Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Чебровская С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
В работе на основе анализа и обобщения результатов психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых раскрыто психологическое содержание феномена профессионального самоопределения, показаны его процессуально-динамические характеристики, обозначены возможности структурирования и очерчен ряд факторов и условий, способствующих качественному развитию самостоятельности личности в определении своего профессионально-трудового будущего. Подчеркнуто отличие профессионального выбора от профессионального самоопределения. В результате обобщения результатов проведенных исследований предлагается считать профессиональное самоопределение самотекущим динамическим психическим процессом, проявляющим себя последовательными самостоятельными выборами. Выборы осуществляются человеком в результате соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессионально-трудового будущего. Профессиональное самоопределение – структурированный процесс. В качестве компонентов структуры профессионального самоопределения предполагаются психофизические особенности человека (базовый компонент), его профессионально-трудовая мотивация (мотивационный), освоенные операционально-регулятивные умения (операциональный компонент) и социально-профессиональная осведомленность (коммуникативный компонент). Качество развития профессионального самоопределения обеспечивается своевременным освоением субъектом труда рядоположенных ведущих деятельностей; профессиональным (культурным) сопровождением субъекта на протяжении всех этапов его жизни, обеспечивающим потребности субъекта с соблюдением известных факторов-условий; целенаправленной программой психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Показателем культурного развития профессионального самоопределения является состояние готовности подрастающего человека к самостоятельному, сознательному обдумыванию и выбору своего профессионального будущего, положительно эмоционально окрашенный реалистичный план движения к нему.
профессиональное самоопределение
субъект труда
динамический процесс
выбор
персонализация
1. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. 2018. № 1. С. 5–8.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). М.: Вако, 2005. 288 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 304 с.
4. Сторож Р.И. Роль интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 3. С. 223–229.
5. Самоопределение и профориентация учащихся. Словарь-справочник / Сост. Антонова В.Н. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=7229 (дата обращения: 01.07.2022).
6. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 68–73.
7. Еремицкая И.А., Савельева М.Н. Особенности профессионального самоопределения личности юношей и девушек старшего школьного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2–1. С. 112–117.
8. Губина Л.В. Сравнительный анализ мотивации профессионального выбора студентов разных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 73–80.
9. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии // Вестник университета. 2021. № 10. С. 187–194.
10. Симатова О.Б. Мотивация профессионального выбора и карьерные ориентации студентов вуза различных поколенческих циклов // Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 94–102.
11. Deci E.L., Ryan R.M. Handbook of self-determination research. University of Rochester Press. 2002. URL: https://psycnet.apa.org/record/2002-01702-000 (дата обращения: 21.06.2022).
12. Nagpaul T., Chen J. Self-determination theory as a Framework for understanding needs of youth at-risk: Perspectives of social service professionals and the youth themselves. Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 99 (C). P. 328–342. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0190740919300052?casa_token=aodlgJuQFRwAAAAA:nqg7uR6GGvznfTJGx64TehpHgwtBn28Wi4g0-grRoAXzGMj3JcbVSlHo_tLiMQjhYWQvkwU (дата обращения: 25.05.2022).
13. Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 1 (17). С. 70–76.
14. Воронина Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. 2013. № 4. С. 1–6.
15. Онипко А.А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2011. 18 с.

В рамках национального проекта в сфере образования, среди прочего, поставлена задача разработки эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся на всех ступенях образования. Другими словами, система образования должна обеспечить каждому конкретному обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей возможность для самоопределения на пути в профессию. Отечественная психолого-педагогическая наука имеет большой теоретико-практический опыт профессионального ориентирования обучающихся. Однако отсутствует концептуальное единство в понимании феномена профессионального самоопределения. Без него не может состояться систематизация практико-ориентированных предложений, а значит, и оказание качественной помощи. Настоящая работа не претендует на полное и окончательное освещение феномена, но, опираясь на доступные результаты психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежный ученых, предлагает версию содержания профессионального самоопределения как психического процесса и его обусловливающих аспектов. Результаты работы могут быть использованы в качестве теоретической основы в учебно-воспитательном процессе по профессиональному ориентированию молодежи.

