Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Кожевникова Л.М. 1 Оленцова Ю.А. 1 Федорова М.А. 1
1 Красноярский государственный аграрный университет
В современных условиях внедрения в сферу среднего профессионального образования компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения актуализировалось и возросло значение самостоятельной работы обучающихся. Общие компетенции, которые формируются при выполнении обучающимися самостоятельной работы, включают использование информационных образовательных технологий. Требования времени предполагают расширение сферы электронного обучения, соответственно возросло значение и необходимость применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий. Педагоги разрабатывают учебные курсы, используя возможности и инструментарий модульной среды LMS Moodle, подбирают и используют новые ресурсы и сервисы сети Интернет для реализации педагогических целей. С учетом траекторий цифровой трансформации образования, в частности необходимости персонализации обучения, активизировалась роль педагогов в мотивации обучающихся при выполнении ими самостоятельной работы, развития личностного потенциала студентов, умений и навыков самостоятельного мышления. Данные моменты приобретают особую значимость в процессе формирования готовности будущих выпускников к профессионально компетентной деятельности и перспективам личностного роста. Все новаторские цели и задачи вписываются в требования обеспечения качества образования. Исходя из этого, организация самостоятельной работы обучающихся СПО с применением дистанционных образовательных технологий в системе обеспечения качества образования предполагает разработку критериев оценки, проведения аналитики, анализа и синтеза, обобщения и сравнения промежуточных и итоговых результатов.
среднее профессиональное образование
обучающийся
компетенции
самостоятельная работа
дистанционные образовательные технологии
качество образования
1. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Самостоятельная работа обучающихся: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. C. 103-109.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2007. 192 с.
3. Гречухина Т.И. Самостоятельная работа обучающихся: виды, формы, критерии оценки. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.
4. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. М., 1980. 425 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/33 (дата обращения: 29.01.2022).
6. Макет ФГОС СПО 2021 для специальности // ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». [Электронный ресурс]. URL: https://firpo.ru/utverzhdena-novaja-model-fgos-spo/ (дата обращения: 27.01.2022).
7. Аксарина Я.С. Применение педагогических инноваций при подготовке специалистов среднего звена // Среднее профессиональное образование. 2015. № 2. С. 45-48.
8. Пахно И.В. Внедрение инноваций в среднем профессиональном образовании: систематизация понятий // Среднее профессиональное образование. 2015. № 4. С. 3-8.
9. Воног В.А, Алексеева А.Б., Жавнер Т.В., Пономарева Е.А. Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 45-48.
10. Вайндоф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов: [по всем направлениям]. М.: Юрайт, 2018. 193 с.

Повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг – это приоритетная цель любой образовательной организации. Данная цель реализуется в рамках системы менеджмента качества, при этом механизм реализации может быть разносторонним. Организация образовательного процесса – сложная и многогранная работа всего коллектива образовательной организации, включающая не только управление образовательным процессом, внедрение новейших методик и технологий в образовательный процесс, но и систему менеджмента качества образовательных услуг. Повышение качества образования невозможно без формирования продуктивного мышления у обучающихся, данная задача может быть решена за счет оптимальной организации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования – изучить теоретические вопросы организации самостоятельной работы обучающихся среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий. Определить результативность самостоятельной работы обучающихся среднего профессионального образования в системе обеспечения качества образования.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования использованы работы ведущих специалистов в данной области знаний, а также результаты наблюдений, опросов, анкетирования обучающихся-респондентов в рамках организации самостоятельной работы обучающихся СПО с применением ДОТ.

Результаты исследования и их обсуждение

В теоретическом ракурсе проблема организации самостоятельной работы обучающихся СПО с применением ДОТ активно исследуется. Изучение данной проблематики прослеживается в трудах представителей современного педагогического сообщества (В.И. Загвязинский, Т.И. Гречухина, В.С. Сенашенко, И.А. Зимняя и др.) [1-4].

Самостоятельная работа (СР) обучающихся в рамках получения среднего профессионального образования (СПО) приобрела особое значение с переходом к компетентностному подходу и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Компетентностный подход, как новая методологическая основа современного образования, ориентирован на формирование у обучающихся необходимых компетенций и повышение уровня качества образования будущего выпускника – профессионально компетентного специалиста. Отметим, что для каждой специальности актуальны свои компетенции. Они включены в ФГОС СПО и рассматриваются как набор компонентов (знать, уметь, владеть), необходимых для оценки готовности к избранной специальности, вероятности трудоустройства и конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. В числе общего набора компетенций уделим внимание тем компетенциям, которые должны быть сформированы в процессе выполнения обучающимися самостоятельной работы, т.е. обеспечивают процессы самообучения и саморазвития. В качестве базы исследования рассмотрен ФГОС СПО от 05.02.2018 г. по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [5], которая реализуется в ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» на базе основного (общего) образования (табл. 1). У обучающихся данной специальности проводилось анкетирование с целью оценки результативности организации самостоятельной работы обучающихся.

