Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Казинец В.А. 1 Тринадцатко О.А. 1
1 ФБГОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
В данной статье проведен анализ отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопрос значения информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий) в ознакомлении и в обучении иностранным языкам, а также в их совершенствовании. В данной статье представлена модель организации обучения иностранному языку с использованием ИКТ-технологий. Целью предложенной модели является формирование, развитие и совершенствование компетенций обучающихся, согласно ФГОС ВО в области обучения иностранному языку. Согласно приведенной модели, современные информационно-коммуникационные технологии играют неоспоримую роль в изучении и усвоении иностранных языков как в учебной, так и во внеучебной деятельности, используя различные формы и методы обучения, основным из которых является устное и письменное общение с носителями языка. Применение ИКТ-технологий позволяет построить уникальное языковое общество с высоким потенциалом как межличностного общения так и научного сотрудничества обучающихся различных стран, а также учебного и научного общения с зарубежным преподавателем – носителем языка при помощи сети Интернет, что способствует совершенствованию учебных условий и значительно повышает мотивацию как для самообучения так и для повышения обучающимися уровня владения иностранным языком. Специализированные компьютерные программы, тренажеры, образовательные платформы успешно применяются в процессе изучения и совершенствования устной и письменной речи, делая образовательный процесс независимым от времени и базовых навыков обучающегося.
иностранный язык
информационно-коммуникационные технологии
компьютерные технологии
модель
обучение
1. Мансурова А.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 12. Ч. 2. С. 204–206. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2016/12-2/57.html (дата обращения: 17.10.2021).
2. Зимина М.В., Люляева Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26678 (дата обращения: 03.10.2021).
3. Тимофеева Е.В., Кайль Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия АлтГУ. 2014. № 2–2 (82). С. 77–80.
4. Анваров А.У. Роль информационных технологий в изучении иностранных языков // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 115–117. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/356/79677/ (дата обращения: 01.11.2021).
5. Гапарова Т.М. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранного языка // Образование и наука в России и за рубежом. № 1 (Vol. 36). 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/339/ (дата обращения: 01.11.2021).
6. Саттаров С.А., Хайдарова К.Д. Применение ИКТ в изучении иностранного языка // Евразийский научный Журнал. № 12. 2015. С. 43–46. [Электронный ресурс]. URL: http://journalpro.ru/articles/primenenie-ikt-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 01.11.2021).
7. Расулова М.Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме. 2012, С. 91–92. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/ (дата обращения: 01.11.2021).
8. Дышлевая Е.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 51–55.
9. Люляева Н.А. Алгоритмизация обучения иностранным языкам в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 55 (11). С. 63–72. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29947322 (дата обращения: 03.11.2021).

В современном мире новейшие ИКТ-технологии занимают все больше места в жизни человека. Их использование в повседневной жизни, при знакомстве с языком, культурой и философией зарубежных стран, в образовательной деятельности, в том числе на учебных занятиях по иностранным языкам, увеличивает кругозор и способствует развитию культурных ценностей, которые присущи изучаемым зарубежным странам, а также способствует совершенствованию познавательной и мотивационной активности обучающихся.

Активное применение информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий) в учебном процессе может значительно помочь обучающимся в повышении интереса к изучаемому предмету, а использование ИКТ-технологий в изучении иностранных языков приходит на помощь обучающимся в преодолении психологического барьера на пути профессионального использования иностранного языка как инструмента для общения.

Целью данной статьи является представление и систематизация различных аспектов применения информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий) в изучении иностранных языков, а также представление образовательной модели обучения иностранному языку с применением ИКТ-технологий.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных педагогов и ученых, изучающих проблему использования и роли ИКТ-технологий в обучении иностранным языкам.

Проблема и вопросы использования ИКТ-технологий в обучении иностранному языку находят свое отражение в трудах таких ученых, как А.А. Мансурова [1], М.В. Зимина [2], Н.А. Люляева [2], Е.В. Тимофеева [3], Ю.А. Кайль [3], А.У. Анваров [4], Т.М. Гапарова [5], С.А. Саттаров [6], К.Д. Хайдарова [6], М.Ж. Расулова [7] и др.

А.А. Мансурова [1] отмечает, что ИКТ-технологии позволяют не только получить доступ к разнообразной информации по школьным предметам, в том числе при изучении иностранного языка, но и содействуют формированию необходимого навыка – способности использовать разнообразные ИКТ-технологии. Приведенный практический навык (умение) связан по своей важности с такими основными навыками (умениями), как счет, чтение, письмо, а также умение выражать, развивать и поддерживать собственную точку зрения.

