Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Потапкин Е.Н. 1 Кемешева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Проблема качества обучения в условиях современной школы остается одной из актуальных для отечественного образования, что объясняется ее многоплановостью. Одним из аспектов совершенствования биологической подготовки старшеклассников выступает их слабая мотивированность на выполнение домашних работ. При этом известно, что без полноценной деятельности обучающихся по закреплению учебного материала по биологии вне школьного класса, добиться позитивных сдвигов в обучении крайне затруднительно. К тому же выполнение домашних заданий в спокойной внеаудиторной обстановке позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивать исследовательские и проектные умения, совершенствовать творческие начала личности современного школьника. Преодоление указанных недостатков в системе биологического образования возможно, если учитель владеет навыками формирования положительной мотивации школьников, особенно из старших классов, на выполнение домашних заданий. Для этого учитель должен понимать, что мотивация обучающихся на выполнение домашних работ представляется сложным процессом, базирующимся на учете и использовании нескольких факторов, среди которых самыми значимыми выступают содержательные аспекты деятельности, наличие или отсутствие учебных стимулов, степень устойчивости школьников при выполнении обязательной деятельности. Все типы учебной мотивации являются необходимыми в процессе обучения биологии в школе, но мотивационная устойчивость здесь играет ведущую роль, что и определило направления данного исследования. Педагогический эксперимент был организован и проведен в рамках трех основных этапов: мотивационного, формирующего и оценочного. При этом использовались методы, адекватные теме и цели исследования: анализ психологических, педагогических и частнометодических источников информации, а также нормативных документов, школьных учебников и программ по биологии; педагогическое наблюдение процесса обучения биологии в общеобразовательных школах с целью изучения и обобщения опыта использования домашних заданий; опросы обучающихся и учителей биологии о проблеме исследования; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
обучение биологии
домашнее задание
обучающиеся
учитель биологии
старшеклассники
мотивация
мотивационная устойчивость
готовность
федеральные государственные образовательные стандарты
1. Макотрова Г.В. Концептуальные идеи и практические ориентиры создания школы полного дня: учебно-методическое пособие Минобрнауки России, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Белгород: НИУ БелГУ, 2019. 206 с.
2. Паршутина Л.А. Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5–11 классов по биологии // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 127–132.
3. Клюкина Ю.С., Божьеволина И.М. Организация домашней учебной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в школе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 100–103.
4. Рубцова А.В., Арбузова Е.Н., Гольцова Н.С. Конструирование и методика использования ситуационных задач по биологии // Биология в школе. 2015. № 8. С. 36–42.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: биология. М.: Просвещение, 2012. 138 с.
6. Демьянков Е.Н., Тимофеева Л.Л. Биология. Природа живая и неживая в задачах, проблемных вопросах и интересных фактах. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2016. 191 с.
7. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2004. 334 с.
8. Тимофеева М.В. Домашнее задание в обучении биологии как средство формирования экологических понятий // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2021. № 1 (36). С. 94–97.
9. Клюкина Ю.С., Божьеволина И.М. Организация домашней учебной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в школе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 100–103.
10. Осмоловская И.М. Домашняя учебная работа школьников: эмпирическое исследование // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3 (88). С. 243-246.

Школьное обучение биологии можно рассматривать в качестве целостной и достаточно оптимальной системы, направленной на подготовку подрастающего поколения к существованию в сложных условиях современного социума. При этом одно из ведущих мест в этой системе будет занимать обучение школьников самостоятельным способам добычи, обработки и сохранению в памяти необходимой учебной информации, а также трансформация теоретических знаний в опыт практической деятельности. Существенную роль в этих процессах будет занимать домашняя работа по предмету, поскольку она является логическим продолжением обучения в классных условиях [1]. Однако в данной области учительско-ученической деятельности не все является однозначным. Существует точка зрения, согласно которой весь учебный материал должен быть изучен и закреплен только в условиях классно-урочной системы. Такой подход объясняется увеличением учебной нагрузки на обучающихся разных возрастов, возросшим потоком разнообразной информации, который они пропускают через свое сознание.

Но вместе с этим существует и другая точка зрения, представители которой считают, что информация, полученная обучающимися в ходе урочной деятельности, хранится кратковременной памятью. Для того чтобы она не просто перешла в область долговременной памяти, а трансформировалась в практические умения, необходима организация повторения и закрепления, которую целесообразнее всего проводить в условиях, существенно отличающихся от классно-урочных. В этой связи формирование готовности школьников выполнять домашнюю работу можно рассматривать как обязательное условие развития их самостоятельности, творчества и креативности.

Однако не все учителя биологии и обучающиеся готовы к подобной деятельности. Поэтому целью нашего исследования выступило определение особенностей мотивации старшеклассников на выполнение домашних заданий при обучении биологии.

