Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Мамедова Е.Н. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Семья – это социальный институт, который вносит огромный вклад в психологическое состояние ребенка, как в детстве, так и во взрослой жизни. Отношения в семье определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника. Детский мозг активно развивается до семи лет, и в подсознании у ребенка откладываются определенные установки. Например, девочка, уже появившись на свет, начинает тянуться к куклам и играть в «дочки-матери», мальчишки же тянутся к инструментам и машинкам. Откуда маленький ребенок знает, в какие игрушки играют девочки или мальчики? Эти установки заложены у него в подсознании еще с древних времён, когда мужчины добывали пищу, а женщины хранили семейный очаг. Порой установки, которые получает ребенок от своей семьи, мешают ему в будущем при становлении личности. Влияние семьи на развитие ребенка – актуальная проблема в настоящее время, ведь зачастую родители переносят свои травмы и эмоции на беззащитных детей, не зная о том, что в их подсознании оставляют тем самым огромный отпечаток. В данном исследовании подробно изложены теоретические сведения, статистические данные, а также проведен анализ влияния семьи на развитие ребенка.
семья
ребенок
формирование личности
воспитание
психология
установки
1. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. М.: София, 2016. 224 с.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
3. Курпатов А.В. Счастливый ребенок. Универсальные правила. М.: Филипок и К, 2019. 448 с.
4. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М.: Бомбора, 2020. 336 с.
5. Пугачев А.С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 310–313.

Самый важный фактор в формировании и социализации личности ребенка – это семья. Такая социальная группа, как семья, имеет некоторые механизмы воздействия на ребенка, однако, будет ли это влияние исключительно положительным или отрицательным, зависит от разных «факторов и воспитательной практики» [1].

Цель исследования – проанализировать влияние семьи на развитие личности ребенка.

Материалы и методы исследования – анализ и обобщение литературы по теме научного исследования; сравнение точек зрения ученых; статистический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что семьи бывают разные, соответственно, и оказываемое ими влияние на развитие детей тоже может быть как положительным, так и отрицательным. Вирджиния Сатир делилась идеей о том, что существует два типа семей: проблемная семья и зрелая семья. В проблемных семьях мать и отец часто говорят своим детям о том, что обижать субъектов, которые окружают ребенка, а также животных это очень плохо, но при этом часто демонстрируют со своей стороны другой тип поведения в их присутствии. Например, унижают достоинство ребенка, жестоко избивают или наказывают за любую провинность и т.д. В таких семьях ребенок беспомощен, чувствует одиночество. У ребенка в дальнейшем развивается низкая самооценка, появляется гнев на окружающих.

В зрелой семье родители учат детей оставаться людьми вне зависимости от ситуации, так как проблемные ситуации будут возникать на их пути, потому что жизнь не стоит на месте.

Родители из зрелых семей понимают, что проблемы на пути взросления детей обязательно будут возникать, так как жизнь не стоит на месте, но при этом они учат их решать эти проблемы не кулаками и криками. Они вместе с ребёнком готовы радоваться и огорчаться, учат своих детей оставаться людьми в любой ситуации и без паники решать проблемные моменты. Например, если ребенок получил двойку в школе, то со стороны родителей не будет жестокого обращения, они обязательно с ребёнком постараются совместно выяснить, почему он получил двойку, и покажут ему пути исправления отметки. Ребенок чувствует себя комфортно в такой семье, видит защиту со стороны родителей, не боится выражать свои чувства и говорить правду.

На основании исследований отечественных и зарубежных психологов, социологов (В.Н. Дружинин, В. Сатир, К. Роджерс, В.С. Торохтий, Т.В. Андреева, И.Ф. Харламов, Э. Арушунян и др.) представлена схема (рис. 1), в которой описано пять основных моделей воспитания [2].

missing image file

Рис. 1. Основные модели воспитания

Карл Рэнсом Роджерс, известный ученый, гуманист и психотерапевт, утверждал, что совместное переживание радостных и печальных событий, уважение членов семьи друг к другу – это важная составляющая, которая позволяет укрепить семейные узы. Исходя из анализа исследований К. Роджерса, можно отметить и такую немаловажную функцию, как психологический климат, или психологическое здоровье семьи.

Необходимо отметить, что психология взаимоотношений детей и родителей включает: сочувствие и поддержку, адекватные требования, взаимное доверие, рациональную оценку деятельности и т.д.

Взаимное доверие характеризуется спокойствием родителей и ребенка, благодаря которому члены семьи не просто доверяют друг другу, но и не сомневаются друг в друге.

Ребенок может чувствовать себя безопасно в обществе родителей, только если в их отношениях присутствуют поддержка и сочувствие. Каждый член семьи ощущает себя любимым, когда в отношении друг к другу субъекты семьи проявляют физический контакт: объятия, поцелуи [3].