М.В. Зимина [2] и Н.А. Люляева [2] выделяют, что несомненным достоинством применения информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий при образовательной деятельности, в том числе в области обучения иностранным языкам, является то, что, обучающиеся общаются в языковой среде, что стимулирует их умения и навыки собственной разработки оригинальных высказываний на грамматически и лексически правильном иностранном языке.

Е.В. Тимофеева [3], Ю.А. Кайль [3] отме- чают, что применение новых ИКТ-технологий в современном образовательном процессе – это один из основных и важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения педагогического набора методических приемов и средств, которые предоставляют возможность сделать процесс обучения иностранным языкам запоминающимся и более интересным как для преподавателей, так и для обучающихся. А использование специализированных виртуальных образовательных платформ, тренажеров и компьютерных программ при обучении иностранным языкам дают возможность педагогу ознакомить с учебным материалом более качественно, доступно и наглядно. Актуально и то, что обучающиеся могут работать на уроке индивидуально, самостоятельно находить, изучать и практически применять новый материал в личном удобном темпе и возвращаться к непонятому или пропущенному материалу, если это необходимо.

А.У. Анваров [4] в своем исследовании указывает, что использование ИКТ-технологий имеет большое значение в процессе обучения иностранным языкам. Современные ИКТ-технологии делают процесс изучения иностранных языков доступным, позволяют более легко воспринимать преподаваемый предмет. Использование современных информационно-компьютерных технологий поддерживает обучающегося в преодолении психологического барьера на пути применения иностранных языков как инструмента общения.

Т.М. Гапарова [5] отмечает, что компьютер, при его использовании в процессе обучения иностранным языкам, выступает как в роли источника учебной информации, так и в роли наглядного средства (с современными возможностями телекоммуникаций и мультимедиа). Целью ИКТ-технологий при преподавании иностранных языков является создание и совершенствование новой современной формы подготовки будущих молодых специалистов, которая направлена на умение самостоятельно получать и расширять знания, умение решать профессиональные задачи, владеть современными информационно-компьютерными технологиями.

С.А. Саттаров [6], К.Д. Хайдарова [6] выделяют, что важнейшей целью использования ИКТ-технологий при изучении иностранных языков является формирование и совершенствование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие желания и способностей изучать иностранный язык и совершенствоваться в данной области.

М.Ж. Расулова [7] отмечает, что применение современных образовательных ИКТ-технологий в учебном процессе на занятиях по иностранным языкам доступно как каждому педагогу, так и обучающимся. Неоспоримым также является тот факт, что изучение учебного материала по иностранным языками с использованием современных ИКТ-технологий заинтересовывает обучающихся, заставляет их подумать о том, что иностранный язык им необходим, как в будущей профессиональной деятельности, так и для повышения собственного уровня образованности, культурности, просвещенности. А регулярное практическое использование современных ИКТ-технологий оказывает влияние на повышение интереса к изучаемому предмету и побуждает желание общаться на иностранном языке.

Е.В. Дышлевая [8] приходит к выводу, что главная цель, к которой стремится человек, осваивающий иностранный язык – это практическое применение языка, а также получение возможности качественно общаться на нем письменно и устно, в том числе с носителем языка. А использование информационных технологий в изучении языка существенно упрощает достижение поставленной цели. Современные информационные технологии приходят на помощь в овладении навыками письменного общения, устной речи, чтения. Также информационные технологии существенно сокращают время, которое затрачивается на освоение иностранного языка, что является немаловажным фактором в современных условиях жизни общества.

Н.А. Люляева [9] отмечает, что безусловным достоинством использования информационных технологий в обучении иностранным языкам является то, что, общаясь на иностранном языке, в том числе и с носителями языка, обучающиеся попадают в практическую ситуацию, где повышают навык свободного ориентирования в иноязычном пространстве и обществе. А также решают проблемные ситуации и задачи, что, в свою очередь, является стимулом к созданию нестандартных высказываний на грамматически и лексически верном языке.

При помощи ИКТ-технологий обеспечивается более качественная подача учебного материала, а использование различных коммуникативных лингвистических каналов (звуковой, графический, текстовый и т.д.) делает образовательный процесс более запоминающимся и продуктивным.