Цель исследования – определение особенностей мотивации старшеклассников при выполнении домашних заданий в процессе обучения биологии.

Материалы и методы исследования

Обязательным элементом исследования стали методы, среди которых в качестве основных использовались: анализ психологических, педагогических и частнометодических источников информации, а также нормативных документов, школьных учебников и программ по биологии; педагогическое наблюдение процесса обучения биологии в общеобразовательных школах с целью изучения и обобщения опыта использования домашних заданий; опросы обучающихся и учителей биологии по проблеме исследования.

Экспериментальная деятельность в рамках исследования была организована на базе МОУ «Варжеляйская СОШ» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в 2020–2021 и 2021–2022 учебных годах.

Результаты исследования и их обсуждение

Вышеизложенное позволило нам выделить сущность и характеристику домашней работы при обучении биологии. Под домашней работой принято понимать такую форму организации обучения биологии, в основе которой находятся разнообразные виды самостоятельной познавательной деятельности, позволяющие закрепить и расширить изученный на уроках материал [2]. Следовательно, домашняя работа имеет право рассматриваться в качестве одного из ведущих элементов процесса обучения биологии, ориентированного на активизацию обучающихся к овладению новым биологическим содержанием, на выработку умений самоконтроля и рефлексии, формируя положительный настрой на выполнение разнообразных обязанностей, способствуя развитию творческих способностей и креативного мышления [3].

Домашняя работа организуется в виде специально подобранных заданий, которые должны выступать в качестве элементов целостной, продуманной системы и предусматривать минимизацию участия со стороны учителя при их выполнении, но при обязательном его контроле за выполненной обучающимися работой. Учитель уже не может ориентироваться только на классическую модель построения обучения, поэтому меняются и установки на организацию и содержание домашних заданий. Эти установки включают в себя то, что уже апробировано на протяжении столетий, и то, что относится к нововведениям.

В традиционном варианте остаются следующие требования:

– при выполнении домашних заданий обучающийся опирается на изученный в классе материал по биологии – теоретического и практического содержания;

– исходя из количества обучающихся в классе учитель выбирает фронтальную, групповую или индивидуальную форму домашнего задания;

– уровень обученности обучающихся может сказаться на выборе учителем степени сложности домашних заданий [4].

В настоящее время ФГОС требует от учителя, чтобы домашние задания были строго дифференцированными, ориентированными на развитие творческих и креативных начал личности обучающихся, учитывали их индивидуальные и возрастные особенности. При этом домашние задания могут носить опережающий характер, если они предполагают организацию исследовательской и проектной работы обучающихся [5].

Меняются формы представления результатов выполнения домашних заданий. Сегодня учителя биологии отдают приоритет разбору проблемных ситуаций, проведению деловых игр, отчетам по итогам выполнения творческих, исследовательских и проектных работ, выступлениям обучающихся на заседаниях круглых столов, организации конкурсов и ученических конференций, использование онлайн-технологий, что позволяет успешнее овладевать такими универсальными учебными действиями, как поиск и обработка необходимой информации, презентация результатов выполненной работы, трансформация теоретических знаний в практические умения [6, 7].

Для качественного исследования необходимо разобраться с особенностями мотивации. В настоящее время под мотивацией понимают побуждение человека к выполнению определенного действия. Различают несколько типов, что особенно важно учитывать при организации домашних работ при обучении биологии:

1) мотивацию на основе содержательных аспектов деятельности, в рамках которой выделяют мотивацию внешнюю, которая не зависит от субъективных факторов и проявляется по отношению к любому виду деятельности, а также мотивацию внутреннюю, которая связана с проявлениями содержания деятельности по выполнению домашнего задания и личностными обстоятельствами старшеклассников;

2) мотивацию, в основе которой находится наличие или отсутствие стимулов: положительная – связана с наличием позитивных стимулов к выполнению домашних заданий; отрицательная – характеризуется нежеланием обучающихся выполнять обязательные требования учителя при организации домашних работ по биологии;

3) мотивацию, отражающую степень устойчивости личности старшеклассника при выполнении домашнего задания: устойчивая – определяет стабильное стремление обучающегося выполнить любое задание без дополнительных побуждений; неустойчивая – присуща тем обучающимся, которые в силу различных обстоятельств не способны к длительным и продуктивным усилиям при выполнении домашнего задания [8].

В обучении мотивация имеет тесную связь с таким понятием, как «готовность», которую И.М. Кондаков рассматривал в качестве формы установки, которая определяет направленность на выполнение индивидуумом конкретного действия, базирующегося на приобретенных знаниях, умениях и навыках. Изучение особенностей мотивации было выстроено в две стадии: до начала эксперимента и по его окончанию [9]. Обозначенное выше позволило организовать в рамках данной темы исследовательскую работу, которая проводилась в три этапа: мотивационный, формирующий и оценочный.

