Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА

Денисова Н.Ю. 1 Зацепина О.В. 2 Шерина Н.В. 1
1 КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж»
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Человек обучается всю сознательную жизнь. Предметом профессионального обучения является формирование знаний, умений, навыков. Воспитательный компонент при реализации профессионального обучения в нормативных документах отсутствовал. Статья посвящена проблеме организации процесса воспитания при освоении программ профессионального обучения и необходимости включения задач воспитания в составляющие части программ профессионального обучения. В ней раскрываются возможности реализации воспитательного компонента через урочную и внеурочную деятельность. Предложены формы, методы деятельности педагога, подходы к отбору материала для урока с целью реализации воспитательного компонента. Возможность воспитания обучающихся посредством внеурочной деятельности авторы статьи видят в организации их деятельности через создание на сайте учебного центра страниц (витрин) с соответствующим контентом. Контент внеурочной деятельности подбирается в соответствии с возрастными особенностями, профессиональным интересом, потребностями контингента группы, а также актуальности проблем, стоящих в данный период в обществе. В статье предложен макет примерной рабочей программы воспитания (далее – РПВ) и календарного плана воспитательной работы (далее – КПВР) и его содержательная составляющая. Авторами разработаны и сформулированы личностные результаты программы воспитания при реализации профессионального обучения, которые базируются на приоритетных традиционных ценностях.
профессиональное обучение
воспитательный компонент
программа воспитания
личностные результаты
воспитывающее обучение
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 18.05.2022).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 18.05.2022).
3. Демченко С.О. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя специальных дисциплин как признак (черта характера) личности // Вестник Черкасского университета. Черкассы. 1998. № 8. С. 3–9.
4. Степанов П.В., Селиванова Н.Л., Круглов В.В., Степанова И.В., Парфенова И.С., Шустова И.Ю., Черкашин Е.О., Мирошкина М.Р., Тихонова Т.Н., Добровольская Е.Ф., Попова И.Н. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / Под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Народная Асвета, 1987. 110 с.
6. Вагнер И.В. Реализация субъектного подхода к оценке результатов реализации программы воспитания в общеобразовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12 (66). Ч. 1. С. 103–106.

Воспитание в образовательном процессе – это система знаний, личностного восприятия и оценки, выработанной позиции, базирующихся на нравственных основах духовной и материальной культуры общества, которые человек получает в процессе обучения и которые становятся его индивидуальным собственным багажом. Воспитание традиционно являлось неотъемлемой частью образовательного процесса дошкольного, школьного, среднего профессионального образования. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «Об образовании в РФ» конкретизировал понятия «воспитание» и «образовательная программа». Рассмотрим эти понятия. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». «…Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации…» [1].

Согласно статье 12 обозначенного выше закона к основным образовательным программам относятся и программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 2, п. 9; ст. 12, п. 3. ФЗ-273) [2]. Следовательно, воспитательный компонент также должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса в профессиональном обучении.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» «…рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы являются обязательными структурными компонентами основной образовательной программы образовательной организации. Воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ» [1].

В связи с этим сегодня обусловлена необходимость обновления системы образования: разрабатываются новые профессиональные стандарты, утверждаются новые ФГОС. На основе обновлённых профстандартов разрабатываются новые программы профессионального обучения, в которые должны войти РПВ и КПВР. Образовательные программы профессионального обучения разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденными министром образования и науки Российской Федерации от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. Макеты и содержательная составляющая РПВ и КПВР для программ профессионального обучения отсутствуют.

Цель исследования – разработка воспитательного компонента программы профессионального обучения как необходимого условия для подготовки разносторонне развитого конкурентоспособного профессионала.

Задачи исследования:

− разработка содержательной составляющей рабочей программы воспитания (РПВ) и календарного плана воспитательной работы (КПВР) для программ профессионального обучения;

− разработка достижений личностных результатов программы воспитания профессионального обучения.

