Онлайн-курс – быстро развивающийся элемент онлайн-образования, на который имеется большой спрос среди потребителей образовательных услуг. Как и онлайн-образование в целом, курсы имеют государственную поддержку и финансируются крупными компаниями и ведущими университетами.
С распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) онлайн-обучение переместилось с периферии в основное русло образования. ИКТ улучшили качество и возможности онлайн-доставки образовательного контента. Онлайн-сети используются в качестве учебных пространств; они гибки, доступны и, что наиболее важно, потенциально открыты. Развитие интернет-услуг в образовательной среде приводит к появлению нового элемента дистанционного электронного образования – массовых открытых онлайн-курсов (МООК) (англ. massiveopenonlinecourse – МООС).
В рамках исследования выделим существующие виды массовых онлайн-курсов и типы интеграции МООК в учебный процесс на основе практики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Обозначим основные преимущества и ограничения использования МООК в учебном процессе.
Материалы и методы исследования
В ходе работы над статьей были использованы данные научных публикаций, нормативных документ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, официальных сайтов электронных платформ, а также результаты опроса преподавателей ННГУ им. Н.И. Лобачевского, проходивших обучение на курсах повышения квалификации по программе «Создание онлайн-курсов в формате МООК» (https://mooc.unn.ru/course/view.php?id=71) на платформе «Открытые онлайн-курсы университета Лобачевского» (mooc.unn.ru).
МООК и обучающие платформы
«Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – это электронные учебные курсы, выложенные на образовательной платформе в Интернете и предназначенные для большого числа слушателей» [1]. Перейдем к расшифровке аббревиатуры. Массовый – значит для расширенной аудитории, включающий формат больше, чем может вместить самый большой конференц-зал; открытый – не имеет ограничений по доступу, верхнего порога возраста слушателя, привязанности к территории; онлайн – с использованием информационно-коммуникативных технологий; курс – структурированный учебный материал, размещенный на электронной странице.
Общий объем мирового рынка онлайн-образования, по оценкам экспертов, в 2020 г. составил $222 млрд, а в 2019 г. оборот измерялся суммой $205 млрд [2]. Динамика роста объемов рынка, по прогнозам специалистов, сохранится. На данный момент лидерами по количеству обучающихся в системе открытого электронного образования в цифровой среде являются США, Латинская Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, о чем свидетельствуют данные количества слушателей на иностранных платформах (Coursera, Edx, FutureLEarn, Khan Academy, Udacity, Udemy), представленные в таблице [1].
Международные образовательные платформы
Название платформы |
Количество слушателей, млн человек |
Темп роста количества слушателей, % |
|
2019 г. |
2020 г. |
||
Coursera www.coursera.org |
8 |
31 |
387,5 |
Edx www.edx.org |
5 |
10 |
200 |
Future Learn www.futurelearn.com |
1,3 |
5 |
384,62 |
Class Central www.classcentral.com |
0,35 |
0,8 |
228,57 |
Российский рынок онлайн-образования не отстает от мировых тенденций. В 2014 г. Правительство РФ и Министерство науки и высшего образования объявили о необходимости формирования системы открытого образования, и была создана Национальная платформа открытого образования (НПОО). Образовательные курсы, размещенные на НПОО, находятся в бесплатном, свободном доступе и не требуют специального базового образования для начала обучения. Единственным условием получения сертификата, необходимого, например, для перезачета дисциплины при получении высшего образования (специалитет, бакалавриат), является выполнение всех контрольных мероприятий курса (тестов, задания, практических работ) с идентификацией личности слушателя и контролем условий их прохождения. Кроме этого, данные курсы, в отличие от других МООК, имеют еще ряд существенных отличий:
1) курс создается на основе требований ФГОС ВО;
2) курс нацелен на формирование результатов обучения, заложенных в образовательных программах, реализуемых в образовательных организациях;
3) курс проектируется таким образом, что достигаются высокие результаты всех видов деятельности обучающихся, и, как следствие, повышается качество онлайн-курса и обучения в целом.
На данный момент платформа объединяет 16 ведущих университетов нашей страны и обучает 1 770 000 слушателей по 9 направлениям подготовки на 730 курсах [3].
Также многие ведущие университеты нашей страны и отдельные образовательные организации предлагают свои МООК на собственных сайтах или самостоятельных сайтах курса.
Разновидности массовых открытых онлайн-курсов
Хотя буквы в аббревиатуре MOOК представляют одну основную форму, существует два разных типа MOOК в зависимости от используемого педагогического подхода. В cMOOК используется децентрализованный подход, ориентированный на учащегося; xМООК характеризуется принципом преподавания и обучения, ориентированного на учителя; гибридные МООК используют более прагматичный подход, объединив два предыдущих подхода, разнообразив возможности обучения и охватив более широкую аудиторию [4].
