Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОЛИВАРИАНТНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Гетман Н.А. 1, 2 Котенко Е.Н. 1, 2 Комаров А.Ю 1 Макарова Я.С. 1 Сукач Л.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В данной статье анализируются результаты многолетнего исследования влияния компетентностно-ориентированных образовательных технологий на формирование и развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих врачей на кафедре нормальной физиологии медицинского вуза. Авторы рассматривают различные толкования понятия «компетенция», выявляют поливариантный контент технологий, которые дают оптимальный результат в организации образовательного процесса, что доказано диаграммами. Вызывает интерес соотношение компетенций и индикаторов их достижения, представленное авторами в таблице; описаны общепрофессиональные и профессиональные компетенции, формируемые на кафедре. В статье проведена классификация компетентностно-ориентированных образовательных технологий, направленных на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. При анализе образовательных программ, в частности «Лечебное дело», авторы отмечают, что стержнем формирования общепрофессиональных компетенций является профессиональный контекст образовательных программ; процесс формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций носит неразрывный и сквозной характер; формирование компетенций происходит не только в ходе освоения предметного содержания дисциплин, но и во внеурочной деятельности, в ходе производственных практик и научно-исследовательской работы; оценка сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций осуществляется многостадийно. Анализ качества успеваемости за четыре года позволил авторам сделать выводы об эффективности наиболее часто используемых на кафедре компетентностно-ориентированных технологий.
поливариантный контент
общепрофессиональные компетенции
профессиональные компетенции
образовательные технологии
индикаторы достижения результатов
качество успеваемости
1. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. М., 2008. 54 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dogmon.org/edinaya-socialeno-professio nalenaya-kompetentnoste-vipusknika.html (дата обращения: 17.01.2022).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71345004/ (дата обращения: 17.01.2022).
3. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. C. 128-134.
4. Образцов П.И., Уман А.И., Виленский М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 258 с.
5. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27080 (дата обращения: 21.03.2022).
6. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Лонская Л.В., Малютина Т.В., Педан Т.Н. Технологический подход к проектированию образовательного процесса в медицинском образовании: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Котенко. Омск: Изд. ОмГМУ, 2020. 252 с.
7. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Поливариантность использования гуманитарных технологий в образовательном процессе медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11. С. 1185-1188.

Организация образовательного процесса в высшем образовании на сегодняшний день направлена на формирование у обучающихся общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Говоря о компетентностном подходе, мы, разделяя понятия «компетенция» и «компетентность», ссылаемся на исследования И.А. Зимней [1], которая представляет «… “компетенцию” как совокупность знаний, правил оперирования ими и их использования, и “компетентность” как личностное свойство, основывающееся на знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное проявление социально-профессиональной жизнедеятельности человека в его поведении» [1].

Широкий спектр компетентностно-ориентированных технологий, используемых в современной высшей школе, затрудняет для преподавателя поиск тех из них, которые наиболее эффективно способствуют формированию тех или иных компетенций. В связи с этим нами была сформулирована цель исследования.

Цель исследования заключается в разработке поливариантного контента компетентностно-ориентированных технологий, способствующих формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего врача на кафедре нормальной физиологии.

Материалы и методы исследования

В рамках данного исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, анализ успеваемости студентов, исследование компонентного состава компетенций, при этом мы опирались на компетентностный и системно-деятельностный подходы в реализации компетентностного обучения в вузе. Вслед за Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач, А.К. Марковой и иными мы рассмотрели следующие три группы компетентностей: «….1. компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; 2. компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3. компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, в том числе в учебной и трудовой» [1]. В нашем исследовании наибольший интерес представляют вторая и третья группа, которые отражают общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК), формирующиеся у студентов лечебного факультета медицинского вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Компоненты компетенций, представленные в основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело, утвержденных приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 95 [2], могут быть описаны с помощью следующих индикаторов их достижения: например, «...ОПК-5 (способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок): оценивает роль анатомо-физиологических и метаболических основ функционирования организма в формировании реактивности и резистентности организма, в развитии реакций адаптации (восстановительных, защитных, компенсаторных) как неотъемлемой составляющей патогенеза заболеваний и патологических процессов для решения профессиональных задач;

