В Российской Федерации в последние годы можно наблюдать тенденцию повышения внимания государства и общественности к проблеме формирования у молодого поколения потребности физического совершенствования, физического воспитания, воспитания ценностного отношения к здоровью, а также развитию интереса к спортивно-оздоровительной деятельности. Осознанное внимание к своему здоровью является основополагающим элементом в структуре жизнедеятельности личности. В российской образовательной политике выделенная проблема выступает также одним из основных направлений модернизации образования на всех уровнях. Повышенное внимание к исследованию данной проблемы обусловлено, прежде всего, тем, что благодаря занятиям спортом и физической культурой возможно повышение личностного психического, физиологического и физического состояния, сохранения и укрепления здоровья, развития уровня творческих способностей и работоспособности. В жизни человека его здоровье исторически было наиболее важной ценностью.
Актуальным также сегодня является вопрос, каким должен быть эталон начинающего специалиста, каким критериям запросов современного общества он должен отвечать, каким набором качеств, компетенций, знаний должен обладать.
Речные и морские рейсы – это деятельность повышенной опасности. Даже несмотря на то, что на сегодняшний день плавательные суда достаточно технологичны и оборудованы современными технологиями, которые облегчают и автоматизируют плавание, человеческий фактор остается одним из важнейших составляющих безопасности рейсов плавания.
Профессия связана с определенными опасностями для жизни, такими как природные явления, выполнение своих профессиональных обязанностей в экстремальных условиях, повышенное воздействие электромагнитных полей, вибрация, шум и своевременный анализ постоянно поступающей информации. Все эти факторы требуют от членов экипажа особой физической, психологической и интеллектуальной подготовленности.
Вопрос о физической подготовке студентов-речников является важной проблемой теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки. Актуальность данного исследования состоит в определении возрастающих требований подготовки специалистов речного дела к их профессиональной деятельности и уровнем физической подготовленности курсантов судоводительской специальности в условиях вузов речного транспорта. Профессиональные качества будущих судоводителей напрямую зависят от совокупности комплекса знаний, умений и навыков, которые должны быть качественно сформированы в период обучения.
Профессиональная и физическая подготовка студента – основная педагогическая цель дисциплины «Физическая культура». Для этого необходимо создание актуальных профессионально-ориентированных условий в организации высшего образования, призванных выполнять базовые функции для физического воспитания, самовоспитания и самообразования студентов.
Цель исследования заключается в определении особенностей занятий физической культурой современных студентов университета водного транспорта как фактора их успешности в будущей профессии.
Как свидетельствуют результаты последних исследований, посвященных анализу основных аспектов выделенной проблемы, основной формой занятия физической культурой считаются тренировочные самостоятельные занятия, о чем писали В.Н. Смирнов и О.Е. Лихачев. В научных исследованиях Ф.Г. Хамикоева и К.Э. Кетоева подчеркивалось, что основной формой на занятиях по физической культуре считаются мероприятия, которые носят общественный характер и направленность на профессиональную спортивную деятельность или физическую культуру.
В то же время мы полагаем, что не стоит забывать о том, что во всех вузах Российской Федерации в настоящее время дисциплина «физическая культура» является обязательной дисциплиной. Многие ученые отмечают роль и важность данной дисциплины в системе высшего профессионального образования. Так, в работе В.Т. Ворониной отмечается, что физическая культура играет непосредственную роль в убежденности студентов в необходимости осуществления физической активности [1]. В научных трудах Е.А. Бобровского указывается, что основной ролью физической культуры в системе высшего образования считается формирование у студентов соответствующих ценностных ориентиров [2]. С.Н. Демянчук в своей работе указывает, что дисциплина «физическая культура» направлена на всестороннюю физическую подготовку общества, в том числе молодого поколения [3].
Если обратиться к анализу феномена человеческого здоровья, то следует обратить внимание на факт, отмеченный многими современными учеными, что феномен здоровья сегодня является главной политической и экономической ценностью, а состояние здоровье определяет уровень развития и национальной государственной безопасности.
На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, прежде всего, профессиональные компетенции связаны с подготовленностью, в частности с физической подготовленностью, т.е. с результатами физической подготовки человека к деятельности [4]. Физическая подготовка студентов находится в непосредственной зависимости с формированием успешности в их будущей профессиональной деятельности, самостоятельной жизни, достижения ими высокой работоспособности на умственном и физическом уровне, поддержания высокого уровня здоровья и т.д., о чем свидетельствуют многочисленные российские и зарубежные исследования [5].
