Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ 2030»

Сираева М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Цель статьи заключается в оценке гуманитарного потенциала Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В качестве примера анализируется опыт Удмуртского государственного университета как регионального участника данной Программы государственной поддержки. Автором описаны основные проектные мероприятия научно-исследовательского, учебного и внеучебного блоков, которые в совокупности обеспечивают реализацию гуманитарной миссии Удмуртского государственного университета как современного классического высшего учебного заведения. Показано, что, несмотря на смену акцентов при распределении функциональной нагрузки современного университета в условиях актуализации экономики знаний, использования бизнес-стратегий взаимодействия с обществом, развития технологического предпринимательства среди студентов, гуманитарная ориентация университета не утратила своего значения, поскольку она необходима для его существования как институционально организованной специфической образовательной деятельности, включающей производство, хранение, аккумуляцию и трансляцию знаний, формирование нравственных и ценностных ориентиров. Автор приходит к выводу, что опыт Удмуртского государственного университета подтверждает высокий гуманитарный и гуманистический потенциал Программы «Приоритет 2030». Содержательное и ресурсное обеспечение данной Программы позволяет не только транслировать гуманитарные знания и ценности, но и обеспечивать деятельностную апробацию полученных знаний и компетенций в рамках научно-исследовательской и внеучебной деятельности, изобретательского творчества, а также создавать условия для интеграции основных достижений гуманитарных, естественно-научных, инженерных и математических наук.
высшее образование
Приоритет 2030
гуманизация образования
гуманитаризация образования
Удмуртский государственный университет
1. Агапитова Е.А., Котова И.Н. Региональные проекты как инструмент повышения качества жизни населения // XI Рязанские социологические чтения: развитие территории в условиях современных вызовов: материалы Национальной научно-практической конференции. М.: ООО «Издательство Ипполитова», 2021. С. 246-256.
2. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. №4 (118). С. 20-26.
3. Тихонов А.В. Проблема «общественного договора» между российским государством и обществом в контексте современных вызовов: актуальность исследования // Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 13-25.
4. Айгубов С.З. Роль приоритетных национальных проектов в обеспечении национальной безопасности общества // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции. Т. 6. Ч.1. Махачкала: Изд-во Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии Наук, 2020. С. 65-70.
5. Сорокин Д.Е. Национальные проекты и реальная политика // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 3. С. 8-15.
6. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42-58.
7. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистем // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81-87.
8. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8-43.
9. Берестов А.В, Гусева А.И, Калашник В.М, Каминский В.И, Киреев С.В, Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №8/9. С. 9-25.
10. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 4. С. 1087-1103.
11. Даньшина С.А., Михалева С.И., Чернышева Е.И. Цифровой компонент в системе подготовки будущих специалистов Института социальных коммуникаций // Цифровизация как фактор повышения качества высшего образования в России: сборник материалов XXVI Всероссийской научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений по теме / Под общей редакцией В.А. Евстафьева. М.: Ассоциация коммуникационных агентств России, 2022. С. 260-266.

Национальные проекты как совокупность мероприятий федерального масштаба для разработки новых, усовершенствования и диверсификации существующих социально значимых продуктов реализуются в России с 2018 года в следующем трехстороннем формате: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

С 7 мая 2018 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющий 5 блоков задач:

1) обеспечение научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации;

2) создание условий для улучшения динамики основных демографических показателей;

3) создание условий для повышения уровня жизни и уровня благосостояния всех категорий граждан;

4) создание комфортных условий для проживания;

5) создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия талантов каждого человека.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» были внесены коррективы в национальные проекты, направленные на достижение актуальных национальных целей и решение стратегических задач в следующих сферах и областях деятельности:

1) демография;

2) здравоохранение;

3) образование;

4) жилье и городская среда;

5) экология;

6) безопасные качественные дороги;

7) производительность труда;

8) наука;

9) цифровая экономика;

10) культура;

11) малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

12) международная кооперация и экспорт;

13) комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (не вошел в перечень национальных проектов, однако разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 04 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»);

14) туризм и индустрия гостеприимства (инициатива о его создании была поддержана на заседании Правительственной Комиссии по развитию туризма 29 октября 2020 года).

Национальные проекты как инструмент социально-экономического развития охватывают все сферы, направленные на повышение международной конкурентоспособности России в экономике, науке, образовании, промышленности, информационных технологиях, культуре и искусстве.

