Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Фоменко Е.Г. 1 Колькина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
В работе представлены результаты опроса студентов 1–3 курсов педагогического направления Забайкальского государственного университета. Цель данного исследования – изучение мнения студенческой молодежи о сложившейся ситуации в образовании, в условиях вынужденной самоизоляции, а также их отношение к дистанционному обучению в целом и непосредственно обучению дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». В работе предпринята попытка выявить положительные и отрицательные стороны используемого формата обучения, его организации и возможные сложности, возникающие в процессе реализации образовательных программ. Отмечается, что возникали некоторые трудности в освоении учебного материала и взаимодействия с преподавателем у студентов первого курса, по сравнению со старшими курсами, это объясняется тем, что они были менее адаптированы к самостоятельным заданиям по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Среди положительных сторон обучения с применением электронных технологий наиболее значимыми были: обучение в комфортной обстановке и гибкость графика обучения. Как показали результаты опроса, студенты готовы использовать полученные навыки дистанционного обучения в дальнейшем в виде дополнительных занятий или проведения онлайн-консультаций, но в условиях смешанного формата.
физическая культура и спорт
студенты
дистанционное обучение
цифровые технологии
двигательная активность
1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73645128/ (дата обращения: 17.08.2021).
2. Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2020. № 9. С. 102–104.
3. Смирнова Е.И., Сухостав О.А. Результаты обучения физической культуре в вузе // Вестник Омского педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 137–140.
4. Корчевский А.М., Токарь Е.В. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 220–224.
5. Аверина Л.Ю., Банникова Н.А., Кожанов Г.С. Анализ эффективности дистанционного обучения по «Элективным курсам по физической культуре и спорту» в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 6. С. 56–58.
6. Мамонтова О.В., Грачева Д.В., Клинкина Д.А., Бахтина Т.Н. Дистанционное физическое воспитание студентов // Культура физическая и здоровье. 2020. № 4 (76). С. 43–46.
7. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 414–422.

Реалии современности, в которых вынужденно оказалось все население планеты, имеют огромное влияние на все сферы жизни нашего общества. Наиболее ощутимы процессы, происходящие в образовательной среде, а именно в высших учебных заведениях. С целью сохранения возможности обеспечения образовательного процесса, все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, с использованием цифровой образовательной среды. Приоритетной задачей в сложившейся ситуации становится сохранение качества образования, формирование необходимых профессиональных компетенций, развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения [1].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дистанционное обучение в сфере высшего образования набирает все большую популярность в сетевом пространстве. Но в условиях пандемии коронавирусной инфекции мы вынужденно совершили переход в данном направлении с целью предупреждения распространения заболевания. В связи с недостаточностью или отсутствием опыта в сфере дистанционных технологий преподавания система высшего образования оказалась в неоднозначной ситуации [2].

Дистанционное обучение реализуется средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность, где важную роль играет самостоятельная работа студента и, как следствие, увеличение учебной нагрузки и снижение двигательной активности [3]. В создавшейся ситуации, так как большую часть времени обучающиеся проводят за компьютером, ухудшается зрение, осанка, общие показатели здоровья, что обуславливает снижение умственной и физической работоспособности [4].

Ряд исследователей считают, что разработка дистанционных технологий обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» возможна, но в полной мере заменять практические занятия нецелесообразно по причине специфики дисциплины, которая требует активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе физического воспитания [5, 6].

Организация дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете была построена на основе Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в которой для студентов были созданы личные кабинеты, где они могли получить задание и необходимую информацию для его выполнения. В общении с преподавателем наиболее оптимальными явились сочетания инструментов: социальные сети, электронная почта, аудио- и видеоконференции, видеосервисы, индивидуальные консультации.

Осмысление приобретенных навыков реализации образовательных услуг с применением цифровых технологий, позволит выявить положительные и отрицательные стороны данного процесса и в дальнейшем использовать полученный опыт для улучшения качества преподавания и расширения сферы применения электронных образовательных ресурсов [7].

