Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ ИНОСТРАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

Мокшина Н.Я. 1 Лисицкая Р.П. 1 Машин В.Н. 1 Фурсина А.Б. 2 Пивень В.А. 2
1 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
2 ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова»
В статье рассмотрены особенности обучения иностранных военнослужащих, связанные с языковым барьером и разноуровневой исходной подготовкой по химии. Отмечена роль междисциплинарных связей с общепрофессиональными и специальными дисциплинами при изучении химии. Обсуждаются сильные и слабые стороны подготовки иностранных военнослужащих в области химии, которые учтены при формировании учебно-методического ресурса, включающего адаптированные учебные материалы для проведения всех видов занятий. Важной особенностью обучения курсантов-иностранцев является чтение лекций с электронным обеспечением и применением технических мультимедийных средств. С целью усовершенствования методики преподавания химии и повышения эффективности усвоения учебного материала предлагается использование презентаций, видеолаборатории и глоссария, что существенно облегчает восприятие материала иностранными военнослужащими. Показано значение лабораторного практикума, где вырабатываются практические навыки проведения, обработки и оценки химического эксперимента. В результате применения усовершенствованной методики преподавания химии иностранным военнослужащим достигаются необходимые уровни обученности, соответствующие компетенциям военных инженеров. В статье приведены примеры формулировки вопросов для оценки знаний и алгоритма составления химических уравнений при работе с иностранными курсантами. Представлено описание учебно-методического комплекса, который включает справочник по химии, учебное пособие, тематические видеоресурсы, банк тестовых заданий, разноуровневые расчетные задачи и глоссарий.
иностранные военнослужащие
преподавание химии
учебно-методический комплекс
1. Селицкий К.Л. Особенности преподавания физики для иностранных слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки // Актуальные проблемы довузовской подготовки: материалы III Международной научно-методической конференции (Минск, 17 мая 2019 г.). Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2019. С. 271–273.
2. Кондрашова А.В. Преподавание химической дисциплины иностранным студентам // Школа будущего. 2019. № 3. С. 268–275.
3. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В., Суворова А.И., Соловьева А.Л., Оразмедова К.А. Особенности преподавания химических дисциплин иностранным студентам в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30546 (дата обращения: 25.01.2023).
4. Князева Е.М., Курина Л.Н. Особенности обучения иностранных студентов химии // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4550 (дата обращения: 24.01.2023).
5. Коченихина Д.Н., Овчинников В.В., Чан За Хюи, Антонова Е.В. Особенности обучения иностранных учащихся решению задач по химии // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2022. № 1. С. 62–66.
6. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11–2. С. 326–330.
7. Бакланов И.О., Бирюкова И.П. Диагностика формирования компетенций в лабораторных практикумах естественнонаучных дисциплин // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 113–119.
8. Фурсина А.Б. Методические приемы графической информации при проведении практического занятия по дисциплине «Материаловедение» // Образовательные технологии. 2018. № 1. С. 118–124.
9. Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 130–134.
10. Мокшина Н.Я., Машин В.Н., Машина А.В. Особенности учебной и научно-исследовательской работы с курсантами первого курса // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 30189 (дата обращения: 15.02.2023).
11. Кувшинкова А.Д. Некоторые пути реализации компетентностного подхода в образовательном процессе технического вуза // Наука и образование XXI века: материалы XIV Международной научно-практической конференции (Рязань, 30 октября 2020 г.). Рязань: Современный технический университет, 2020. С. 153–158.

Значительная часть иностранных военнослужащих (ИВС) рассматривает получение образования в военном вузе России как один из важнейших приоритетов в своей жизни, более того, традиционно высокий уровень образования делает привлекательным обучение в российских академиях. Ежегодно в контингенте ИВС происходят заметные структурные изменения в силу различных политических причин и социально-экономических преобразований в их странах, поэтому иностранным обучающимся особенно сложно адаптироваться в новой для них среде. Иностранные военнослужащие могут обучаться по одной и той же методике, изучать один материал, но совершенно по-разному быть мотивированными к обучению в военных вузах. Это обусловлено изначальной степенью социально-педагогической готовности к процессу военно-профессиональной подготовки, начиная с особенностей семейного воспитания, развития личности в своем этносе на ранних этапах и заканчивая ситуационными факторами, такими как языковые барьеры, формы и методы новой формации обучения, незнакомая аттестационная система, социально-бытовые проблемы (навыки самообслуживания, морально-этические представления, материальные трудности, неизученные сложные правила повседневного поведения, коммуникационные барьеры и многое другое).