На мотивационном этапе была установлена сущность таких понятий, как мотивация и готовность выполнять домашние задания по биологии. Проблема учебной мотивации особенно остро встает в подростковом и раннем юношеском возрасте, что связано со сменой приоритетов у обучающихся, когда учебная деятельность в большинстве случаев отходит на второй план, а главенствующей становится идеи внеучебного самоутверждения и коммуникации.

Наблюдение за процессом обучения биологии в старших классах МОУ «Варжеляйская СОШ» позволило установить, что обучающимся, задействованным в эксперименте, присущи все типы мотиваций. Однако мы остановили свое внимание на типе мотивации, который отражает степень устойчивости при выполнении старшеклассниками домашних заданий по биологии.

На этапе формирующего эксперимента осуществлялось изучение особенностей деятельности учителя и обучающихся для формирования готовности выполнять домашние задания по биологии на основе установленных типов мотивации.

На основе результатов опросника Е.М. Лепешевой и проведения интерактивных занятий для обучающихся наиболее значимыми оказались:

– наличие устойчивого интереса к выполнению домашнего задания по биологии;

– готовность формулировать цель выполнения домашней работы в целом и отдельных ее заданий;

– способность продуктивно обрабатывать информацию, необходимую для выполнения домашнего задания;

– способность полноценного воспроизведения алгоритма выполнения домашнего задания на основе изученного ранее теоретического и практического биологического материала;

– степень самостоятельности при выполнении домашних биологических заданий.

Деятельность учителя по формированию готовности старшеклассников выполнять домашние биологические задания базируется на особенностях, которые были выделены в ходе эксперимента:

– выявление настроя обучающихся выполнять домашние задания по биологии;

– определение предметного поля домашнего задания и подбор соответствующего ему содержания;

– предложение старшеклассникам права выбора формы выполнения домашних заданий;

– организация, при необходимости, консультаций по выполнению домашних заданий;

– организация индивидуального контроля выполнения обучающимися домашних заданий при обязательном обсуждении их результатов, выявление положительных и отрицательных моментов, определение, при необходимости, средств коррекции.

На оценочном этапе эксперимента мы разработали критерии оценивания устойчивости мотивации на выполнение домашних заданий по биологии:

– сформированный интерес к выполнению домашнего задания (0–2 балла);

– осознание обучающимся цели выполнения домашних заданий (0–2 балла);

– готовность обучающихся к поиску, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения домашних заданий (0–2 балла);

– готовность обучающихся использовать изученный ранее биологический материал для выполнения домашнего задания (0–2 балла);

– способность обучающегося воспроизводить алгоритм выполнения домашнего задания (0–2 балла);

– степень самостоятельности обучающегося при выполнении домашних биологических заданий (0–2 балла).

В ходе бесед, проведенных с 68 обучающимися 10–11 классов МОУ «Варжеляйская СОШ», было установлено, что по степени устойчивости мотивации на выполнение домашних заданий старшеклассников можно распределить по пяти уровням: повышенному, высокому, среднему, низкому и очень низкому.

Старшеклассники с повышенным уровнем мотивационной устойчивости (11–12 баллов) при выполнении домашних заданий осознавали их важность как для себя лично, так и для своей семьи, общества в целом. Как правило, старшеклассники с этим уровнем эффективно осуществляли самообучение, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию в процессе школьной биологической подготовки. Они воспринимали обучение как значимую ценность, поэтому демонстрировали отличные знания биологического материала и всегда в полном объеме выполняли домашние задания, часто проявляя при этом творческие способности при оформлении и представлении.

Обучающиеся с высоким уровнем мотивационной устойчивости (8–10 баллов) достаточно успешно справлялись с предлагаемыми биологическими заданиями, поскольку показывали хорошие результаты в обучении. Они были готовы самостоятельно добывать знания, проявляя при этом усидчивость. Однако им требовалась определенная (индивидуальная) помощь при выполнении самоконтроля и самооценки. Старшеклассники данного уровня были способны проявлять определенные креативные способности при оформлении результатов и их представлении перед классной аудиторией.

Старшеклассники со средним уровнем мотивационной устойчивости (5–7 баллов) имели устоявшееся положительное отношение к овладению биологическим материалом, они успешно справлялись с различными проявлениями учебной деятельности. Однако процесс освоения такими школьниками программного материала осложнялся тем, что они акцентировали свое внимание только на основных вопросах, тогда как при воспроизведении второстепенного материала они испытывали определенные трудности, что не позволяло им демонстрировать стабильность в обучении биологии. На этом уровне был отмечен весь спектр отметок: от отличных и хороших до удовлетворительных, а иногда даже и неудовлетворительных.

