Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМ СПОРТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мальцева Н.А. 1 Салугин Ф.В. 2 Бикмаев И.А. 3 Спатаева М.Х. 4 Пушкарева Л.Г. 1 Салугина Т.В. 5
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
3 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
4 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
5 БПОУ ОО «Омский строительный колледж»
Студенческий спорт в настоящее время является одним из ведущих показателей реализации возможностей студентов в рамках занятий спортом в образовательных учреждениях. К сожалению, низкая материально-техническая обеспеченность порой ведущих вузов в аспекте предоставления спортивных площадок для студентов не обеспечивает полноценной возможности организации тренировочной деятельности по избранным видам спорта, а также организации спортивно-массовых мероприятий. В этой статье предлагается решение указанных проблем и последующих вопросов студенческого спорта путем объединения материально-технической спортивной базы разных образовательных учреждений высшего образования. В статье рассмотрены показатели, которые позволяют дать оценку совершенствования механизма развития студенческого спорта на территории г. Омска путем организации и проведения Олимпийского спортивного студенческого фестиваля. Необходимость его совершенствования вызвана динамикой спортизации образовательной среды, где ранее студенческие спортивные клубы не являлись основой ее формирования. Современный студенческий спорт имеет отличительные черты, которые определяют это направление как перспективно развивающееся в системе управления физической культурой и спортом, получили хорошую основу для развития и в системе образования. Использование спортивных мероприятий позволяет увидеть механизм, оценить его качественные и количественные характеристики, обосновать их.
студенческий спорт
управление
образовательные учреждения
высшее образование
1. Мальцева Н.А., Шредер А.Ю., Салугин Ф.В., Сахацкая М.А., Коренкова Н.А. Развитие студенческого спорта в образовательных организациях высшего и профессионального образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 11. С. 274–278.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (дата обращения: 01.04.2022).
3. Лубышева Л.И., Загревская А.И., Передельский А.А., Манжелей И.В., Литвиненко С.Н., Черепов Е.А., Пешкова Н.В., Родионова М.А., Поливаев А.Г., Кондратьев А.Н., Базилевич М.В. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. 200 с.
4. Мальцева Н.А., Шредер А.Ю., Салугин Ф.В., Коренкова Н.А., Майоркина И.В. Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов в образовательных организациях высшего и профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–2. С. 359–363.
5. Руденко Г.В., Панченко И.А., Лосев Ю.Н. Спортивный клуб в вузе как средство популяризации физической культуры и спорта среди обучающихся // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 216–219.
6. Григорьев В.И., Таймазов А.В., Шубин Ю.К. Управление системой студенческого спорта в новых условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). С. 47–52

Развитие студенческого спорта – это необходимое направление для формирования социально позитивной, здоровой молодежи. Одна из основных задач развития студенческого спорта – это сохранение и мотивация контингента занимающихся физической культурой и спортом в момент после окончания общеобразовательных учреждений и перехода в учреждения высшего образования.

Ориентация молодежи в индивидуальных физкультурно-спортивных потребностях позволяет образовательному учреждению формировать соответствующее ресурсное и материально-техническое оснащение. Привлечение к регулярным занятиям физическими упражнениями именно в этом возрасте позволяет уже сформировать навыки в будущей профессиональной карьере. Различные направления физкультурно-оздоровительной деятельности, реализация спортивных амбиций студентов в профессиональных видах спорта – это уникальная возможность самореализации для молодого поколения [1].

Помимо этого уже сформированная система студенческого спорта имеет отличительные черты, которые определяют это направление как перспективно развивающееся в системе управления физической культурой и спортом:

− появление новых форм двигательной активности молодого поколения и потребность формирования соответствующей инфраструктуры, внедрение этих видов в «популярные» формы работы со студенческой молодежью [2];

− комплекс, состоящий из спортизации учебных заведений и межведомственного контакта с различными организациями, подталкивает изменять и подстраивать спортивно-массовую работу со студенческой молодежью, обеспечивая в первую очередь необходимым материально-техническим оснащением [3].

