Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Югова М.А. 1 Югова Е.А. 2
1 ФГБОУ ВО Уральский государственный юридический университет
2 ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема формирования воспитательного пространства вуза в соответствии с положениями «Закона об образовании». Обосновывается идея о том, что профессиональные знания и подготовка должны быть наполнены нравственными и духовными ценностями. Целью статьи является анализ изучения вклада внеаудиторных мероприятий в формирование воспитательного пространства вуза. Основное внимание в работе авторы акцентируют на внеаудиторных мероприятиях, отражающих специфику учебной деятельности и углубляющих ее содержание, что является результатом совместной коллективной деятельности преподавателя и студента. Прослеживается необходимость создания воспитательного пространства вуза через сотрудничество всех участников образовательного процесса, понимания социально-психологических особенностей современного студенчества. Выделяются и описываются характерные особенности метода SMART, при использовании которого на основании пяти критериев становится возможным сформулировать адекватные цели, обеспечить совместное практическое освоение культурных норм и правил. Даётся сравнение внеаудиторных мероприятий, проводимых кафедрами разной направленности в различных вузах. Авторы приходят к выводу, что внеаудиторная работа является существенным дополнением, обеспечивающим формирование компетенций, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах и направленных на патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое и экологическое воспитание.
воспитание
внеаудиторная работа
высшая школа
воспитательное пространство
1. Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=l69d3898ci263047395 (дата обращения: 10.08.2022).
2. Алмазова А.Б. Актуализация воспитательного и развивающего потенциала дисциплины иностранный язык в неязыковом вузе (на материале английского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2013. 25 с.
3. Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 3. С. 198-201.
4. Шустова И.Ю. Факторы, порождающие воспитательное пространство в школе // Гуманизация образовательного пространства: сборник научных статей по материалам международного форума, Саратов, 15–16 марта 2018 года / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Саратов: Перо, 2018. С. 194-199.
5. Резниченко М.Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 140-148.
6. Фалеева Л. В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2(21). С. 157-160.
7. Масленникова С.Ф. Об организации воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 69. С. 158-162.
8. Моисеев А.М. Стратегические цели и целеполагание в управлении школой // Народное образование. 2011. № 10. С. 79-85.
9. Югова М.А., Югова Е.А. Применение интерактивных методов при обучении иностранному языку в ситуации неопределенности// Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31022 (дата обращения: 02.09.2022). DOI: 10.17513/spno.31022.

Воспитание и обучение в вузе – это две неразрывно связанные составляющие единого процесса образования. Одной из основных целей подготовки студентов в вузе следует рассматривать воспитание человека, обладающего не только высоким профессионализмом, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане. Статья 69 Закона об образовании (2013 г.) подтверждает это положение и определяет цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1]. Приоритетным направлением деятельности высшей школы и преподавателей, в частности, является формирование воспитательного пространства вуза, предоставляющего возможности для развития и саморазвития участников образовательной среды.

Между тем, высказывается мнение, что в настоящее время обучение в вузе и, как следствие, профессиональные знания и подготовка не всегда наполнены нравственными и духовными ценностями и ведут к преображению человека и общества, а также, что в результате этого социально незрелые и пассивные молодые люди, не обладающие инициативой и игнорирующие ответственность, попадают на рынок труда. Таким образом, нивелируется базовая идея образования о том, что воспитание нравственного, духовного и культурного облика будущего профессионала всегда сопутствует подготовке в конкретных областях знания и профессиональной деятельности. Часто преподаватели, сосредоточившись только на проблемах передачи предметных и профессиональных знаний, полагают, что воспитание студенческой молодежи – это удел вузовских подразделений, отвечающих за воспитательную работу и внеучебную деятельность [2]. Однако не стоит забывать, что воспитательное пространства вуза создается посредством сотрудничества педагогов и обучающихся в ходе совместной деятельности, и его формирование – это задача, разрешение которой возможно, если максимально задействовать воспитательный и развивающий потенциал всех учебных дисциплин в вузе, реализуемый не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторной работе.