Преподаватель на занятиях по обучению иностранному языку может применять следующие образовательные цифровые ресурсы: презентации, выполненные в различных программах, электронные таблицы, текстовые редакторы, интерактивные тесты, электронные библиотеки с возможностью использования учебников и учебных пособий, учебные тренажеры и образовательные платформы. Неоспоримую роль в процессе образования, в том числе при обучении иностранным языкам, играют интернет-технологии. Интернет-ресурсы являются значительной базой для создания информационно-предметной среды, а также получения профессионального образования и при самообразовании.

Обучающие интернет-ресурсы должны быть направлены на различные аспекты зарубежной культуры во всем многообразии ее составляющих (лингвистические, культурные, учебно-познавательные и иные аспекты.

Таким образом, можно выделить цели эффективного осуществления образовательного процесса с применением ИКТ-технологий при обучении иностранному языку, а также при ознакомлении с культурой зарубежных стран:

1) повышение культуры обучающихся, в том числе информационной, посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в образовательной деятельности;

2) повышение результативности образовательного процесса при изучении иностранного языка и культуры зарубежных стран.

Эти цели достигаются в результате эффективного взаимного использования образовательных ИКТ-технологий в совмещении с традиционными методами и средствами обучения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе при обучении иностранному языку обладает следующими дидактическими функциями:

1) обучающая функция – осуществляется в рамках урочной системы обучения, в том числе в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ-технологий, а также при реализации самостоятельной внеучебной деятельности;

2) развивающая функция – развитие мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, навыков познавательной деятельности;

3) организационная функция – обеспечивает обратную связь обучающихся с преподавателем, индивидуальный подход в обучении, а также во внеурочной деятельности;

4) регулирующая и контрольная функция, а также функция самоконтроля учащихся и функция педагогического контроля, непрерывный мониторинг учебной и внеучебной деятельности, в том числе с использованием ИКТ-технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные авторами в процессе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что современное применение ИКТ-технологий в учебном процессе для изучения иностранных языков дает возможность получать обучающимися знания, умения и навыки, которые необходимы для осуществления своей профессиональной деятельности в современном обществе. Также современные ИКТ-технологии являются эффективным инструментом для внедрения и развития новых методов и форм обучения, направленных на повышение качества образования.

Таким образом, на основе вышеизложенного на рисунке представлена модель организации обучения иностранному языку с использованием ИКТ-технологий.

missing image file

Модель организации обучения иностранному языку с использованием ИКТ-технологий

Отличие традиционной системы обучения от системы обучения c применением ИКТ-технологий заключается в: повышении качества образования в области обучения иностранным языкам; повышения степени доступности образования, в том числе с использованием дистанционного образования; более качественным обучении иностранным языкам с возможностью общения с носителями языка, изучения культуры зарубежных стран и иных форм учебной и внеучебной деятельности.

Заключение

Обзор педагогического опыта применения современных ИКТ-технологий в обучении иностранным языкам показывает, что регулярное использование ИКТ-технологий на занятиях по иностранному языку должно быть направлено как на теоретическое освоение учебного материала, так и на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности.

В основе обучения иностранным языкам с использованием ИКТ-технологий лежат следующие основные принципы:

1) принцип систематичности – на всех этапах образовательного процесса актуально и необходимо использование ИКТ- технологий;

2) в основе принципа самостоятельности и активности обучающихся лежит умение ориентироваться в большом потоке информации, в том числе на иностранном языке, самостоятельное нестандартное мышление, а также активность обучающихся на занятиях с использованием ИКТ-технологий;

3) принцип дифференцированного подхода ориентирован на возрастные особенности обучающихся, а также уровень уже имеющихся знаний и интересов в области изучения иностранных языков;

4) принцип распределенности образовательных ресурсов представлен в формах реализации учебной информации с возможностью избрания наиболее удобного для изучения иностранного языка варианта.

Современные информационные технологии значительно упрощают освоение иностранных языков, делая учебный процесс более интересным и запоминающимся. Например, приобретаются и совершенствуются навыки общения как в устной, так и в письменной формах с носителями языка при помощи лекций, дискуссий, деловых игр и т.п.

Современные ИКТ-технологии играют главную роль при проведении языковых дистанционных олимпиад и конкурсов, в том числе с привлечением зарубежных образовательных организаций. При помощи ИКТ-технологий успешно проводится совместная научно-исследовательская и проектная деятельность с привлечением образовательных организаций зарубежных стран.

Таким образом, регулярное применение в образовательной деятельности ИКТ-технологий позволяет разнообразить учебный процесс, представить учебный материал более наглядно и доступно для восприятия и понимания обучающимися.

 


Библиографическая ссылка

Казинец В.А., Тринадцатко О.А. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 344-348;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38936 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674