Особенностью современного общества является широкое распространение наркомании, которое приняло катастрофические размеры, нанося огромный ущерб здоровью современного и будущих поколений [1]. Особое беспокойство вызывает подростковая наркомания, темпы роста которой являются одними из самых высоких относительно других возрастных групп. К основным причинам употребления несовершеннолетними наркотических средств ученые относят недостаточную психологическую зрелость, нездоровую семейную атмосферу, слабость воли, реакцию эмансипации, стремление снять внутреннее напряжение без учета последствий, возрастные эмоциональные и психологические особенности пубертатного периода (В.С. Битенский, Г.А. Ермакова, В.Л. Кабанов, Е.С. Красинская, М.П. Рябов, Ж.А. Тенгизова и др.) [2, 3]. Характерным признаком появившейся наркотической зависимости у подростков является изменение в его поведении. Учитывая этот факт, профилактика подростковой наркомании занимает важнейшее место в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних, обеспечению безопасности их жизнедеятельности и является приоритетной задачей государства [4].
Исследованию проблемы профилактики наркомании подростков посвящены работы таких ученых, как С.В. Березина, Н.Л. Векшиной, Б.В. Дмитриевского, Е.В. Змановской, М.А. Ковальчук, Ц.П. Короленко, К.С. Лисецкого, А.Е. Личко, Е.А. Назарова, М.И. Рожкова, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского и др. В работах этих авторов представлены разнообразные подходы к проблеме наркозависимости подростков.
Признавая значение вышеизложенных работ, следует указать на необходимость дальнейшего изучения проблемы социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в условиях социально-реабилитационного центра.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация программы по социально-педагогической профилактике наркозависимости подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Под наркоманией понимают болезнь, вызванную систематическим употреблением наркотиков и проявляющуюся в виде психической и физической зависимости.
Социально-педагогическая профилактика наркозависимости воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра определяется нами как комплекс мер (медико-социальных и психолого-педагогических), направленных на предотвращение распространения наркомании среди несовершеннолетних.
Материалы и методы исследования
Социально-педагогическая профилактика осуществлялась на базе государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Центр). В эксперименте приняли участие 11 воспитанников в возрасте от 12 до 15 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Первый этап экспериментальной работы предполагал проведение диагностики, направленной на выявление предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ.
Представим описание содержания и результатов констатирующего эксперимента. Для диагностики был подобран комплекс диагностических методов: тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин); тест «Склонность к зависимому поведению (В.Д. Менделевич); опросник-анкета для раннего выявления родителями наркотической зависимости у подростков (В.Ю. Завьялов); анкета для подростков, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании [5].
На основании результатов диагностики мы выделили подростков с высоким, средним и низким уровнем сформированности устойчивости предрасположенности к приобщению к наркотическим веществам.
Низкий уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ выявлен у 30 % подростков. Такие дети обладают необходимыми знаниями о вреде и последствиях наркомании, особенностях ее проявления в подростковой среде, знают о причинах, обуславливающих это явление; у них наблюдается адекватная самооценка, они уверены в себе, общительны, не склонны к риску.
Средний уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ обнаружен у 48 % подростков. Подростки этой группы знают о влиянии и последствиях наркомании на организм человека, но проявляют личностную неустойчивость, неуверенность, некоторую тревожность и конфликтность. Наблюдается умеренная склонность к риску.
Высокий уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ наблюдается у 22 % подростков, которые помимо недостаточного информирования о проблеме наркомании проявляют выраженную агрессивность, конфликтность, негативизм, замкнутость. У них отмечается высокая тревожность, низкая самооценка, проблемы в общении со сверстниками, выраженная склонность к риску.
Кроме того, выявлена низкая информированность подростков по ряду вопросов, относящихся к проблеме наркомании; у некоторых подростков наблюдается неоднозначная позиция в отношении употребления наркотиков.
Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки и проведения программы профилактики, направленной на формирование у подростков активной негативной установки на употребление наркотических веществ.
Полученные в ходе диагностики результаты позволили нам определить содержание профилактической работы с подростками в условиях реабилитационного центра.
Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании в условиях социально-реабилитационного центра представляет собой систему мер, изменяющую ценностные установки воспитанников с наркотических на просоциальные.
Целью разработанной нами программы является формирование у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, изменение отрицательных мотивационных установок воспитанников, разрушение сложившихся у них наркотических стереотипов, формирование потребности в положительном поведении, формирование уверенного поведения и мотивации на ведение здорового образа жизни, а также оказание своевременной адресной помощи подросткам и мониторинг результатов профилактической работы в условиях Центра.
Задачи Программы:
1. Формировать позитивное отношение воспитанников к здоровому образу жизни; предоставить подросткам объективную информацию о последствиях употребления наркотиков и выработать представление об их негативном влиянии.
