Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Елагина В.С. 1 Михайлова Т.А. 1 Черная Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проблема подготовки будущих учителей физической культуры остается актуальной, а требования не только повысились, но и кардинально изменились. В статье актуализируется проблема организации практико-ориентированной подготовки студентов в вузе, которая рассматривается в фокусе педагогической действительности с учетом активного реагирования на глобальные изменения современной действительности. Целью работы является определение современных образовательных технологий и активных методов обучения, способствующих повышению эффективности подготовки будущих учителей физической культуры в условиях обновленного содержания образования. Основным теоретическим методом в исследовании является анализ научно-методической литературы, позволивший изучить особенности подготовки учителя физической культуры, определить образовательные технологии. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта. Методология исследования строилась на основе практико-ориентированного подхода к организации подготовки студентов в педагогическом вузе, что позволяет осуществить переход от традиционных занятий по физической культуре к реализации практико-ориентированных технологий, от обязательных для всех студентов учебных занятий к выбору обучающихся в соответствии с их интересами и физическими возможностями. Обновление содержания подготовки студентов неизбежно влечет за собой активное применение в образовательной деятельности вуза современных инновационных технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса и повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Использование тренингов, деловых игр, метода конкретных ситуаций, технологий проблемного и проектного обучения, мастер-классов будет способствовать усилению практической направленности образовательного процесса в вузе. Новые подходы к определению содержания подготовки учителей физической культуры, обеспечение вариативности, усиление практико-ориентированности, использование в образовательном процессе инновационных технологий, ориентированных на интенсификацию и активизацию деятельности обучающихся, безусловно, будут способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов и эффективности образовательного процесса в вузе.
профессионально-педагогическая подготовка
инновационные технологии
обновление содержания подготовки будущих учителей физической культуры
1. Худайбердиева Н.А. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту // Вестник науки и образования. 2019. № 10 (64). Ч. 3. С. 73–75.
2. Шкляренко А.П., Мазур А.А. Инновационные подходы в организации физкультурной деятельности студентов в вузе // Концепт. 2017. № S2. URL: http://e-koncept.ru/2017/470027.htm (дата обращения: 24.07.2023).
3. Стеблев А.А., Чайковская О.Е., Стефановский М.В. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 338–342.
4. Лубышева Л.Н. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», посвященной 85-летию Удмуртского государственного университета / Под общ. ред. докт. пед. наук, профессора Петрова П.К. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. С. 66–71.
5. Кузнецова Л.П., Горлова Ю.И. Практические аспекты профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры и спорта с использованием инновационных методов обучения // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 1 (70). С. 194–198.

Отличительной особенностью современного этапа развития отечественного образования является обновление структуры и содержания системы подготовки будущих педагогов всех направлений, в том числе и направления подготовки учителя физической культуры, обеспечивающего формирование у будущих специалистов системы научных знаний и профессиональных умений, мобильности и конкурентоспособности. Масштабная комплексная реформа российской системы высшего образования вызвана развитием современного общества и необходимостью изменений содержательных и процессуально-технологических основ подготовки будущих педагогов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта, определяющих ключевые компетенции учителя.

Следует признать, что существующая система подготовки будущих учителей физической культуры в педагогическом вузе не отвечает требованиям общества и общеобразовательной школы. Реализуя программы учебных курсов по педагогике, психологии, теории и методики физической культуры, приходится постоянно оптимизировать решение задач формирования физической культуры личности, воспитание лидерских качеств, развитие физкультурно-оздоровительной и психолого-педагогической компетентности студентов. Опыт работы и педагогические наблюдения показали, что преподаватели вуза недостаточно осведомлены о научно-методических основах системы физического воспитания детей, молодежи, взрослого населения, не рассматривают физическое воспитание как систему, ее структуру и содержание в контексте актуальных проблем в условиях современного образования. В связи с этим подготовка будущих учителей физической культуры приобретает особую актуальность.

Авторы разделяют мнение Н.А. Худайбердиевой, исследовавшей проблемы подготовки учителей в системе высшего образования, о том, что цели, задачи и содержание педагогического образования должны отвечать потребностям общества и государства, учебно-методическая база и организация учебно-тренировочных занятий должны соответствовать современному уровню развития инноваций в образовании и образовательным технологиям [1].

На наш взгляд, первостепенными задачами организации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры в вузе являются создание профессионально-прикладных проектов, использование современных образовательных технологий, моделирование инновационных методов и форм физического воспитания. Современные требования в условиях обновления системы образования в нашей стране предполагают связь теории и практики, направленной на формирование у будущих педагогов инициативы, развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Учебные планы по дисциплине «Физическая культура» должны быть ориентированы на подготовку специалиста-профессионала, формирование его педагогической компетентности, развитие способностей к поиску, углубленной работе по изучению различных проблем профессионального педагогического образования, умеющего аналитически мыслить, планировать свою педагогическую деятельность, добиваться высоких результатов в педагогической деятельности путем практической реализации своих знаний и умений, приобретенных в процессе обучения в вузе.