Цель исследования – определить предметность, характеристику, структурные компоненты, факторы и условия развития профессионального самоопределения.

Материалы и методы исследования

Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения и его сопровождения на уровнях образования: анализ, обобщение и систематизация результатов исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема профессионального самоопределения в психологической науке не нова, но еще и не закрыта. Она рассматривается в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Феномен философски осмысливается, психологически структурируется и обусловливается социально-экономическими факторами [1]. В работах К.А. Абульхановой-Славской, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э. Эриксона, Д. Сьюпера и др. профессиональное самоопределение связывается с осознанием и идентичностью. Р.И. Сторож, Е.П. Шутова, А.С. Великанова и др. видят его динамическим процессом деятельности и называют этапы и составляющие компоненты. Условия и факторы, влияющие на качество развития профессионального самоопределения, представлены в исследованиях Н.Т. Колесник, Е.А. Орловой, Е.Ю. Валитовой, В.А. Стародубцева, И.В. Арендачук, Е.В. Ворониной, А.А. Онипко и др.

Анализ работ названных авторов позволяет раскрыть следующее видение интересующего нас феномена. Профессиональное самоопределение есть внутренний (психический) процесс. Процесс постоянный, динамический, многомерный, многоступенчатый, самоформирующийся на всех этапах жизни человека с рождения. «Контрольными точками» этого процесса (промежуточными результатами), видимыми стороннему наблюдателю, являются акты выбора. «Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу. Такое решение может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий», – отмечает Н.С. Пряжников [2, с. 5]. В то же время выбор в профессиональном самоопределении – это не спонтанный, мимолетный момент, а, как отметил Е.А. Климов, соответствующий формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [3, с. 27]. И вот почему. Многолетний ход развития человека состоит из определенных возрастных периодов. Признанной в российской психологии для системы образования, в том числе профессионального, является возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, опираясь на которую Е.А. Климов разработал периодизацию человека как субъекта труда. В каждом возрастном периоде через освоение конкретного вида деятельности (ведущего вида деятельности) происходит развитие человека относительно его профессионального будущего. В эти возрастные периоды, явно или «не очень», человек овладевает саморегуляцией и средствами, осознает свои качества и свое место в системе деловых отношений среди людей, выстраивает или уточняет образ желаемого будущего и жизненные цели, узнает рынок труда и определяет принадлежность к профессиональному сообществу, согласовывает свои профессионально-психологические возможности с содержанием труда, постепенно выстраивает образ «Я – профессионал». Все это составляет динамику профессионального самоопределения [4, с. 225].

Смысловой базой в словоформе «профессиональное самоопределение», определяющей психологичность процесса, является собственно самоопределение. Осмысление этого термина позволяет понять структуру феномена и наметить условия для его «созревания». «Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни», – указывает словарь-справочник по самоопределению и профориентации учащихся [5]. Самоопределение имеет своего рода направление и две величины: одна – вневременная, предполагающая создание бесконечного количества ценностных инвариантов; другая – конечная с конкретными задачами и сроками их выполнения (по А.А. Деркачу, С.А. Назарову). Вторая разрешается собственно выбором.

