Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕВОЧЕК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гусева Е.В. 1 Загревский О.И. 1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет
Статья посвящена процессу физического воспитания девушек школьного возраста средствами эстетической гимнастики. Автором раскрывается один из очень актуальных моментов физической деятельности молодого населения: грациозный, молодой, интересный и один из самых женственных и красивых видов спорта – эстетическая гимнастика. Занятия этим видом спорта позволяют не только заниматься физической культурой, но и добиться профессионального спортивного успеха на российской и мировой арене. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детского и женского организма в целом, данный вид спорта может привлекать большое количество девочек и девушек по всей России. В статье отмечается, что занятия данным видом командного спорта и физической деятельности положительно влияют и на здоровье и на уровень физической подготовленности девушек школьного возраста и могут рассматриваться не только как занятия для удовольствия, но и как шаг к профессиональному спорту. Простота и доступность, высокая эмоциональность занятий эстетической гимнастикой могут качественно улучшать процесс физического воспитания девушек, оказывать положительное влияние как на динамику их физической подготовленности, так и на воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями в более привлекательной и доступной форме. Автор отмечает, что занятия эстетической гимнастикой помогают развить крепкую физическую форму, хореографические способности, гибкость и подвижность в суставах под руководством опытных тренеров по данному виду спорта. Эстетическая гимнастика – командный вид спорта, поэтому, помимо хорошо развитых физических качеств, девушки, занимающиеся эстетической гимнастикой, умеют хорошо и слаженно работать в команде, приобретают сильный командный дух и хороших и верных друзей на долгие годы. Также отмечается, что эстетической гимнастикой можно заниматься не только ради личного интереса и своего здоровья. Эстетическая гимнастика – молодой и развивающийся вид спорта, в котором спортсменки могут добиться профессионального успеха не только в России, но и на мировой арене.
здоровый образ жизни
эстетическая гимнастика
физическая подготовленность
развитие физических качеств
1. Вишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика – новое направление в гимнастическом спорте. Волгоград: ВГАФК, 2017. 65 с.
2. Вишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика: учебное пособие. Волгоград: ВГАФК, 2019. 124 c.
3. Вишнякова С.В., Шмадченко В.А., Крайняя Е.С., Троицкая М.Е., Шкребтиенко М.Э. Эстетическая гимнастика. Как повысить популярность вида спорта [Электронный ресурс]. URL: http://vgafk.ru/ download /autoreferats/ Esteticheskaya-gimnastikaKak-povysit-populyarnost-vida-sporta-1.doc (дата обращения: 24.07.2021).
4. Дегтярева Д.И., Турчина Е.В., Прописнова Е.П. Структура комплексов физических упражнений, основанных на средствах фитнес-аэробики, применяемых в процессе занятий в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 24–27.
5. Ильина Е. Воспитание искусством // Искусство в школе. 2019. № 1. С. 13–15.
6. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики // Информационный вестник. 2018. № 2. С. 55–59.
7. Латышев Н.Е. Физическая культура. СПб.: Питер, 2017. 145 с.
8. Морозова Л.П., Ночевная П.В. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике: учебно-методическое пособие. М., 2016. 114 с.
9. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложно координационных видах спорта (художественной, спортивной, эстетической, аэробической гимнастике) (теоретические и методические аспекты). М.: ВНИИФК, 2016. 38 с.
10. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников: монография. Волгоград: изд-во «Учитель», 2016. 238 с.

В современном мире забота о воспитании здорового поколения становится очень актуальной. Важность «здорового образа жизни» в повседневной жизни все чаще обсуждается в трудах учёных, спортсменов, исследователей. Особенно остро поднимается вопрос о формировании здоровой личности ребёнка, многие научные работы воспитательно-оздоровительного характера рассматривают гигиену обучения и воспитания школьников, валеологическую работу в школе [1]. Для формирования здоровой личности ребёнка разрабатываются программы по оздоровлению детей, привлечению широких масс к занятиям физкультурой и спортом, увеличивается количество уроков физкультуры в школах. Специалисты в области физической культуры и спорта находят новые, более эффективные и привлекательные формы занятий физическими упражнениями для предупреждения болезней цивилизации, гармонического развития личности, повышения умственной работоспособности, улучшения самочувствия школьников [2].

Одной из таких форм является эстетическая гимнастика, групповые занятия которой позволяют ей стать массовым видом спорта для девушек и видом физической культуры для женщин. Данный вид физической культуры учитывает возрастные, анатомо-физиологические и психомоторные особенности женского организма и может привлекать практически все женское население. Простота и доступность, высокая эмоциональность занятий эстетической гимнастикой могут качественно улучшать процесс физического воспитания девушек, оказывать положительное влияние как на динамику их физической подготовленности, так и на воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями в более привлекательной и доступной форме [3].