Материалы и методы исследования

Первым шагом в образовательном процессе для иностранного военнослужащего является изучение русского языка. ИВС, владеющие русским языком на уровне носителя или близко к такому уровню, практически не встречаются. Преподавание химии осуществляется на первом курсе обучения, а хорошее освоение русского языка происходит к четвертому курсу. Языковой барьер препятствует качественной подготовке будущего специалиста, его восприятию лекционного материала на слух, пониманию и ведению конспектов [1]. Уровень владения русским языком также зависит от того, смешанная ли группа или она состоит из военнослужащих одной страны. В последнем случае между собой они говорят на родном языке, а не на русском, и практика общения меньше. Дисциплина «Химия» традиционно представляет трудности для изучения иностранными военнослужащими из-за специфической терминологии, обилия незнакомых понятий, сложности в интерпретации отдельных слов и словосочетаний. Особого внимания заслуживает использование символики и терминологии химического языка, химических знаков, соотнесению международных и тривиальных названий с русскими. Терминологической работе должна отводиться определенная часть занятия, где демонстрируются разные способы и приемы, направленные на правильное понимание термина [2–5].

Важна в работе с ИВС индивидуальная работа, учитывающая особенности и степень подготовки курсанта, проведение регулярных и полноценных консультаций. При обучении иностранных курсантов, особенно на первом курсе, от преподавателя требуется наличие специальных способностей, преобладание коммуникативной составляющей в деятельности [6]. Следует отметить положительные моменты в процессе обучения ИВС (табл. 1). Как правило, зарубежные курсанты в большей степени, чем российские, готовы к самостоятельной работе, они отличаются высоким уровнем мотивации, ответственности и заинтересованности в результате обучения. Даже не слишком успешные в течение семестра курсанты прикладывают значительные усилия при подготовке к зачету и очень часто получают хорошие оценки. При этом важно обеспечить объективность оценивания; его критерии должны разрабатываться заранее и обязательно сообщаться курсантам до экзамена или зачета.

Слабыми сторонами в обучении ИВС на первом курсе являются недостаточный контакт с аудиторией, отсутствие обратной связи из-за языкового барьера. Как следствие – невозможность применения интерактивных форм обучения, которые применимы в группах русскоязычных курсантов, таких как ситуационный анализ, проблемные вопросы, коллективное обсуждение, дискуссия и диспут и т.д. Поэтому в обучении ИВС разрабатываются и реализуются новые подходы к преподаванию дисциплины «Химия» [7–11].

Цель исследования – обсуждение методики обучения иностранных военнослужащих дисциплине «Химия» на всех видах занятий с применением комплекса адаптированных учебных материалов.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны в процессе обучения ИВС

Сильные стороны

Слабые стороны

Хороший уровень химической подготовки: умение написания химических реакций, знание международной номенклатуры органических и неорганических соединений, хорошее владение расчетным аппаратом

Отсутствие «обратной связи» с аудиторией на лекциях и практических занятиях

Высокая готовность ИВС к самостоятельной работе

Трудности в применении интерактивных форм обучения: ситуационный анализ, проблемные вопросы, коллективное обсуждение, дискуссия и диспут и т.д.

Высокий уровень ответственности иностранных курсантов и заинтересованность в результатах аттестации

Сложности при проведении устных опросов, которые заменяются тестированием, письменными заданиями, решением задач

Таблица 2

Планируемые результаты обучения дисциплине «Химия»

Результаты обучения

Перечень планируемых результатов обучения дисциплине

Знать

основные понятия и законы химии;

классификацию и свойства химических элементов, веществ и соединений, строение и свойства органических соединений;

технику химических расчетов;

химические явления и процессы, протекающие на объекте профессиональной деятельности

Уметь

формулировать проблемную ситуацию с использованием основных химических понятий;

классифицировать химические процессы, протекающие на объектах профессиональной деятельности;

составлять и анализировать химические уравнения, решать прикладные химические задачи;

применять основные законы химии при решении практических задач по выявлению опасных и вредных факторов в повседневной деятельности войск;

использовать основные элементарные методы химического исследования веществ и соединений

Владеть

навыками проведения, обработки и оценки химического эксперимента;

соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами

Результаты исследования и их обсуждение

Дисциплина «Химия» изучается на лекциях, практических занятиях, при проведении лабораторных работ, а также в часы самостоятельной работы. В соответствии с требованиями ФГОС 3++ должны быть обеспечены следующие уровни обученности иностранных военнослужащих всех специальностей военного вуза (табл. 2).