Цель исследования – проанализировать вклад внеаудиторных мероприятий в формирование воспитательного пространства вуза.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на обзоре психолого-педагогической литературы по проблемам формирования воспитательного пространства и вопросам организации внеаудиторной работы в вузах и анализе педагогической практики.

Основными методами исследования явились: анализ научно-педагогической литературы, обобщение, синтез, контент-анализ, изучение и обобщение положительного педагогического опыта: педагогическое наблюдение, анализ внеаудиторной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «воспитательное пространство» было введено в тезаурус педагогической науки Л.И. Новиковой. Под воспитательным пространством можно понимать динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способную выступить интегрированным условием личностного развития человека – педагога и обучающегося. Ключевым элементом данного педагогического феномена выступает событие, а воспитательная среда образовательного учреждения выступает образцом событийности. Первостепенным условием «жизни» воспитательного пространства является готовность социальных субъектов различного уровня договариваться о педагогическом потенциале событий, в которых задействованы обучающиеся. Условием развертывания события выступает организация предметной среды, которая включает в себя её пространственную упорядоченность, самочувствие человека в ней, интенсивность его контактов и общения, готовность к самостоятельным и коллективным действиям [3].

«Педагогическое событие […] возникает вокруг коллективной деятельности, в ходе которой происходит совместное практическое освоение культурных норм и правил» [4, с. 197]. Именно учебное заведение и стремится стать для будущих специалистов воспитательным пространством, ориентированным на живое и одухотворенное взаимодействие педагогов и обучающихся, обусловливающим социокультурную и профессиональную идентификацию обучающихся и создающим социально-ценностную общность на основе традиций вуза и общих идеалов субъектов воспитания.

Построение воспитательного пространства возможно при опоре на определенные принципы, которые выделяют современные исследователи [5]. В частности, в качестве руководящих начал определяют целостность всей образовательной деятельности учебного заведения; культуросообразность, в основе которой лежит ориентация на мировую и национальную культуру, сбалансированная общечеловеческими ценностями; гуманизм, предполагающий отношение к человеку как самоценности; толерантность, ориентированная на внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни; соответствие индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям субъектов воспитательного пространства; эргономичность (комфорт); вариативность – использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью.

Немаловажным для организации рассматриваемых процессов в вузе является понимание особенностей современного студенчества. К особенностям данной социальной группы в настоящее время следует отнести изменение и становление ценностно-мировоззренческих ориентаций личности. Это связано, прежде всего, с тем, что современное студенчество, представляющее часть нашего общества и развивающееся в текущих условиях, отражает те же специфические противоречия и трудности, что и страна в целом. Следует учитывать, что «студенческая молодежь в процессе социокультурной и профессиональной социализации входит в определенную систему общения, приобретает умение ориентироваться в жизненном пространстве» [6, с. 158].

Воспитательное пространство вуза порождается через последовательность событий, в основе которых лежат вышеупомянутые принципы. Одним из таких педагогических событий, основанных на коллективной деятельности, выступает внеаудиторная деятельность студентов, позволяющая раскрыть воспитательные и развивающие возможности учебных дисциплин. Потенциал работы, выходящей за рамки учебного расписания, обусловлен следующими положениями:

• Исследователи выделяют содержательную составляющую, которая предоставляет возможность выйти за пределы программного материала и тем самым позволяет проявить свои личностные качества в полной мере и реализовать свой творческий потенциал [7].

• Внеаудиторная работа – это действительно со-бытие (пишется через дефис), то есть совместное бытие и совместная деятельность студентов с преподавателями и другими студентами, которое формирует опыт нравственного поведения через взаимодействие с различными людьми, обусловливает социокультурную идентификацию обучающихся и влияет на создание ценностной общности в университетской среде.

• Ей присущ конвергентный характер, раскрывающий междисциплинарные связи в образовательно-воспитательной среде вуза.