Тем самым студенческий спорт минимизирует многие риски в системе управления физической культуры и спорта. Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, позволяет:

− повышать результативность студентов, занимающихся массовым спортом, расширяя возможности перехода в спорт высших достижений и спортивного долголетия;

− увеличить шансы молодых спортсменов совмещать спортивную карьеру с получением высшего образования, профессиональных и социальных навыков;

− полноценно использовать двигательные навыки избранного вида спорта при смене вида деятельности, в том числе вида спорта.

Цель исследования – совершенствовать механизм управления студенческим спортом в образовательных организациях высшего образования путем организации и проведения Олимпийского спортивного студенческого фестиваля на территории г. Омска.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования:

− теоретические методы: анализ литературы, анализ документов (нормативно-правовых документов, федеральных статистических отчетов);

− статистические методы обработки результатов исследования, использовались методы, реализованные в стандартных программах и пакетах. В автоматическом режиме использовался пакет «Анализ данных», и по полученным данным выстраивались диаграммы.

Результаты исследования и их обсуждение

Показатели «количество занимающихся» и «сохранение контингента занимающихся физической культурой и спортом» в образовательных организациях высшего образования основные. Для формирования системы развития студенческого спорта в каждой отдельно взятой образовательной организации необходимо использование этих показателей для правильной оценки и анализа деятельности студенческого спортивного клуба.

Принимая во внимание отличительные особенности каждого учебного заведения, используя эти показатели, мы сможем отметить проявление сильных и слабых сторон механизма управления студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования. Критериями для определения этих показателей могут быть: наличие специалистов в отдельных видах спорта; материально-техническое обеспечение по отдельным видам спорта; возможность выезда спортсменов на соревнования и др.

Немаловажную роль в популяризации студенческих видов спорта играют соревнования. В этой связи появление таких организаций, как Российский студенческий союз, Ассоциация спортивных студенческих клубов России, Студенческие спортивные лиги по видам спорта, и проведение спортивных студенческих соревнований разного уровня повышают значимость студенческого спорта на территории нашей страны.

Для оценки тенденций в развитии студенческого спорта на территории г. Омска в период с 2016 по 2020 г. был проведен анализ количества образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, спортивных студенческих клубов (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика количества образовательных организаций высшего образования (ВО), осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и количества спортивных студенческих клубов (ССК) на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.

Спортивный клуб формируется и действует как структурное подразделение образовательной организации высшего образования. Его наличие можно рассматривать как условие повышения спортивного мастерства и развития спортивной и физической культуры личности студентов в спортизированной образовательной среде. Главными направлениями организации работы студенческих спортивных клубов являются: организация спортивно-массовых мероприятий, работа со сборными командами и спортивными секциями.

Большая часть студенческих спортивных клубов образовательных организаций высшего образования функционируют и организуют свою деятельность как независимое структурное подразделение, члены которого могут быть как в штате, так и внештатными сотрудниками. Учитывая, что задачи кафедры физического воспитания и студенческого спортивного клуба в чем-то схожи, можно считать, совершенствование механизма управления студенческого спорта в вузе напрямую зависит от приобщения студентов к регулярным занятиям физической культурой и организации соревновательной деятельности. Это все рассматривается как одна из важнейших составляющих частей спортизированной образовательной среды. Поэтому показатели «количество занимающихся» и «сохранение контингента занимающихся физической культурой и спортом» можно рассматривать как показатель совершенствования механизма студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования.

На рис. 2 проанализированы данные количества обучающихся студентов в образовательных организациях высшего образования и количество занимающихся в студенческих спортивных клубах на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.

Анализ динамики выбранных параметров на рис. 1 и 2 исследования показывает снижение количества учебных учреждений высшего образования на территории г. Омска. Однако динамика количества студенческих спортивных клубов, функционирующих на территории г. Омска, имеет тенденцию к увеличению. Количество студентов в спортивных клубах сохраняется, более того, прослеживаются предпосылки к сохранению контингента регулярно занимающихся. Существующие меры поддержки студентов внутри образовательных организаций высшего образования: обеспечение участия сборных команд вуза в соревнованиях различного уровня, предоставление экипировки, командирование, различные формы материальных и нематериальных поощрений – способствуют развитию механизма управление студенческим спортом.