2. Создавать условия для приобретения подростками объективной информации о действии и последствиях употребления наркотических веществ.
3. Способствовать формированию навыков межличностного взаимодействия и развитию коммуникативных навыков.
4. Способствовать развитию умения противостоять внешнему социальному давлению; совершенствовать навыки уверенного поведения и принятия решений, ответственности за свои действия и свой выбор.
5. Оказывать своевременную адресную помощь подросткам и проводить мониторинг результатов профилактической работы в условиях Центра.
Ожидаемые результаты Программы:
1. Сформированность у воспитанников приоритетных основ здорового образа жизни и стойкого противодействия наркомании.
2. Обеспечение воспитанников знаниями о вреде наркотиков.
3. Сокращение числа подростков, имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ.
4. Наличие способности и готовности противостоять негативному воздействию социальной среды, принимать самостоятельные и ответственные решения; делать правильный выбор, говорить «нет».
Этапы Программы:
1. Ориентировочный – предполагает проведение диагностики уровня сформированности устойчивости подростков к приобщению к наркотическим веществам с использованием методов тестирования, анкетирования; создание благоприятных условий для работы в группе.
2. Содержательный – подразумевает проведение серии занятий, направленных на достижение цели и решение задач Программы.
3. Итоговый – направлен на проведение повторной диагностики, подведение итогов реализации Программы.
Каждое занятие начиналось с рефлексии (кроме первого), во время которой специалист узнавал у подростков об их самочувствии и желании начать/продолжить работу. Затем объявлялись тема и цели встречи, и далее переходили к непосредственной реализации основного содержания занятия.
В конце каждого занятия проводилась рефлексия процесса работы с целью выяснения отношения участников к происходящему, осознания ими своего вклада в работу, понимания того, что мешало работе в коллективе, что способствовало активной работе в нем и т.д.
Основными методами работы выступили: квест-игры, групповые дискуссии, правовые брэйн-ринги, мозговой штурм, а также конкурсы, акции, викторины, дискуссии и круглые столы по проблемам уголовной и административной ответственности несовершеннолетних и т.д.
Основные формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа и др.
В ходе работы применялись различные приемы, например анализ проблемных ситуаций. При описании ситуаций использовались конкретные примеры из жизни несовершеннолетних, в которых можно было узнать собственное поведение или поступки сверстников. Подросткам было интересно анализировать и давать оценку подобным проблемным ситуациям, поскольку они основывались на их собственном жизненном опыте общения и поведения. Подросткам предлагались неоднозначные проблемные ситуации, требующие не только оценки на уровне «хорошо» или «плохо», но и анализа поступков с точки зрения социальных норм и понимания мотивов их совершения.
Программа предполагала реализацию комплекса занятий, каждое из которых имело четкую структуру:
– вводная часть, включающая создание рабочей атмосферы, разминку для снятия напряжения с помощью игр и упражнений;
– основная часть: вхождение в тему занятия с помощью ролевых игр, бесед, упражнений;
– итоговая часть: формулировка выводов, рефлексия.
Периодичность: 2 занятия в неделю.
Занятие 1. Тема: «Лепестки здоровья».
Цель занятия: формирование позитивного отношения подростков к здоровому образу жизни.
Занятие 2. Тема: «Наркотики – угроза здоровью».
Цель занятия: освоение представлений о последствиях употребления наркотиков и их негативном влиянии.
Занятие 3. Тема: «Наркомания – шаг в бездну».
Цель занятия: формирование умения находить пути решения в трудных жизненных ситуациях.
Занятие 4. Тема: «Наркотикам – СТОП! или 50 способов сказать “нет!”».
Цель занятия: формирование стойкого противодействия наркомании.
Практическое задание: изготовить памятку «Наркотики – это зло» с целью привлечения внимания и информирования воспитанников о проблеме наркомании.
Занятие 5. Тема: «Отрицательная мотивация».
Цель занятия: формирование у подростков активного и ответственного отношения к своей жизни и к окружающим людям; стойкого противодействия наркомании.
Занятие 6. Тема: «Правила общения подростка со сверстниками».
Цель занятия: развитие навыков конструктивного общения, эмпатии.
Занятие основывалось на сотрудничестве подростков с другими членами группы. Подросткам давалась информация о сущности конструктивного общения, самооценки, об их влиянии на поведение, привычки, образ жизни человека. Практическое задание заключалось, во-первых, в составлении подростками собственной характеристики как личности; во-вторых, в разработке правил конструктивного общения со сверстниками, а также в раскрытии их значения и применении в процессе общения. Подростки проявляли активность, заинтересованность, обращались с просьбой проиграть различные ситуации.
Занятие 7. Тема: «Научись говорить “НЕТ!”».
