Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Щеголева А.В. 1
1 ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова»
Статья посвящена анализу образовательной технологии «Дебаты» и ее применению в практике преподавания иностранного языка в военном вузе. Автор описывает использование данной технологии с целью формирования внутренней мотивации к изучению иностранного языка за счет выбора актуальной темы, носящей проблемный характер; тщательной подготовки команд, а также многоплановости самого мероприятия. Данные факторы позволяют создать естественную образовательную среду, когда участники, работая над содержанием кейса (системы доказательств своей позиции), получают удовольствие от процесса познания. Автор рассматривает технологию на примере дебатов на английском языке по теме «Женщины в авиации: за или против?». Выбор темы обусловлен сменой стереотипов общественного сознания, переосмыслением роли и месте женщины в обществе и вооруженных силах. Описана фасилитирующая роль преподавателя, выступающего в роли тьютора и осуществляющего помощь участникам в поиске информации, проводя с ними мозговой штурм, обучая правилам написания речи для спикеров и навыкам ведения дискуссии. Статья также содержит результаты опроса участников об эффективности использования интерактивной технологии «Дебаты» с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка.
обучение иностранному языку
образовательная технология «Дебаты»
внутренняя мотивация
иноязычная коммуникативная компетенция
навыки ведения дискуссии
военный вуз
1. Турик Л.А. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «дебаты»: учебное пособие / Л.А. Турик, Д.П. Ефимченко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2019. 184 с.
2. Белобородова Н.С., Мельникова Н.А. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. 2016. .№ 6 (61). С. 73–75.
3. Литовченко О.А., Попова Н.Е. Технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 118–122.
4. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology “Debate” as a tool for communicative development. Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No 27. P. 367–375.
5. Ahmed S., Alasmari A. Using Debate in EFL Classes: Debate and technology to develop English skills. English Language Teaching. 2013. Vol. 6. No. 1. P. 147–152.
6. Cinganotto L. Debate as a teaching strategy for language learning. Lingue Linguaggi. 2019. Vol. 30. P. 107–125.
7. Значение слова «дебаты». Толковый словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://rustxt.ru/dict (дата обращения 01.02.2022).
8. Щеголева А.В. Реализация основных принципов отбора текстового материала при обучении иностранному языку / Наука современности: проблемы и решения: сборник научных статей. Научный ред. М.В. Веденькина. М., 2019. С. 108–114.
9. Щеголева А.В., Шпальченко Э.П. Оптимизация формирования профессионально-коммуникативной компетенции при обучении авиационному английскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30911 (дата обращения: 14.02.2022).
10. Щеголева А.В., Анисимова Е.С. Изменение содержательной стороны внеаудиторного практикума по английскому языку и способов его оценки // Концепт. 2016. № S7. С. 70–76. URL: http://e-koncept.ru/2016/76094.htm (дата обращения: 14.02.2022).
11. Щеголева А.В. Методико-педагогический эксперимент по изменению содержания и способов оценки самостоятельной работы по иностранному языку в военном вузе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 67–75.
12. Колесникова А.Ю., Чижикова С.Н. Содержание и оценка внеаудиторного практикума в качестве источника внутренней мотивации к изучению иностранного языка // Международный сборник научных трудов. Краснодар: КВВАУЛ, 2021. С. 137–143.
13. Воробец Л.В., Чижикова С.Н. Английский язык. Внеаудиторный практикум. Краснодар: КВВАУЛ, 2018. 94 с.
14. Словарь по педагогической психологии. [Электронный ресурс]. URL: https://1303.slovaronline.com (дата обращения 02.02.2022).
15. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35а–45.

Интерес к дебатам как образовательной технологии, используемой в учебной и внеучебной деятельности, в практике преподавания различных дисциплин, в том числе при обучении иностранному языку, не угасает с тех пор, как в 1993 г. Международным институтом «Открытое общество» была разработана и внедрена программа «Дебаты», которая была предназначена для реализации следующих целей: «способствовать становлению гражданского общества и развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе; формировать уважительное отношение к различным взглядам; развивать партнерские отношения и умения работать в команде, способность концентрироваться на сути проблем, отстаивать непопулярные идеи» [1]. Участие в дебатах помогает развивать навыки ведения дискуссии, обмена мнениями и идеями, эффективной коммуникации, а также расширяет кругозор, развивает критическое мышление и интеллектуальные способности. Дебаты, проводимые на иностранном языке, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции и повышают уровень мотивации к изучаемому предмету.

Цель статьи – рассмотреть образовательную технологию «Дебаты» на примере ее использования в практике обучения английскому языку курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Материалом для исследования послужили работы методистов и педагогов, использующих технологию «Дебаты» при обучении иностранному языку, а также авторская разработка дебатов по теме «Women in Aviation: Pros and Cons / Женщины в авиации: за и против».

