Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ВИДА СПОРТА «АРМЕЙСКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ»

Ольденбургер Р.Ф. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Выявлены предпосылки становления и развития в России армейского рукопашного боя как вида спорта. Утверждается, что, несмотря на высокую значимость и широкое распространение в стране данного вида спорта, в научной литературе не нашел отражения вопрос предметного исследования предпосылок его становления и развития. Раскрыты исторические предпосылки становления и развития армейского рукопашного боя как вида спорта, отражающие особенности исторической эволюции нашей страны после социалистической революции 1917 г., кардинальные изменения характера ведения боевых действий и методики подготовки войск к данному виду боевых действий, а также формирования национальной системы физической культуры и спорта в СССР. Определены социально-культурные предпосылки становления и развития армейского рукопашного боя в России, обусловленные тем обстоятельством, что спортивно-боевое единоборство органично вписывалось в идеологический контекст формирования советского человека и стало важным элементом обучения трудящихся масс. Показан вклад в создание рассматриваемых предпосылок таких пропагандистов и организаторов спортивно-боевых единоборств, как В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, В.С. Ощепков, Н.Н. Ознобишин, В.П. Волков, А.А. Кадочников и др. Обоснована методическая составляющая социально-культурных предпосылок становления и развития в России армейского рукопашного боя как спортивного направления в период с 1920-х по 1970-е гг.
становление и развитие
вид спорта
армейский рукопашный бой
Россия
1. Ольденбургер Р.Ф., Ирхин В.Н. Особенности развития армейского рукопашного боя в Белгородской области // Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы развития: материалы V международной студенческой научно-практической конференции (Тирасполь, 10–11 апреля 2014 г.). Тирасполь: Издательство Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, 2014. С. 85–87.
2. Кузин П.А. Содержание и методика подготовки учащихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации по разделу «Спортивные единоборства и рукопашный бой» на основе армейского рукопашного боя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2019. 22 с.
3. Обвинцев А.А., Ашкинази С.М., Пашута В.Л. Становление рукопашного боя в России как раздела подготовки военнослужащих // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 2. С. 60–67.
4. Картамышев Д.А. Пути совершенствования обучения рукопашному бою в Вооружённых Силах Российской Федерации с учётом опыта подготовки в армиях зарубежных стран: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2017. 179 с.
5. Коньков В.С. Боевая система рукопашного боя спецназа. М.: Рипол Классик, 2014. 174 с.
6. Черкесов Р.М. Скоростно-силовая подготовка занимающихся рукопашным боем в процессе совершенствования техники прямого удара рукой: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2021. 142 с.
7. Камнев Р.В., Карасев А.Г. Этапы становления и развития боевых систем рукопашного боя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 87–90.
8. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. М.: Издательство Народного комиссариата внутренних дел РСФСР, 1930. 234 с.
9. Волков В.П. Курс самозащиты без оружия Самбо: учебное пособие для школ НКВД. М.: Издание школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР, 1940. 320 с.
10. Булочко К.Т. Физическая подготовка разведчика. М.: Военное издательство народного комиссариата обороны, 1945. 45 с.
11. Рыбкин В.В. Центральная школа каратэ. М.: Книга по требованию, 2013. 480 с.

В настоящее время возрастает интерес к истокам и особенностям развития национальных видов спорта в России, в особенности тех, которые способствуют военно-физической подготовке подрастающего поколения. В обстановке актуализации национальных ценностей особое место занимает армейский рукопашный бой (АРБ) как вид спорта, родившийся в нашей стране. Изучение истории развития АРБ имеет большое значение для выстраивания системы патриотического воспитания современной молодежи [1; 2], а также для стимулирования ее к занятиям рукопашным боем. Рассматривая историю АРБ как военно-прикладного вида спорта, целесообразно показать исторические и социально-культурные предпосылки его становления и развития в России. Как свидетельствует анализ научной литературы, данная проблема не получила должного освещения в историко-педагогических исследованиях или же до сих пор рассматривалась главным образом фрагментарно.

Цель исследования – определение предпосылок становления и развития в России армейского рукопашного боя как военно-прикладного вида спорта.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы и практики организации АРБ; изучение передового опыта тренировочного процесса; наблюдение; беседа; обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

В современных войсковых подразделениях тактика рукопашного боя включена в программу подготовки военнослужащих [3; 4]. А точкой отсчета АРБ как военно-прикладного вида спорта в России принято считать 1979 г.: проведение в Каунасе 1-го чемпионата ВДВ. Позже АРБ был успешно внедрен в программу обучения и стал основной составляющей форм физической подготовки военнослужащих.