Существенной частью национальных проектов является их региональная составляющая, позволяющая разрабатывать программные блоки национальных проектов с учетом достижений, преимуществ, потребностей и особенностей каждого региона.

Региональный проект (региональная составляющая национального проекта) можно рассматривать как декомпозицию федерального проекта в части реализации целей и целевых показателей, закрепленных в паспорте федерального проекта за отдельным субъектом Российской Федерации. При этом реализация регионального проекта направлена на достижение целей и задач, предусмотренных федеральным проектом [1].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось единого подхода к определению понятия «национальный проект».

В зарубежных исследованиях национальные проекты традиционно рассматриваются как комплексные программы, имеющие общенациональную значимость, ценность и востребованность, требующие масштабного государственного финансирования, поскольку на начальном этапе их реализации невозможно обеспечить полностью частное финансирование.

В рамках нашего исследования мы будем опираться на подход отечественных ученых А.С. Беднякова и Л.А. Миэринь и рассматривать национальные проекты как инструмент реализации целевых ориентиров национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе эволюционного развития государства и общества, и требующих значительных финансовых и человеческих ресурсов с целью достижения четко обозначенного конечного результата [2].

Целью нашего исследования является анализ опыта участия Удмуртского государственного университета в Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» как ресурса для гуманизации и гуманитаризации образовательной среды вуза.

Материалы и методы исследования

Исследование основывается на принципах гуманистической парадигмы образования и основных положениях личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и компетентностного подходов и предполагает использование следующей группы методов: синтез, анализ, описание, наблюдение. Автором статьи были проанализированы основные мероприятия, реализованные в Удмуртском государственном университете в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» с точки зрения оценки их гуманитарного и гуманистического потенциала.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью улучшения социально-экономической ситуации и социального положения граждан, обеспечения стратегического планирования в мае 2018 года Правительством Российской Федерации были анонсированы 12 федеральных проектов с государственным участием. Продвижение проектов, их информационное, инструментальное и научно-техническое сопровождение позволяют говорить о начале нового этапа в сохранении существующей модели управления и соблюдении условий действующего общественного договора между властью и населением [3].

Реализуемый на сегодняшний день в России корпус национальных проектов как пошаговая стратегия социального развития федеральных центров и регионов по основным параметрам и критериям коррелирует с заявленным статусом, задает новый вектор деятельности существующих институтов, направленный на решение актуальных социальных задач [4].

В исследовании Д.Е. Сорокина выделяются 4 фактора, обусловливающих востребованность и релевантность национальных проектов в постиндустриальном обществе [5]:

1) проекты отвечают общенациональным интересам, в той или иной степени охватывая интересы и потребности всех категорий граждан;

2) реализация проектов призвана способствовать укреплению человеческого потенциала Российской Федерации;

3) на прогностическом уровне проекты содержат в себе предпосылки для обеспечения устойчивой динамики экономического роста;

4) проекты призваны способствовать восстановлению необходимого уровня доверия населения к власти как фактора социально-политической консолидации общества.

С начала 2021 года заметное место в повестке дня, обсуждаемой научно-педагогическим сообществом, занимают трансформации в национальной исследовательской и академической сферах, целями которых являются модернизация научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, выстраивание траектории академического лидерства для российских университетов. Одной из таких трансформаций стала Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» как логичное продолжение Проекта по повышению глобальной конкурентоспособности отечественного образования «Проект 5-100».

Данная программа является составной частью национального проекта «Наука и университеты», федерального Проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и предполагает смещение акцента поддержки университетов с количественных показателей на качественные. Ее основная задача – объединение 100 отечественных университетов в группу академических лидеров, с тем чтобы способствовать обеспечению научно-технологического лидерства России в мире, формировать положительный вектор динамики регионального и отраслевого развития, обеспечивать кадровый потенциал для приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, отраслей экономики и социальной сферы, способствовать достижению целевого показателя по присутствию России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок [6].

В современных исследованиях рассматривается влияние университетов на социально-экономическое и индустриальное развитие страны и регионов, обсуждаются способы, по которым вуз организует и реализует управление и мониторинг образовательным процессом, проводится сопоставительный анализ актуальных моделей университетов, исследовательских лабораторий и конструкторских подразделений предприятий, использующих коммерциализацию интеллектуальной собственности для получения и увеличения реальной прибыли, повышения академической и инвестиционной привлекательности [7].

