Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБОСНОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ КЛАСТЕРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА, ПОДГОТАВЛИВАЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ

Серяпина Л.В. 1 Михелькевич В.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
В статье рассматриваются результаты исследований по научному обоснованию совокупности межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Выпускники строительного колледжа работают в первичных производственных коллективах транснациональных строительных компаний, крупных строительных фирмах в должностях бригадиров, начальников участков, руководителей групп, а также в качестве квалифицированных рабочих. В первичных производственных коллективах трудятся и взаимодействуют друг с другом люди разных национальностей, конфессий и культур. Среди них есть иностранные граждане, временно работающие в России. Успешно и плодотворно руководить таким коллективом, обеспечивать в нем комфортную психологическую среду может лишь специалист, обладающий совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций. Поэтому цель исследования состояла в выявлении и научном обосновании совокупности необходимого, но минимально достаточного числа межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Для обоснования состава и содержания межкультурных коммуникативных компетенций был использован метод экспертных исследований. Были образованы две экспертные группы. Первую группу составили высококвалифицированные специалисты крупных строительных предприятий Самарской области, вторую – преподаватели, доценты и профессора строительного колледжа Академии строительства и архитектуры. В процессе анкетирования эксперты давали свою оценку уровней важности восьми предложенных межкультурных коммуникативных компетенций, которые заранее были занесены в анкету и были заимствованы из ФГОС СПО-3 по строительным специальностям, из монографической литературы и журнальных публикаций по проблемам межкультурных коммуникаций и психологии общения. По результатам статистической обработки экспертных оценок методом большинства были отобраны три весьма важные для обучающихся строительного колледжа межкультурные коммуникативные компетенции. Они используются в качестве целезадатчика технологии формирования у студентов строительного колледжа коммуникативных компетенций.
студенты
строительный колледж
межкультурные коммуникативные компетенции
экспертные исследования
1. Приказ Минобрнауки России от 10 января 2018 г. № 2 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4392a8b3617c455548e0f47a4fea9f97 (дата обращения: 29.04.2022).
2. Социальная сфера Самарской области в 2020 году. Самара, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://samarastat.gks.ru/storage/mediabank/w1r6sDc0/ %D0 %A1 %D0 %BE %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D1 %81 %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %20 %D0 %A1 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE
%D0 %B9 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %20 %D0 %B2 %20 %202020 %20 %D0 %B3.pdf (дата обращения: 29.04.2022).
3. Общие итоги миграции населения Самарской области за 2020 год (по видам миграции) [Электронный ресурс]. URL: https://samarastat.gks.ru/population (дата обращения: 29.04.2022).
4. Зеленина Л.Е., Митрофанова К.А. Обучение межкультурной коммуникации в системе профессионального образования: подготовка специалистов в сфере здравоохранения // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 50–54.
5. Байкина Н.В., Михелькевич В.Н. Формирование у студентов – будущих специалистов таможенного дела личностных профессионально значимых качеств // Мир педагогики и психологии. 2020. № 2 (43). С. 43–48.
6. Гуревич М.М., Каганов В.Ш., Кондратьев О.И., Лебедев В.М., Михелькевич В.Н., Морозов В.В., Нестеров В.Н., Радомский В.М. Инжиниринг малого бизнеса. М.: Агроконсалт, 1998. 348 с.
7. Апарина Л.А., Белашевский Г.Е., Богатырёв В.Д., Козлов Д.М., Комаров В.А., Комаров В.А., Кузнецова Е.Р., Матвеев В.Н., Расщепкина Н.А., Шустов С.А. Инновационные подходы в подготовке специалистов для высокотехнологического машиностроения: монография / Под ред. Ф.В. Гречникова. Самара: изд-во Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, 2009. 187 с.
8. Михайлина О.Н. Влияние педагогических условий на процесс формирования стратегической компетенции студентов неязыкового вуза // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 4 (25). С. 23–28.
9. Михайлина О.Н. Формирование коммуникативных стратегий взаимодействия в подготовке бакалавров неязыкового вуза к межкультурной коммуникации. автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2020. 24 с.
10. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с