Исторические предпосылки становления и развития АРБ связаны с исторической эволюцией России после социалистической революции 1917 г. и детерминировались следующими факторами:

− формирование новых, социалистических общественных отношений;

− потребность в защите социалистических завоеваний от внешних угроз;

− изменение характера ведения боевых действий, модернизация армии и совершенствование методики подготовки войск к рукопашному бою (развитие вооружения, боевой техники и способов ведения боя потребовало более высокого уровня физической подготовленности военнослужащих) [5; 6].

Исторические предпосылки становления и развития АРБ включают, на наш взгляд, следующие аспекты:

1) формирование новой школы военно-физической подготовки воинов в годы Гражданской войны на основе нормативных документов: Полевой устав (1918 г.), программа занятий по рукопашному бою в РККА (1919 г.), «Руководство по штыковому бою» (1919 г.), первое официальное руководство по физической подготовке РККА и допризывной молодежи (1923 г.) и др.;

2) создание в начале 1920-х гг. спортивных секций и обществ, в которых изучались способы защиты и нападения без оружия, владение холодным оружием (например, в 1923 г. в спортивном обществе «Динамо» работала секция самозащиты под руководством В.А. Спиридонова);

3) формирование национальной системы физической культуры, базирующейся на социалистической идеологии;

4) военизация советской системы физического воспитания в 1920–1940-х гг. и широкое приобщение населения к военно-прикладным видам спорта [7].

В 1950–1970-х гг. в связи с модернизацией боевой техники, тактики ведение боевых действий, порядка комплектования личного состава Вооруженных сил, с многочисленными локальными войнами пересматривались способы обучения воинов при разработке новых организационно-методических рекомендаций и указаний по рукопашной подготовке военнослужащих. Таким образом, международная и военно-политическая ситуация вокруг СССР, научно-технический прогресс, заставлявший модернизировать Вооруженные силы и изменять тактику ведения боевых действий, – все это в конечном итоге стимулировало поиск путей качественной подготовки личного состава к рукопашному бою.

Социально-культурные предпосылки возникновения АРБ как вида спорта в России обусловлено тем обстоятельством, что спортивно-боевое единоборство создавало широкие возможности для развития физических (быстрота и ловкость, сила, гибкость, выносливость) и морально-волевых качеств. Все это вписывалось в идеологический контекст формирования советского человека и стало важным элементом военно-физического воспитания трудящихся масс. Однако рукопашный бой развивался сложно и противоречиво.

После социалистической революции вместе с царскими пережитками под опалу попали старинный русский бой, все школы рукопашного и штыкового боя, системы подготовки дореволюционной армии и сотрудников царской полиции. Жизненно необходимы были новые школы рукопашного боя, особенно в условиях высокой криминогенности 1920-х гг. Шло изучение и анализ приемов и методов ведения уличного боя криминальными элементами, попытка синтезирования этого опыта с английским боксом, французской борьбой и восточными единоборствами. Например, Н.Н. Ознобишин, на основе анализа боевых единоборств Франции, Англии и Японии, «дворово-хулиганской концепции» ведения уличной драки, изучения статистики футбольных травм и др., пришел к выводу, что английский бокс не помогает в реальном бою, джиу-джитсу – это только элемент рукопашного боя, а восточные приемы надавливания на болевые точки неэффективны, особенно в зимних условиях ношения противником теплой одежды. При боевом столкновении необходимо уделять особое внимание расстоянию: на дальней дистанции нахождения противника применять огнестрельное оружие (не изображая из себя мастера единоборств); на средней дистанции эффективны поставленные удары ногами (в первую очередь из французской борьбы сават); на ближней дистанции – удары кулаком и локтями; если соперники сблизились вплотную – приемы джиу-джитсу [8]. Однако тираж руководства Н.Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя» (1930 г.) был изъят и полностью уничтожен, поскольку у власти было опасение использования этой боевой системы против сотрудников НКВД. Не исключено, что это была попытка устранения более сильного конкурента для самбо.

В 1920–1970-х гг. четко прослеживается развитие методической составляющей социально-культурной предпосылки возникновения АРБ как военно-прикладного вида спорта в России. Анализ содержания и направленности развития методической мысли совершенствования в нашей стране АРБ в рассматриваемый период представлен в таблице.

Анализ методической составляющей социально-культурной предпосылки возникновения АРБ как вида спорта в России в 1920–1970-х гг. свидетельствует о том, что в 1930-х гг. благодаря усилиям Н.Н. Ознобишина и В.С. Ощепкова была разработана новаторская по тому времени система спортивно-боевого единоборства. Она включала в себя такие направления спортивной борьбы, как дзюдо и самбо. Была существенно дополнена принципами, способами ведения рукопашного и огневого боя.