В ряде исследований представлен анализ инновационной, изобретательской, интеллектуальной, инвестиционной и консультационной деятельности университетов как основы научно-технического и социокультурного прогресса любого общества, роста промышленного и экономического потенциала территории [8, 9, 10].

Наше исследование связано с изучением гуманитарной образовательной среды современного университета и посвящено оценке гуманитарного потенциала государственной Программы «Приоритет 2030» как стратегии развития человеческого капитала на примере опыта Удмуртского государственного университета (УдГУ).

В 2021 году по итогам конкурсного отбора в числе 106 федеральных вузов Удмуртский государственный университет стал участником государственной программы «Приоритет 2030».

Участие УдГУ в Программе «Приоритет 2030» определяется новым форматом лидерства, основанным на экосистеме знаний, на постоянной интеграции и вовлеченности всех участников образовательного процесса. Новый формат академического лидерства предполагает интеграцию в социально-экономическую инфраструктуру региона для обеспечения необходимых качественных и количественных параметров кадрового состава, востребованного базовыми отраслями цифровой экономики и социальной сферой.

Одним из реализуемых в УдГУ стратегических проектов, имеющим гуманитарно-гуманистическую направленность, является проект «Удмуртия в глобальном культурном пространстве» [11].

Цель данного проекта заключается в развитии и продвижении удмуртского языка и традиционной удмуртской культуры, повышении привлекательности Удмуртии в глобальном культурно-экономическом пространстве.

К основным задачам проекта относятся:

1) научная систематизация природного и историко-культурного наследия Удмуртии для сопровождения проектов в сфере культуры и туризма, способствующих погружению жителей и гостей Республики в аутентичную этнокультурную среду;

2) разработка технологий сохранения, популяризации и продвижения удмуртского языка и культурного наследия Удмуртии;

3) обеспечение кадрового потенциала в области удмуртской филологии, туризма, культуры и искусства;

4) содействие продвижению имиджа Удмуртской Республики в глобальном мире на основе брендирования товаров и территорий.

Проект объединяет четыре тематических подпроекта: «Удмуртский язык и культура в цифровом мире», «Сохранение и интеграция традиционной художественной культуры», «Технология, наука, кадры для развития туризма УР («ТНКтур18»)», «Брендинг товаров и туристских объектов с применением традиционной символики».

Представим краткую характеристику указанных подпроектов.

В рамках подпроекта «Удмуртский язык и культура в цифровом мире» планируются:

1) открытие ООП «IT-технологии в филологии»;

2) организация Центра цифровых компетенций в области удмуртского языка и культуры.

Реализация подпроекта «Сохранение и интеграция традиционной художественной культуры» предполагает:

1) создание «Университета традиционной культуры»;

2) составление энциклопедии «Декоративно-прикладное искусство и традиционные ремесла Удмуртской Республики»;

3) организация 3 международных учебных и научных экспедиций по изучению культурно-природных объектов Удмуртской Республики, сбору фольклорно-диалектологических материалов по удмуртскому языку, сбору музыкального фольклора и изучению традиций и обрядов народов, проживающих на территории Удмуртской Республики;

4) проведение научной экспертизы объектов нематериальной культуры и составление соответствующего реестра;

5) создание регионального электронного депозитария объектов материальной и нематериальной культуры (на русском, удмуртском и английском языках);

6) формирование системы непрерывного образования в области традиционной культуры.

На улучшение имиджа Удмуртии в экономико-культурном пространстве нацелен подпроект «Технологии, наука, кадры для развития туризма в УР» («ТНКтур18)», включающий:

1) формирование и функционирование лаборатории «Виртуальные технологии в туризме»;

2) создание портала «Турстарт» с делегированием информационных и консалтинговых функций сопровождения студенческих стартапов, проведения бизнес-акселераторов;

3) разработку цифровых продуктов для сопровождения и продвижения туристских маршрутов и иных проектов в сфере туризма (таких как аудио-, видеогиды, виртуальные экскурсии и т.п.);

4) создание волонтерской краудсорсинговой платформы «UdmFriend»;

5) создание туристской геоинформационной системы (ГИС) в формате web-сервиса (геопортала), интерактивной карты и мобильного приложения;

6) разработку проекта инновационного парка виртуальных развлечений «VR Park Kalashnikov»;

7) проведение исследований с целью научного обоснования государственных и муниципальных концепций, стратегий, программ, проектов, внутрирегиональных и межрегиональных туристских маршрутов;

8) разработку проектов двух туристско-рекреационных кластеров;

9) разработку туристских маршрутов этноэкологической тематики;

10) разработку и внедрение полиязычной магистерской образовательной программы по направлению подготовки «Туризм»;

11) разработку и внедрение программ дополнительного профессионального образования в сфере туризма.

