Реалии современности, в которых вынужденно оказалось все население планеты, имеют огромное влияние на все сферы жизни нашего общества. Наиболее ощутимы процессы, происходящие в образовательной среде, а именно в высших учебных заведениях. С целью сохранения возможности обеспечения образовательного процесса, все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, с использованием цифровой образовательной среды. Приоритетной задачей в сложившейся ситуации становится сохранение качества образования, формирование необходимых профессиональных компетенций, развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения [1].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дистанционное обучение в сфере высшего образования набирает все большую популярность в сетевом пространстве. Но в условиях пандемии коронавирусной инфекции мы вынужденно совершили переход в данном направлении с целью предупреждения распространения заболевания. В связи с недостаточностью или отсутствием опыта в сфере дистанционных технологий преподавания система высшего образования оказалась в неоднозначной ситуации [2].
Дистанционное обучение реализуется средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность, где важную роль играет самостоятельная работа студента и, как следствие, увеличение учебной нагрузки и снижение двигательной активности [3]. В создавшейся ситуации, так как большую часть времени обучающиеся проводят за компьютером, ухудшается зрение, осанка, общие показатели здоровья, что обуславливает снижение умственной и физической работоспособности [4].
Ряд исследователей считают, что разработка дистанционных технологий обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» возможна, но в полной мере заменять практические занятия нецелесообразно по причине специфики дисциплины, которая требует активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе физического воспитания [5, 6].
Организация дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете была построена на основе Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в которой для студентов были созданы личные кабинеты, где они могли получить задание и необходимую информацию для его выполнения. В общении с преподавателем наиболее оптимальными явились сочетания инструментов: социальные сети, электронная почта, аудио- и видеоконференции, видеосервисы, индивидуальные консультации.
Осмысление приобретенных навыков реализации образовательных услуг с применением цифровых технологий, позволит выявить положительные и отрицательные стороны данного процесса и в дальнейшем использовать полученный опыт для улучшения качества преподавания и расширения сферы применения электронных образовательных ресурсов [7].
Цель исследования – выявить отношение студентов к использованию дистанционных технологий обучения в высших учебных заведениях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Материалы и методы исследования
Материалы исследования – это теоретические данные по изучаемой проблеме применения дистанционного обучения в образовании студентов гуманитарного направления в высшем учебном заведении. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, анкетный опрос студентов, математическая обработка собранных данных.
Исследование проведено на базе Забайкальского государственного университета. В опросе участвовали студенты 1–3 курсов.
В результате изучения специальной литературы по исследуемой проблеме отмечается увеличение числа публикаций на тему использования дистанционных технологий в образовательном процессе всех уровней. Авторы отмечают как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам дистанционного обучения можно отнести: возможность участия в образовательном процессе, находясь на расстоянии; снижение эмоциональной напряженности студентов и ППС, вызванной условиями вынужденной изоляции; необходимость и возможность овладения новыми формами преподавания и т.д. Однако многие исследователи отмечают больше минусов в применении дистанционных технологий обучения, связанных с малой подготовленностью электронной образовательной среды, в большей степени связанной с проблемами технического обеспечения.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами были проведены исследования на базе Забайкальского государственного университета среди студентов 1–3 курсов педагогического направления, им было предложено пройти опрос по составленной анкете. Всего в опросе участвовало 323 студента: 121 – 1 курс, 115 – 2 курс, 87 – 3 курс. В ходе анализа полученных данных анкетирования выявили следующие результаты.
Первый блок состоял из вопросов, направленных на изучение отношения студентов ЗабГУ к дистанционному обучению в целом. Так, на вопрос об отношении к формату дистанционного обучения среди студентов 1 курса ответы разделились практически равномерно, различие составило 5 % в отрицательную сторону. Респондентам 2 и 3 курса дистанционный формат обучения понравился, 51 % и 57 % соответственно (таблица).
Студенты всех курсов в большем процентном соотношении хотели бы в дальнейшем использовать дистанционные технологии обучения (вопрос 2). Это можно объяснить тем, что некоторые варианты заданий действительно можно выполнять дистанционно и более оперативно предоставлять преподавателю для проверки, без использования бумажных носителей.
Полностью перейти на электронный формат в образовательном процессе (вопрос 3) респонденты в целом не готовы: ответили «да» 12 % студентов 1 курса, 26 % студентов 2 курса и 29 % 3 курса. Применение смешанного варианта обучения было бы предпочтительней для студентов всех курсов. Была отмечена необходимость непосредственного общения обучающегося с преподавателем, в результате которого повышается мотивация для решения поставленных целей.