Объективным фактором, оказавшим значительное влияние на развитие спортивно-боевого единоборства в нашей стране, стал всесторонний анализ и системное использование при подготовке военнослужащих неоценимого опыта, полученного в войне против японцев на озере Хасан и реке Халхин-Гол, в войне с белофиннами и в годы Великой Отечественной войны. В первую очередь изменилась система рукопашно-боевой подготовки советских солдат, которые должны были уметь применять полученные навыки в борьбе с вооруженным или не вооруженным противником, в атаке или в ходе оборонительных действий. В 1950–1980-х гг. дальнейшее развитие Вооруженных Сил СССР обострило проблему подготовки военнослужащих к рукопашному бою, что детерминировало организацию соревнований по «рукопашному двоеборью». Одновременно с этим стали проводиться состязания по фехтованию на карабинах. С 1952 г. под влиянием научно-технической революции в Советской армии перестали проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. Но события на острове Даманский вновь заставили вернуться к этому вопросу. В конце 1970-х гг. боевые действия в Афганистане заставили модернизировать занятия по спортивному рукопашному бою, которые стали проводиться комплексно. При этом внимание было сосредоточено на тренировочном направлении. Отрабатывались действия в условиях, близким к боевым. Проведение в 1979 г. первого чемпионата по АРБ стало возможным благодаря предшествовавшей этому многолетней практике и экспериментам с различными видами единоборств. Среди призывного контингента тщательно отбирались спортсмены-разрядники и призёры соревнований по боксу, борьбе, самбо, дзюдо и т.д. Методичная работа бойцов и командиров дала толчок к зарождению АРБ.

Отметим, что существенное влияние на факт появления в СССР АРБ оказало развитие физической культуры и спорта в стране. Советское руководство уделяло пристальное внимание распространению ценностей физической культуры среди населения в довоенные годы, включая его в деятельность многочисленных добровольных спортивных обществ, в выполнение нормативов комплекса ГТО, в разнообразные мероприятия спортивного и физкультурно-массового характера. В 1930–1940-е гг., в связи с военизацией физической культуры, особую популярность у молодежи получили военно-прикладные виды спорта, в том числе единоборства. Вступление Советского Союза в начале 1950-х гг. в международное спортивное движение, спортивное противостояние между СССР и США в 1950–1980-х гг., выдающиеся победы советских спортсменов – все это стимулировало дальнейшее развитие физической культуры и спорта в нашей стране, способствовало формированию чувства гордости за страну и сопричастности к ее великим достижениям, создавало благоприятную почву для определения идейно-мировоззренческой основы АРБ как национального вида спорта. Претендовавшее на этот статус самбо не могло в полной мере выполнить данный объективный заказ, сформировавшийся в стране. В 1970–1980-е гг. в СССР стали подпольно возникать многочисленные секции единоборств под названием «карате», «боевое самбо» и др., а в 1980-е гг. получили развитие школы боевых искусств: А.А. Кадочникова, который за основу своего стиля взял систему самозащиты В.А. Спиридонова и дополнил её ударной техникой ног, а также приёмами из спортивной борьбы самбо; Г.В. Попова, основавшего в середине 1980-х гг. школу боевого искусства ЧОЙ, т.е. «честь, отвага, интеллект», и включавшей в себя элементы ушу, айкидо, бокса, карате и других боевых единоборств; возникшей на рубеже 1980–1990-х гг. школы «СЭН’Э» Т.Р. Касьянова (переводится как SENE – the System of Effective Neutralization of Enemy – система эффективной нейтрализации противника). Сам Тадеуш Рафаилович считает днем рождения Школы «СЭН’Э» 10 сентября 1969 г., когда впервые надел кимоно своего наставника А.Б. Штурмина. Школа «СЭН’Э» также базировалась на технической основе различных видов единоборств, в первую очередь – корейского [11].

Развитие методической составляющей социально-культурной предпосылки возникновения АРБ как вида спорта в России (1920–1970-е гг.)

Десяти-летия

Автор, год издания

Идеи, результат

1920-е гг.

А.А. Ивашкевич и др., 1924 г.

В.А. Спиридонов, 1928 г.

Использование приемов французской борьбы и элементов восточных единоборств (нажатие на болевые точки). Но пособие было малопригодным в условиях уличной драки.

Попытка объединить джиу-джитсу с техникой французской борьбы

1930-е гг.

В.С. Ощепков, 1930 г.