Выпускники строительного колледжа Академии строительства и архитектуры, входящего в состав Самарского государственного технического университета (СамГТУ), после окончания обучения работают в транснациональных строительных компаниях, строительных фирмах в должностях техников, старших техников, бригадиров, начальников участков, руководителей отделов и групп, а также в качестве квалифицированных рабочих – отделочников, монтажников и т.д.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» [1] определяет, что целью и результатом освоения обучающимися основных образовательных программ является формирование у них общих и профессиональных компетенций. В совокупности этих компетенций имеются всего лишь две общие компетенции (ОК), относящиеся к коммуникациям. Это ОК 04 – работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами и ОК 05 – осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Очевидно, что специалисты, работающие в транснациональных строительных корпорациях и фирмах, имеют непосредственное живое и непрерывное, деловое и обыденное общение с коллегами разных национальностей, культур, конфессий. В трудовом коллективе могут быть люди с очень разным социальным положением и с разным уровнем образования. Это могут быть представители различных регионов России и иностранные граждане, в частности из республик бывшего СССР. Наличие во ФГОС двух межкультурных коммуникативных компетенций, на наш взгляд, явно недостаточно.

Самарская область территориально расположена в центре нашей страны. В строительных компаниях трудятся специалисты разных национальностей нашего отечества (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты и т.д.), а также специалисты из других стран, временно работающие в РФ. В основном это выходцы из Центральной Азии, из таких государств, как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан, а также из Закавказья. По официальной статистике за 2020 г. [2] большую часть миграционного прироста, сложившегося в результате обмена с населением со странами СНГ, составляют мигранты из Таджикистана (702 чел.), Казахстана (673 чел.), Азербайджана (202 чел.), Узбекистана (169 чел.) и Туркмении (106 чел.). При этом число прибывших/выбывших из стран СНГ в 2020 составило 11759/11551 соответственно, а из других зарубежных стран на порядок меньше — 716 прибывших и 538 выбывших [3]. Причем большинство из временно работающих зарубежных специалистов трудятся в сфере строительства — в одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства региона.

Разумеется, что успешно руководить транснациональным производственным коллективом, в составе которого работают представители и носители разных национальных культур, создавать и поддерживать в коллективе благоприятную для работы и комфортную во взаимоотношениях психологическую среду смогут только специалисты, обладающие некой совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций [4, 5].

Цель исследования – поиск и научное обоснование совокупности/кластера межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях.

Материалы и методы исследования

В процессе выполнения настоящей работы авторы использовали метод экспертных оценок, математические методы обработки экспертных данных, метод ретроспективного анализа опыта отечественной и зарубежной педагогики в использовании инновационных подходов и приемов к формированию у обучающихся межкультурных коммуникативных компетенций.

Для проведения экспертных исследований были образованы две группы. Первая экспертная группа (ЭГ1) состояла из высококомпетентных специалистов крупных строительных организаций Самарской области, непосредственно и перманентно общающихся и взаимодействующих с работающим персоналом в должностях начальников участков, бригадиров, прорабов, руководителей отделов. Численность первой группы экспертов составила 67 чел.

Вторая группа экспертов (ЭГ2) представлена преподавателями строительного колледжа СамГТУ, а также старшими преподавателями, доцентами и профессорами факультета промышленного и гражданского строительства Академии строительства и архитектуры СамГТУ. Численность ЭГ2 – 61 чел. У всех участников опроса из ЭГ2 был опыт организации производственных практик обучающихся колледжа и студентов вуза на строительных объектах либо опыт работы в строительных компаниях. Все они имели собственный опыт общения на строительных площадках и реальное представление о необходимых специалисту межкультурных коммуникативных компетенциях.

Для анализа мнения экспертов нами был составлен список межкультурных коммуникативных компетенций, основанный на данных ФГОС СПО-3 по строительным специальностям, из монографической литературы [6, с. 286; 7], журнальных публикаций и материалов диссертационных исследований по проблемам межкультурных коммуникаций и психологии общения [8, 9]. Составлен следующий список межкультурных коммуникативных компетенций выпускника колледжа.

МКК-1 межкультурная коммуникативная компетенция – общая способность комфортно жить и работать в поликультурном обществе и успешно решать поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой жизненной ситуации, основанные на межкультурных знаниях, опыте общения с людьми разных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, разных жизненных ценностей и традиций.

МКК-2 межкультурная коммуникативная компетенция выпускника колледжа – владение различными видами и способами речевого взаимодействия (монолог, диалог, дискуссия, полемика, спор) с коллегами по работе – людьми разных национальностей, разных конфессий, разных социальных групп, представителей других государств – на русском и иностранных языках.

