействия, эта деятельность является многосубъектной. Проблема решается объединенными усилиями, и это приводит к благополучию всех участников процесса.

В студенческой среде при делении общества на «свой» – «чужой» взаимопомощь также выступает демаркационной линией. У студентов первого года обучения только идет становление коллектива, и товарищеские отношения, объединенные общей целью, совместной деятельностью, еще не так сильны. В этой среде 74 % респондентов предпочитают получать помощь от одногруппников, а не оказывать ее. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что чувство доверия, уверенности в обратном действии только формируется. Взаимовыручка возможна между «своими», то есть внутри своего коллектива, где уже сформировалась высокая степень доверия между его членами. Большая роль в этом плане отводится педагогам-наставникам, деятельность которых должна быть направлена как на формирование сплоченного коллектива, так и на развитие взаимопомощи.

На старших курсах студенты (88 %) выбирают взаимопомощь, объясняя свои действия тем, что, помогая товарищам, они получают признание своих заслуг в коллективе и могут в случае необходимости рассчитывать на обратное действие. Они понимают, что взаимопомощь предполагает не только наличие общих интересов, но и преодоление совместных трудностей, что является большой ценностью.

Оказывая взаимопомощь, студенты рассчитывают на уважительное отношение к себе. Если уважение существует в качестве признания ценности кого-либо, то оно может существовать в двух видах: а) уважение как признание ценности человека как такового; б) оценка заслуг и достижений другого человека. Говоря о сельских жителях, наиболее значимым является второй вид уважения. Уважение здесь подчеркивает результат принадлежности к определенной группе людей и совпадения представлений о ценности совместной трудовой деятельности. Таким образом, с одной стороны, уважение граничит с доверием и связано с взаимопомощью, с другой стороны, уважение направлено к труду, к достижению единой цели, а это уже граничит с трудолюбием.

Трудолюбие ассоциируется у сельских жителей с такими понятиями, как «усердие», «старание», «прилежание». Именно усердием, старанием, прилежанием выходцы из села собираются восполнять те пробелы образования, которые возникают в сельских школах. Результаты социологического опроса показали, что 88 % выпускников сельскохозяйственных вузов будут добиваться своего карьерного роста, опираясь на трудолюбие, профессиональные знания и самодисциплину. Поставив трудолюбие на первое место в достижении своего карьерного успеха, они относят его к важнейшим качествам личности, что отражает традиционное воспитание молодежи на селе.

Однако в ходе учебного процесса можно наблюдать, что студенты сельскохозяйственных вузов, продолжая традиционно относиться к трудолюбию, как к ценности, в реальной жизни не всегда склоняются к трудолюбивому поведению. Заслуживает внимания мнение А.Н. Николаева, что любовь к труду невозможно измерить в чистом виде, так как это связано с эмоциональной окраской отношений, «ведь можно любить труд лишь созерцательно, не участвуя в самом трудовом процессе» [15, с. 3].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по целому ряду направлений подготовки устанавливает готовность студента к социальному взаимодействию и реализации своей роли в команде, к пониманию эффективности использования стратегии сотрудничества и взаимопомощи в коллективе. Это осуществляется посредством ввода в действие программ воспитания; развития универсальных компетенций, включающих воспитательные элементы; расширения курса «История»; отражения рейтинга личностных качеств студента; еженедельного проведения кураторских часов под рубрикой «Разговоры о важном».

В рамках проекта «ДНК России» выявлены ценностные ориентиры россиян, на основе которых был разработан и внедрен в учебный процесс вузов курс «Основы российской государственности». Данный курс призван сделать «более гармоничным и системным процесс подготовки студента к его профессиональной деятельности и самореализации, дав молодежи системное понимание того, что из себя представляет Россия как цивилизация, связанная с определенными мировоззренческими ориентирами и ценностными константами». С 1 сентября 2023 г. в российских вузах введен еще один немаловажный курс «Обучение служением». Данный курс направлен развивать у студентов чувство гражданственности, патриотизма, солидарности, что коррелирует со следованием традиционным ценностям.

Однако проведенная диагностика отношения современной студенческой молодежи сельскохозяйственных вузов к ценностям коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия выявила ряд трудностей, связанных со спецификой и потенциалом развития личностных качеств студента, что позволило поставить вопрос о корректировке системы образования и воспитания для профессионального и личностного роста молодых людей.