ОПК-10 (готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи): осуществляет эффективный поиск, критический анализ и синтез информации, проверку ее достоверности с использованием информационных и библиографических ресурсов. Владеет понятийным аппаратом и медицинской терминологией (на русском и иностранном языках), необходимыми для осуществления эффективного информационного поиска и профессиональной коммуникации в системе НМО;

ПК-19 (способность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации): проводит анализ научной литературы и результатов научного исследования, оценивает уровень доказательности полученных данных. Разрабатывает и подготавливает материал для публичного представления результатов научной работы (презентацию, доклад, тезисы, статью)» [2].

Общепрофессиональные компетенции, формируемые в образовательном процессе медицинского вуза, характеризуются надпрофессиональными способностями будущего врача, которые позволяют специалисту творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям в будущей профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные компетенции состоят из набора знаний, умений, навыков, способностей и черт, которые относятся к личности, к ее отношению и поведению в профессии, что не является формальными техническими знаниями. Данные компетенции обеспечивают успешность человека в различных сферах жизнедеятельности, их применение приносит положительный результат в решении различных ситуаций – и не только в профессиональной области, но и в социальных отношениях.

Процесс развития и совершенствования общепрофессиональных и профессиональных компетенций в педагогическом процессе высшей медицинской школы имеет свои особенности. Мы согласны, что «…на первое место должна выходить не информированность обучающихся, а формирование у них умений разрешать профессиональные проблемы, возникающие в ситуациях решения клинических заданий, в ситуациях познания нового и объяснения тех явлений действительности, с которыми студенты еще не сталкивались; актуализируется решение проблем, возникающих в ситуациях освоения современной техники и технологий (особенно при диагностировании заболеваний, выполнении сложных манипуляций в стоматологии и т.д.), а также во взаимоотношениях людей, и не только в период обучения или профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, при оценке собственных поступков» [3].

Во ФГОС высшего образования определен перечень общекультурных компетенций, единый для всех направлений и специальностей, таких как: «…способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ...готовность работать в коллективе; готовность к саморазвитию, самореализации» и т.д. [2]. Говоря же о общепрофессиональных и профессиональных компетенциях, мы выявили специфику, которая характерна для специальности «Лечебное дело». Для эффективной и оптимальной организации, своевременной поддержки и корректировки процесса обучения, воспитания и развития преподаватель должен в полной мере овладеть компетенциями коммуникативного сотрудничества на различных уровнях: врач – пациент, врач – врач, врач – медицинский персонал и т.д. Это осуществляется за счет систематического встраивания общепрофессиональных компетенций в образовательный процесс с помощью содержания современных образовательных технологий и факторов информационно-образовательной среды. «…Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на новую ступень эффективности, оптимальности наукоемкости образовательного процесса» [4, 5]. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, на наш взгляд, более эффективно осуществляется с помощью компетентностно-ориентированных образовательных технологий, представленных в таблице.

Анализируя основную профессиональную образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело, мы выяснили, что основой ее содержания является профессиональный контекст, направленный на формирование общепрофессиональных компетенций. В ранее проведенном нами исследовании поливариантного использования гуманитарных технологий в работе с преподавателями мы доказали, что на развитие профессиональных компетенций наибольшее влияние оказывают кейс-технология, технология портфолио, игровая технология «Блиц-игра» [7]. Наблюдения за организацией образовательного процесса со студентами на кафедре нормальной физиологии подтвердили ранее полученные результаты. Проведенный среди преподавателей кафедры нормальной физиологии (9 человек) опрос показал следующие результаты: при формировании ОПК-5 наиболее эффективной оказалась кейс-технология, позволившая студентам качественно оценивать роль анатомо-физиологических и метаболических основ функционирования организма (89%). ОПК-10 формировалась с помощью технологии развития критического мышления, технологии портфолио, игровых технологий. Наибольшую эффективность, по мнению преподавателей, продемонстрировали игровые технологии (67%) и технологии развития критического мышления (33%). Для ПК-19 наиболее значимыми оказались технологии портфолио, развития критического мышления и интерактивные игровые технологии. 89% преподавателей отметили эффективность технологии портфолио.