Материалы и методы исследования

Основные методы исследования – теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, опрос. Новизна исследования заключается в обосновании использования технологии «Дебаты» с целью повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка в военном вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Большое внимание к образовательной технологии «Дебаты» объясняется ее эффективностью и многоплановостью применения. Так, например, Н.С. Белобородова, Н.А. Мельникова рассматривают данную технологию как форму развития критического мышления студентов колледжа, которое позволяет взглянуть на ситуацию с позиции другого, принимая во внимание точку зрения окружающих и ставя себя на их место; учит находить противоречия и использовать все доступные средства для решения проблемы; оценивать последствия действий, убеждений и идей [2]. Исследования О.А. Литовченко, Н.Е. Поповой показали большой потенциал данной технологии для формирования универсальных учебных действий (общекультурных, интеллектуальных, исследовательских, коммуникативных, ораторских, граждановедческих [3], они также способствуют формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения и мотивируют их к изучению дисциплин, связанных с будущей специальностью [4]. Дебаты могут выступать в качестве предметно-языкового интегрированного обучения. Отмечается эффективность данной личностно-ориентированной технологии, способствующей вовлечению обучающихся в процесс получения знаний, повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка и развитию навыков межличностного общения и сотрудничества. Sayed Ahmed и Ali Alasmari [5], а также Letizia Cinganotto [6] отмечают важную роль дебатов при обучении всем видам речевой деятельности на иностранном языке: аудированию, говорению, чтению и письму. Участники дебатов имеют возможность расширить словарный запас, они также развивают умение выступать публично, слушать и слышать собеседника, выражать и отстаивать определенную точку зрения, приводя для этого аргументы и подкрепляя их примерами.

Словарь Т.Ф. Ефремовой дает следующее определение понятию «дебаты»: «публичные споры при обсуждении чего-л., обмен мнениями по каким-л. вопросам» [7]. В повседневной жизни мы часто вступаем в споры – это неформальные дискуссии, возникающие часто стихийно и проходящие без всяких правил. Формальные дебаты используются в политической жизни, в том числе предвыборных кампаниях, на заседаниях государственных структур, в судебном процессе, в средствах массовой информации, бизнесе и научной деятельности. Специально организованные формальные дебаты, когда две команды проводят спор по поводу предложенного тезиса, могут проводиться при организации как учебной, так и внеучебной деятельности.

Л.А. Турик, анализируя дебаты, отмечает, что данная технология развивает системное видение проблемы, логику, умение выражать свои мысли, вести полемику; у участников игры растет степень уверенности в себе, совершенствуется умение создавать систему аргументов и контраргументов, работать в команде [1]. В основе дебатов лежат следующие принципы: уважение к оппоненту (критикуется точка зрения, а не люди), честность в аргументах, а также принцип приобретения знаний, когда обучение важнее, чем победа. Участники игры делятся на две команды: утверждающая (Affirmative) и отрицающая (Negative). Спикеры каждой из команд должны аргументировать свою точку зрения на проблему и убедить судей в преимуществе своей позиции. Подготовку к игре осуществляет тьютор – тренер, формирующий команды, помогающий спикерам корректировать доказательства для обоснования позиции команды; он проводит мозговой штурм, обсуждая аргументы и контраргументы. Порядок проведения дебатов отличается в зависимости от формата. Наиболее распространенные – классические дебаты Карла Поппера, Парламентские дебаты, дебаты Линкольна – Дугласа, а также различные модифицированные дебаты. Важный этап успешных дебатов – выбор темы, которая должна быть актуальной, проблемной, отвечать интересам участников, быть значимой и перспективной для обсуждения; она также должна отличаться четкостью и конкретностью формулировки. Каждой команде следует представить систему доказательств для обоснования своей позиции – кейс, в состав которого входит актуальность темы и ее многоаспектное аргументированное обоснование с различных точек зрения, подкрепленное аргументами и фактами, а также статистическими данными. При этом аргументы должны быть, с одной стороны, очевидны, а с другой – нетривиальны. В большинстве случаев формат дебатов предусматривает наличие перекрестных вопросов, когда каждому участнику предоставляется возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Данный раунд может как быть использован для уточнения информации и разъяснения позиции, так и носить провокационный характер для снижения значимости аргументации оппонентов.

