Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ

Королева Н.Г. 1 Воздвиженская А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
Ориентир современной российской системы здравоохранения на пациент-центрированный подход к ведению медицинской консультации обусловил необходимость модификации учебного плана СЗГМУ им. И.И. Мечникова по специальности «Лечебное дело», результатом которого стало введение новой дисциплины «Коммуникативные навыки врача» в 2021–2022 учебном году для студентов 3-го курса. С целью повышения эффективности учебной деятельности студентов по овладению коммуникативными навыками пациент-ориентированного общения разработчики курса интегрировали в учебный процесс серию виртуальных пациентов (ВП), созданных на основе валидизированного медицинского кейса с тремя линиями развертывания сюжета и разной коммуникативной модальностью (пациент-центричность, патерналистичность, отсутствие пациент-ориентированности в полном объеме). Три линии сюжета были разыграны стандартизированными пациентами (врач и актер), записаны на видео, поделены на фрагменты и интегрированы на образовательные платформы СДО Moodle, OpenLabirynth в формате задания на самостоятельное выстраивание корректной линии сюжета, отвечающей требованиям пациент-ориентированности. Задачами интеграции ВП в каждый учебный блок дисциплины были симулирование реальной ситуации общения «врач – пациент», психологическая и методическая подготовка студентов к первой встрече с реальным пациентом на диагностической практике в больнице, снижение уровня стресса, тревожности, повышение уверенности, а целью – создание условий для успешного формирования коммуникативных навыков врача в пациент-ориентированном контексте. Статья описывает методику работы с ВП и структуру курса на примере одного из учебных блоков.
пациент-центрированная медицинская консультация
коммуникативные навыки врача
виртуальный пациент
чек-лист
симулированная ситуация общения «врач – пациент»
1. Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы) // Бюллетень сибирской медицины. 2020. № 19 (1). С. 140–149.
2. Kononowicz A., Zary N., Edelbring S., Corral J., Hege I. Virtual patients – What are we talking about? A framework to classify the meanings of the term in healthcare education. BMC medical education. 2015. DOI: 10.1186/s12909-015-0296-3.
3. Асимов А., Багиярова Ф.А. Концепция пациент-центрированного подхода в медицине (основные принципы) // Вестник КазНМУ. 2019. № 2. С. 303–305.
4. Национальный приоритетный проект «Здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 04.06.2022).
5. Lee J., Kim H., Kim Kwan Hoon, Jung D., Jowsey T., Webster C. Effective virtual patient simulators for medical communication training: A systematic review. Medical Education. 2020. Vol. 54. DOI: 10.1111/medu.14152.
6. Платформа OpenLabyrinth. [Электронный ресурс]. URL: https://openlabyrinth.ca (дата обращения: 04.06.2022).
7. Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement. Acad Med. 2001. Vol. 76 (4). Р. 390–393.
8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: URSS, 2005. 176 с.

Высшее медицинское образование сегодня предлагает разнообразные форматы симуляционного обучения, которые позволяют студенту играть роль профессионала системы здравоохранения и создают условия для отработки навыков манипуляций, способов принятия решения, развивают критическое и клиническое мышление и т.п. [1]. Одним из направлений образовательной симуляции медицинской деятельности является работа обучающихся с виртуальными пациентами (ВП), которые в общепринятом понимании являются «особым типом компьютерных программ, стимулирующих реальные клинические сценарии, при этом обучающийся исполняет роль медицинского профессионала с целью сбора анамнеза, проведения физикального осмотра, вынесения диагностических и терапевтических решений» [2]. В настоящей работе описан процесс внедрения ВП в обучение по дисциплине «Коммуникативные навыки врача» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова в 2021–2022 учебном году.

Данная дисциплина была введена в учебный план специальности 31.02.01 «Лечебное дело» в результате реализации международного образовательного проекта, который преследовал следующие цели: изучить и адаптировать лучшие мировые практики обучения медицинских студентов коммуникативным навыкам, интегрировать их в учебный курс, гармонизировать методы преподавания и оценки основ пациент-центрированного общения. Анализ научно-исследовательских работ по специфике современной коммуникации «врач – пациент», исследование регулятивных документов Российской Федерации в сфере здравоохранения выявили потребности в смене модальности общения медицинского специалиста с патерналистской на пациент-центрированную.