1 блок: отношение студентов к дистанционному обучению
№ п/п |
Вопрос |
Варианты ответа |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
1 |
Нравится ли Вам формат дистанционного обучения? |
Да |
43 % |
51 % |
57 % |
Нет |
48 % |
28 % |
32 % |
||
Затрудняюсь с ответом |
9 % |
21 % |
11 % |
||
2 |
Хотели бы Вы в дальнейшем использовать дистанционные технологии в образовательном процессе? |
Да |
42 % |
51 % |
59 % |
Нет |
36 % |
32 % |
25 % |
||
Затрудняюсь с ответом |
22 % |
17 % |
16 % |
||
3 |
Какой вариант обучения в вузе Вам больше подходит? |
Традиционный |
31 % |
22 % |
24 % |
Дистанционный |
12 % |
26 % |
29 % |
||
Смешанный |
57 % |
52 % |
47 % |
||
4 |
Какие положительные стороны Вы выявили при обучении с использованием дистанционных технологий? |
Обучение в комфортной обстановке |
51 % |
41 % |
27 % |
Гибкость графика обучения |
26 % |
45 % |
46 % |
||
Экономия времени |
12 % |
7 % |
17 % |
||
Другое |
11 % |
7 % |
10 % |
||
5 |
Насколько снизилась Ваша двигательная активность с переходом на дистанционное обучение? |
25 % |
34 % |
41 % |
43 % |
50 % |
39 % |
42 % |
41 % |
||
75 % |
27 % |
17 % |
16 % |
Среди положительных сторон обучения с применением электронных технологий (вопрос 4) студенты отметили возможность обучения в комфортной домашней обстановке, это было значимым для 51 % студентов 1 курса, 41 % студентов 2 курса и 27 % студентов 3 курса. Предположительно эта ситуация обусловлена процессами адаптации студентов младших курсов. Гибкость графика обучения в большей степени оценили студенты 3 курса (46 %), только для 26 % первокурсников гибкий график обучения был важен, так как на этом этапе обучения они пока плохо знакомы с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении.
Большинство студентов отметили снижение двигательной активности в связи с обучением в формате онлайн дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», что в конечном итоге отрицательно сказалось на состоянии здоровья респондентов и, как следствие, снижении их физического развития и физической подготовленности.
Второй блок вопросов направлен на изучение отношения студентов к использованию дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Вопрос об отношении студентов к организации дистанционного обучения физическому воспитанию показал, что большее количество студентов выбрали вариант положительно или скорее положительно, чем отрицательно, он составляет от 26 до 35 % (рис. 1). Корректная организация дистанционной работы студентов преподавателями кафедры положительно повлияла на качество выполнения заданий. Разработанная система дистанционного обучения, в которой были предложены различные варианты заданий, в комплексе позволила мотивировать студентов к поддержанию должного уровня физического состояния.
Рис. 1. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Как Вы относитесь к организации обучения дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»
Рис. 2. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Возникали ли у Вас трудности в освоении материала по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»
Рис. 3. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какой формат проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" в дистанционном режиме Вам больше нравится?»
Рис. 4. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какая форма реализации дисциплины "Элективные курсы по физической культуре и спорту" для Вас предпочтительнее?»
Рис. 5. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какие отрицательные стороны проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" с применением дистанционных технологий Вы выявили?»
На вопрос о возникших в ходе выполнения заданий трудностях положительно ответили (27 %) студентов 1 курса, 13 % студентов 2 курса и 19 % студентов 3 курса. У большинства студентов (35, 57, 48 % соответственно) не возникло проблем при выполнении заданий, незначительные трудности испытывали от 21 до 28 % респондентов (рис. 2). В беседе со студентами выяснилось, что одной из ведущих трудностей в процессе выполнения заданий явилось техническое обеспечение и отсутствие времени в связи с увеличением учебной нагрузки.
Из предложенных форматов выполнения заданий большинство студентов всех курсов предпочли теоретические задания (42 % первокурсников, 54 % второкурсников, 67 % третьекурсников). Мы предполагаем, что это связано с низкой технической оснащенностью наших студентов, так как формат онлайн-занятия и видеоотчет предполагает наличие техники и программного обеспечения последнего поколения.
Вопрос о предпочтении студентами дистанционной или очной форм проведения занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» показал, что большинство студентов всех курсов выбрали традиционную форму проведения занятий как наиболее приемлемую (78 % студентов 1 курса, 56 % и 58 % студентов 2 и 3 курса соответственно) (рис. 4). Традиционные занятия позволяют получать положительные эмоции в большей степени, а следовательно, повысить уровень мотивации обучающихся, улучшить физическую подготовленность.
Из отрицательных сторон преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в дистанционном формате наиболее значительными оказались отсутствие инвентаря и невозможность контроля выполнения задания преподавателем.
Изучая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что студенты понимают значимость предмета для своего здоровья. Постоянное взаимодействие с преподавателем является одним из ведущих факторов для повышения мотивационной составляющей в процессе физического воспитания. Прослеживается положительное отношение к предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» как к жизненно необходимому, позволяющему поддерживать и укреплять здоровье. Несмотря на то, что в целом студенты относятся положительно к применению дистанционных технологий в образовании, они предпочли бы в дальнейшем их использовать только в виде дополнительных занятий либо консультаций.
Заключение
Период вынужденной самоизоляции негативно отразился на всех участниках образовательного процесса. Следует отметить, что обучение с применением дистанционных технологий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» приводит к значительному снижению мотивации и двигательной активности студентов и, как следствие, ухудшению здоровья. Учитывая положительные и отрицательные стороны проведения занятий в дистанционном формате, отмеченные студентами, можно сделать вывод, что полностью негативного отношения к цифровому обучению среди студентов выявлено не было. В большей степени они рассматривают использование цифровых технологий в процессе физического воспитания как вспомогательный инструмент. Только непосредственное общение с педагогом обеспечивает студенту необходимое педагогическое руководство для успешного достижения поставленных целей.
Библиографическая ссылка
Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 245-250;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38845 (дата обращения: 21.11.2024).