Самая главная и сложная часть при подготовке кейса – аргументация. В процессе разработки доказательной базы необходимо заранее продумать, точны ли приводимые сведения, нет ли в них противоречий, можно ли привести подходящие примеры для иллюстрации и насколько весомые возражения могут возникнуть у оппонентов. Таким образом, каждая из команд еще на этапе подготовки к дебатам проводит мозговой штурм, в процессе которого создается как пакет аргументов, так и пакет контраргументов. Спикерам следует тщательно готовиться к выступлению, продумав весь его ход, так как самый лучший экспромт – хорошо подготовленный. Речь должна быть записана, но нельзя все читать, это не произведет должного впечатления. Начинать следует с приветствия в адрес другой команды, судей и зрителей. Используя метод «зацепки», можно начать выступление с необычного вопроса или сравнения, кратко изложить суть проблемы с использованием личного опыта. Во время публичного выступления можно пользоваться сигналами внимания, задав риторический вопрос аудитории, или сослаться на известное всем событие, напоминание о котором вызовет определенный отклик. Удачно подобранная цитата добавит вес выступлению, а предложения-связки между его частями придадут речи четко структурированный характер. Поза, жесты, паузы и модуляция голоса несут не только эмоциональную, но и смысловую нагрузку. Процесс игры в дебаты строго регламентирован, таймкипер следит за соблюдением правил. Судьи, наблюдая за ходом дискуссии, принимают решение о степени убедительности каждой из команд, оценивают работу спикеров и комментируют свое решение.

Проведение дебатов на иностранном языке – один из аспектов в многогранной работе кафедры, направленной на повышение интереса к изучению иностранного языка в военном вузе. Учитывая, что содержание обучения может выступать важным мотивационным фактором, преподаватели большое внимание уделяют отбору аутентичного текстового материала, отражающего интересы обучающихся [8], создаются условия для профессионального речевого общения за счет использования инновационных квазипрофессиональных технологий, сочетающих как учебные черты, так и элементы будущей профессиональной деятельности [9], кардинально меняется организация и способы оценки самостоятельной работы по предмету [10–12], разработаны пособия по внеаудиторному практикуму, мотивирующие обучающихся к самостоятельной работе по усвоению базового материала и повышающие степень личной ответственности за конечный результат [13]. Все это способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Рассмотрим более подробно систему подготовки и проведения дебатов на английском языке в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков. Учитывая, что предмет обсуждения должен быть актуален, носить проблемный характер и представлять интерес для участников, было предложено подготовить дебаты на тему «Women in Aviation: Pros and Cons». Выбор темы обусловлен следующими факторами: смена стереотипов общественного сознания, переосмысление роли и места женщины в обществе и вооруженных силах. Возможность стать военным летчиком перестает быть уделом только мужчин. Ежегодно, начиная с 2017 г., в училище осуществляется набор девушек, которые обучаются по четырем направлениям: управление военно-транспортными самолетами, истребителями, штурмовиками и самолетами дальней авиации. Нами была выдвинута гипотеза, что предложенная тема не сможет оставить равнодушным никого из участников дискуссии.

Для успешного проведения дебатов на английском языке необходимо было сформировать команды из курсантов с достаточно высоким уровнем владения иностранным языком. Учитывая, что ежегодно на конкурсной основе происходит отбор в группу по подготовке офицеров по профилю военной специальности с получением дополнительной квалификации переводчика в сфере профессиональной коммуникации, было решено предложить будущим военным переводчикам принять участие в дебатах. Идеальным вариантом было бы сформировать женскую утверждающую и мужскую отрицающую команды, но из-за недостаточного количества девушек, хорошо владеющих английским языком, пришлось подобрать смешанную команду Affirmative, объяснив, что данным участникам необходимо отстаивать положение о том, что женщины могут занять достойное место в военной авиации (даже если их реальная точка зрения не совпадает с данным тезисом). Собрать команду Negative оказалось несложно, так как практически любой курсант мужского пола отрицательно относится к самой идее получения профессии военного летчика девушками. Далее был проведен инструктаж о формате и порядке проведения дебатов, а также выбраны спикеры (по два от команды). Преподаватель, являясь тьютором, на протяжении всей подготовки к игре выступал в роли фасилитатора, осуществляя помощь в поиске информации, проводя мозговой штурм с представителями разных команд, объясняя правила написания речи для спикеров, приводя примеры аргументации и контраргументации.

В связи с тем, что целью проводимых нами дебатов было совершенствование навыков устной речи и повышение мотивации к изучению иностранного языка, мы остановились на учебном формате дебатов. Был утвержден следующий порядок:

1. Вступительное слово преподавателя (приветствие участников и членов жюри, информация о порядке проведения дебатов).

2. Презентация о женщинах-летчицах 588 полка ночных бомбардировщиков, известных как Night Witches / Ночные ведьмы (в качестве устно-речевой разминки для разогрева аудитории).

3. Спикер 1 команды Affirmative

(до 4 минут).

4. Спикер 1 команды Negative

(до 4 минут).

5. Перекрестные вопросы (члены команды поочередно задают вопросы оппонентам и отвечают, приводя контраргументы).

6. Спикер 2 команды Negative (опровергает аргументы оппонентов, выдвигая контраргументы и подводит итог по ключевым вопросам).