Критерием успешного самоопределения является персонализация индивида – потребность в проявлении своей личности. Персонализация всегда нацелена на активный поиск наиболее подходящих с точки зрения индивида средств и способов самореализации во всех видах последовательных возрастных деятельностей, а также на построение диалога с социумом. Результатом персонализации является индивидуализация – социально-культурный процесс накопления личностью уникального опыта, творческого потенциала, рост ее масштаба, свободы и ответственности [6]. Индивидуализация означает, что у каждого человека в силу различных внутренних и внешних условий периоды жизни протекают по-разному: в своей среде, в своем диапазоне, направлении и глубине, с разной степенью эмоциональных переживаний. У каждого человека по-разному формируются самооценка своих возможностей и ориентировка в социально-экономической ситуации, своеобразно определяются отношения к существующим областям труда, складываются разные представления о профессиях. Суммарно все это характеризует социально-личностное развитие конкретного человека и состояние его внутренней (психологической) готовности к выбору, в том числе к выбору профессии и далее вступлению в нее. Выбор, как отмечено И.С. Коном, обусловлен балансом между своими предпочтениями, склонностями и потребностями системы общественного разделения труда. Внутренняя готовность, личностная зрелость определяют качество выбора – качество профессионального самоопределения. Выбор, в свою очередь, является предпосылкой как для осмысленной счастливой жизни в будущем, так и для неблагополучия. Например, отказ выходить в профессию, по которой получил образование, скорый уход из профессиональной деятельности по полученной профессии, подмена профессиональной деятельности псевдопрофессиональной, утрата смысла жизни, срывы, личностные деформации и более серьезные нарушения внутреннего мира.

Профессиональное самоопределение, зарождаясь в самом начале жизненного пути, развивается, трансформируется на всех последующих стадиях. Оно индивидуально по содержанию, но едино по структуре. По мнению отечественных ученых, «качество» самоопределения обусловливается «качеством» психофизических особенностей человека, мотивацией, интересами и предпочтениями [7, 8].

Не умаляя психофизические особенности человека, рассмотрим собственно психологические составляющие. Мотивация, например, показывает готовность личности к выбору, к осуществлению действий (следовать за сложившимися жизненными обстоятельствами или сопротивляться, влиять на свою социальную ситуацию развития). Интерес определяет «свое собственное дело» (одному интересно одно, другому другое). Предпочтения выступают побуждением к планированию поведения и деятельности. Относительно профессионального самоопределения Э.Ф. Зеер добавляет зрелость ценностных ориентаций, установки, отношение, уровень развития профессионально важных качеств личности, ее самосознание.

Анализ ряда научных исследований позволяет обобщить сказанное в несколько взаимосвязанных структурных компонентов профессионального самоопределения [6, 8–10]: базовый (психофизические особенности, знание своих индивидуальных способностей и др.); мотивационный (ценности и цели труда как образа жизни, наличие интереса к будущей работе, мотивы в профессиональной деятельности, стремление к самореализации, потребность в развитии и др.); операциональный (информированность о профессиях, владение умениями и навыками получения информации, адекватной самодиагностики и работы, наличие вариантов профессионального обучения и др.); коммуникативный (умения работать в команде, достаточный уровень коммуникативных и организаторских способностей, знание условий работы и др.).

Накопление опыта в структурных компонентах охарактеризует индивидуализацию профессионального самоопределения. Результатом такого самостоятельного определения профессионально-трудового будущего становятся долгосрочные цели и планы относительно профессии, соотнесенные с личными целями, действия, направленные на реализацию данных целей и планов, адекватный профессиональный выбор. Результат профессионального самоопределения явен к юношескому возрасту.

Понять условия развития и формирования компонентов структуры профессионального самоопределения помогает анализ исследований другой группы ученых. Согласно теории самоопределения, сформулированной Е. Деси и Р. Райаном [11], механизмом самоопределения является удовлетворение человеком помимо физических (биологических) потребностей трех психологических (они же элементы психологического благополучия): потребность в автономии, потребность в компетентности и потребность в родстве. Потребность в автономии предполагает потребность чувствовать, что человек может проявить свою волю и что любая деятельность или стремление в жизни выбираются свободно, а не навязываются. Потребность в компетентности – это потребность в эффективности, в чувствовании того, что ты сам можешь воздействовать на окружающую среду и привносить в нее определенные ценные продукты. Потребность в родстве выражается в необходимости чувствовать принадлежность к группе «близких» тебе людей. Экспериментальные данные показывают, что удовлетворение потребностей позволяет человеку выйти за рамки неблаговидных факторов риска, т.е. персонализироваться [12].