Материалы и методы исследования
При написании статьи использовались следующие методы исследования: анализ теоретических научных трудов по теме исследования, обобщение педагогического опыта, систематизация данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях одной из ключевых функций физического воспитания в педагогическом и социальном смысле считается обеспечение высокого уровня трудовой и учебной деятельности студентов, а также их конкурентоспособности, устойчивой профессиональной мобильности и высокой работоспособности. Важность и роль физической подготовки современных студентов, прежде всего, обусловлена современными требованиями рынка труда к подготовке профессионалов, постоянно трансформирующимися условиями их жизнедеятельности и правами, запросами обучающихся студентов.
Главная цель обучения специалистов водного транспорта – это освоение навыков и умений профессиональной деятельности: управление личным составом командования, выполнение и постановка задач в экстремальных ситуациях, работа с техникой. Специалисту водного транспорта необходимо постоянно повышать свои профессиональные знания, умения, навыки. Каждый специалист должен уметь организовывать свой спортивный досуг для поддержания физической подготовленности, а также организовывать и планировать свой тренировочный процесс. Все члены экипажа должны уметь применять профессиональные навыки в экстремальных условиях, иметь хорошую реакцию, ловкость, гибкость. Обладать достаточной физической силой для переноса тяжестей, поднимания и спускания по вертикальным трапам, психологически быть готовым работать в замкнутом пространстве. В случае экстремальной ситуации члены экипажа должны быть готовы психологически и физически к спасению членов судна: готовы прыгнуть в воду с высоты, погрузиться под воду, оказать первую медицинскую помощь.
В первую очередь, как следует подчеркнуть, такой государственный социальный заказ предполагает формирование у студентов профессиональных и общепрофессиональных компетенций. В научных исследованиях подчеркивается, что среди таких компетенций можно выделить способность студентов осуществлять самостоятельную оценку и контроль результатов образования, определять основные трудности в обучении для их корректировки [6]; способность студентов к применению профессиональных умений и знаний, которые были освоены при изучении профильных дисциплин, не практике; способность к использованию основных средств и методов физической культуры для обеспечения профессиональной и социальной деятельности и т.д.
Выделенные общепрофессиональные и профессиональные компетенции в первую очередь обеспечивают способность обогащать и осваивать культурный общественный потенциал, высокий уровень работоспособности, психическое и физическое здоровье, высокий уровень профессиональной культуры, требуемую физическую подготовку.
Под физической подготовкой, как отмечает Е.Г. Пухаева, необходимо понимать процесс, который непосредственно направлен на формирование двигательных способностей, которые требуются как для профессионализации, так и для спортивной деятельности [7].
В современном высшем образовании физическая подготовка подразделяется на специальную физическую подготовку и общую физическую подготовку. Выделенные разновидности физической подготовки дополняют друг друга и взаимообусловлены. В образовательной системе удельный вес каждой из разновидностей физической подготовки находится в непосредственной зависимости от этапа тренировочного учебного процесса, квалификации студентов, их состава, а также решаемых учебных задач.
В рамках настоящего исследования будет идти речь о работе со студентами сферы водного транспорта, которая направлена в первую очередь на специальную физическую подготовку. У курсантов вузов водного транспорта профессиональная и общая физическая подготовка осуществляется непосредственно в процессе академических и иных форм занятий физической культуры [8].
Для курсантов-судоводителей программа профессиональной подготовки предполагает обязательную и плавательную практику. При анализе профессиональной деятельности и особенностей плавсостава в рейсовом процессе было выявлено следующее: наблюдается отрицательное воздействие условий такой деятельности на функциональное и психологическое состояние, соматическое здоровье личности [9]. Прежде всего, это относится к курсантам-судоводителям, у которых может достигать 6 месяцев однократный выход на плавательную практику. На практике студенты более углублённо изучают будущую профессию, от студентов требуется хорошая общая и профессиональная прикладная физическая подготовленность, так как перед практикантами чаще всего ставятся профессиональные задачи физического характера. Следовательно, в системе высшего образования водного транспорта требуется осуществлять профессионально ориентированную специальную функциональную и физическую подготовку студентов в рамках самостоятельных и академических занятий физической культурой и спортом, а также при выполнении рейса [8].