В процессе исследовательской деятельности, направленной на определение соотношения между практическими умениями и теоретическими знаниями студентов, мы пришли к заключению, что повышение эффективности образовательного процесса в вузе возможно, если в процессе обучения студентов ориентироваться на вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий.

Целью работы является определение современных образовательных технологий и активных методов обучения, способствующих повышению эффективности подготовки будущих учителей физической культуры в условиях обновленного содержания образования.

Материалы и методы исследования

На основе анализа научно-методической литературы были изучены особенности реализации системы подготовки учителей физической культуры, определены образовательные технологии, ориентированные на реализацию проекта «Ядро высшего педагогического образования». Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта. Методология исследования строилась на основе практико-ориентированного подхода к организации подготовки студентов в педагогическом вузе, что позволяет осуществить переход от традиционных занятий по физической культуре к реализации практико-ориентированных технологий, от обязательных для всех студентов учебных занятий к выбору обучающихся в соответствии с их интересами и физическими возможностями.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка учителя физической культуры совершенствуется вместе с ростом требований к нему, а требования предъявляются в контексте развития физической культуры как учебного предмета в школе и вузе. В этой связи перед вузами в качестве одной из приоритетных задач встает задача приведения системы подготовки успешного педагога в соответствие с новыми потребностями профессиональной деятельности. Требуется специалист, владеющий способами реализации форм и методов физического воспитания со здоровьесберегающей функцией, а также средствами эффективного управления системой физической воспитания обучающихся в школе.

Успешность подготовки будущих учителей к педагогической деятельности зависит от многих факторов, одним из которых является общая культура как основа личности. Овладевая культурой, личность приобретает определенную ориентацию в мире, идентифицирует себя с требованиями социума, развивает глубину собственных суждений, аналитические способности, критическое мышление. Значение общей культуры для личности педагога, его профессиональной деятельности трудно переоценить. Педагог, знающий, понимающий и принимающий общечеловеческие ценности, усвоивший отечественные культурные традиции, может стать авторитетным воспитателем и наставником подрастающего поколения и добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности.

Физическая культура рассматривается нами как важная составляющая общей культуры педагога. По мнению А.П. Шкляренко и А.А. Мазур, физическая культура личности студента как системное образование представляет собой единство трех взаимосвязанных составляющих, направленных на оптимальную реализацию в различных видах педагогической деятельности: физкультурного мировоззрения и эмоционального комфорта при физкультурной деятельности, физической, психической и функциональной развитости и физкультурно-оздоровительной компетентности личности [2]. В условиях обновленного содержания образования основными направлениями подготовки будущего учителя физической культуры являются овладение системой теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Физическая культура», развитие мотивации к совершенствованию физических качеств и двигательных способностей, достижение высокого уровня физической и спортивной подготовленности, физической выносливости и тренированности, раскрытие физического потенциала и удовлетворение физических потребностей и запросов. Обновленное содержание вузовского образования ориентировано на последовательное и логическое освоение содержания предметной, методической и практической подготовки будущих педагогов, отражающих современные тенденции развития образования, различных видов деятельности как в учебной и внеучебной, так и в воспитательной деятельности педагога. На наш взгляд, следует усилить психолого-педагогическую составляющую обучения студентов, будущих учителей физической культуры, которая должна предшествовать изучению дисциплин методического блока (Теория и методика физической культуры, Теория и методика спорта, Методика преподавания предмета «Физическая культура», Методика обучения спортивным дисциплинам) и иметь практико-ориентированный характер, позволяющий студентам закрепить полученные знания и умения на практиках в общеобразовательных и спортивных школах, в оздоровительных и спортивных лагерях в качестве вожатых и инструкторов по физической культуре.

Обновление содержания подготовки будущего учителя должно быть ориентировано на формирование в его сознании целостной картины педагогической деятельности. Поэтому особую актуальность приобретают межпредметный и метапредметный подходы к определению базового содержания подготовки студентов. Особое внимание следует уделить взаимодополняемости психолого-педагогических и спортивных дисциплин, а также реализации межпредметных связей при изучении дисциплин общегуманитарного, медико-биологического и общепрофессионального циклов. Освоение предметного содержания на основе межпредметной интеграции способствует формированию теоретического мышления, развитию у студента понимания окружающей действительности как системы, позволяет ему видеть взаимосвязи явлений и процессов, для объяснения сущности которых осуществлять перенос знаний одной дисциплины на предмет изучения другой. Метапредметный подход к обучению студентов позволяет формировать у них универсальные способы деятельности, развивать навыки работы с информацией, критическое и творческое мышление, а также навыки рефлексии, что, безусловно, способствует развитию педагогической компетентности и повышает эффективность профессиональной подготовки.