Пациент-центрированный подход к оказанию медицинской помощи понимается как широкое взаимодействие между врачом и пациентом, в рамках которого учитываются психологические и социальные, объективные и индивидуальные характеристики пациента, его страхи, волнения и сомнения [3]. В национальном приоритетном проекте «Здравоохранение» нормативно закрепляется такой показатель, как «удовлетворенность пациента», свидетельствующий о том, что ожидания больного от оказания медицинских услуг были оправданы. Предполагается, что к 2025 г. индекс удовлетворенности по итогам опросов и анкетирования пациентов составит не менее 54 % [4]. Достижение столь высокого уровня возможно только в условиях масштабной реализации пациент-центрированного подхода в самой системе здравоохранения и ориентации процесса подготовки будущих врачей на ценности и цели новых принципов взаимодействия с пациентом.

С другой стороны, исследователи в области социальной медицины отмечают существенные изменения в потребностях и ожиданиях современного пациента [5]. Ввиду упрощенного доступа к большому количеству информации, повышения общего уровня образованности населения, появления телемедицины и др. современный пациент считает себя достаточно сведущим и хочет, чтобы его мнение воспринимали и считались с ним. Вследствие чего можно утверждать, что патерналистский подход становится неадекватным для удовлетворения потребностей такого пациента.

Курс «Коммуникативные навыки врача» был разделен на 4 блока, обладающих единой структурой, соответствующих целям пациент-ориентированности и, соответственно, отражающих требования, тенденции современного медицинского дискурса. Каждый блок насчитывает 16 академических часов, из которых 10 отводится на контактную работу, 6 – на самостоятельную работу. Отличительной чертой представленного курса является внедрение ВП в каждый из блоков для тренировки коммуникативных навыков студентов, что позволяет обеспечить включение студентов в профессиональную реальность посредством симулированной действительности коммуникативной деятельности врача-терапевта. Таким образом, в нашей интерпретации ВП определяется нами как серия линейных и нелинейных сценариев в формате видеосюжетов с участием стандартизированных пациентов (актеров), симулирующая реальные условия коммуникации врача с пациентом на основе валидизированного медицинского кейса и позволяющая студентам принимать осознанное и аргументированное коммуникативное решение для достижения профессиональных задач.

Разберем подробно структуру курса на примере первого блока: «Введение в пациент-центрированную коммуникацию». Разработчиками программы были определены следующие результаты обучения для данного блока, которые представляют набор базовых коммуникативных навыков врача на первичном этапе обучения:

По завершении первого блока студенты будут уметь:

− наблюдать за поведенческими особенностями пациента;

− устанавливать сотруднические отношения с пациентом;

− распознавать и критически оценивать отношение пациента к предлагаемой терапии;

− информировать пациента о последствиях отказа от терапии понятным языком.

План Блока 1 представлен в табл. 1.

Как следует из таблицы, первый блок дисциплины «Коммуникативные навыки врача» построен на основе работы с ВП «Гипертензия». Кейс «Гипертензия», в котором участвуют два коммуниканта (врач и пациент), представляет собой ряд предзаписанных роликов, которые развивают три линии сценария: в первом врач придерживается пациент-центрированного подхода к общению; во втором прибегает к патерналистскому стилю; в третьем – исполняет исключительно информативную функцию, не принимая во внимание психологическое, эмоциональное состояние своего пациента, а также его коммуникативные особенности. Все видеоролики загружены на платформу OpenLabyrinth [6] и позволяют студенту осуществлять самостоятельную навигацию в рамках линий сценария.