Реализация подпроекта «Брендинг товаров и туристских объектов с применением традиционной символики» предполагает:

1) создание студенческого проектного бюро;

2) создание результатов интеллектуальной деятельности (РИД) для креативных индустрий по продвижению товаров предприятий Удмуртской Республики с использованием брендов традиционной культуры;

3) разработку упаковки и рекламы с использованием брендов традиционной культуры для продвижения продукции предприятий Удмуртской Республики;

4) брендинг территорий Удмуртской Республики с целью развития туризма и диверсификации туристского продукта.

По итогам реализации проекта ожидаются увеличение числа лиц, достигших определенного уровня владения удмуртским языком, в системах высшего образования и дополнительного профессионального образования в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом (до 1500 человек ежегодно), а также рост числа обучающихся в области удмуртской филологии, традиционной культуры, туризма – до 2000 человек в год; увеличение контингента студентов из других регионов в 2 раза (до 40 человек); увеличение объема электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в сфере удмуртской филологии, традиционной культуры, туризма в 3 раза (до 100 единиц); рост числа обращений к цифровым ресурсам в 3 раза (до 300 тысяч в год).

В рамках реализации плана мероприятий, предусмотренных участием в Программе «Приоритет 2030», в целях развития педагогического образования, поднятия престижа профессии «учитель» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2022 года № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» 2023 год в Удмуртском государственном университете объявлен Годом педагога и наставника.

В план включены мероприятия международного, всероссийского, регионального и общеуниверситетского уровней.

В соответствии с планом мероприятий в марте в УдГУ готовится открытие Лаборатории педагогического лидерства; в феврале – марте в университете будет проходить Международный научно-образовательный форум «Неделя многоязычия»; в апреле будет организована интеллектуальная игра «Педагогический квиз» для учащихся школ и вузов Республики; с апреля по октябрь будет проведен конкурс учебно-методических разработок для профессорско-преподавательского состава вуза; с октября по ноябрь пройдет конкурс профессионального мастерства среди профессорско-преподавательского состава «Лучший преподаватель УдГУ 2023».

Отдельным образом стоит выделить олимпиады и мероприятия, связанные с вопросами трудоустройства выпускников. В течение всего учебного года будут проходить мероприятия в рамках конкурса педагогического мастерства «Я – профессионал» и VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы»; в январе – марте состоится Олимпиада для учащихся школ Республики по основам педагогики и психологии; в мае пройдет летняя ярмарка педагогических вакансий на цифровой платформе «Факультетус».

Отдельный блок мероприятий посвящен воспитательной работе. Так, в январе состоялись встречи известных выпускников УдГУ со студентами и преподавателями в рамках Всероссийской акции Министерства науки и высшего образования РФ «Возвращение в Альма Матер». Также студенты УдГУ стали участниками Всероссийской акции Министерства науки и высшего образования РФ «Учитель. Вдохновлять. Развивать». В марте-декабре будет проходить Всероссийская программа наставничества «Сириус. Лето: начни свой проект», в которой примут участие студенты-наставники и учащиеся 7–11-х классов школ Республики, а также учащиеся регионального образовательного центра «ТАУ». В апреле будет организован студенческий фестиваль «Будущий Учитель», ориентированный на студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки. В течение учебного года преподаватели УдГУ будут принимать участие в проекте «Золотые имена высшей школы», организатором которого выступает межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы».

Особое значение для расширения и диверсификации гуманитарной образовательной среды вуза имеет международное сотрудничество.

На данный момент в Удмуртском государственном университете обучаются студенты из 42 стран мира. В текущем учебном году «география» иностранных учащихся расширилась за счет таких стран, как Тунис, Гвинея, Либерия, Сомали.