Материалы и методы исследования

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме формирования воспитательного компонента образовательного процесса в профессиональном обучении; анализ основной образовательной программы, учебного плана, рабочих программ дисциплин направления подготовки «Штукатур» КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж», а также общепринятые методы исследований – сравнительный, аналитический и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Чаще всего профессиональное обучение реализуется в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Профессиональное обучение нацелено на получение разновозрастными лицами, отличающимися уровнем образования и культуры, менталитетом, социальным статусом, профессиональных компетенций для работы с определённым оборудованием, технологиями, программными и иными профессиональными средствами. Объём времени, выделенный на освоение содержания профессионального образования, ограничен. Экономическая действительность текущего периода диктует ускоренное освоение профессиональных видов деятельности, технологий; отсюда в приоритете находятся краткосрочные программы. Поэтому калька модели РПВ и КПВР со школьных и средних профессиональных образовательных организаций неприемлема. Однако в профессиональном обучении реализация воспитательного компонента также возможна как через урочную работу, так и через организацию внеурочной деятельности.

В действительности обучение всегда несет воспитательный компонент. Воспитательный компонент естественным образом интегрируется, согласно структуре профессиональной компетентности по С.О. Демченко, в культурно-профессиональную компетентность специалиста, реализующего образовательную программу [3]. Работа по воспитанию преподавателем проводится главным образом в течение урочного занятия. Урок обладает уникальными ресурсами и потенциалом оказывать влияние на формирование качеств личности обучающихся. «Функции образования и воспитания становятся намного шире и важнее, чем только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние, как некая "интеллектуальная копилка" личности. А также становится важным, чтобы в процессе обучения выпускник не только овладел бы определённым профессиональным видом деятельности, но и продолжил саморазвитие и реализацию личностного потенциала, приобщился к культурным ценностям» [4].

При разработке макетов РПВ И КПВР профессионального обучения за основу взяты «Методические рекомендации для профессиональных образовательных организаций по разработке рабочей программы по воспитанию и рабочего календарного плана воспитательной работы», предложенные институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Проект РПВ имеет следующую структуру: паспорт примерной рабочей программы, личностные результаты реализации программы воспитания, планируемые личностные результаты в ходе реализации программы обучения, оценка освоения обучающимися программы обучения, требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы, календарный план воспитательной работы.

Особенность современного образования – это ориентация не только на освоение содержания, но и на конечный результат. На достижение целей образовательных программ напрямую влияют сформулированные в них личностные результаты. Теперь акцент образовательного процесса переносится не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на достижение личностных результатов. Поэтому на этапе разработки программы необходимо продумывать, какими формами и средствами будут достигнуты результаты обучения и воспитания, устанавливать целевые ориентиры (показатели) личностных результатов обучающихся.

В табл. 1 представлены личностные результаты реализации программы воспитания. При их формулировании мы ориентировались на приоритетные базовые ценности, раскрывающие понятие «воспитание» в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» [1].

В табл. 2 приведены несколько примеров форм и содержания деятельности в рамках дисциплин программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) «Штукатур» для реализации личностных результатов.

Данную форму таблицы мы предлагаем взять за основу при разработке календарного плана воспитательной работы.

Структура воспитательного компонента в профессиональном обучении выглядит так: диагностика личностного развития обучающегося – постановка целей и задач воспитания – определение содержания воспитания – выбор форм, методов и средств воспитания – анализ результатов воспитания. Реализация воспитательного компонента в рамках дисциплины осуществляется путем тщательного отбора его содержания (важности, актуальности, подбора интересных, захватывающих фактов и т.д.), совершенствования структуры урока, краткости и яркости изложения, организации общения, использования активных и интерактивных форм проведения занятий. Создаваемая педагогом ситуация, содержащая воспитательный компонент, пройдет «выстрелом» через учебный процесс с максимальной результативностью в развитии личности обучающегося. Воспитательный компонент должен включать применение технологий обучения, содержания материала по учебной дисциплине, форм и методов организации познавательной деятельности для осуществления становления патриотических, гражданских, нравственных, трудовых и других качеств личности; сориентирован на формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям, востребованным в обществе.

