Представление информации в сжатом, визуальном виде – один из современных трендов. Необходимость отсечения второстепенного и вычленения важного, визуализация обосновываются потребностью переработки огромных информационных потоков с большей скоростью, а также особенностями восприятия мира молодым поколением. Поэтому все чаще в образовательном процессе происходит дополнение традиционных текстовых учебных материалов источниками с большим количеством графических изображений: интеллект-картами, опорными конспектами, объяснительными схемами, диаграммами, графическими повествованиями (комиксами) [1, 2]. В них основой является обобщенный зрительно-воспринимаемый образ, который сопровождается текстом, звуком, видео- или анимацией. Акцент делается на сочетании вербальных и невербальных изобразительных средств, при этом вторых по объему может быть гораздо больше.
Цель исследования – выявление отношения педагогов к графическим повествованиям (комиксам) как способу визуализации информации и средству обучения, установление мнения педагогов-практиков и студентов – будущих педагогов, связанных с преподаванием математики, физики и информатики, о дидактическом потенциале комиксов в обучении точным и естественно-научным дисциплинам.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели была применена группа методов теоретического и эмпирического характера:
• теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• констатирующий педагогический эксперимент (анкетирование);
• математические методы обработки результатов исследования.
«Комиксы (от англ. comic – смешной, веселый) – это графические истории, которые отражают единство повествования и визуального действия. Комиксы всегда имеют сюжетную линию, которая представлена логической связью между эпизодами (кадрами, отдельными картинками)» [3, с. 81].
Комикс состоит из двух частей (текстовой и визуальной – рисунки, пиктограммы, знаки, символы), при этом текстовая информация занимает только 20–30%, но встречаются и так называемые немые комиксы – изображения сюжета без текста. Таким образом, комикс – это не иллюстрированный текст, а серия изображений с краткими пояснительными текстами или без них, образующая связное развернутое повествование. По объему содержащейся в них информации комиксы подразделяют на короткие (стрипы), средние (истории) и большие (новеллы).
История комиксов как графических повествований уходит глубоко в древность к наскальной живописи. В России в исторической ретроспективе этот жанр был представлен в различных формах протокомиксов: житийными иконами, лубочными картинками, иллюстрированной периодикой, диафильмами. В отечественном образовании комиксы используются сравнительно недавно, всего несколько десятилетий.
Анализ литературы по теме, связанной с использованием комиксов в образовании, указывает на положительное отношение научной педагогической общественности к подобным средствам обучения [3, 4, 5]. При этом педагоги единодушны во мнении о том, что использоваться в образовательном процессе комиксы должны как вспомогательное средство, дополняющее традиционные текстовые источники учебной информации. «Образование должно способствовать повышению не только визуальной, но и вербальной компетентности подрастающего поколения, что невозможно осуществить без полноценного чтения художественных и научных текстов» [4, с. 85]. Авторы отмечают, что чаще всего комиксы используются в преподавании гуманитарных дисциплин (литературы, иностранных языков, истории), то есть там, где сюжетная линия графического повествования может быть ярко выражена в самом учебном содержании [3, 5, 6]. В точных науках и естественно-научных дисциплинах построение связного сюжета особенно для графических новелл может быть затруднено.
К направлениям исследований, раскрывающих методику применения комиксов в образовательном процессе, можно отнести:
• использование в образовательном процессе уже готовых учебных материалов в виде комиксов;
• методические аспекты разработки подобных дидактических средств вручную или с помощью специальных программ и сервисов.
Готовые комиксы имеют определенный уникальный дидактический потенциал:
• дают возможность краткого, но содержательного изложения учебной информации (представленная в комиксах информация одновременно целостна, связана, лаконична, членима и замкнута);
• отличаются мотивационным ресурсом (комиксы привлекательны для обучающихся, делают учебный процесс более эмоциональным, способны поддержать мотивацию к изучению учебного предмета);
• способствуют эффективности процессов усвоения материала – восприятия, понимания, осмысления и запоминания (за счет воздействия на уровне нескольких каналов восприятия и удержания внимания; лаконичности представленной информации в сочетании с акцентом на основном, главном);
• развивают навыки визуальной грамотности (умение декодировать информацию, интерпретировать визуальные тексты);
• имеют равную интеллектуальную доступность для учащихся с разным уровнем развития, и т.п.
Изучение передового педагогического опыта показывает, что использование готовых комиксов уместно как на этапе введения новой темы в качестве определенного мотиватора, так и на этапе закрепления изученного для создания завершенного яркого образа к материалам по пройденной теме. В качестве универсального комплекса упражнений по работе с готовыми комиксами предлагается: изучить разворот комикса, ответить на вопросы к нему; заполнить пустые диалоговые пузыри недостающими текстовыми содержательными фрагментами; найти ошибку в представленном фрагменте комикса; восстановить нарушенные в предложенном фрагменте комикса причинно-следственные связи; пересказать содержание разворота комикса и др. Перечисленные задания применимы не только при изучении гуманитарных предметов, но и при работе с этим дидактическим средством в точных и естественно-научных дисциплинах [3, 6, 7].