Одним из основных направлений подготовки ИВС в области естественнонаучных дисциплин является формирование учебно-методического комплекса (методического ресурса), включающего адаптированные учебные материалы для проведения всех видов занятий. Комплекс должен учитывать исходную разноуровневую подготовку ИВС. С целью совершенствования методики проведения всех видов занятий целесообразно создание понятийного аппарата (глоссария, справочных материалов, тематических видеоресурсов и т.д.) и контрольно-измерительных материалов (банка тестовых заданий, разноуровневых расчетных задач и др.), адаптированных к восприятию иностранными курсантами. Преподавателям естественнонаучных дисциплин рекомендуется на всех видах занятий применять наглядные схемы и реакции, способствующие усвоению материала без излишних словесных разъяснений. Для более эффективной работы на всех видах занятий предлагается введение предварительного глоссария с переводами наиболее часто встречающихся терминов по данной теме. Такую таблицу следует выдавать обучающимся до начала изучения отдельных тем.

Изложение теоретического материала на лекционных занятиях должно подкрепляться межпредметными связями с физико-математическими и естественными дисциплинами, чтобы иностранные военнослужащие понимали важность изучения тех или иных процессов и в целом суть изучения химии. Также важно внедрение в лекционный курс познавательных элементов, связанных с химией катализаторов, методами исследования природных соединений и полиме-ров, применением в военной практике, отражение задач «зеленой» и «интеллектуальной» химии.

Не менее важна для будущих военных инженеров связь дисциплины «Химия» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Например, в разделе «Основы органической химии» важно показать значение углеводородов как основного вида топлива для двигателей летательных аппаратов и наземной военной техники, азотсодержащих производных углеводородов – в производстве взрывчатых веществ, а полимеров – в моделировании и производстве летательных аппаратов. В разделе «Химическая термодинамика» необходимо отметить значение самопроизвольных экзотермических процессов при работе реактивных двигателей и внутреннего сгорания и, например, значение эндотермического углеводородного топлива как единственную возможность для обеспечения больших скоростей гиперзвуковых летательных аппаратов. Если химия входит в состав других дисциплин, например «Материаловедение и технология конструкционных материалов», в рамках которой изучается коррозия металлов и сплавов, то для ИВС формулируются основные вопросы для контроля знаний, отличающиеся лаконичностью и емкостью:

1. Классификация видов коррозии.

2. Химическая и электрохимическая коррозия.

3. Методы защиты от коррозии.

Для активизации познавательной деятельности курсантов переход от традиционного чтения лекций к использованию электронного учебника, объединяющего текст, звук, графическое изображение, анимации, тестовые задания и глоссарий, является оправданным. В процессе преподавания химии невозможно заменить анимационные изображения процессов и видеоролики экспериментов, которые по ряду причин нельзя провести в учебном помещении. Сопровождающие лекцию слайды с анимацией процессов и видеофрагментами с натуральными экспериментами, которые включены в раздел «Видеолаборатория» электронного учебника, способствуют повышению качества обучения. Их цель – наглядная иллюстрация основного учебного материала, придание яркости устной речи лектора и повышение эффекта запоминания главных положений лекции. Сопровождение лекций презентациями, включенными в основной текстовый раздел электронного учебника, делает обучение иностранных военнослужащих более эффективным, так как устная речь лектора и изображение представляются одновременно и не содержат лишних элементов. При использовании презентаций, видеолаборатории и глоссария достигаются основные принципы обучения: сознательности и активности курсантов, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, научности, связи теории с практикой. Реализация основных принципов обучения ИВС основана на высоком научно-методическом уровне преподавания химии, обеспечиваемом кадрами высшей квалификации, на освоении и внедрении новых информационно-коммуника-тивных технологий в образовательный процесс, обеспечении приборной базы химических лабораторий для проведения исследований.

Лекции являются одним из основных элементов в процессе обучения, они обеспечивают знание основных понятий и законов химии, химических явлений и процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности. Как правило, иностранные курсанты первого курса с трудом воспринимают устную речь преподавателя на слух и не успевают записывать материал в полном объеме. Традиционная аудиторная форма обучения «мел – доска» в рассматриваемой ситуации является недостаточной. Важной особенностью обучения курсантов-иностранцев является чтение лекций с электронным обеспечением и применением технических мультимедийных средств. Лекции-презентации адаптированы к контингенту своей лаконичностью, четким оформлением наиболее важных формулировок и формул, привлечением видеоматериалов. Такие лекции вызывают интерес и благоприятную реакцию аудитории. Для плохо успевающих в письме курсантов предусмотрен раздаточный материал презентации лекции, для того, чтобы на самостоятельной работе обучающиеся могли разобрать непонятные места в лекции и вернуться к наиболее важным моментам ее содержания.