Цель исследования – изучение интереса у девочек школьного возраста к занятиям эстетической гимнастикой для спортивного совершенствования.

Материалы и методы исследования

Анализ источников, онлайн-интервью с педагогами ведущих школ по эстетической гимнастике, опрос и анкетирование девочек школьного возраста от 7 до 17 лет, методы математической статистики. Организация исследования в опросе девушек и девочек, обучающихся с 1 по 11 классы в общеобразовательных школах, в возрасте от 7 до 17 лет. Всего было опрошено 450 учащихся. Опрос состоял из нескольких вопросов, а именно:

1. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта профессионально?

2. Занимаетесь ли вы спортом или танцами для своего здоровья?

3. Знакомы ли вы с эстетической гимна- стикой?

4. Хотели бы вы заниматься эстетической гимнастикой ради личного интереса?

5. Хотели бы вы заниматься эстетической гимнастикой профессионально?

Результаты исследования и их обсуждение

Эстетическая гимнастика в России, как и во многих других странах, имеет молодую историю. Эстетическая гимнастика взяла свое начало из художественной гимнастики, акробатики, классической и современной хореографии, различных танцевальных направлений – от классического балета до уличных танцев. Можно отметить, что родоначальницей эстетической гимнастики стала Айседора Дункан, которая сняла привычную для танцев обувь и начала танцевать прямо босиком. Эстетическая гимнастика выделяется умением передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям целостность, слитность, свободу, изящество и различную эмоциональную окраску. Это молодой, но активно развивающийся в странах вид спорта [4].

Эстетическая гимнастика взяла свое начало в европейских странах еще более 100 лет назад. Зародилась она в Финляндии, где и по сей день сохранила свою популярность, как в школах, так и в высших учебных заведениях. 1 августа 2005 г. приказом № 459 Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации официально учрежден новый вид спорта – эстетическая гимнастика. Но российские спортсменки начали принимать участие в международных соревнованиях по эстетической гимнастике намного раньше и зарекомендовали себя победителями и сильнейшими командами на мировой арене. Новый импульс в развитии данного вида спорта отмечен в 2008 г. реализацией широкомасштабной программы развития и популяризации эстетической гимнастики в России. Она предусматривала глобальные изменения в организационно-управленческом сегменте, финансово-хозяйственной деятельности Всероссийской федерации эстетической гимнастики [5].

За время развития эстетической гимнастики в нашей стране российские команды побеждали на чемпионате мира, Кубке мира, занимали первые места в международных соревнованиях различного уровня и для различных возрастных групп [6].

Заниматься эстетической гимнастикой девочки начинают с трех лет. Первое время это группы общей подготовки, то есть различные общеразвивающие упражнения, знакомство с музыкой и разными ритмами, игры. Поначалу главная цель педагогов познакомить юных девочек со спортивными занятиями, заручиться доверием и привить любовь к движениям и регулярным занятиям в целом. На следующем этапе, в подготовительных группах, девочки уже знакомятся непосредственно с техникой эстетической гимнастики и со всеми ее особенностями. В завершение подготовительного этапа начинают формироваться команды. Команда состоит из 6–10 гимнасток. В детских категориях, возраста 6–8 лет, число девочек, одновременно выступающих на соревновательном ковре, может доходить до 15 человек. Гимнастки выполняют соревновательную программу под музыку. Музыка подбирается строго по возрасту. В юном возрасте предпочтения отдаются детским мелодиям из мультфильмов, в возрасте постарше уже можно использовать более глубокие и смысловые мелодии. Продолжительность музыки варьируется от 1,45 до 2,30 минут. Главная особенность эстетической гимнастики как отдельного вида спорта – это командная работа. Команды гимнасток должны работать как одно целое, как единый механизм – каждый вздох, взгляд и движение должны выполняться синхронно. Также еще одной особенностью эстетической гимнастики является ее доступность для молодого поколения. Эстетическая гимнастика, хоть и носит название «гимнастика», но тем не менее сумела сохранить свою первоначальную цель – оздоровление населения. В эстетической гимнастике от спортсменок не требуется предельной гибкости суставов, критической амплитуды и хорошо развитых силовых способностей, поэтому занятия этим видом спорта доступны девочкам и девушкам разного возраста. Если в художественной гимнастике возрастной порог для начала занятий данным видом спорта строго обозначен до 6 лет, то в эстетическую гимнастику можно прийти и начать успешно заниматься и в 7, и в 8, и даже в 9 лет. Но если уровень развития физических качеств для начала занятий не так сильно важен в эстетической гимнастике, то есть одно условие которое должно соблюдаться. Фактура девочки должна соответствовать определенным гимнастическим параметрам. Приветствуются длиннотные размеры звеньев тела, небольшая масса тела и средний рост.