При анализе научной литературы по данной теме [5–8] было выявлено, что на данный момент имеется еще ряд разновидностей онлайн-курсов. Один из них, «SPOC (англ. Small Private Online Course) – это тип онлайн-курса, когда обучение проходит в небольших группах» [5]. Чаще всего обучение на курсах платное с ограниченным числом слушателей. Следующий вид онлайн-курсов – это hMOOК, позволяющие организовать обучение студентов с использованием МООК, синхронизировав его с учебным планом образовательной организации. Поэтому данный формат используется в качестве открытых ресурсов при преподавании внутри университета и в его филиалах.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского развивает свой портал «Открытые онлайн-курсы университета им. Н.И. Лобачевского» (mooc.unn.ru), на котором представлено более 40 курсов для студентов университета, а также всех желающих обучаться дистанционно. Представлены курсы для бакалавриата и магистратуры по учебным планам различных специальностей, а также для абитуриентов и слушателей курсов повышения квалификации. Открытая образовательная платформа ННГУ создана на основе LMS Moodle; курсы, представленные на портале, относятся к формату «сМООК».
В ННГУ также развита и внутренняя электронная образовательная среда, в частности имеется Система электронного обучения ННГУ (e-learning.unn.ru), на которой базируются дистанционные курсы преподавателей, относящиеся к формату «хМООК».
В последние годы возрастает интерес слушателей, желающих обучаться дистанционно на курсах у преподавателей ННГУ, и это не только обучающиеся образовательных учреждений, но и желающие получить дополнительные знания, например абитуриенты или слушатели курсов повышения квалификации. Пандемия COVID-19 подтолкнула Университет активизировать разработку МООК для внешних слушателей. За весну 2021 г. были разработаны курсы не только для бакалавриата и магистратуры, но и для абитуриентов, в том числе и для иностранных слушателей. Многие преподаватели, которые имели свои дистанционные курсы во внутренней образовательной среде, переработали их под формат МООК. Это ускорило процесс создания МООК и облегчило взаимодействие с обучающимися.
Учитывая практику использования МООК в ННГУ за последние годы, мы можем выделить два типа интеграции МООК в образовательный процесс.
1. Смешанный формат обучения.
В вузах существует несколько форматов смешанного обучения с использованием массовых курсов, которые отличаются алгоритмом взаимодействия преподавателя со студентом и студента с контентом МООК. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского студенты проходят МООК для получения сертификатов, но при этом обязательно посещают лекционные, практические, семинарские занятия. Сертификат, в котором указан средний балл за прохождение курса, позволяет получить перезачет.
2. Замена части очных курсов на МООК.
Этот тип реализуется как при индивидуальном обучении студента, так и на уровне институтов или факультетов университета в целом. Вместо очного обучения студент может проходить рекомендованные МООК по соответствующим дисциплинам в следующих случаях: студент переводится с одной специальности на другую; выходит из академического отпуска; переводится из другого вуза и есть необходимость в реализации разницы дисциплин учебного плана. Основным требованием для перезачета является получение сертификата об успешном прохождении курса. Многие курсы заканчиваются процедурой итогового испытания с прокторингом (процесс идентификации личности), чтобы исключить недобросовестное прохождение курса.
На уровне институтов или факультетов в учебный план образовательной программы включается МООК, разработанный преподавателем вуза. При этом все студенты проходят обучение на рекомендованных курсах.
На данный момент в ННГУ распространена практика использования в образовательном процессе МООК, которые разработаны нашими преподавателями, что снимает проблему организации, сопровождения, оплаты обучения на МООК. Сопровождение включает в себя решение технических проблем, возникающих у студентов; проведение итогового испытания с идентификацией личности (прокторинга); общения со студентами по различным возникающим вопросам.
Для успешного внедрения МООК в образовательный процесс необходимо выполнение ряда условий обеспечения организации дистанционного обучения. И первым условием мы выделяем наличие подготовленного кадрового состава к реализации обучения в онлайн-среде. Для преподавателей ННГУ на протяжении последних лет проводились курсы повышения квалификации в области онлайн-образования в офлайн-формате. Весной 2021 г. данные курсы были переведены в онлайн-формат, в частности онлайн-курс «Создание онлайн-курсов в формате МООК». Обучение для сотрудников ННГУ было бесплатным, выпускники этой программы получили удостоверение о повышении квалификации. В первом потоке обучение прошли 172 преподавателя ННГУ.