Таблица 1

Общие компетенции, формируемые в результате организации самостоятельной работы обучающихся

Код

Наименование компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Особая роль в современном образовании отводится использованию информационных технологий, вследствие чего введена компетенция ОК 09. Введение данной компетенции активизировало работу учебных заведений в расширении сферы внедрения ДОТ. С особым акцентом на выполнение установок статьи 2 п. 27 ФЗ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в сфере инклюзивного образования: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6].

Материалы исследования по организации самостоятельной работы обучающихся в системе СПО с применением дистанционных образовательных технологий в системе обеспечения качества образования рассматривались по трем составляющим:

− работа администрации и учреждения в целом;

− преподавательская деятельность педагога;

− оценка результативности организации самостоятельной работы обучающихся.

Работа администрации и учреждения оценивалась исходя из анализа процесса разработки и наполнения учебного процесса методическими указаниями и рекомендациями, которые выступают «ориентирами» для педагога и обучающегося.

Преподавательская деятельность педагога оценивалась по трем основным аспектам организации самостоятельной работы:

− выполнение заданий по самостоятельной работе на занятиях в аудитории с участием педагога и под его непосредственным контролем;

− выполнение заданий по самостоятельной работе вне аудитории без участия педагога;

− разработка критериев оценивания качества организации самостоятельной работы в динамике с корректировкой промежуточных итогов на занятиях.

Оценка результативности организации самостоятельной работы обучающихся осуществлялась исходя из полученных результатов текущего и промежуточного контроля с применением эмпирических методов исследования, в частности проведен анализ опросов и анкетирования обучающихся в целях выявления качества сформированности умений и навыков в результате выполнения ими самостоятельной работы посредством применения дистанционных образовательных технологий. Анкета, разработанная для обучающихся, включала следующие вопросы:

1. Как Вы понимаете термин «самостоятельная работа обучающихся»?

2. Какие виды самостоятельной работы Вам нравится выполнять?

3. Используете ли Вы рекомендации педагога при выполнении заданий самостоятельной работы?

4. Способствует ли самостоятельная работа с применением дистанционных образовательных технологий развитию познавательного интереса?

5. Считаете ли Вы важной самостоятельную работу для обеспечения качества образования?

Опрос и анкетирование проводились в два этапа, с целью усиления научной значимости полученных результатов:

− в начале первого семестра, в октябре 2021/2022 учебного года;

− по итогам сессии, в конце первого семестра 2021/2022 учебного года.

Для осуществления сравнения результатов, полученных по итогам опроса и анкетирования, выделено три уровня сформированности умений и навыков вследствие выполнения самостоятельной работы с применением ДОТ: низкий, средний и высокий (табл. 2).

У обучающихся проводилось анкетирование с целью оценки результативности организации самостоятельной работы с применением ДОТ, полученные результаты сравнивались на двух уровнях:

− на внутреннем уровне: в начале и в конце первого семестра 2021/2022 учебного года;

− на внешнем уровне: с результатами, отраженными в других аналогичных исследованиях.

В результате организации самостоятельной работы обучающихся, в рамках реализуемых дисциплин, получены результаты, отраженные в таблице 3.

По результатам, полученным в ходе оценки, наглядно прослеживается изменение отношения обучающихся к выполнению заданий самостоятельной работы. Применение общенаучных методов аналитики, анализа, синтеза, обобщения и сравнения позволило выделить и обозначить наиболее качественные показатели:

− проявление активности к изучению методических рекомендаций по выполнению определенных видов самостоятельной работы;

− повышение активности обращения к информационным ресурсам сети Интернет, к работе в электронных библиотечных и справочно-поисковых системах, в LMS Moodle;

− повышение активности и качества выступлений на практических занятиях;

− отмечен рост качества выполненных заданий;

− отмечен рост количества оценок «хорошо» и «отлично» по результатам тестирования;

− проявление интереса к выполнению творческих работ;

− рост активности работы в малых группах с оценочными выступлениями;

− проявление познавательного интереса.

Выявлено, что результативность организации самостоятельной работы достигнута преимущественно при активной работе педагогов, которая основывается на формировании мотивации обучающихся, внедрении в учебный процесс разноуровневых заданий и других форм вовлечения в самостоятельную работу. Именно в процессе такой работы педагогов обучающиеся понимают, что постепенно нарабатывается уровень знаний и навыков, позволяющий решать более сложные производственные задачи. Это придаёт им уверенность, стимулирует на успех, способствует развитию творческого потенциала.