7. Спикер 2 команды Affirmative (подводит итог основным положениям, давая ответ на аргументы команды соперников, подкрепляя контраргументы цифрами и фактами).

8. Выступление жюри, подведение итогов и оценка работы команд.

9. Песня Night Witches группы Sabaton в исполнении курсантов.

10. Feedback. Письменный опрос участников дебатов об отношении к данному формату внеаудиторного мероприятия по иностранному языку и его месте в системе языковой подготовки.

Залог успеха любого занятия – тщательно подготовленное методическое обеспечение. Всем участникам был предоставлен раздаточный материал, содержащий фразы, которыми следует пользоваться при обращении к аудитории, оппонентам и судьям; перечень аргументов за / против профессии летчика (Pros and Cons of Being a Pilot), список качеств, которыми должен обладать летчик (Qualities Required to Become a Pilot), умений и навыков, необходимых каждому летчику (Soft and Hard Pilot Skills). Это так называемый Active Vocabulary Bank, т.е. активный словарь, без знания которого невозможно правильно сформулировать мысль на английском языке из-за недостатка лексического запаса.

Подготовка к дебатам и само мероприятие позволили создать естественную образовательную среду, в которой участники старались глубже изучить тему обсуждения и получали удовольствие от приобретения знаний. Таким образом, осуществлялся процесс формирования внутренней мотивации к изучению иностранного языка, под которой мы понимаем совокупность мотивов, заложенных в учебной деятельности. Это мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения в отличие от внешней мотивации, когда побудительные причины деятельности не связаны непосредственно с ее содержанием, а задания выполняются ради получения награды или избегания наказания [14]. Внутренняя познавательная мотивация не только является важным условием академической успеваемости, но и, как отмечают Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин, выступают фактором психологического благополучия, удовлетворенности жизнью; когда обучающимся «в целом наиболее присущи внутренние мотивы, связанные с удовольствием от учебной деятельности и стремлением достичь в ней успеха» [15, с. 45]. Опрос участников дебатов, проведенный после подведения итогов, показал высокую степень интереса обучающихся к данной образовательной технологии. Всем участникам было предложено выразить в процентах, до какой степени данная форма занятий мотивирует их к изучению иностранного языка. Один из респондентов ответил, что на 85 %, двое – на 80 %, остальные участники считают, что данная интерактивная игровая технология на 100 % мотивирует к изучению иностранного языка. Более того, все участники отметили актуальность темы и желание участвовать в дебатах в дальнейшем. В качестве возможных тем для будущих дискуссий были предложены следующие:

1. Противостояние США и России.

2. Военная и гражданская авиация.

3. Рода современной авиации и какая авиация лучше.

4. Смешанные экипажи.

5. Роль российской авиации в Сирийском конфликте.

Данный перечень свидетельствует, с одной стороны, о профессиональной направленности интересов будущих летчиков, а с другой, о желании обсуждать проблемные вопросы на английском языке, что подтверждает эффективность описанной технологии и правильность выбранного вектора в работе кафедры, создающей специальные условия для формирования внутренней мотивации к изучению иностранного языка.

Участникам также было предложено перечислить факторы, которые отрицательно сказались на степени подготовки к дебатам. Все отметили недостаток информационных ресурсов. Кроме того, нехватка свободного времени и загруженность в связи с исполнением служебных обязанностей (наряды, командировки, строевая подготовка) также оказали некоторое негативное влияние на качество подготовки отдельных участников, которые не смогли до конца проявить свой потенциал.

Принимая во внимание эффективность рассматриваемой технологии, мы считаем, что перспективным направлением может быть использование дебатов не только во внеаудиторных мероприятиях среди обучающихся с высоким уровнем владения иностранным языком, но и во время аудиторных занятий на заключительном этапе изучения темы после усвоения базовой лексики и необходимых грамматических структур. Преподавателю, выбравшему данную форму занятия, следует подготовить методическое сопровождение в виде разноуровневых опор для участников дебатов.

Заключение

1. Применение современных образовательных технологий позволяет сделать учебный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.

2. Участие в дебатах помогает развивать навыки ведения дискуссии, обмена мнениями и идеями, эффективной коммуникации, а также расширяет кругозор, способствует развитию интеллектуальных способностей, критического мышления.

3. Дебаты, проводимые на английском языке, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции, расширению словарного запаса и беглости речи, совершенствуют навыки всех видов речевой деятельности.

4. Тот факт, что все участники внеаудиторного мероприятия по иностранному языку проявили активность в обсуждении интересующего их вопроса и выразили желание в дальнейшем участвовать в дебатах, свидетельствует о большом потенциале использования данной образовательной технологии с целью повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.


Библиографическая ссылка

Щеголева А.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 236-240;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39065 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674