• На макроуровне через взаимодействие с другими вузами проявляется «средовой характер», который «расширяет представления студентов о законах нравственности и морали в современном мире, дает информацию к размышлению о выборе собственного культурного развития» [7, с. 160].

Традиционными формами внеаудиторной работы являются студенческие научно-практические конференции и форумы, научные семинары и круглые столы, кружковая работа, проведение мероприятий, имеющих воспитательную ценность: встреч, концертов, смотров и конкурсов, спартакиад, и др.

Каждое мероприятие отражает специфику своей учебной дисциплины, углубляя ее содержание, является результатом совместной коллективной деятельности и одновременно с эти позволяет действовать самостоятельно, проявляя свое творческое начало.

В основе организации внеаудиторных мероприятий лежит постановка целей. При планировании педагогического события необходимо идти от цели, а не от содержания, поскольку цель – это стержень, без которого отсутствует целостность события, при разработке которого «важно найти разумный баланс между принципиальными вопросами («что должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как сформулировать цели)» [5;8].

Одним из самых популярных способов целеполагания является SMART-метод, при использовании которого на основании пяти критериев становится возможным сформулировать адекватные цели. Пять критериев включают в себя S (specific) –конкретность; M (measurable) – измеримость; A (achievable) – достижимость, R (relevant) – важность, значимость; T (time-bound) – ограниченность во времени. Каждый критерий позволяет сделать цель более четкой и определенной. На основе этих критериев можно сформулировать вопросы, которые требуют ответа при проектировании целей внеаудиторных мероприятий и позволяют убедиться, что цели продуктивны: 1) Что конкретно делаем? Чётко ли сформулирована цель? 2) Как можно измерить результат? 3) Реалистична ли цель? Достижима ли она в данных условиях? 4) Зачем мы это делаем? Является ли цель значимой и перспективной? 5) Когда необходимо закончить работу, достичь результат?

Рассмотрим цели и содержание внеаудиторных мероприятий, которые проводятся кафедрами разной направленности в разных вузах.

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева» кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи на регулярной основе проводится Международный студенческий лингвистический форум «Terra linguae – terra evolutionis» («Мир языка – пространство для развития»), в котором участвуют студенты высшего профессионального образования всех уровней подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) из различных российских и зарубежных вузов. Форум включает в себя заочные и очные мероприятия на иностранных и русском языках. Работы по заочным конкурсам принимаются в течение месяца по электронной почте, затем проходит оценивание и подведение итогов. Заочные формы проведения достаточно разноообразны и включают в себя страноведческую викторину «Брейн-ринг»; перевод поэтического текста «Хочу в поэты!»; различные конкурсы: фотографий и видеороликов «Мир в объективе»; кроссвордов «Эрудит»; мультимедийных презентаций и мастерства декламации на русском языке. Участие предполагает не только индивидуальное выполнение заданий, но и командное. Очные мероприятия проходят в конкретный временной промежуток аудиторно и включают в себя следующие конкурсы: письменного перевода «Translatio Coniungit»; устного неподготовленного высказывания на иностранном языке «Ораторский биатлон»; знатоков русского языка; ораторского мастерства «Риторинг» на русском языке. Конвергентный характер мероприятия прослеживается в содержании заданий, для решения которых студентам приходится привлекать свои знания из различных сфер.

Цель форума – повышение интереса к изучению русского и иностранных языков, к проблемам образования, мировой и национальной культуры в современном обществе, совершенствование языковой личности диалогического, поликультурного типа, способной к конструктивному взаимодействию в социально и культурно значимых сферах общественной жизни.

Богатое содержание форума ориентировано на достижение вышеуказанной цели. Как мы видим, цель форума носит стратегический характер и ориентирована на долгосрочный результат. Очевидно, что указанные педагогические события, проводимые в рамках форума, внесут свой вклад в достижении поставленной цели. По каждому существуют положения как регулирующие документы, где наряду с требованиями к предоставляемым работам представлена детализация комплексной всеобъемлющей цели, ее декомпозиция на конкретные взаимосвязанные задачи.