Н.Н. Ознобишин, 1930 г.

Ф. Шабалин и др., 1938 г.

В программе представлены базовые принципы спортивной тренировки по различным видам единоборств, а также штыковому бою и силовой подготовке. Гармонизирована ударная и борцовская техники в единый комплекс прикладного характера.

Разработана система боя, предполагающая учет дистанции нахождения противника и применения соответствующих средств поражения: огневой бой на дальней дистанции; психологическая завязка поединка, рукопашный бой на ближней дистанции.

Даны методические рекомендации по различным видам физической подготовки военнослужащих и применению боевых средств поражения

1940-е гг.

В.П. Волков,1940 г. [9].

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Красной армии,1941 г.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Красной армии,1942 г.

Н.Н. Симкин,1944 г.

К.Т. Булочко,1945 г. [10].

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Красной армии,1941–1945.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Советской армии,1948 г.

Учебное пособие, разработанное для сотрудников спецслужб, правоохранительных органов представляло собой подробную инструкцию обучению системе борьбы без оружия.

На основе анализа опыта советско-финской войны внесены коррективы в методику подготовки бойцов в аспекте ведения рукопашного боя в зимних условиях.

Выделены средства подготовки к рукопашному бою, штыковому бою, бою невооруженного с вооруженным, приемы использования огневых средств и др.; разработана комплексная тренировка в условиях преодоления полосы препятствий и ведения боя.

Основанная на практическом опыте использования различных приемов и средств ведения ближнего боя, инструкция стала методической основой работы специалистов, готовящих резерв Красной армии.

Практическая энциклопедия войскового разведчика.

Адаптация существующих систем подготовки военнослужащих к ведению рукопашного боя на основе анализа опыта боевых действий в годы Великой Отечественной войны.

Разработаны разделы «Рукопашный бой» и «Преодоление препятствий», ставшие самостоятельными разделами физической подготовки войск

1950-е гг.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Советской армии,1954 г.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Советской армии,1959 г.

Дана классификация приемов рукопашного боя: 1. Приемы боя карабином (автоматом, винтовкой). 2. Приемы боя армейским ножом. 3. Приемы боя пехотной лопатой. 4. Безоружный бой. Недостатком данной системы было то обстоятельство, что тестовые упражнения были построены так, что приемы рукопашного боя, кроме штыкового боя, становились невостребованными для сдачи итогового теста. По сути, они в процессе подготовки давались как второстепенные или вообще не давались как ненужные.

Реализована идея комплексности в ходе физической подготовки военнослужащих. Усилена динамика в действиях бойцов.

Применение различных средств поражения противника сведено в один раздел физической подготовки военнослужащих

1960-е гг.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Советской армии,1966 г.

Изменена программа физической подготовки военнослужащих на основе анализа опыта Великой Отечественной войны и происходящей модернизации армии

1970-е гг.

Авторский коллектив Управления боевой подготовкой Советской армии, 1978 г.

Обновились принципы и последовательность овладения военнослужащим характера ведения рукопашного боя в сочетании с применением огнестрельного оружия

Заключение

Итак, в исследовании выявлены исторические предпосылки становления и развития в России АРБ как вида спорта, носящего военно-прикладной характер. Такие предпосылки были обусловлены объективными особенностями развития социалистического общества в нашей стране; сложным диалектическим характером экономической и политической ситуации довоенных и послевоенных лет; потребностью в защите социалистического Отечества и военно-физической подготовке молодежи и кадров для органов внутренних дел; необходимостью интеграции национальных видов спорта и создания универсального единоборства. Социально-культурные предпосылки возникновения АРБ как военно-прикладного вида спорта в современной России органично связаны с развитием спорта в СССР, с организаторской, спортивной и методической деятельностью таких выдающихся подвижников военно-физической подготовки в нашей стране, как В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, В.С. Ощепков, Н.Н. Ознобишин, В.П. Волков, Н.Н. Симкин, К.Т. Булочко, А.А. Кадочников и др. Важнейшую роль сыграло развитие методической составляющей социально-культурной предпосылки возникновения АРБ как вида спорта в России (1920–1970-е гг.), определившей совершенствование содержания и способов обучения приемам защиты и нападения, синтезировавшей новаторские идеи из арсенала мировых видов единоборств, адаптированной к реальной боевой деятельности, отработанной на многонациональной российской почве, а также возникновение в 1980-х гг. школ боевого искусства.


Библиографическая ссылка

Ольденбургер Р.Ф. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ВИДА СПОРТА «АРМЕЙСКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ» // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 216-220;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39061 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674