Цель исследования – выявить отношение студентов к использованию дистанционных технологий обучения в высших учебных заведениях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Материалы и методы исследования

Материалы исследования – это теоретические данные по изучаемой проблеме применения дистанционного обучения в образовании студентов гуманитарного направления в высшем учебном заведении. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, анкетный опрос студентов, математическая обработка собранных данных.

Исследование проведено на базе Забайкальского государственного университета. В опросе участвовали студенты 1–3 курсов.

В результате изучения специальной литературы по исследуемой проблеме отмечается увеличение числа публикаций на тему использования дистанционных технологий в образовательном процессе всех уровней. Авторы отмечают как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам дистанционного обучения можно отнести: возможность участия в образовательном процессе, находясь на расстоянии; снижение эмоциональной напряженности студентов и ППС, вызванной условиями вынужденной изоляции; необходимость и возможность овладения новыми формами преподавания и т.д. Однако многие исследователи отмечают больше минусов в применении дистанционных технологий обучения, связанных с малой подготовленностью электронной образовательной среды, в большей степени связанной с проблемами технического обеспечения.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами были проведены исследования на базе Забайкальского государственного университета среди студентов 1–3 курсов педагогического направления, им было предложено пройти опрос по составленной анкете. Всего в опросе участвовало 323 студента: 121 – 1 курс, 115 – 2 курс, 87 – 3 курс. В ходе анализа полученных данных анкетирования выявили следующие результаты.

Первый блок состоял из вопросов, направленных на изучение отношения студентов ЗабГУ к дистанционному обучению в целом. Так, на вопрос об отношении к формату дистанционного обучения среди студентов 1 курса ответы разделились практически равномерно, различие составило 5 % в отрицательную сторону. Респондентам 2 и 3 курса дистанционный формат обучения понравился, 51 % и 57 % соответственно (таблица).

Студенты всех курсов в большем процентном соотношении хотели бы в дальнейшем использовать дистанционные технологии обучения (вопрос 2). Это можно объяснить тем, что некоторые варианты заданий действительно можно выполнять дистанционно и более оперативно предоставлять преподавателю для проверки, без использования бумажных носителей.

Полностью перейти на электронный формат в образовательном процессе (вопрос 3) респонденты в целом не готовы: ответили «да» 12 % студентов 1 курса, 26 % студентов 2 курса и 29 % 3 курса. Применение смешанного варианта обучения было бы предпочтительней для студентов всех курсов. Была отмечена необходимость непосредственного общения обучающегося с преподавателем, в результате которого повышается мотивация для решения поставленных целей.

1 блок: отношение студентов к дистанционному обучению

п/п

Вопрос

Варианты ответа

1 курс

2 курс

3 курс

1

Нравится ли Вам формат дистанционного обучения?

Да

43 %

51 %

57 %

Нет

48 %

28 %

32 %

Затрудняюсь с ответом

9 %

21 %

11 %

2

Хотели бы Вы в дальнейшем использовать дистанционные технологии в образовательном процессе?

Да

42 %

51 %

59 %

Нет

36 %

32 %

25 %

Затрудняюсь с ответом

22 %

17 %

16 %

3

Какой вариант обучения в вузе Вам больше подходит?

Традиционный

31 %

22 %

24 %

Дистанционный

12 %

26 %

29 %

Смешанный

57 %

52 %

47 %

4

Какие положительные стороны Вы выявили при обучении с использованием дистанционных технологий?

Обучение в комфортной обстановке

51 %

41 %

27 %

Гибкость графика обучения

26 %

45 %

46 %

Экономия времени

12 %

7 %

17 %

Другое

11 %

7 %

10 %

5

Насколько снизилась Ваша двигательная активность с переходом на дистанционное обучение?

25 %

34 %

41 %

43 %

50 %

39 %

42 %

41 %

75 %

27 %

17 %

16 %

Среди положительных сторон обучения с применением электронных технологий (вопрос 4) студенты отметили возможность обучения в комфортной домашней обстановке, это было значимым для 51 % студентов 1 курса, 41 % студентов 2 курса и 27 % студентов 3 курса. Предположительно эта ситуация обусловлена процессами адаптации студентов младших курсов. Гибкость графика обучения в большей степени оценили студенты 3 курса (46 %), только для 26 % первокурсников гибкий график обучения был важен, так как на этом этапе обучения они пока плохо знакомы с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении.