Одобрение, сочувствие, подсказка – это составляющие рациональной оценки деятельности, которые родителям следует использовать в воспитании, ведь успех и уверенность ребенка зависят от усилий отца и матери.

Для ребенка важно конкретно знать свои обязанности, которые ему следует выполнять, поэтому адекватные требования родителей также выполняют свою роль в воспитании. В ситуациях, когда в семье отсутствует разграничение ответственности, ребенок чувствует себя некомфортно, он не понимает, какую роль он занимает в семье и как угодить родителям и заслужить похвалу.

Всем маленьким детям обязательно нужна оценка их деятельности, даже если он просто съел кашу – родителям следует его похвалить, или же если у ребенка что-то не получается, то родителям все равно нужно выразить свою поддержку и понимание. При полном отсутствии адекватной оценки деятельности ребенок пытается привлечь внимание родителей иррациональными методами, становится неуверенным в себе, это влечет за собой низкую самооценку у подрастающей личности.

Отношения между отцом и матерью являются примером для подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы между родителями царила гармония, которая послужит ребенку примером. Как уже было сказано выше, до семилетнего возраста мозг ребенка активно формируется и в это время ребенок всё впитывает, как губка. Ребёнок видит и слышит конфликты между родителями, поведение отца и матери, после чего в его подсознании откладываются определенные отпечатки, которые в будущем будут влиять на его мировоззрение и личностное поведение. Исправить то, что отложилось у ребенка в подсознании, сможет только опытный специалист, потратив на это немало времени и сил.

На формирование личностных качеств и психологическое состояние ребенка оказывают влияние воспитательные позиции отца и матери, которые могут быть оптимальными и неоптимальными.

Неоптимальные воспитательные позиции характеризуются неадекватной оценкой психологического состояния, неумением «чувствовать» своего ребенка, неосознаванием потребностей маленького члена семьи. При такой позиции поведение родителей остается неизменным, отец и мать не учитывают возраст, условия жизни и обстановку в мире [4].

Оптимальные воспитательные позиции, в свою очередь, отвечают требованиям адекватности. Они отличаются тем, что родители, находясь в такой позиции, могут распознать потребности ребенка, а также прогнозировать возрастные изменения и изменения обстановки. Такие родители могут найти подход к ребенку и помочь ему встать на правильный путь.

Безусловно, неправильно выбранная позиция воспитания поддается коррекции, однако это требует четкого следования указаниям семейного психолога и самоанализа поведения отца и матери [5].

Как было написано выше, неправильные методы воспитания оставляют у ребенка отпечаток, который становится детской психологической травмой и несет за собой серьезные последствия. Лиз Бурбо в своей книге «Пять травм, которые мешают быть самим собой» выделила пять травм-масок (таблица).

Пять травм-масок по Лиз Бурбо

Травмы- маски

Пояснение

Последствия

1

Отвергнутый – беглец

Обычно такую травму наносит родитель того же пола, что и ребенок. Когда родитель по какой-то причине не может уделять время своему ребенку, то детская психика воспринимает это как «меня не любят, потому что со мной больше не проводят время, я никому не нужен», ведь ребенок в раннем возрасте еще не понимает, что родителям нужно работать, чтобы его обеспечивать, поэтому воспринимает данную ситуацию близко к сердцу. Например, если мама воспитывает ребенка одна, то она ежедневно находится на работе, а за ребенком ухаживает кто-то другой

Во время взросления ребенок не чувствует себя нужным, стремится к уединению. Человеку с такой психологической травмой очень тяжело находить с кем-то общий язык и строить отношения, потому что у него всегда присутствует страх того, что его могут отвергнуть. На этом фоне у человека также могут развиться психосоматические заболевания, например заболевания кожи, аллергия, сахарный диабет и так далее

2

Покинутый – зависимый

Эту травму причиняет ребенку родитель противоположного пола, и формируется она примерно до трех лет. В таком случае ребенок не получает достаточного эмоционального питания от одного из родителей. Примером такой ситуации может послужить уход одного из родителей из семьи, после такого ребенок чувствует себя «брошенным»

Если не проработать данную травму со специалистом, то в будущем эта травма может стать огромным препятствием при общении с людьми. Человек при любых отношениях будет ощущать эмоциональную зависимость от других людей. Людям, у которых из семьи ушел один из родителей, постоянно нужно подтверждение любви/постоянства/хорошего отношения. Такой человек эмоционально нестабилен, боится одиночества и тяжело воспринимает отказы и критику

Окончание таблицы

Травмы- маски

Пояснение

Последствия

3

Униженный – мазохист

Данная травма формируется в период, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Травма начинает развиваться в момент, когда ребенок ощущает, что его родители испытывают чувство стыда за действия своего чада, или же когда ребенок чувствует недостаток свободы из-за чрезмерного контроля родителей. Резкие директивы и унижения способствуют развитию у ребенка чувства вины за безобидное действие, которое, по мнению родителей, ставит их в неловкое положение. Примером может стать ситуация, когда при гостях у ребенка началась непроизвольная флатуленция и родители заострили на этом внимание окружающих, вместо того чтобы поговорить с ребенком наедине. Некоторые родители переводят это в шутку, что также унизительно, как если бы они начали его при всех бранить