Однако в настоящее время реализуемая программа дисциплины «Физическая культура» в образовательных учреждениях водного транспорта не отвечает условиям плавательной длительной практики ни содержанием, ни методикой подготовки, ни ее организационной составляющей. Исследование свидетельствует, что в дисциплине, используемой в институтах водного транспорта, отсутствуют аспекты методического, организационного и содержательного характера для проведения практических занятий по физической культуре курсантами в процессе практики в условиях длительного судового плавания. Именно поэтому на сегодняшний день становится актуальной разработка содержательных методик и программ профессиональной функциональной и физической подготовки студентов вузов водного транспорта.
Занятия физической культурой в вузах высших учебных заведениях должны включать в себя профессионально-прикладную физическую подготовку, в которой рекомендуется использовать упражнения прикладного характера, такие как подъем по канату, поднятие гирь, метание утяжелителей, а также морское многоборье и т.д. Для развития физических качеств также рекомендуется использовать упражнения игрового характера, так как они всесторонни, развивают физические качества, а также служат средством психологической разгрузки членов экипажа.
Развитие профессионально прикладной физической культуры должно быть связано и быть в комплексе с общей физической подготовкой, так как акцентирование лишь на прикладную физическую культуру не даст должного результата, ведь не будет заложен достаточный фундамент для успешной физической подготовленности.
В свою очередь для развития и совершенствования общей физической подготовки студентов необходимо применять широкий спектр упражнений для приобретения богатого двигательного навыка.
Не все учебные заведения обладают достаточным материальным обеспечением, поэтому занятия по профессионально-прикладной физической подготовке должны быть осуществимы в рамках учебного заведения.
Также повышение мотивации у студентов к освоению профессионально важных компетенций, применение активных методов обучения, современных образовательных технологий, в совокупности это позволит добиться позитивных результатов в формировании другой группы ЗУНов: умение работать в команде, принимать ответственные решения, проявлять личную инициативу, стремиться к самопознанию и саморазвитию.
Следовательно, в физическом воспитании современных студентов ключевой целью считается повышение уровня работоспособности в профессиональной среде, улучшение здоровья в нравственном, соматическом, физиологическом, психологическом и физическом плане при обращении к разным видам спорта. В дальнейшем физическое воспитание студентов способствует формированию базы для профессионального становления и развития. Лишь самостоятельными силами студентов, благодаря их выбору и убеждению, может быть сформирована потребность в физическом совершенствовании, т.е. физической подготовке. При этом, как следует отметить, свобода выбора разных видов и форм оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий способствует результативному формированию у студентов потребности в физическом непрерывном совершенствовании, вырабатывая активный здоровый стиль жизни. Прежде всего, при занятиях физической культурой у студентов наблюдаются такие переживания эмоционального характера, как внутренняя позитивная мотивация, интерес к деятельности, привлекательность занятий физической культурой. Именно поэтому можно прийти к выводу о том, что физическая культура и физическая подготовка студентов требуется не только для улучшения их здоровья, но и для наслаждения деятельностью, жизнью, активного отдыха и т.д., что считается неотъемлемым элементом успешной профессионализации.
Заключение
В физическом воспитании современных студентов ключевой целью считается повышение уровня работоспособности в профессиональной среде, улучшение здоровья в нравственном, соматическом, физиологическом, психологическом и физическом плане при обращении к разным видам спорта.
Для курсантов программа профессиональной подготовки предполагает плавательную и обязательную практику. При анализе особенностей профессиональной деятельности состава экипажа в рейсовом процессе было установлено, что в целом наблюдается отрицательное воздействие условий осуществления такой деятельности на их функциональное и психологическое состояние, соматическое здоровье.
В настоящее время реализуемая программа дисциплины «Физическая культура» в образовательных учреждениях водного транспорта не отвечает условиям плавательной длительной практики ни содержанием, ни методикой подготовки, ни ее организационной составляющей. Наше исследование свидетельствует, что в дисциплинах, используемых в вузах водного транспорта, отсутствуют аспекты методического, организационного и содержательного характера для проведения самостоятельных, практических занятий физической культурой курсантами в процессе практики в условиях длительного плавания. Именно поэтому на сегодняшний день становится актуальной разработка содержательных методик и программ профессиональной функциональной и физической подготовки студентов вузов водного транспорта.
Библиографическая ссылка
Калимуллина О.А., Иванова А.В., Фаварисов Э.А. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ-РЕЧНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 281-285;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38989 (дата обращения: 21.11.2024).