Цель занятия: формирование способности отстаивать собственное мнение, позицию, закрепление навыка отказа от употребления наркотиков; развитие умения противостоять внешнему социальному давлению, формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
В рамках занятия нами были предложены упражнения «Скажи – НЕТ!», «Не стань жертвой» и ситуационные игры «Шприц», «Рисунок», которые рассматривают типичные ситуации, в которых подросткам необходимо противодействовать оказываемому давлению, научиться решительно говорить «НЕТ», тем самым отказываясь от навязываемого рискованного поведения. Подростки в ходе занятия проявляли активность, заинтересованность, внимательность.
Занятие 8. Тема: «Личностные и межличностные проблемы подросткового возраста».
Цель занятия: формирование навыков межличностного взаимодействия, развитие коммуникативных навыков.
Занятие 9. Тема: «Я тебя понимаю».
Цель занятия: развитие навыков уверенного поведения и уверенности в себе, навыков принятия решений и ответственного поведения; формирование адекватной самооценки.
Занятие 10. Тема: «Эффективное взаимодействие».
Цель занятия: формирование умения противостоять внешнему социальному давлению, развитие навыков эффективного общения.
Занятие 11. Тема: «Оборот наркотиков».
Цель занятия: способствовать формированию у подростков представлений о целях незаконного оборота наркотиков, о последствиях их употребления.
Занятие 12. Тема: «Будущее без наркотиков».
Цель занятия: формирование позитивного образа собственного будущего, свободного от употребления наркотических веществ; формирование ценностного отношения к своему здоровью и поведенческих навыков, облегчающих следование здоровому образу жизни.
Занятие проводилось в форме решения кейс-задания и способствовало формированию навыков разрешения проблемных ситуаций, связанных с риском употребления наркотиков. Кейсы базировались на реальном фактическом материале и предполагали разбор конкретных ситуаций: 1) знакомый, находясь у тебя в гостях, собирается употребить наркотик; 2) одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию»; 3) сосед просит передать какую-то вещь незнакомому тебе человеку, но не объясняет, что именно находится в «посылке» и т.д. [6].
Заключительная часть занятия проходила в виде выполнения различных упражнений. Например, упражнение «Кадры из жизни» проводилось с целью формирования представлений о будущем, развития умения предвидеть отдаленные последствия употребления наркотиков. Упражнение «Спорные утверждения» было направлено на закрепление и конкретизацию информации о последствиях употребления наркотиков для жизни и здоровья человека и т.д. [7].
После проведения серии занятий мы провели «круглый стол», в ходе которого подростки смогли выразить свое отношение к занятиям, обсудить ценность полученной информации, свои впечатления и ощущения.
По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент с использованием тех же методов исследования.
В ходе реализации Программы мы использовали стандартизированные и интерактивные формы и методы работы: беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, анализ проблемных вопросов, анализ противоречивых высказываний, игровое моделирование и релаксационные упражнения, актуализация эмоционального опыта, ролевые игры и др. Все это способствовало формированию у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, изменению отрицательных мотивационных установок, разрушению сложившихся у них наркотических стереотипов, формированию потребности в положительном поведении.
Заключение
На заключительном этапе Программы мы определяли эффективность социально-педагогической профилактики наркозависимости у подростков. Контрольный эксперимент позволил выявить 64 % воспитанников с низким уровнем предрасположенности к употреблению наркотических веществ, количество несовершеннолетних со средним уровнем составило 36 %. Показательно, что высокий уровень предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ не обнаружен.
Результаты проведения контрольного эксперимента и подведение итогов реализации Программы позволили нам считать опытно-экспериментальную работу по социально-педагогической профилактике наркозависимости у подростков успешной. Анализ полученных данных показал, что повысилась информированность подростков по основным наркологическим проблемам, увеличилось количество воспитанников, которые отрицательно относятся к наркотикам и определяют наркоманию как опасное заболевание; отсутствовали подростки, которые считали бы, что употребление наркотиков – это личное дело каждого.
Значительно снизилось число подростков с пассивно-безразличным отношением к сверстникам, употребляющим наркотики. Все подростки считают, что даже однократный прием наркотиков является опасным и может вызвать наркотическую зависимость. Ответы подростков на вопрос о причинах и последствиях употребления наркотиков стали более полными, развернутыми и содержательными. Не было выявлено ни одного подростка, который бы затруднился ответить на этот вопрос.
По итогам проведенного исследования мы пришли к заключению об успешности опытно-экспериментальной работы с подростками, так как наблюдаемые изменения свидетельствуют о повышении информированности относительно необратимости разрушительного воздействия наркотических средств на все сферы жизнедеятельности человека, а также снижении числа воспитанников группы риска. Представленные результаты исследования могут использоваться специалистами социальной и образовательной сфер и применяться в их профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Алпатова Н.С., Понькина И.В. ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 96-100;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39503 (дата обращения: 08.12.2024).