В настоящее время наибольший контингент иностранных студентов в Удмуртском государственном университете представлен гражданами Узбекистана – 170 обучающихся. В числе партнеров УдГУ – 8 вузов Узбекистана.

В рамках партнерских соглашений, подписанных между УдГУ и университетами Республики Узбекистан, предполагаются реализация совместных образовательных программ и программ дополнительного образования для студентов по ПСАЛ «Приоритет 2030», продвижение программ академической мобильности для студентов и преподавателей, совместная организация летних языковых школ.

С целью улучшения имиджа УдГУ в международном образовательном пространстве в сентябре 2022 года при университете был открыт Российско-узбекский научно-образовательный и культурный центр. Цель открытия Центра – реализация совместных научно-образовательных и культурно-просветительских проектов, продвижение русского и узбекского языков и культур, содействие адаптации студентов из Узбекистана, обучающихся в УдГУ, придание нового импульса развитию гуманитарных связей между двумя странами.

В начале 2022–2023 года была учреждена Ассоциация студентов Республики Узбекистан Ziyo («Разум»).

В текущем году все более четкие очертания приобретает африканский вектор образовательной политики УдГУ. Так, в начале 2023 года УдГУ подписал соглашение о сотрудничестве с Университетом КваЗулу-Натал, Южная Африка.

В краткосрочной и среднесрочной перспективах будет продолжена реализация миссии университета в гуманитарном измерении.

Так, для обеспечения условий для становления человека как социального и культурного субъекта, умеющего производить, использовать, аккумулировать и транслировать знания во благо общества и в целях собственного совершенствования и саморазвития, в 2023 году планируется открытие Центра аддитивных технологий, Лаборатории цифровых продуктов, научно-производственной площадки по переработке отходов. Также продолжит свое поступательное развитие концепция «зеленого» университета.

Таким образом, опыт участия Удмуртского государственного университета в Программе «Приоритет 2030» показывает, что гуманитарная образовательная среда университета обогащается за счет следующих свойств:

• универсальность, предполагающая вооружение обучающихся многофункциональным алгоритмом действий по усвоению, оценке и воспроизведению знаний, которые в перспективе могут оказаться востребованными при решении личностно значимых либо профессиональных задач;

• обширность, востребованная при осуществлении обучающимся личностно мотивированного выбора образовательного контента и выстраивания индивидуальной образовательной траектории в соответствии со своими потребностями и целями, а также при реализации гибких образовательных программ как по содержанию, так и по образовательным ресурсам, средствам и методам;

• открытость, которая предполагает возможность расширения и диверсификации образовательной среды образовательного учреждения в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, а также учет актуальных изменений индивида и окружающей его действительности.

Выводы

Исследование показало, что гуманитарная миссия университета сохраняет свою востребованность и воспроизводимость в контексте построения общества новой формации и актуализации инновационного типа развития, в основании которого находится непрерывная цепочка «наука – производство – рынок». Ключевым индикатором эволюции и структурных преобразований становится человеческий капитал, реализуемый через общественную деятельность, имеющий тесные корреляционные связи с социальным капиталом как ресурсом получения выгод и накопления личных и общественных благ.

Принятие и последующая реализация любого социально значимого управленческого решения как выбор желаемого сценария развития событий, как правило, сопряжены с проявлением субъектной позиции граждан, индивидуальной активности по отношению к окружающему миру. В связи с этим можно говорить о том, что национальные проекты берут на себя функции управленческих решений, последствия реализации которых окажутся релевантными для большей части населения, представляющей различные социальные и профессиональные группы.

В целом все проекты в области высшего образования, в том числе и Программа стратегического лидерства «Приоритет 2030», направлены на повышение доступности и качества образования, интеграцию науки, инноваций и образования, формирование современной образовательной среды, обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной высшей школы, обеспечение возможностей для самовыражения, самоактуализации и развития природных способностей.

Программа развития Удмуртского государственного университета актуализирует роль вуза как консолидатора гуманитарного научного, технологического и социального капитала, содействующего изменению структуры и опережающему развитию экономики Приволжского федерального круга. Гуманитарная миссия УдГУ заключается в содействии расширению интеллектуального потенциала региона и страны за счет укрепления и диверсификации сотрудничества с российскими и международными научными, культурными и образовател


Библиографическая ссылка

Сираева М.Н. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ 2030» // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 101-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39565 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674