Обучающиеся с низким уровнем мотивационной устойчивости (2–4 балла) характеризовались неустойчивым вниманием при выполнении домашних заданий, что приводило к преобладанию удовлетворительных отметок в ходе организуемых учителем контролирующих мероприятий. У таких старшеклассников имелось большое количество как учебных, так и внеучебных проблем, например пропуски занятий без уважительной причины.

Старшеклассники с очень низким уровнем мотивационной устойчивости (0–1 балл) обладали выраженным отрицательным отношением к процессу овладения биологическим содержанием, поскольку не были заинтересованы в выполнении домашних заданий, готовили их крайне редко, в том случае, если от их результатов, например, зависела итоговая оценка за полугодие или за учебный год. Для таких школьников характерно, как правило, деструктивное поведение, а школа и ее работники воспринимаются едва ли не как личные враги.

Распределение старшеклассников по уровням мотивированности при выполнении домашних заданий по биологии

Уровень мотивационной устойчивости при выполнении домашних заданий

Количество старшеклассников

До эксперимента

После эксперимента

всего

%

всего

%

Повышенный

5

7,4

9

13,2

Высокий

7

10,3

22

32,4

Средний

11

16,2

26

38,2

Низкий

42

61,8

10

14,7

Очень низкий

3

4,3

1

1,5

Как было ранее сказано, изучение особенностей мотивации выстраивалось в две стадии: до начала эксперимента и по его окончанию. Результаты начальной стадии позволяют утверждать, что для старшеклассников из наблюдаемых классов был характерен низкий уровень мотивированности при выполнении домашних заданий по биологии (таблица).

Общение со старшеклассниками, которое было организовано в виде бесед и коротких анкетирований, позволило установить, что обучающихся не устраивает однообразие домашних заданий, которое сводилось в большинстве случаев к повторению изученного на уроке материала при чтении соответствующего параграфа учебника. Очень редки, по мнению школьников, были задания, которые содержали интересные вопросы, требовавшие выполнения исследовательских или проектных работ.

На завершающей стадии для повышения уровня мотивации обучающимся были предложены разнообразные виды домашних заданий: составление домашнего задания соседу по парте; подготовка сообщений; разработка мини-исследований или мини-проектов по темам, выбранным самими обучающимися; поиск источников информации, необходимых для подготовки устного или письменного ответа, и др. Практиковалась подготовка домашних заданий по желанию, когда старшеклассники самостоятельно выбирали себе задание, формулировали проблему, намечали пути ее решения.

Результаты данной стадии эксперимента, которая продолжалась в течение двух лет, позволили утверждать о появлении положительной динамики в области учебной мотивации старшеклассников при выполнении домашних заданий (таблица). Было отмечено, что произошли как количественные, так и качественные изменения в мотивационной устойчивости старшеклассников на выполнение домашних заданий по биологии: увеличилось количество обучающихся, отнесенных к повышенному и высокому уровням; сократилось число обучающихся с низкой и очень низкой мотивацией. Школьники отмечали, что после эксперимента им стало значительно интереснее заниматься биологией, поскольку задания для домашней работы перестали быть однообразными, увеличилось число заданий, ориентированных на развитие творческих, исследовательских сторон личности.

Заключение

В современных условиях развития отечественного биологического образования большое внимание уделяется совершенствованию его качества. При этом меняются все элементы системы обучения, в том числе и домашняя работа. В настоящее время происходит отказ от традиционных способов организации домашних заданий. Становится крайне важным, чтобы обучающийся при выполнении внеклассных работ использовал разнообразные задания, стимулирующие его познавательную деятельность. С этой целью учитель биологии может использовать возможности проектной и исследовательской деятельности, чтобы перед обучающимися стояла возможность самостоятельно определять форму и вид домашнего задания, способ его представления. Именно в этом случае будет полноценная мотивация обучающихся на выполнение домашнего задания. Учитель биологии в своей деятельности ориентируется на основные типы мотиваций обучающихся при выполнении домашних заданий, в основе которой находятся содержательные аспекты деятельности; на основе наличия или отсутствия стимулов; отражающие степень устойчивости при выполнении какой-либо деятельности. Именно последний тип мотивации отражает наиболее полно процессы готовности старшеклассников выполнять домашние задания при обучении биологии.

Исследование выполнено в рамках Конкурса научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (тема «Условия формирования готовности старшеклассников выполнять биологические домашние задания»).


Библиографическая ссылка

Потапкин Е.Н., Кемешева А.А. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 173-178;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39287 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674