Таблица 1

Личностные результаты реализации программы воспитания профессионального обучения

Личностные результаты реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Стремящийся к саморазвитию духовно-нравственных ценностей, проявляющий патриотическое и национальное самосознание, основанное на традициях многонациональной культуры, демонстрирующий уважение к людям труда, активную гражданскую позицию, в том числе на условиях добровольчества, соблюдающий нормы правопорядка через высокопроизводительный труд и осознание его ценности

ЛР 1

Соблюдающий правила здорового и безопасного образа жизни, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях, заботящийся о защите окружающей среды

ЛР 2

Способный искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные технологии ее поиска для решения возникающих в процессе производственной деятельности. Стремящийся к формированию личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа», демонстрируя в том числе антикоррупционное поведение, экономическую и финансовую культуру, соблюдая собственную и чужую «цифровую» безопасность

ЛР 3

Таблица 2

Планируемые личностные результаты в ходе реализации программы обучения

Дата

Содержание и формы деятельности

Дисциплина

Место проведения

Ответственные

Коды ЛР

1.

……

       

2.

SWOT-анализ «Экология и мы»

Материаловедение

Учебная

аудитория

Преподаватель

ЛР 2, ЛР 3

5.

Стоп-кадр «Нет на земле места краше, чем Родина наша»

Охрана труда и пожарная безопасность

Учебная

аудитория

Преподаватель

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3

7.

Синквейн «Энергия», «Сопротивление»

Электротехника

Учебная

аудитория

Преподаватель

ЛР1, ЛР 3

Одной из составляющих воспитания являются знания. Воспитание и знания – две половинки целого. «Учить и воспитывать работают как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» [5].

Возможность воспитания обучающихся, реализующих программы профессионального обучения посредством внеурочной деятельности, мы видим в организации их деятельности через создание на сайте учебного центра страниц (витрин) с соответствующим контентом. Контент внеурочной деятельности подбирается в соответствии с возрастными особенностями, профессиональным интересом, потребностями контингента группы, а также актуальности проблем, стоящих в данный период перед обществом. Например, для возрастной группы может быть актуален контент по популяризации ЗОЖ, финансовой грамотности, нахождению информации в СМИ, используя разнообразные технологии. Для молодежной аудитории – антитеррористическая деятельность, возможность участия в волонтерском движении, помощь в воспитании детей, портрет успешного предпринимателя, самозанятого лица. Для всех групп можно предложить информацию (видео, интервью, презентации) патриотической направленности, о культурных ценностях, особенностях корпоративной культуры предприятия, в том числе градообразующих, профессиональных успехах коллег – выпускников Учебного центра. Данный компонент воспитания осуществляется посредством самообразования.

Подводя итоги, следует отметить, что ключевые идеи принципа «Учеба через всю жизнь» – как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения – являются актуальными для российской системы образования [6].

Система современного образования позволяет человеку обучаться в течение всей его сознательной жизни. Первый этап обучения проходит в дошкольных и школьных организациях, профессиональных колледжах, лицеях, техникумах, вузах. Второй этап обучения осуществляется в учебных центрах, институтах и вузах на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров и др.

Заключение

Воспитательный компонент, вошедший в программы профессионального обучения, позволит:

1. Внедрить воспитывающее обучение, в ходе которого осуществляется педагогом осознанное формирование отношений обучающегося к различным явлениям, процессам и событиям окружающей жизни.

2. Использовать предложенный макет и содержательную составляющую воспитательного компонента ПВ и КПВР для программ профессионального обучения.

3. Использовать предложенные личностные результаты достижений программы воспитания профессионального обучения.

4. Реализовать ключевые идеи принципа современного образования «Учеба через всю жизнь».

Предполагаемые риски при внедрении данной модели:

1. Формальный подход.

2. Низкая мотивация педагогов на дополнительную работу.

Следовательно, воспитательный компонент программы профессионального обучения становится одним из условий подготовки всесторонне развитого конкурентоспособного профессионала.

В заключение надо отметить, что освоение обучающимися программы воспитания при профессиональном обучении – компонент новый, достаточно сложный, требующий организованной совместной работы участников образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Денисова Н.Ю., Зацепина О.В., Шерина Н.В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 109-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39209 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674