По окончании прохождения курса был проведен опрос, который включал в себя 25 вопросов. Вопросы были направлены на оценку не только качества данного онлайн-курса, но и на оценку отношения преподавателей к онлайн-образованию, онлайн-курсам и МООК в частности. Для оценки была выбрана пятибалльная шкала, где «1» – неудовлетворительное отношение, а «5» – положительное отношение, желание создать курс и применять его в учебном процессе.
Для примера приведем две диаграммы. Первая характеризует отношение слушателей к качеству образовательного контента на данном МООК. Большинство опрошенных поставили наивысшую оценку, что позволило нам сделать вывод о положительном отношении к получению новых, необходимых в современных условиях знаний и умений по созданию МООК (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма ответов на вопрос: «Возможность применять полученные знания на практике»
Рис. 2. Диаграмма ответов на вопрос: «Что вызвало у Вас значительные затруднения при обучении на данном курсе?»
Вторая диаграмма описывает затруднения, которые возникли при обучении на данном МООК: нехватка навыков работы на платформе, в оболочке LMSMoodle и проблемы с организацией собственного времени (рис. 2).
Полученная информация использовалась при переработке данного онлайн-курса и для улучшения качества содержания.
Второе условие – это администрирование процесса внедрения МООК в образовательную систему. В университете создан Центр развития открытого и онлайн-образования (ЦРООО), сотрудники которого обеспечивают обучение преподавателей в области онлайн-образования, сопровождение процесса создания МООК, техническую поддержку и сопровождение образовательного процесса, мониторинг обучения и выгрузку результатов прохождения МООК обучающимся (просмотр видеолекций, прохождение тестов, выполнение практических заданий с самостоятельной проверкой и т.д.). ЦРООО занимается сопровождением заключения договоров с другими вузами, если они используют наши курсы или мы используем курсы этого вуза. На данный момент дорабатывается нормативная база о выплате гонорара авторам курса при использовании его другим вузом. Также для организации обучения на онлайн-курсе в университете разрабатывается положение о МООК, в котором будет прописана вся схема работы с МООК: структура МООК, авторские права, процедура перезачета результатов освоения курса, требования к сертификатам обучения.
Таким образом, в Университете выстраивается система подготовки кадрового состава для создания МООК и идет процесс администрирования внедрения МООК в образовательную систему.
Результаты исследования и их обсуждение
Переход из формата «классического» университета к университету с дистанционным электронным обучением через онлайн-режим оказывает значительное влияние на образовательный процесс. На данный момент не получены надежные данные об эффективности формата МООК, но онлайн-курсы активно входят в нашу жизнь повсеместно. В нашем вузе пока используются только две формы интеграции МООК в образовательный процесс, но анализ опыта интеграции МООК в вузах нашей страны и за рубежом позволил выявить еще один тип – создание программы онлайн-магистратуры, в которой все курсы читаются в формате МООК [9]. В ННГУ пока такой формат распространения не получил. Это связано с отсутствием полноценной практики внедрения МООК в учебный процесс. Мы находимся на начальном этапе и решаем правовой и финансовый вопросы внедрения МООК. При этом мы создаем курсы, которые должны вовлекать и удерживать обучающихся на всех этапах обучения, справляться с увеличением рабочей нагрузки и производительности при добавлении слушателей. На этапе сопровождения проводим выявление случаев сбоев в работе, недостатков эксплуатации МООК, неточности методических материалов и т.д. [10].
В ходе внедрения выявляются плюсы, такие как облегчение организации ликвидации задолженностей студентов через МООК, увеличение вариативности учебного плана. Но встретились и трудности, такие как отсутствие единого стандарта по организации обучения и оценки качества МООК. Не рассчитана экономическая целесообразность внедрения массовых онлайн-курсов в учебный процесс. Также надо понимать, что не все дисциплины можно перевести в формат МООК.
Заключение
Онлайн-среда уже является неотъемлемой частью нашей жизни. В ходе интеграции массовых онлайн-курсов в систему высшего образования изменяются традиционные формы обучения. Таким образом, можно заключить, что при внедрении новых образовательных технологий всегда возникают проблемы, решение которых приводит к формированию особой цифровой образовательной среды, позволяющей повысить эффективность достижения результатов и качества обучения.
Библиографическая ссылка
Винник В.К., Тарасова Е.В., Воронкова А.А., Павлова И.А. МАССОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ – НОВАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 170-175;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38798 (дата обращения: 21.11.2024).