После таких ситуаций в прошлом человек постепенно надевает на себя маску «мазохиста», что означает, что ему нравится получать удовольствие от унижений. Главный страх человека с такой травмой – это быть свободным, потому что свобода в его подсознании отражается в тех самых директивах родителей: «ты неопрятный, ты плохой, мне стыдно за тебя, тебя всегда нужно контролировать». У такого человека часто низкая самооценка, неуверенность в себе, также он имеет желание всегда быть достойным кого-либо или чего-либо

4

Предательство – контролирующий

Появление травмы сопровождается предательством одного из родителей, чаще всего родителем противоположного пола. Предательством для ребенка, которому два, три или четыре года, является несдержанное обещание. Примером может стать ситуация, когда в семье появляется второй ребенок, вследствие чего отец отстраняется от старшей дочери и уделяет больше внимания малышу

Человек с такой травмой вынужден спрятаться за маской «контролирующего» для того, чтобы взять все «в свои руки». Главным страхом является отречение кого-либо и распад отношений с кем-либо. Такой человек с трудом делает выбор, потому что страх того, что из-за неверного выбора он может потерять контроль, превозносится над ним. Люди с такой маской часто прибегают к манипуляции и скептицизму. Свои слабости такие люди не демонстрируют и все держат в себе, поэтому стрессы и депрессии имеют место быть

5

Несправедливость – ригидный

Ввиду тотального родительского контроля в возрасте от четырех до шести лет и резких высказываний в сторону ребенка формируется данная травма. При неадекватной оценке деятельности родителем одного пола с ребенком малыш внушает в себе, что его труд никто не ценит. Примером данной травмы может стать случай, когда любовь и похвала родителей заслуживаются только хорошими оценками. Также когда получение какого-то материального блага зависит от успеваемости в школе или каких-либо еще достижений, которые родители устанавливают в семье

«Синдром отличника» полностью описывает человека с травмой несправедливости. Во взрослой жизни человек никогда не оставляет контроль над собой, а также стремится к совершенству, чтобы доказать кому-то, что он лучший. Не исключено, что такие люди отказывают себе в удовольствии потому, что считают, что они этого недостойны. Главным страхом у людей с «ригидной» маской является холодное отношение к себе, поэтому зачастую такие люди пытаются всем угодить и оправдать свои действия. Не менее главный страх – это совершить ошибку, ведь тогда он будет недостоин уважения/внимания/любви

Рассмотрев причины и последствия детских психологических травм, мы решили провести статистический анализ по количеству обращений людей с данными травмами с 15 января 2021 г. по 1 ноября 2021 г. в офис-студию психологического развития «Импульс» (г. Нерюнгри, РС (Я)) (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Статистика обращений людей в офис-студию психологического развития «Импульс» с психологическими травмами по Лиз Бурбо

Анализируя диаграмму, мы можем сделать вывод о том, что обращения людей к специалисту – довольно частое явление, более того, травма покинутого составляет наибольший процент по количеству выявленных травм. Это означает, что люди, у которых один из родителей ушел из семьи, в большей части подвержены психологическому дискомфорту и не могут пережить это самостоятельно. Второе место занимают обращения людей с травмой отвергнутого. Третье место у обращений с травмой несправедливости. У людей с такой травмой наблюдается «синдром отличника». Ввиду высокой самооценки и неадекватного отношения к критике такие люди неохотно идут к специалистам за помощью, потому что не считают, что помощь им необходима. Четвертое место занимает травма предательства, и последнее место занимает травма униженного. Данные в диаграмме доказывают то, что родители оказывают сильнейшее воздействие на формирование личности ребенка, которое влечет за собой проблемы во взрослой жизни. Более того, статистика рассчитана на основе обращений людей к психологам, гораздо больше людей нуждаются в помощи специалиста, но не прибегают к ней.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что семейная пара, имеющая желание стать родителями, берет на себя ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родителям нужно помнить, что выбранная ими модель воспитания должна оказывать положительное развитие на личность ребёнка.

Естественно, на становление личности ребенка кроме семьи еще влияют и другие факторы, например биологические, социальные и так далее. Тем не менее свой первый социальный опыт малыш получает именно в семье, там же малыш получает первые установки, которые откладываются в его подсознании. Все члены семьи влияют на формирование личности. Поэтому необходимо вокруг ребенка создавать доброжелательную гармоничную атмосферу, чтобы ребенок в любом возрасте чувствовал себя комфортно, был в безопасности и не боялся поделиться с родителями своими переживаниями, страхами, неудачами или, наоборот, поделиться своими успехами.


Библиографическая ссылка

Мамедова Е.Н., Мамедова Л.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 364-368;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38940 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674