Для обучения ИВС химии важен лабораторный практикум, в котором курсанты получают практические навыки проведения и обработки химического эксперимента. Лабораторный практикум охватывает все разделы тематического плана курса химии и предназначен для курсантов всех специальностей, изучающих химию. Для подготовки иностранных курсантов особое значение имеет четкая структура практикума, включающая описание лабораторных работ, состоящих из разного количества опытов: рекомендуемая литература, цель работы, порядок выполнения опытов, вопросы для самоконтроля и проверки подготовленности к защите лабораторной работы.

Работу на лабораторных практикумах следует строить таким образом, чтобы ИВС обязательно при групповой форме выполняли опыты вместе с преподавателем, при этом достигается лучший контакт «курсант – преподаватель» и «курсант – курсант». Работа в малых группах способствует развитию у ИВС химической речи, творческого мышления, а преподавателю позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому обучаемому.

Иностранные военнослужащие должны обязательно комментировать химический процесс. С этой целью используются общепринятые алгоритмы химических преобразований. К примеру, процесс составления уравнений окислительно-восстановительных реакций может быть представлен следующим образом: «На первом этапе определяем элементы, атомы которых изменяют степень окисления. Над соответствующими атомами в уравнении записываем степени окисления. Находим окислитель и восстановитель, составляем электронный баланс. Далее переносим коэффициенты из электронных уравнений в молекулярную окислительно-восстановительную реакцию. В результате число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. Мы составили уравнение реакции».

С целью усовершенствования методики преподавания химии и повышения эффективности усвоения учебного материала нами сформирован учебно-методический комплекс, включающий адаптированные учебные материалы для проведения всех видов занятий по химии. Для этого создан справочник по химии, в котором по всем темам дисциплины приведены основные понятия и определения, формулы, рисунки, таблицы, уравнения химических реакций, применяемых в процессе обучения ИВС. Учебно-методический комплекс помимо справочника включает учебное пособие, тематические видеоресурсы, банк тестовых заданий, разноуровневые расчетные задачи и глоссарий. Пособие содержит основной материал по курсу общей химии: основные понятия и законы химии, периодический закон и периодическую систему химических элементов, химическая связь, термодинамика и кинетика химических процессов, основные положения химии растворов и электрохимических процессов, структура и свойства представителей важнейших классов органических соединений, основные методы исследования химических веществ. Такой комплексный подход к обучению ИВС позволяет обеспечить достижение компетенций и планируемых уровней обученности, соответствующих ФГОС 3++.

Применяемая в справочнике и пособии форма изложения (отсутствие сложных предложений, детализация всех символов и обозначений на рисунках и формулах, наличие русско-англо-французского словаря слов и специфических терминов по каждой теме) является наиболее результативной для систематизации и закрепления знаний, что позволяет ИВС быстрее адаптироваться к успешной учебной деятельности. Наличие всех необходимых для преподавания химии печатных и электронных ресурсов позволяет оценить структуру дисциплины; повысить наглядность представления теоретического материала, улучшить качество подготовки курсантов к защитам отчетов по лабораторным работам и проверке остаточных знаний; увеличить количество задач, решаемых самостоятельно или индивидуально на практических занятиях.

Заключение

Для успешного обучения ИВС важно применять специальные учебно-методические пособия, а также методические приемы, позволяющие адаптировать обучающихся к лучшему восприятию теоретического материала и формированию практических навыков. Рекомендуется на лекциях использовать презентации и элементы электронного учебника, на практических занятиях предлагать курсантам разноуровневые задачи и упражнения, на лабораторных занятиях осуществлять работу в малых группах. В результате усовершенствования методики выбора фактического учебного материала обеспечиваются индикаторы достижений компетенций, соответствующие ФГОС 3++, и повышается эффективность обучения ИВС по естественнонаучным дисциплинам.


Библиографическая ссылка

Мокшина Н.Я., Лисицкая Р.П., Машин В.Н., Фурсина А.Б., Пивень В.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ ИНОСТРАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 96-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39564 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674