Эстетическая гимнастика направлена и состоит из естественных движений тела, которые стилизованы и адаптированы для спортивной деятельности в этом виде спорта. Данный вид спорта включает в себя ряд стилизованных элементов, таких как различные изгибы тела, волны, взмахи, прыжки и равновесия, акробатика и полуакробатика. У взрослых команд допустимы поддержки одной гимнастки и различные пирамиды. Все эти движения и соревновательные элементы очень гармоничны и выполняются с естественной грацией и силой. Соревновательная программа в эстетической гимнастике выполняется в непрерывном потоке от одного движения к другому, плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости [6]. Интересная, сложная в исполнении, с элементами различных танцевальных и акробатических направлений, хореография, используемая в соревновательной программе, создает впечатление небольшого рассказа. Другими словами, гимнастки, выходя на соревновательный ковер, с помощью движений тела выражают яркую и выразительную музыку, так что зрители и судьи могут прочитать и увидеть глубокий смысл, заложенный постановщиком. Помимо интересного танца, гимнастики в этом красивом виде спорта должны показать также ряд гимнастических элементов, без которых бы потерялась вся суть спортивного состязания.

Обязательными элементами соревновательной композиции являются движения тела – в среднем 38,4 %; различные прыжки и серии прыжковых элементов – 15,5 %; равновесия и повороты, также серии равновесий – 20,2 % (табл. 1). Что в сумме составляет – 74,1 % соревновательной программы.

Таблица 1

Обязательные элементы в соревновательной композиции по эстетической гимнастике

Наименование

Обязательные элементы, содержание в соревновательной композиции, в %

1

Движения тела

38,4 %

2

Прыжки

15,5 %

3

Равновесия и повороты

20,2 %

Сумма

74,1 %

Помимо обязательных элементов в соревновательной программе по эстетической гимнастике присутствуют необязательные, но они также несут ценность по исполнению и очень важны для общего содержания программы и для ее итоговой оценки на соревнованиях [7]. Необязательные элементы содержат различные ритмические шаги, как отдельный танцевальный элемент, так и в соединении с другими движениями тела – 10,1 %; акробатика и полуакробатика – 5,4 %; движения тела и рук – 6,6 %; движения ног – 3,8 % (табл. 2). В сумме данные элементы и движения составляют 25,9 % от соревновательной программы. Вся соревновательная композиция оценивается судьями и делится на три категории – техническая ценность, артистическая ценность и исполнение. Гимнастки выполняют два выхода на соревновательный ковер, и по сумме баллов за два выступления определяется команда-победитель [7].

Таблица 2

Необязательные элементы в соревновательной композиции по эстетической гимнастике

Наименование

Необязательные элементы, содержание в соревновательной композиции в %

1

Ритмические шаги

10,1 %

2

Акробатика и полуакробатика

5,4 %

3

Движения тела и рук

6,6 %

4

Движения ног

3,8 %

Сумма

25,9 %

К движениям тела в эстетической гимнастике относят различные волны, взмахи, изгибы, расслабления и сжатия, наклоны и выпады. Для хорошего выполнения элементов и движений необходима гибкость, скорость, сила, прыгучесть, координация и вестибулярная устойчивость [8]. Также важной частью исполнения элементов у гимнасток в эстетической гимнастике является дыхание. Каждый элемент сопровождается вдохом и выдохом. Специфика дыхания во время выполнения движений телом очень сложная. Гимнастки обучаются ей уже с малых лет, с самого начала своих тренировок. Помимо этого, эстетическая гимнастика является командным видом спорта, в котором особенно значимы командная работа и единство. В эстетической гимнастике особую роль играет хореография. Хореография начинается у гимнасток с юных лет, включается в процесс тренировки и сопровождает всю спортивную карьеру. Хореография выполняет функцию равномерного развития всех групп мышц, обучает правильному дыханию, вырабатывает осанку, контролирует мимику [9]. Также в эстетической гимнастике тренеры прибегают к помощи педагогов по актерскому мастерству. Настоящие педагоги-актеры, актеры театра и кино помогают спортсменкам лучше прочувствовать свою роль в танце и тем самым добиться исполнения танца как маленького театрального представления.

Применение музыкального сопровождения на занятиях хореографией дает возможность с раннего детства приучить гимнасток слушать и понимать музыку, понимать чувство ритма и темпа, сочетать с ней свои движения [9].