В качестве поддержки (также и препятствия) удовлетворения потребностей в теории самоопределения рассматриваются контекстуальные факторы (окружающая среда). В число факторов окружающей среды, помимо географии рождения человека, входят социальное окружение (зарубежные ученые называют их социальными агентами: родители, педагоги, друзья, соседи и пр.), а также продукты деятельности человеческого общества, включая информацию из медиаисточников. Контекстуальные факторы могут быть случайными (ситуативными) и целевыми. К ситуативным относят: место рождения человека (действительно, сознание молодого человека, живущего в сельской местности, относительно своего профессионального будущего отличается от сознания его ровесника из мегаполиса), социально-экономический статус родителей (их не выбирают, как известно, и они могут дать ребенку только то, чем обладают сами), приятели и друзья, родственники и соседи, случайные попутчики и авторитетные литературные герои, органы здравоохранения и органы управления обществом. Целевыми факторами, влияющими на профессиональное самоопределение, являются педагогические работники образовательных организаций всех типов и уровней образования, т.е. те члены общества, которым в силу полученной профессии и общественного поручения предназначено формирование личности успешной и полезной в обществе. В зарубежных исследованиях задокументированы возможности положительного внешнего влияния на самоопределение и на его результаты в составляющих его структуры [11, 12].

В исследованиях И.В. Арендачук, Е.В. Ворониной, А.А. Онипко, Е.Ю. Валитовой, В.А. Стародубцева и др. в качестве факторов-условий для эффективного самоопределения в профессиональном будущем, помимо природной предрасположенности личности к требованиям конкретных профессий, называют сформированность ценностей, связанных с поиском индивидуальных способностей к освоению конкретной профессиональной деятельности; степень принятия ценностей общества и социальной группы, связанных с востребованностью разных профессий и их престижем; место жительства, статус семьи, материальное положение, которые определяют возможность приобретения желаемой профессии. А также учет изменений содержания профессий, негативных и положительных аспектов выбираемой профессиональной деятельности, навыки адекватного карьерного планирования, конкретизация направления профессиональной подготовки и выбора с учетом возможных типов профессиональных учебных заведений и форм профобучения. Предпосылками для качественного профессионального самоопределения являются интеллектуальный потенциал, эмоциональная зрелость, адекватная самооценка и умение саморегуляции. Отдельным условием успешного профессионального самоопределения обосновывается целевая организация образования [6, 13–15].

Заключение

Таким образом, профессиональное самоопределение следует считать самотекущим динамическим психическим процессом, проявляющим себя последовательными самостоятельными выборами, осуществляемыми человеком в результате соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессионально-трудового будущего.

Профессиональное самоопределение – структурированный процесс. Вопрос о структуре профессионального самоопределения еще требует дополнительного осмысления. В первом приближении компонентами структуры профессионального самоопределения в самом общем виде могут быть психофизические особенности человека (базовый компонент), его профессионально-трудовая мотивация (мотивационный компонент), освоенные операционально-регулятивные умения (операциональный компонент) и социально-профессиональная осведомленность (коммуникативный компонент).

Качество развития профессионального самоопределения обеспечивается своевременным освоением субъектом труда рядоположенных ведущих деятельностей; профессиональным (культурным) сопровождением субъекта на протяжении всех этапов его жизни, обеспечивающим потребности субъекта с соблюдением известных факторов-условий; программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения должна включать мероприятия по диагностике и обеспечению содержанием всех структурных компонентов.

Показателем культурного развития профессионального самоопределения является состояние готовности подрастающего человека к самостоятельному, сознательному обдумыванию и выбору своего профессионального будущего, положительно эмоционально окрашенный реалистичный план движения к нему.


Библиографическая ссылка

Чебровская С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 224-228;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39337 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674