Таблица 2

Уровни сформированности умений и навыков у обучающихся в ходе выполнения самостоятельной работы с применением ДОТ

Уровни сформированности умений и навыков

Характеристики уровня

Низкий

Низкая заинтересованность в выполнении заданий, обусловленная низким уровнем способности к самообразованию. Предложенные источники учебной литературы и информационные ресурсы изучены частично. Низкий уровень активности в использовании информационных ресурсов сети Интернет, электронных библиотечных и справочно-поисковых систем, электронной информационно-образовательной среды ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», размещенной на платформе LMS Moodle. Студенты показывают низкий уровень качества ответов на практических занятиях. Тестирование выполнено с оценками «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»

Средний

Проявление интереса к заданиям самостоятельной работы, к изучению методических «ориентиров» по выполнению определенных видов самостоятельной работы, к изучению учебной литературы, к информационным ресурсам сети Интернет, к работе в электронных библиотечных и справочно-поисковых системах, в LMS Moodle. Заинтересованность в консультациях педагогов. Проявление интереса к составлению и оформлению результатов.

Не выражено стремление к повышению качества подготовки к практическим занятиям. Отсутствует или низкий уровень нацеленности на творческий и познавательный результат. Тестирование выполнено с оценками «хорошо» и «удовлетворительно»

Высокий

Выражение понимания значимости для наработки умений и навыков выполнения заданий самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям. Практические занятия выполнены с применением приобретенных знаний в ходе изучения теоретического материала, с достаточно высоким уровнем качества. Проявление активности к «ориентирам» по руководству видами самостоятельной работы, изучению источников периодической и учебной литературы, к информационным ресурсам сети Интернет, работе в электронных библиотечных и справочно-поисковых системах, в LMS Moodle. Наблюдается рост творческой активности и познавательного интереса у обучающихся. Тестирование выполнено с оценками «отлично» и «хорошо»

Таблица 3

Оценка результативности организации самостоятельной работы с помощью ДОТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Уровни результативности организации СР

Основные результаты, %

на первом этапе,

в начале 1 семестра 2021/2022 уч. г.

на последнем этапе,

в конце 1 семестра 2021/2022 уч. г.

Низкий

54

16

Средний

34

56

Высокий

12

28

В виде одного из достигнутых качественных результатов можно выделить активизацию познавательного интереса, что оценено по количеству задаваемых вопросов в период проведения педагогом консультаций, кроме того, по количеству изученных источников размещения информации. По результатам опросов обучающихся СПО и анализа работы педагогов выявлено, что студенты снизили активность участия в мобильном приложении TikTok или изменили в обращении к нему палитру интересов от шоу-бизнеса, развлекательных и эпатажных, провокационных роликов на ролики с изучением познавательных материалов и иностранного языка. Одновременно у обучающихся СПО обозначился интерес к возможному участию в учебных проектах и творческих конкурсах [7-10].

Сравнение собранных данных с результатами, полученными на внешнем уровне, осуществлялось на основе анализа материалов научно-практических конференций, педагогических чтений, авторских исследований. В целом они подтверждают изложенные выводы с акцентом на необходимость организации самостоятельной работы с применением ДОТ при учете специфики учебного заведения, специальности и личных качеств обучающихся и с ориентацией на обеспечение повышения качества образования.

Заключение

Организация самостоятельной работы получила особое внимание с переходом к компетентностному подходу и ФГОС нового поколения в образовании. Важную роль в ней играет применение дистанционных образовательных технологий. Их использование имеет значение в развитии познавательного интереса обучающихся и предоставляет множество возможностей в совершенствовании учебного процесса. На практике педагоги используют ДОТ различными способами: в теоретической и практико-ориентированной подготовке, с демонстрационными методами, с использованием программного обеспечения, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, электронных библиотечных и справочно-поисковых систем, LMS Moodle. На занятиях студенты работают с использованием компьютерных программ и в социальных сетях с образовательными целями. Поэтому очевидно, что применение дистанционных образовательных технологий различного назначения в системе СПО предоставляет возможности для совершенствования содержания, методов, организационных форм, приемов и средств учебного процесса, кроме того, это является показателем повышения профессионализма педагогов, способствует развитию личностного потенциала и творческих способностей обучающихся. С точки зрения целевого назначения вписывается в систему обеспечения качества образования с ориентацией на выпуск профессионально компетентного специалиста. В итоге проведенного исследования необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы обучающихся СПО с применением ДОТ в системе обеспечения качества образования требует перманентного изучения опыта и оценки эффективности с выделением позитивных и негативных достижений. На их основании в рамках реагирования можно разрабатывать актуализированные программы или осуществить необходимые корректировки с учетом среза полученных достижений и специфики внедряемых инноваций. Перспективно важным следует обозначить включение оценки результативности организации самостоятельной работы с применением ДОТ в систему менеджмента качества (СМК) учебного заведения.


Библиографическая ссылка

Кожевникова Л.М., Оленцова Ю.А., Федорова М.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 5-1. – С. 144-148;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39162 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674