Таблица 1

План учебного блока 1 «Введение в пациент-центрированную коммуникацию»

Вид деятельности

 

Формат работы

Контент

Вводная лекция

2

YouTube / очная лекция

Ключевые аспекты пациент-ориентированной коммуникации

Самостоятельная работа студентов

6

СДО Moodle, платформа OpenLabyrinth

Задание 1 (для команды студентов из 3 чел.): Подготовка презентации на тему «Удовлетворенность пациента» (3 студента в команде: 1 – поиск информации, 2 – создание презентации в формате ppt, 3 – подготовка доклада и доклад на практическом занятии).

Задание 2 (для всей группы студентов): Прохождение сценария ВП «Гипертензия» (СДО Moodle или YouTube или OpenLabirynth) и выстраивание пациент-ориентированной линии сюжета

Практическое занятие

4

Очное занятие в малых группах (10–13 чел.)

1) Прослушивание и просмотр презентации команды студентов (3 чел.), обсуждение, дискуссия, заполнение чек-листа студентами для оценки презентации в формате peer-review, комментарии преподавателя, резюмирование проделанной работы в аудитории, подведение итогов.

2) Разбор коммуникативных навыков по итогам работы с ВП:

− открытые/закрытые вопросы;

− активное слушание;

− приемы повторения и обобщения сказанного пациентом, периодическое суммирование;

− избегание сугубо медицинской терминологии, «перевод» с медицинского на понятный язык;

− невербальная коммуникация. Обсуждение, дискуссия. Резюмирование и подведение итогов

Контроль

4

Сессия в малых группах

1) Обсуждение результатов выполнения задания 2 (самостоятельная работа студентов), дискуссия.

2) Разыгрывание в парах первого этапа медицинской консультации по Calgary-Cambridge Model (Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации).

3) Оценка работы студентов в парах в формате peer-review по чек-листу.

4) Написание рефлективного эссе на тему «В чем пациент-ориентированность врача в виртуальном пациенте Гипертензия»

Успешно выполненной задача считается в том случае, если студент последовательно выбирал ролики, представляющие пациент-центрированный стиль общения, а значит, записанная врачебная консультация завершается согласием пациента и врача о ходе лечения, пациент демонстрирует высокий уровень удовлетворенности от посещения доктора. Если же студент в ходе выполнения задач выбирает фрагмент, несоответствующий пациент-ориентированному сюжету сценария, то ему предлагается еще раз выполнить задание и впоследствии аргументировать в рефлективном эссе, в чем были ошибочные действия. Данная схема задания позволяет стимулировать критическое и клиническое мышление будущего врача, что, несомненно, имеет развивающий в профессиональном аспекте потенциал.

Особо отметим, что дисциплина «Коммуникативные навыки врача» была введена в учебный план СЗГМУ им. И.И. Мечникова для студентов 3-го курса в 2021–2022 учебном году, которые еще не имели возможности проходить учебную практику в больницах по причине санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных в связи с пандемией COVID-19. Эти студенты должны впервые встретиться с реальным пациентом в июне 2022 г. на диагностической практике и, соответственно, участвовать в процессе сбора анамнеза, предположения и постановки диагноза и т.д. Именно данными причинами и была обусловлена необходимость создания ВП на основе валидизированного медицинского кейса и симулирования диалога между врачом и пациентом по трем линиям развития сюжета.

Таблица 2

Чек-лист «Удовлетворенность пациента»

Как это было: врач

Плохо

Средне

Хорошо

Очень хорошо

Отлично

Невозможно оценить

Рассказывал Вам всё. Был правдивым, искренним и откровенным. Не скрывал информацию, которую Вам следовало знать

1

2

3

4

5

#

Тепло Вас приветствовал, предпочитал называть Вас по имени. Был дружелюбен и никогда не был раздражительным или грубым.

1

2

3

4

5

#

Обращался с Вами как с равным. Никогда не говорил с Вами свысока или как с ребенком.