Заключение

Проблематика ценностей коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия в духовной жизни студентов сельскохозяйственных вузов занимает важное место в образовательном процессе. Данная проблематика является актуальной сейчас, когда усиленно навеиваются другие, чужеродные российскому обществу ориентиры и искажаются исторические факты жизни русского народа. Кроме того, учебная деятельность по своей сути является индивидуальной. Она мало влияет на процесс формирования чувства коллективизма и взаимопомощи в самой педагогической группе. Традиционные образовательные технологии не направлены на коллективные формы совместной учебной деятельности, а воспитательная работа ориентирована преимущественно на актив группы.

В целом результаты исследования показали позитивный настрой. Основная масса студенчества, представителей сельскохозяйственных вузов, сохраняет традиции коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия. Поэтому необходимым является дальнейшее распространение и закрепление данных ориентиров в культуре каждого современного молодого человека. Эту функцию призван выполнять в первую очередь педагог-наставник, который выступает в качестве важнейшего инструмента передачи знаний, навыков и духовных ценностей от опытных специалистов к начинающим.

Скорректированная программа образования молодых людей должна быть выстроена так, чтобы развивались не только профессиональные, но и личностные качества будущего специалиста. Можно обозначить три основных аспекта данного процесса: учебно-профессиональный, нравственно-воспитательный и социально-психологический.

Учебно-профессиональный аспект предполагает обращенность к процессу гуманитаризации образования. Миссия гуманитаризации кроется в формировании правильных, крепких, солидарных отношений граждан России, общечеловеческих и традиционных ценностей, основанных на развитии духовно-нравственных ориентиров, творческих способностей, механизмов социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дух коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия синтезируется на «малой родине». Поэтому важно изучать не только историю всей страны, но и становление своего родного края через курсы краеведения или регионоведения.

Нравственно-воспитательный аспект актуализирует обращение к волонтерскому движению, которое успешно включается в систему воспитания. Являясь фактором развития добровольной социальной активности студенческой молодежи, волонтерское движение содержит в себе традиционные формы взаимопомощи без расчета на денежное вознаграждение.

В августе 2023 г. Президент России Владимир Путин подписал «Закон об обязательном трудовом воспитании школьников», согласно которому российских школьников будут привлекать в обязательном порядке к общественно полезному труду, предусмотренному образовательной программой, с учетом возрастных и психофизических особенностей. Некоторые элементы данного закона следует распространить и на студенческую жизнедеятельность. При острой необходимости воспитания трудолюбивого поведения у студентов специально организованной системы трудового воспитания в вузах нет. Если в школах существует учебный предмет «Трудовое обучение», то в вузах обучение трудовому воспитанию подобным образом не предусмотрено. В современной педагогической литературе наиболее полно разработаны средства воспитания трудолюбия только у школьников.

Для воспитания и закрепления трудолюбия у студенчества необходимы специально организованные педагогические средства. Возможно введение «рейтинга трудолюбия», по аналогии с «творческим рейтингом» в рабочих программах вузовских дисциплин. «Рейтинг трудолюбия» должен являться составной частью оценки за прохождение различных студенческих практик. Можно рекомендовать в ходе оценивания «рейтинга трудолюбия» обращать внимание на саму потребность студенчества в деятельности, активность в ней студента и чувство самоудовлетворенности от этой деятельности.

Несомненно, трудолюбие является одной из позитивных черт характера современного студенчества, что отражает социально-психологический аспект оптимизации личностных качеств студента. Однако необходимо понимать, что нельзя недооценивать такие характеристики личности, как инициативность, креативность мышления и т.п. Выпускники сельскохозяйственных вузов, получив диплом о высшем образовании, займут руководящие должности на производстве. Чтобы стать успешным лидером, одного трудолюбия недостаточно, необходимо креативное мышление и импровизация. Креативное мышление не обходится без полета фантазии и воображения, а сельскохозяйственный труд рационален и напрямую с воображением не взаимодействует.

Названные выше практические рекомендации по корректировке программы образования в сельскохозяйственных вузах могут значительно расширить кругозор студентов и повлиять на эффективность формирования личностных качеств будущих профессионалов аграрного сектора.


Библиографическая ссылка

Крикун Е.В., Белозерова И.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВИЗМА, ВЗАИМОПОМОЩИ И ТРУДОЛЮБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 12-1. – С. 139-146;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39873 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674