Большинство студентов отметили снижение двигательной активности в связи с обучением в формате онлайн дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», что в конечном итоге отрицательно сказалось на состоянии здоровья респондентов и, как следствие, снижении их физического развития и физической подготовленности.

Второй блок вопросов направлен на изучение отношения студентов к использованию дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Вопрос об отношении студентов к организации дистанционного обучения физическому воспитанию показал, что большее количество студентов выбрали вариант положительно или скорее положительно, чем отрицательно, он составляет от 26 до 35 % (рис. 1). Корректная организация дистанционной работы студентов преподавателями кафедры положительно повлияла на качество выполнения заданий. Разработанная система дистанционного обучения, в которой были предложены различные варианты заданий, в комплексе позволила мотивировать студентов к поддержанию должного уровня физического состояния.

missing image file

Рис. 1. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Как Вы относитесь к организации обучения дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»

missing image file

Рис. 2. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Возникали ли у Вас трудности в освоении материала по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»

missing image file

Рис. 3. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какой формат проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" в дистанционном режиме Вам больше нравится?»

missing image file

Рис. 4. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какая форма реализации дисциплины "Элективные курсы по физической культуре и спорту" для Вас предпочтительнее?»

missing image file

Рис. 5. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какие отрицательные стороны проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" с применением дистанционных технологий Вы выявили?»

На вопрос о возникших в ходе выполнения заданий трудностях положительно ответили (27 %) студентов 1 курса, 13 % студентов 2 курса и 19 % студентов 3 курса. У большинства студентов (35, 57, 48 % соответственно) не возникло проблем при выполнении заданий, незначительные трудности испытывали от 21 до 28 % респондентов (рис. 2). В беседе со студентами выяснилось, что одной из ведущих трудностей в процессе выполнения заданий явилось техническое обеспечение и отсутствие времени в связи с увеличением учебной нагрузки.

Из предложенных форматов выполнения заданий большинство студентов всех курсов предпочли теоретические задания (42 % первокурсников, 54 % второкурсников, 67 % третьекурсников). Мы предполагаем, что это связано с низкой технической оснащенностью наших студентов, так как формат онлайн-занятия и видеоотчет предполагает наличие техники и программного обеспечения последнего поколения.

Вопрос о предпочтении студентами дистанционной или очной форм проведения занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» показал, что большинство студентов всех курсов выбрали традиционную форму проведения занятий как наиболее приемлемую (78 % студентов 1 курса, 56 % и 58 % студентов 2 и 3 курса соответственно) (рис. 4). Традиционные занятия позволяют получать положительные эмоции в большей степени, а следовательно, повысить уровень мотивации обучающихся, улучшить физическую подготовленность.

Из отрицательных сторон преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в дистанционном формате наиболее значительными оказались отсутствие инвентаря и невозможность контроля выполнения задания преподавателем.

Изучая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что студенты понимают значимость предмета для своего здоровья. Постоянное взаимодействие с преподавателем является одним из ведущих факторов для повышения мотивационной составляющей в процессе физического воспитания. Прослеживается положительное отношение к предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» как к жизненно необходимому, позволяющему поддерживать и укреплять здоровье. Несмотря на то, что в целом студенты относятся положительно к применению дистанционных технологий в образовании, они предпочли бы в дальнейшем их использовать только в виде дополнительных занятий либо консультаций.

Заключение

Период вынужденной самоизоляции негативно отразился на всех участниках образовательного процесса. Следует отметить, что обучение с применением дистанционных технологий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» приводит к значительному снижению мотивации и двигательной активности студентов и, как следствие, ухудшению здоровья. Учитывая положительные и отрицательные стороны проведения занятий в дистанционном формате, отмеченные студентами, можно сделать вывод, что полностью негативного отношения к цифровому обучению среди студентов выявлено не было. В большей степени они рассматривают использование цифровых технологий в процессе физического воспитания как вспомогательный инструмент. Только непосредственное общение с педагогом обеспечивает студенту необходимое педагогическое руководство для успешного достижения поставленных целей.


Библиографическая ссылка

Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 245-250;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38845 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674