1

2

3

4

5

#

Слушал внимательно. Задавал точные вопросы. Не прерывал Вас, пока Вы говорили

1

2

3

4

5

#

Проявлял к Вам интерес как к личности. Не показывал, что ему скучно. Не игнорировал то, что Вам нужно было сказать

1

2

3

4

5

#

Обсуждал с Вами варианты, спрашивал ваше мнение, предлагал выбор и позволял Вам помочь решить что делать

1

2

3

4

5

#

Поощрял Вас задавать вопросы. Отвечал на них четко, никогда не избегал вопросов или возможности дать полную информацию

1

2

3

4

5

#

Использовал слова, которые Вы можете понять, когда объяснял Ваши проблемы и лечение. Объяснял любые технические и медицинские термины на понятном языке

1

2

3

4

5

#

Мы предположили, что концентрация всех учебных действий, содержания самого курса, методов и приемов аудиторной и самостоятельной работы на симулированной коммуникативной ситуации будет способствовать не только успешному достижению запланированных результатов обучения, но и снижению уровня стресса, чувства тревоги, неуверенности у студентов перед и во время первой встречи с реальным пациентом.

Преподаватели, работавшие со студентами в аудитории, также отметили важность использования чек-листов для оценки результатов учебной деятельности студентов как преподавателями, так и самими студентами. Например, в ходе работы с ВП студентам предлагалось оценить пациент-ориентированность врача по чек-листу «Удовлетворенность пациента» (табл. 2) [7].

Данный чек-лист содержит обобщенные коммуникативные навыки врача, которые актуализируют пациент-ориентированность и концентрируют внимание студентов на ключевых подходах к выстраиванию, прогнозированию и развитию диалога с пациентом во время медицинской консультации. Пятибалльная шкала оценки стимулирует студента к осознанному и аргументированному анализу ошибочных или некорректных действий врача в видеосюжете ВП.

Кейс «Гипертензия» и все сопровождающие его методические разработки служат развитию у студента продвинутых коммуникативных навыков, так как сценарий отягчен коммуникативной особенностью пациента – излишней разговорчивостью. «Болтливость» как речевая особенность характеризуется постоянной сменой темы речи, неразвитым навыком ведения диалога, стремлением к монологичности речи [8]. Эти и другие особенности чрезмерно разговорчивого пациента представляют существенные трудности для врача во время ведения консультации: нарушаются временные рамки приема, некоторые жалобы или симптомы могут остаться невысказанными, поскольку пациент увлекается своим рассказом на отстраненные темы. Для успешного консультирования и работы с болтливым пациентом врач должен сочетать разные коммуникативные навыки и приемы, например, соблюдать баланс между открытыми и закрытыми вопросами, четко вербально обозначить временные рамки приема и др. В этом свете привлечение ВП на первичном этапе формирования коммуникативных навыков врача осуществляет пропедевтическую функцию и погружает студентов в процесс осознания важности дисциплины и необходимости ее актуализации на последующих курсах обучения (данный факт был подтвержден результатами анкетирования студентов на предмет удовлетворенности курсом: в конце обучения по дисциплине 92 % респондентов подтвердили необходимость продолжения тренингов по коммуникативным навыкам врача на последующих курсах).

Интеграция ВП в дисциплину, имеющую в основе коммуникативный характер, показала себя оправданной после пилотирования в 2021–2022 учебном году. Контрольное занятие подтвердило, что студенты:

1) внимательно относятся к поведенческим особенностям пациента. При разыгрывании сценария обучающиеся на первом же этапе консультации обращали внимание на психоэмоциональное состояние пациента, особенности его манеры общения, что способствовало установлению партнерских отношений;

2) способны добиваться высокого уровня приверженности пациента, так как успешная реализация комбинации коммуникативных навыков, отработанных в процессе тренировки с ВП, позволяет студентам чутко реагировать на изменения в настроении пациента и корректировать беседу таким образом, что необходимость назначенной терапии становится самоочевидной;

3) стремятся к осознанному познанию, овладению и совершенствованию коммуникативных навыков в пациент-ориентированности и профессиональному становлению себя в качестве будущих высококвалифицированных специалистов системы здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Королева Н.Г., Воздвиженская А.В. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 147-151;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39216 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674