МКК-3 межкультурная коммуникативная компетенция выпускника колледжа – умение уважительно относиться к мнениям и суждениям людей других культур, к их праву высказываний иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события; способность понимать различия и ценности культур других народов и их продуктивного использования в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.

МКК-4 межкультурная коммуникативная компетенция – умение позитивного общения с людьми других поликультурных, полиэтнических, многонациональных сообществ на основе знаний их культур, языка, истории, традиций.

МКК-5 межкультурная коммуникативная компетенция – владение навыками поиска в книгах, журналах, сети Интернет, отбора, систематизации, анализа и использования межкультурной коммуникативной информации для решения поликультурных задач для делового общения и комфортного психологического климата в коллективе.

МКК-6 межкультурная коммуникативная компетенция – способность обладать социальной ответственностью и межкультурной осознанностью, навыками использования и рационального распределения человеческих ресурсов трудового коллектива, не допуская никакой дискриминации лиц другой национальности и конфессии, другого государства, другого пола при распределении обязанностей, в оплате труда и иных вознаграждениях, а также в личных взаимоотношениях в трудовом коллективе.

МКК-7 межкультурная коммуникативная компетенция – способность понимать и выстраивать целостные, логически связанные тексты, выбирая функциональные стили и лингвистические средства в зависимости от ситуации, ролей участников коммуникации и вида речи.

МКК-8 межкультурная коммуникативная компетенция – наличие базовых знаний о традициях, культуре, истории, языке народов России и стран СНГ.

Экспертам предлагалось высказать свою оценку по каждой из представленных в таблице межкультурных коммуникативных компетенций по трехуровневой шкале: весьма важная (3 балла), важная (2 балла), несущественная (1 балл).

Статистическая обработка мнений экспертов проводилась в среде пакета SPSS 21. Рассчитывали коэффициент конкордации Кендалла для каждой из групп экспертов, а также сравнивали полученные оценки группами экспертов для каждой из межкультурных коммуникативных компетенций по критерию хи-квадрат (χ2) Пирсона [10]. Результаты считали достоверными при достигнутом уровне значимости p < 0,050.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты статистической обработки 128 анкет экспертов по оценке уровней важности межкультурных коммуникативных компетенций для выпускников строительных колледжей представлены в таблице.

Принимая во внимание естественный разброс вариативных суждений и оценок экспертов двух экспертных групп ЭГ1 и ЭГ2 уровней важности межкультурных коммуникативных компетенций, была рассчитана согласованность мнений экспертов по коэффициенту конкордации Кендалла W и ее статистическая значимость. Данная мера изменяется в диапазоне от 0 (полное несогласие) до 1 (полное согласие экспертных оценок). Для группы ЭГ1 (представители строительных организаций) W = 0,27 (χ2 = 127,9, df = 7, р < 0,001). В группе ЭГ2 (представители колледжа) W = 0,29 (χ2 = 123,6, df = 7, р < 0,001).

Оценка важности межкультурных коммуникативных компетенций для выпускников строительных колледжей

Вариант формулировки МКК

Итого, n = 128

ЭГ1, n = 67

ЭГ2, n = 61

χ2

р

вв

в

нс

вв

в

нс

вв

в

нс

   

1

абс

110

18

0

56

11

0

54

7

0

0,30

0,583

%

86%

14%

0%

84%

16%

0%

89%

11%

0%

2

абс

106

22

0

54

13

0

52

9

0

0,21

0,644

%

83%

17%

0%

81%

19%

0%

85%

15%

0%

3

абс

99

29

0

50

17

0

49

12

0

0,31

0,577

%

77%

23%

0%

75%

25%

0%

80%

20%

0%

4

абс

95

33

0

49

18

0

46

15

0

0,01

0,927

%

74%

26%

0%

73%

27%

0%

75%

25%

0%

5

абс

90

38

0

46

21

0

44

17

0

0,06

0,813

%

70%

30%

0%

69%

31%

0%

72%

28%

0%

6

абс

83

45

0

45

22

0

38

23

0

0,15

0,696

%

65%

35%

0%

67%

33%

0%

62%

38%

0%

7

абс

78

30

20

42

17

8

36

13

12

1,52

0,468

%

61%

23%

16%

63%

25%

12%

59%

21%

20%

8

абс

72

38

18

36

20

11

36

18

7

0,71

0,700

%

56%

30%

14%

54%

30%

16%

59%

30%

11%

Примечание. вв – весьма важно, в – важно, нс – несущественно, ЭГ – экспертная группа.