При самостоятельной работе обучающихся над составлением комикса его дидактический потенциал существенно расширяется. Создание комикса – это процесс представления содержания в фрагментарном виде, лаконично, структурно, с указанием смысловых акцентов. По сути – это «процесс схематизации учебных текстов с целью получения системной модели изучаемого» [8, с. 94]. Подобная проработка контента для составления графических стрипов, историй, новелл помогает в понимании и интерпретации не только сюжетных, но и абстрактных текстов, совершенствует навыки анализа и синтеза, развивает системное, логическое и критическое мышление, делает обучение более осмысленным и результативным. Обращение к составлению комиксов способствует формированию воображения и навыков творческой деятельности, так как обучающиеся самостоятельно придумывают сюжетную линию повествования и персонажей; продумывают, как связать их с проработанным учебным контентом, осуществить визуальное воплощение замыслов и представлений. Задания на составление комиксов чаще используют в качестве итогового проекта (индивидуального или коллективного) на обобщение изученного с использованием сервисов инфографики, специализирующихся на разработке комиксов [9]. В варианте коллективной работы над комиксом его создатели имеют возможность совместно обсуждать замысел, макет комикса, распределять роли и функциональные обязанности, работать сообща, то есть учатся действенному общению и взаимодействию, развивают в себе ответственность. Применение компьютерных технологий для составления комиксов укрепляет межпредметные связи, позволяет формировать ключевую для современного человека цифровую грамотность, а именно информационную ее составляющую – работа с цифровой информацией; компьютерную – знание программного обеспечения и его возможностей; коммуникативную – умение общаться в цифровом пространстве; медиаграмотность – умение работать с текстами и графикой в цифровом формате; технологическую – умение выбирать и использовать в своей деятельности различные технологии, сервисы, инструменты для работы в цифровом пространстве [10, 11, 12].
Результаты исследования и их обсуждение
Эмпирические данные исследования были получены путем проведения констатирующего анкетирования 20 педагогов и 30 студентов старших курсов педагогических специальностей. Среди респондентов были представлены настоящие и будущие преподаватели точных и естественно-научных дисциплин, таких как математика, информатика, физика. Используемый метод сопровождался частичной психологической и педагогической интерпретацией.
Анализ ответов респондентов указывает на то, что комиксы как графические истории известны всем участникам анкетирования. Как возможное дидактическое средство его рассматривают 95% педагогов-практиков и 97% студентов (при этом большая часть (69% и 67% соответственно) склоняются к использованию комиксов в обучении лишь как вспомогательных дидактических средств), остальные высказались за отсутствие какого-либо дидактического потенциала при их использовании в образовательных целях. К недостаткам комиксов из-за сжатия представленной в них информации относят возможную ее потерю; малую информативность; стремление к чрезмерной упрощенности учения, а следовательно, потакание лени и деградации (особенно для обучающихся старшего звена и студентов). Отмечается также стремление к избыточной геймификации, что может повлечь несерьезное отношение к предмету у обучающихся, привыкание к игровой деятельности. Педагоги отмечают трудоемкость составления комиксов – это касается, прежде всего, сложных и объемных тем. Полученные результаты согласуются с данными отечественных исследователей, считающих, что комикс не может выступать полноценным источником информации [3, 4, 8], указывающих на мнение о его ущербности и разрушительном влиянии на формирующуюся личность обучающегося [8].
Готовые комиксы по преподаваемым дисциплинам известны лишь 42% участников опроса, большую известность при этом имеют комиксы по математике (известны 24% от всех опрошенных). Изучением методики составления и использования комиксов в учебных целях готовы заняться 70% педагогов и 93% студентов. Причем мультимедийные среды для их составления известны только 10% всех опрошенных (респондентами названы такие программные продукты, как Canva, Storyboardthat, StoryJumper).
Рис. 1. Диаграмма, отражающая возраст обучающихся для использования комиксов в образовательных целях (в %)
Рис. 2. Диаграмма, отражающая готовность к освоению методики составления и использования комиксов в образовательных целях (в %)
В качестве дидактического потенциала комиксов педагоги и студенты называют повышение мотивации (45%), развитие навыков системного и визуального мышления (11%), использование элементов геймификации (11%).
Несмотря на то что все участвующие в анкетировании педагоги в силу возраста не принадлежат к «цифровому» поколению, родились и большую часть своей сознательной жизни жили в рамках текстовой парадигмы, они продемонстрировали стремление адаптироваться к реалиям, экспериментировать, внедрять инновации. Ответы студентов – представителей «цифрового» поколения и педагогов – представителей «книжного» поколения разнятся незначительно (наибольшие разногласия были получены в данных, приведенных на рисунках 1 и 2).
Выводы
Проведенное исследование и анализ его результатов позволяют сделать следующие выводы.
1. Запросы времени, связанные с переизбытком информации и особенностями восприятия мира молодым поколением, нацеливают учебный процесс на большее использование визуальных источников. Исследование показало, что педагоги, преподающие точные и естественно-научные дисциплины в настоящее время, и студенты – будущие преподаватели математики, физики и информатики открыты к этим переменам.
2. Владение умениями и навыками работы с различными информационными источниками – одна из важнейших задач современного образования. Комикс как источник учебной информации, как способ ее визуализации может служить действенным инструментом получения новых знаний и углубления уже существующих.
3. Комикс как средство обучения нуждается в практическом освоении каждым педагогом, в выработке соответствующих знаний, умений и компетенций для эффективного его создания и использования.
4. При всей привлекательности комиксов для решения задач обучения это средство не может рассматриваться в качестве ведущего и/или универсального, вытесняющего зарекомендовавшие себя вербальные средства. В любой образовательной системе слово должно занимать приоритетное место в интересах развития культуры в целом и каждой личности в отдельности.
Библиографическая ссылка
Тимофеева Н.М. ОЦЕНКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМИКСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 203-207;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39718 (дата обращения: 21.11.2024).