Авторы согласны с мнением А.А. Стеблева, О.Е. Чайковской, М.В. Стефановского, что содержательное обновление подготовки студентов неизбежно влечет за собой и процессуальные изменения, связанные с активным применением в образовательной деятельности вуза современных инновационных технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса [3]. Усиление практической направленности обновленного содержания нацеливает образовательные программы на использование активных форм и методов обучения, инновационных технологий, к которым авторы относят тренинги, деловые игры, методы и технологии проблемного и проектного обучения, мастер-классы. Их использование активизирует познавательную и исследовательскую деятельность студентов, способствует развитию их мотивации, интереса и самостоятельности.

Практико-ориентированная подготовка учителя физической культуры должна осуществляться постепенно, включая процесс формирования теоретических знаний и методических умений, организацию системы практических занятий и прохождение практик, содержание которых ориентировано на продуктивную деятельность студентов, непосредственно включенную в процесс активного применения полученных знаний и умений в условиях педагогической деятельности. По мнению Л.И. Лубышевой, «результатом практико-ориентированной подготовки являются профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, социальная активность и способность к саморазвитию, методологическая культура и самореализация, самостоятельность, активность и конкурентоспособность» [4, с. 67].

Одной из технологий, активизирующих познавательную активность и самостоятельность, является моделирование и решение конкретных ситуаций, связанных с профессиональной педагогической деятельностью. Данный метод основан на активном проблемно-ситуационном анализе актуальных проблем в сфере физической культуры и спорта. Сущность технологии заключается в том, что студенты получают небольшие по содержанию тексты микропроблем, решение которых требует от них самостоятельного поиска знаний, активной исследовательской и творческой деятельности.

В образовательном процессе методу конкретных ситуаций предшествуют дискуссионный и игровой методы, тем самым подготавливая студентов к командной деятельности, совместной выработке решения проблемы. Работа в команде способствует формированию у обучающихся умений слушать, понимать и принимать мнение участников команды, формулировать вопросы, аргументированно и лаконично строить собственные ответы, получать навыки пресс-конференции, подготовки презентаций. Работа с кейсом, включающим методы инцидента, ситуационного анализа, игровое проектирование, дискуссии и др., позволяет вырабатывать собственные знания, а не получать их в готовом виде. Гибкость, вариативность, неоднозначность конкретных проблемных ситуаций способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и креативности обучающихся.

Другой достаточно перспективной и активно используемой в процессе обучения студентов технологией является деловая игра, основанная на имитации реального образовательного процесса, созданного на практическом занятии, и направленная на решение педагогических задач. Как правило, деловая игра носит проблемный характер и требует от обучающихся умений определить проблему, сформулировать педагогическую задачу, осуществить поиск альтернативного способа разрешения проблемы, провести анализ результатов. Организация деловых игр на практических занятиях способствует не только приобретению опыта решения проблемных задач, но развивает навыки работать в команде, креативность, аналитические умения, критическое мышление, самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Описывая опыт организации профессиональной подготовки, Л.П. Кузнецова и Ю.И. Горлова отмечают, что использование игрового метода в самостоятельной деятельности студентов позволяет моделировать деятельность будущего профессионала в сфере физической культуры и спорта, более эффективно готовить студентов к прохождению производственной практики и профессиональной деятельности [5].

В процессе игровой деятельности обучающимися осуществляется игровое моделирование содержания деятельности учителя в конкретной реально существующей ситуации, в основе которой находится определенная проблема. Деловая игра предполагает совместную деятельность обучающихся, ролевое взаимодействие, коллективную и индивидуальную ответственность за результаты свой деятельности. Командная работа над проблемой требует от участников игры диалогического общения, согласованного поиска и принятия решений, что способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности всех участников игры.

Для решения комплексных образовательных задач в процессе профессиональной подготовки студентов с успехом используется технология проектного обучения, направленная на формирование и развитие у студентов инициативности и креативности. Эффективность данной технологии заключается в том, что обучающиеся мотивированы на самостоятельный поиск информации, необходимой для исследования конкретной проблемы, возникающей в педагогической деятельности учителя физической культуры; приобретение опыта, коллективной или индивидуальной работы над проектом. При этом у обучающихся совершенствуются познавательные, организаторские, коммуникативные, профессиональные и исследовательские способности, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Заключение

Изменения, происходящие в подготовке будущих педагогов, обусловленные переходом на педагогические стандарты третьего поколения, внедрение национальных проектов, цифровизация образования и другие факторы предъявляют новые требования как к содержанию, так и к образовательным технологиям.

Современные образовательные тенденции развития высшего физкультурного образования актуализируют ряд важных и перспективных задач профессиональной подготовки учителя физической культуры, среди которых ведущее место занимает формирование высокопрофессионального, компетентного, творческого, инициативного и конкурентоспособного специалиста. Новые подходы к определению содержания подготовки учителей физической культуры, обеспечение вариативности, усиление практико-ориентированности, использование в образовательном процессе инновационных технологий, способствующих интенсификации и активизации деятельности обучающихся, безусловно, будут способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов и эффективности образовательного процесса в вузе.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Михайлова Т.А., Черная Е.В. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 138-142;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39744 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674