Необходимо отметить, что полученные значения коэффициента конкордации хотя и достаточно далеки до 1 (полной согласованности), тем не менее статистически высоко значимы и отражают особенности методики получения экспертных оценок. Дело в том, что у экспертов не стояла задача ранжировать все предложенные 8 межкультурных коммуникативных компетенций от 1 до 8 баллов. Использованная шкала имела всего три градации, и многие эксперты признали все предложенные межкультурные коммуникативные компетенции весьма важными или важными. Отсутствие разнообразия оценок не дало коэффициенту конкордации достичь высоких значений.

При сравнении частот оценок, поставленных двумя экспертными группами, друг с другом, статистически значимых отличий по критерию χ2 не выявлено (все р > 0,05). Это означает, что как представители строительных организаций, так и преподаватели колледжа показали схожесть их взглядов на наиболее существенные межкультурные коммуникативные компетенции для выпускников данного учебного заведения.

На основании статистических данных оценок экспертов, представленных в таблице, установлены следующие три наиболее важные для строительного колледжа межкультурные коммуникативные компетенции.

Межкультурная коммуникативная компетенция 1 связана с общими способностями выпускника колледжа комфортно жить и работать в поликультурном обществе и успешно решать стоящие перед ним задачи с учетом различий культур, национальностей, конфессий, социальных групп, жизненных ценностей и традиций. Средняя оценка ЭГ1 по данной компетенции составила 2,84±0,05 балла, а в ЭГ2 – 2,89±0,04 балла, по всем экспертам – 2,86±0,03 балла. Весьма важной данную компетенцию признали 84 % и 89 % экспертов из групп ЭГ1 и ЭГ2 соответственно.

Межкультурная коммуникативная компетенция 2 отражает владение выпускником колледжа различными видами речевого взаимодействия: монологом, диалогом, в том числе дискуссией и спором, – с людьми разных национальностей, конфессий, социальных групп. Средний балл оценок экспертов по данной МКК составил 2,83±0,3, в том числе в группе ЭГ1 – 2,81±0,05 и в группе ЭГ2 – 2,85±0,05. Эта компетенция охарактеризована как весьма важная 81 % экспертов из первой группы и 85 % из второй группы.

Межкультурная коммуникативная компетенция 3 характеризует умение выпускника колледжа уважительно относиться к мнениям и суждениям людей других культур, к их праву высказывать свои точки зрения и взгляды на вещи и события. Средняя оценка составила 2,77±0,04 балла, в том числе среди ЭГ1 – 2,75±0,05 балла, среди ЭГ2 – 2,80±0,05 балла. Данная компетенция отмечена как весьма важная 75 % экспертов ЭГ1 и 80 % экспертов ЭГ2.

Остальные формулировки межкультурных коммуникативных компетенций получили несколько меньшие оценки как в первой, так и во второй группе экспертов (рисунок). Поэтому дальнейшая работа была сконцентрирована в выделенном кластере компетенций 1–3.

missing image file

Средние оценки важности межкультурных коммуникативных компетенций объединенной группы экспертов

Заключение

Выпускники строительного колледжа Самарского государственного технического университета после обучения работают в первичных подразделениях транснациональных строительных компаний Самарской области в должностях бригадиров, начальников участков, старших мастеров, руководителей отделов. Установлено, что в первичных производственных коллективах этих строительных организаций трудятся и взаимодействуют люди разных национальностей, разных конфессий, разных социальных групп, разной культуры, в том числе граждане центральноазиатских государств (бывших республик СССР), получившие разрешение на работу в РФ. Успешно и плодотворно руководить таким первичным коллективом и создавать в нем комфортную психологическую среду могут лишь специалисты, обладающие определенной совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций. Поэтому цель исследования состояла в поиске и научном обосновании совокупности необходимых и минимально достаточных межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях.

По результатам проведенных экспертных исследований научно обоснована совокупность необходимых, минимально достаточных межкультурных коммуникативных компетенций для специалистов со средним профессиональным образованием. Практическая ценность научно обоснованной совокупности компетенций состоит в том, что она используется в качестве целезадатчика в разрабатываемых и практически реализуемых в учебном процессе интенсивных педагогических технологиях формирования у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях, межкультурных коммуникативных компетенций.


Библиографическая ссылка

Серяпина Л.В., Михелькевич В.Н. ОБОСНОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ КЛАСТЕРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА, ПОДГОТАВЛИВАЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 178-182;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39222 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674