Наиболее эффективная форма работы с молодежью внутри образовательных организаций высшего образования – организация и проведение спортивных мероприятий, событий. Ежегодно в сентябре в стране проходят спортивные события, посвященные Международному дню студенческого спорта (МДСС).

missing image file

Рис. 2. Динамика количества обучающихся студентов в образовательных организациях высшего образования и количество занимающихся в студенческих спортивных клубах на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.

В этом направлении наиболее популярным и традиционным стало проведение Олимпийского спортивного студенческого фестиваля, приуроченного к празднованию МДСС на территории г. Омска. На протяжении нескольких лет организаторы проводят соревновательную программу, которая включает спортивные состязания по разным видам спорта. Инициатором и спонсором проведения Олимпийского фестиваля является Омское региональное отделение РССС и Сибирская олимпийская академия.

В ходе исследования была изучена динамика заинтересованности образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории г. Омска, в проведении указанного фестиваля. Также анализировалось мнение студентов о проведении фестиваля как средства развития и популяризации студенческого спорта на территории г. Омска (таблица).

Организация Олимпийского спортивного студенческого фестиваля в период с 2016 по 2020 г. в г. Омске

 

2016

2017

2018

2019

2020

Общее кол-во учебных заведений ВО

3

3

6

7

11

Число видов спорта

5

5

12

15

19

Общее кол-во участников

54

54

570

1263

1970

Кол-во зрителей

179

347

785

912

294

Увеличению количества учебных заведений способствовало расширение направлений по разным видам спорта, с учетом пожеланий самих учебных заведений. В первую очередь рассматривались и включались в программу виды спорта, по которым учебное заведение имело материально-техническое обеспечение и могло обеспечить спортсменам условия подготовки, соответственно, это позволило увеличить количество участников среди учебных заведений более чем в три раза, соответственно, выросли и другие показатели. Далее тренерский состав, который также способствовал подготовке спортсменов по отдельным видам спорта (плавание, волейбол, бадминтон и пр.). Однако не во всех образовательных учреждениях соблюдалось это условие. В динамике мы увидели, что некоторые спортсменов выходили на соревновательные этапы самостоятельно.

Традиционная система физического воспитания учебных заведений не всегда учитывает современные видения физкультурно-оздоровительной деятельности молодежной среды, ее предпочтения, поэтому привлекательность условий для ее ведения необходимо формировать непосредственно в самом образовательном учреждении, учитывая ресурсные возможности и анализ мнения и предпочтений молодежи, которые относятся к необходимым возрастным группам [4].

По данным таблицы можно отметить в 2020 г. спад количества мероприятий и участников из-за распространения коронавирусной инфекции. Ограничительные меры в организации и проведении массовых мероприятий резко снизили статистические показатели.

Тем не менее очевидно, что анонсирование Олимпийского спортивного студенческого фестиваля Омским региональным отделением РССС и Сибирской олимпийской академией позволило привлечь новых участников. Образовательные организации дополнили возможности проведения мероприятия, включая дополнительные места проведения со спортивным оснащением. Это в свою очередь позволило увеличить количество видов соревновательной деятельности, что способствовало привлечению большего количества участников-спортсменов, содействуя масштабности и зрелищности мероприятия.

Заключение

В рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» центральное место занимает вопрос развития и модернизации инфраструктуры сферы спортивных услуг, способствующий эффективному достижению целей социальной политики государства. В то же время не все учебные заведения имеют возможность формирования материально-технической базы и оказания физкультурно-оздоровительных услуг, удовлетворяя потребность студенческой молодежи в проведении масштабных спортивных и физкультурных мероприятий [5, 6]. Модель проведения фестиваля показывает свою эффективность. Позволяет использовать имеющиеся ресурсы, минимизирует расход средств образовательных организаций для подготовки участников-спортсменов, используя материальную базу всех учебных заведений г. Омска. Проведенное исследование указывает на актуальность этого направления работы. Повышается интерес к студенческому спорту, процессу управления спортивной инфраструктурой внутри учебных организаций высшего образования, формирование студенческих кампусов, а также выстраиванию моделей взаимодействия в целях совершенствования механизма управления.


Библиографическая ссылка

Мальцева Н.А., Салугин Ф.В., Бикмаев И.А., Спатаева М.Х., Пушкарева Л.Г., Салугина Т.В. УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМ СПОРТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 175-179;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39128 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674