Данное внеаудиторное мероприятие вносит свою лепту и в формирование универсальных компетенций (УК), представленных в ФГОС 3++ по направлению «Юриспруденция». Так, например, в ФГОС ВО 40.03.01 такими компетенциями выступают УК-4 – «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» в категории «Коммуникация» и УК-5 – «способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» в категории «Межкультурное взаимодействие».

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности проводятся конкурс социальной рекламы и конкурс презентаций «Комплексная безопасность образовательного учреждения», посвященные Дню гражданской обороны. Эти два мероприятия объединены одной целью: формирование культуры безопасного поведения в молодежной среде. Декомпозиция цели производится через задачи конкретного педагогического события. К задачам конкурса презентаций относятся: содействие формированию навыков безопасного поведения в молодежной среде; стимулирование деятельности обучающихся, направленной на изучение вопросов безопасности в образовательных учреждениях. Конкурс социальной рекламы также способствует формированию в молодежной среде культуры безопасного поведения, выработке правильных ориентиров личной и коллективной безопасности, позволяет внести свой вклад в развитие социальной рекламы, подготовить молодежь к безопасному поведению в ЧС и привлечь обучающихся в разработку и использование социальной рекламы в целях профилактики возможных ЧС. Участие в такого рода педагогических событиях способствует развитию качеств личности, необходимых для социальной и профессиональной самореализации в ситуации неопределенности [9]. Одним из условий проведения мероприятий является возможность выполнения заданий индивидуально и в командах по несколько человек. Существуют ограничения по времени предоставления выполненных работ, по результатам происходит их оценивание и подведение итогов. Конкурс социальной рекламы носит междисциплинарный характер, тем самым задействует содержание различных учебных дисциплин и отражает специфику таких учебных курсов как: «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них», «Опасные ситуации природного характера и защита от них», «Опасные ситуации криминального характера и защита от них», «Опасные ситуации социального характера и защита от них», «Гражданская оборона», «Основы национальной безопасности», «Основы обороны государства и военной службы», «Радиационная безопасность», «Экологическая безопасность».

Проведение рассмотренных внеаудиторных мероприятий в свою очередь вносят вклад в формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК), заложенных в ФГОС 3++ 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Такими компетенциями являются в категории «Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся» ОПК-3 – способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В категории «Построение воспитывающей образовательной среды» предложена ОПК-4 – способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Заключение

Внеаудиторная деятельность как цепочка педагогических событий, формирующих воспитательное пространство вуза, обладает глубоким педагогическим потенциалом. Для его реализации каждое внеаудиторное событие должно быть направлено на развитие творческого потенциала участников, раскрытие междисциплинарных связей, ориентировано на совместную деятельность педагогов и обучающихся не только в рамках одного учебного заведения, но и за его пределами, и в результате способствовать социо-культурной самоидентификации обучающихся и созданию ценностной общности в университетской среде. Воплощение таких масштабных возможностей внеаудиторной работы может быть осуществимо при грамотной постановке целей в ходе планирования мероприятий. В ходе проведенного исследования был рассмотрен ряд внеаудиторный событий и их целеполагание на основе метода SMART, который позволяет продумать соответствующую стратегию организации мероприятия на основе пяти критериев. Следуя алгоритму, предлагаемому технологией SMART, можем сделать вывод, что четыре критерия (конкретность, измеримость, достижимость, значимость) соблюдаются, но последний критерий (ограниченность во времени) в силу долгосрочности реализации цели и специфики сферы ее применения (учебно-воспитательная деятельность) может быть не реализован в полной мере в рамках одного педагогического события. Именно поэтому подобного рода мероприятия проводятся постоянно на регулярной основе.


Библиографическая ссылка

Югова М.А., Югова Е.А. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 234-238;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39298 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674