Сформированность ОПК и ПК студентов нами было оценена исходя из промежуточной успеваемости по дисциплине «Нормальная физиология». В четыре последних учебных года при активном использовании вышеперечисленных технологий вырос показатель абсолютной успеваемости студентов с 85,95% до 91,03%, при этом количество отметок «5» выросло с 11,6% до 26,27%, количество отметок «2» уменьшилось с 14,05% до 8,97%. Результаты представлены на рисунке.

Классификация компетентностно-ориентированных образовательных технологий, направленных на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций

№ п/п

Компетентностно-ориентированные образовательные технологии

Компоненты компетенций, развиваемые с помощью данной технологии

Компетенции

1.

Технология развития критического мышления.

Интерактивные игровые технологии.

Технологии практической подготовки (обучения) студентов медицинского вуза

Направлена на формирование умений и навыков (выработка своего собственного мнения, осмысление опыта, способность делать определенные умозаключения, логичное выстраивание цепи доказательств, выражение собственного суждения ясно и уверенно).

Интерактивные игровые технологии используются с целью приблизить студентов к будущей профессиональной деятельности, в том числе на амбулаторно-поликлиническом уровне, например к роли врача общей практики, сельского врача, врача скорой помощи, к экстремальным ситуациям (таким как катастрофы, наводнения и т.д.); научить будущих врачей общению с пациентами, их родственниками и своими коллегами

ОПК-5

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

2.

Технология обучения на основе кейс-метода.

Технологии практической подготовки (обучения) студентов медицинского вуза.

Портфолио и т.д.

Технология обучения на основе кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла кейс-метод применяется многократно, то у будущих врачей вырабатывается опыт решения профессиональных задач.

Во время занятия студенты учатся ставить диагноз, составлять план обследования и лечения больного, уметь дифференцировать заболевания, находить решения в сложной ситуации

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию; поощрять активность студентов и их самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать и развивать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

содействовать индивидуализации образования; создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной адаптации в профессии [4]

ОПК-10

Готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи

3.

Технологии практической подготовки (обучения) студентов медицинского вуза (симуляционный центр).

Интерактивные игровые технологии

Симуляционные методики обучения позволяют реализовать компетентностный подход к обучению, построены на возможности обучающегося уже в процессе обучения попробовать использовать полученные знания на практике, не боясь ошибиться и не подвергая риску пациентов, дают возможность повысить роль студента в образовательном процессе, нацеленном на достижение результата (компетенций), инициируют творческую деятельность, способствуют развитию информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытию личностного потенциала обучающихся, формированию их самооценки и самоконтроля [6]

ПК-19

Способность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации

missing image file

Сформированность общепрофессиональных компетенций на кафедре нормальной физиологии

Заключение

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность обозначенной проблемы выбора из многообразия компетентностно-ориентированных технологий тех, которые способствуют эффективному формированию ОПК и ПК. Поставленная цель исследования, заключающаяся в разработке поливариантного контента компетентностно-ориентированных технологий, достигнута. Анализируя проведенную на кафедре нормальной физиологии работу и осуществив многоаспектный анализ, мы пришли к выводу, что именно с помощью представленных компетентностно-ориентированных образовательных технологий общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются наиболее эффективно; описанные технологии (технология развития критического мышления, интерактивные игровые технологии, технологии практической подготовки (обучения) студентов медицинского вуза, кейс-технология, технология портфолио и т.д.) способствуют формированию ОПК и ПК будущих врачей, что доказано повышением абсолютной успеваемости студентов.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Комаров А.Ю, Макарова Я.С., Сукач Л.И. ПОЛИВАРИАНТНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 127-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39085 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674