Обеспечение сохранности окружающей среды и передача ее будущим поколениям в неизменном состоянии – главная задача человечества. Ситуация, когда в качестве основных целей существуют экономические показатели, становится очень опасной. Формирование новых моделей экономики должно происходить в рамках парадигмы устойчивого развития.
Радиоэлектронная промышленность как сектор машиностроения сегодня является одним из факторов конкурентоспособности государства на мировом рынке, инструментом обеспечения экономического развития государства в условиях нестабильной конъюнктуры и двигателем экономического роста для других отраслей промышленности. В настоящее время рынок электроники является одним из самых быстрорастущих и емких рынков в мире, который обладает большим потенциалом для его дальнейшего развития. Однако в радиоэлектронной промышленности существует ряд проблем, требующих тщательного изучения и разработки оптимальных решений. Это вызывает интерес к данной отрасли как со стороны государства и представителей научного сообщества, так и со стороны представителей бизнеса [1].
Целью исследования является изучение и анализ «Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 января 2020 г. (далее – Стратегия) и корреляция Стратегии с ESG-трансформацией.
Материал и методы исследования
Цель Стратегии – создание конкурентоспособной отрасли на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации и технического перевооружения производственных мощностей, создания и развития новых промышленных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей современной электронной продукции [2].
В соответствии с планом Стратегии общие функции обеспечивают решения в девяти ключевых областях (табл. 1).
Стратегия реализуется в рамках следующих трех этапов (табл. 2).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализируя ключевые направления развития Стратегии и этапы ее реализации, можно сделать вывод о том, что развитие электронной промышленности РФ не приоритизирует элементы ESG–повестки в соответствии с целями устойчивого развития (ЦУР), которые известны как Глобальные цели, принятые Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2015 году. В то время как преобразование ESG является необходимостью для выживания человечества, это движение новой эры, которое компании должны принять для повышения конкурентоспособности, производительности и общего блага планеты Земля.
Таблица 1
Ключевые направления Стратегии
Ключевое направление |
Задачи |
Научно-техническое развитие |
Обеспечить рост и независимость от зарубежных компаний электронной промышленности по принципиально значимым направлениям для национальных интересов и перспективным с точки зрения обеспечения лидирующих позиций |
Средства производства |
Создать материально-техническую базу основополагающих процессов на весь жизненный цикл электронной продукции |
Отраслевые стандарты |
Создать высокую конкурентоспособность отрасли через инструменты технического и отраслевого регулирования |
Кадры |
Упразднить проблемы с кадрами, которые препятствуют реализации цели развития |
Управление |
Добиться соответствия системы управления отрасли выдвигаемыми условиями внешней среды |
Кооперация |
Добиться эффективности технологических процессов за счет улучшения качества корпоративного управления |
Отраслевая информационная среда |
Создать базу для принятия решений за счет обеспечения информационной базы на основе цифровых платформ |
Рынки и продукция |
Осуществить разработку и вывод на рынки востребованной электронной продукции |
Экономическая эффективность |
Увеличить мaржинaльность электронной продукции |
Таблица 2
Этапы реализации Стратегии
Реализация стратегии |
||
1 этап |
2020-2021 |
Расширение доли электроники российского производства на текущем рынке за счёт классических рынков и национальных проектов, а также подготовка стимулирования выхода на международные рынки |
2 этап |
2022-2025 |
Вывод электроники российского производства на действующие рынки и выход на международный уровень, заключение партнерских отношений с зарубежными компаниями и расширение инвестиционных проектов |
3 этап |
2026-2030 |
Рост отрасли электронной промышленности, достижение технологического лидерства и ведущих позиций на новых устойчивых рынках |
Рис. 1. ESG-факторы
Ключевые направления, выделенные в стратегии, не могут в полной мере обеспечить достижение целевых значений показателей развития и обеспечить решение отраслевых задач. Планируемые мероприятия по достижению целевого значения показателей, необходимых для развития отрасли, требуют трансформации с интеграцией ESG-факторов (рис. 1). ESG охватывает широкий круг тем с разной направленностью в разных отраслях [3].
В настоящее время осуществляется второй этап плана реализации Стратегии: 2022–2025 годы – стимулирование выхода электронных продуктов на мировой рынок и новые рынки, включая комплексные предложения и партнёрства с иностранными партнёрами, а также масштабирование инвестиционных проектов. В связи с рядом критических факторов внешней среды в виде специальной военной операции на Украине и вытекающих из этого глобальных последствий требуются корректировки Стратегии для адаптации к новым условиям. Это может послужить ключевым фактором для возможности ESG-трансформации отрасли.
Заключительным этапом Стратегии является обеспечить устойчивый рост отрасли, технологическое лидерство и первенство позиций на перспективных рынках.
Для осуществления данных этапов электронной промышленности РФ необходимо предпринимать далеко идущие планы, чтобы выйти на более устойчивую траекторию с точки зрения как экологических, социальных и управленческих факторов, так и интересов всех заинтересованных сторон. Эти планы должны отражаться в Стратегии и браться за основу ESG-трансформации на предприятиях радиоэлектронной промышленности.
Необходимо произвести корреляцию Стратегии с ESG-трансформацией для более стремительной возможности роста отрасли выйти на новые прибыльные рынки с обеспечением ее лидирующих позиций, для увеличения темпов внедрения актуальных успешных бизнес-моделей, наращивания зоны создания увеличения конечной стоимости и достижения целевых значений показателей развития отрасли.