Стоит отметить, что занятия и тренировки по эстетической гимнастике очень разнообразны, они не только интересны для спортсменок, но и позволяют улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма [10].

Эстетическая гимнастика очень похожа на художественную гимнастику и многие их путают, так как не знакомы с этим молодым видом спорта. Однако различия весьма ощутимы, так как в эстетической гимнастике нет предмета и это только командный вид спорта, тут нет индивидуальных выступлений. Также весьма значимая особенность эстетической гимнастики заключается в том, что здесь не требуется высокой амплитуды движений, критической гибкости или силовых качеств. Все движения направлены на естественность, а это значит, что этот вид спорта более безопасен для детского организма и женского здоровья в целом. В последние годы эстетическая гимнастика держит лидерство на мировой соревновательной арене, активно развивается в регионах страны и ближнего зарубежья. Открываются новые федерации, новые спортивные клубы, тренеры профессионально обучаются и квалифицируются. Несмотря на свою молодость и благодаря доступности эстетическая гимнастика с каждым годом завоевывает любовь и привлекает молодое поколение.

В ходе исследования были опрошены девочки и девушки, учащиеся 1–11 классов в общеобразовательных учреждениях. Всего было опрошено 450 девочек и девушек в возрасте от 7 до 17 лет. Результаты опроса представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты опроса учащихся в общеобразовательных школах (с 1 по 11 классы)

Вопросы

1–4 классы

5–8 классы

9–11 классы

1

Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта профессионально?

79 %

66 %

24 %

2

Занимаетесь ли вы спортом или танцами для своего здоровья?

12 %

25 %

45 %

3

Знакомы ли вы с эстетической гимнастикой?

69 %

57 %

56 %

4

Хотели бы вы заниматься эстетической гимнастикой ради личного интереса?

18 %

20 %

34 %

5

Хотели бы вы заниматься эстетической гимнастикой профессионально?

78 %

69 %

53 %

В результате опроса можно отметить, что учащиеся младших классов, девочки 1–4 классов, профессионально занимаются различным спортом – 79 %, ради личного интереса и здоровья – 12 %, не занимаются ни спортом, ни танцами – 9 %. Знакомы с эстетической гимнастикой 69 % девочек. Хотят заниматься эстетической гимнастикой ради личного интереса – 18 %, профессионально – 78 %, не хотят заниматься – 4 %.

Учащиеся средних классов, девочки 5–8 классов, профессионально занимаются различным спортом – 66 %, ради личного интереса и здоровья – 25 %, не занимаются ни спортом, ни танцами – 9 %. Знакомы с эстетической гимнастикой – 57 % девочек. Хотят заниматься эстетической гимнастикой ради личного интереса – 20 %, профессионально – 69 %, не хотят заниматься – 11 %.

Учащиеся старших классов, девушки 9–11 классов, профессионально занимаются различным спортом – 24 %, ради личного интереса и здоровья – 45 %, не занимаются ни спортом, ни танцами – 31 %. Знакомы с эстетической гимнастикой 56 % девушек. Хотят заниматься эстетической гимнастикой ради личного интереса – 34 %, профессионально – 53 %, не хотят заниматься – 13 %.

Заключение

Эстетическая гимнастика – очень молодой вид спорта; во многих уголках нашей страны она или еще только развивается, или никому не известна и еще не открыла свои двери для юных спортсменок. Но тем не менее уже сейчас можно отметить возрастающую с каждым годом популярность этетической гимнастики и ее большую перспективу как самостоятельного вида спорта.

Главная особенность эстетической гимнастики – это показать через движения тела характер, мысль, красоту, чувства. Для спортсменок важно иметь хореографическую подготовку, артистичность, музыкальный слух и чувство партнера. Регулярные тренировки оттачивают исполнение каждого элемента, отрабатывают абсолютное единение с музыкой.

По результатам опроса можно отметить, что эстетическая гимнастика популярна и имеет большой спрос и интерес среди девочек младшего школьного возраста, а именно с 1 по 4 классы и составляет 78 %, среди учащихся средних классов, девочек 5–8 классов, интерес к профессиональному занятию эстетической гимнастикой составляет 69 %, среди учащихся старших классов, девушек 9–11 классы – 53 %.

Очень важно ориентировать как родителей, так и их детей, занимающихся эстетической гимнастикой, на формирование определенных взглядов и правильного отношения к данному виду спорта и рассматривать занятия эстетической гимнастикой как первые шаги к профессиональному спорту.


Библиографическая ссылка

Гусева Е.В., Загревский О.И. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕВОЧЕК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 176-180;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38799 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674