ESG-трансформацию необходимо начинать с ключевых направлений. В настоящее время в Стратегии выделено девять ключевых направлений (табл. 1).
Чтобы добиться успеха и создать конкурентное преимущество отрасли, необходимо одновременно интегрировать экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG) в каждый элемент бизнеса и улавливать ценность, которую создает эта трансформация. В настоящий момент в Стратегии развития ключевые направления дифференцированы, что не позволяет создать целостный подход [4].
На рисунке 2 представлены возможности ESG-трансформации существующих ключевых направлений, рассматриваемых ранее в тексте.
Триада ESG становится все более актуальным понятием в России. Разработка методологических основ ESG-трансформации – это новый, инновационный фундамент, который дает возможность для преобразования всей отрасли.
Рис. 2. Возможности ESG-трансформации
Необходимо четко выделить из существующих девяти ключевых направлений Стратегии те, которые отражают главные факторы данного направления и представляют собой основу для дальнейшего изучения и разработки методологических основ ESG-трансформации. Такими направлениями являются:
E – экологический фактор – «Отраслевая среда»;
S – социальный фактор – «Кадры»;
G – корпоративное управление – «Управление».
Оставшиеся направления интегрируются в выделенные. Так, например, по направлению «Научно-техническое развитие» планируется обеспечить развитие электронной промышленности путем разработки и освоения новых технологий создания и производства. Данное направление интегрируется во все 3 ключевых фактора ESG, так как создание технической основы в виде программно-аппаратного комплекса для обеспечения внедрения сквозной технологии необходимо рассматривать не как отдельное направление, а как дополнение и техническую базу для факторов ESG.
Направление «Средства производства». Обеспечение информатизации производства для повышения производительности труда и эффективности деятельности организаций является базовым мероприятием и должно интегрироваться во все факторы ESG для оценки и улучшения жизненного цикла электронной продукции.
Также в данном направлении необходимо обратить особое внимание на такое мероприятие, как создание новых производств методов и инструментов, которые должны обеспечить требуемую материально-техническую базу ключевых процессов первичной разработки, производства и технического обслуживания. Данное мероприятие требует серьезного преобразования, и его необходимо интегрировать к E-фактору – экологическому. Существует серьезный пробел в механизме обеспечения данной задачи. В данном механизме отсутствует цикличность и замкнутость процессов жизненного цикла электронной продукции [5].
Направление «Кооперация» интегрируется в S-фактор (социальный) и G-фактор (управленческий). Благодаря использованию цифровых платформ для содействия сотрудничеству и информации о продуктах и текущей корректировке сбора и анализа и инженерных данных за счет использования цифровых платформ – это направление придаст модели ESG циклический процесс на всех уровнях подразделений организации.
Направление «Отраслевая информационная среда» может быть интегрировано в G – управленческий фактор и E – экологический фактор. Вклад в G-фактор заключается в формировании и развитии отраслевых баз данных, разработке и унификации инструментов обмена отраслевой информацией, а также разработке систем сбора данных для мониторинга и контроля развития отрасли. Проведение данных мероприятий дает возможность мониторинга и измерения процессов в отношении ESG-трансформации.
Мероприятие, направленное на разработку контролируемого цифрового производства электронной продукции от разработки, интегрируется в E – экологический фактор и требует определенных преобразований, так как в данном механизме отсутствует цикличность и замкнутость процессов жизненного цикла электронной продукции.
Направления «Рынки и продукты» и «Экономическая эффективность». Мероприятия по данным направлениям будут являться следствием реализации мероприятий по выделенным 3 ключевым направлениям: E – экологический фактор – «Средства производства»; S – социальный фактор – «Кадры»; G – корпоративное управление – «Управление».
При одновременной интеграции экологических, социальных и управленческих аспектов (ESG) в каждый элемент реализации основных мероприятий Стратегии будут решаться такие элементы мероприятий, как:
– возможность отрасли принимать участие в реализации программ и проектов национального и федерального назначения;
– выход российской электроники на международные рынки;
– формирование новых устойчивых рынков и создание условий для лидирующих позиций на них.
Заключение
Для дальнейшего создания целостного подхода на основе ESG-принципов из девяти ключевых направлений были выделены три ведущих, которые представляют собой основу для дальнейшего изучения и разработки методологических основ ESG-трансформации при организации производств радиоэлектронной промышленности. Оставшиеся вне поля направления рассматривают с точки зрения интеграции данных направлений в образующиеся новые ведущие направления, основанные на ESG-принципах. Таким образом можно осуществить интеграцию Стратегии с ESG-трансформацией.
В докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» термин «устойчивое развитие» трактуется как развитие для удовлетворения потребностей сегодняшнего поколения людей, но не ставится под угрозу из-за регресса окружающей среды и истощения природных ресурсов возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Комплексное обеспечение трех основных факторов ESG будет эффективно решать ключевые экологические, социальные и управленческие задачи, необходимые для того, чтобы продолжить добиваться сбалансированного развития и улучшения качества жизни людей. Общее решение этих проблем в конечном итоге будет означать переход к новой форме развития цивилизации – устойчивому развитию, которое определено в соответствии с концепцией, определяемой документами Конференции ООН.
Библиографическая ссылка
Назаренко М.А., Садковская Н.Е., Садковская Р.Н. ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 95-99;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39114 (дата обращения: 23.11.2024).